Урок "Устаревшие слова" в 6 классе
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Проскурнина Мария Александровна

Урок разбаботан для 6 класса по рекомендации Ладыженской Т.А. В его основе не только базисные знания по теме, но и углубление материала, предпологается выход на этимологию, словообразование, морфемику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustarevshie_slova.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Устаревшие слова

(урок – закрепление)»

Технологии: технология проблемного обучения, игровые технологии

Учитель: Назаренкова М.А.

Урок по программе «Русский язык, 6 класс по учебнику «Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч. / Ладыженская Т.А., Баранов М. Т и др. – М.: Просвещение, 2013».

Класс: 6Б класс.

Дата: 08. 10.2014

Тема «Устаревшие слова»

Тип урока: урок-закрепление

Цели и задачи:

  1. совершенствование умения различать группы слов в тексте (архаизмы, историзмы, неологизмы);
  2. расширить представление о научной картине мира;
  3. отработать навыки синтаксического разбора;
  4. формирование навыка взаимопроверки;
  5. развитие речи: умение формулировать вопросы, давать четкие определения;
  6. создание положительного фона на уроке.

Этап

Время

Действие учителя

Предполагаемые действия учеников

Что формируется? Для чего?

Постановка темы, задач, психологическая подготовка

3 минуты

Поздороваться, предложить сесть ученикам, написать на доске тему урока.  

Поздороваться, приготовиться к уроку, написать в тетрадях число и тему.

Создать рабочую обстановку, установить контакт с аудиторией. Создать положительный фон для работы.

Повтор пройденного материала (средний уровень)

7 минут

Проверка домашнего задания. Опрос проходит в следующей форме: 3 ученика вызываются к доске, остальные задают им вопросы по теме «Лексика».

Оценить знания отвечающих и тех, кто наиболее активно задавал вопросы.

«Вам на дом было задано посмотреть упражнение 78, а именно, найти и выписать 4-5 слов с пометой «устаревшее». Петя, прочитай, пожалуйста, из своих слов сначала историзмы. В какую эпоху могли употребляться эти слова? (это вопрос возможен, если там идет речь о царской России или о советском периоде) Катя, прочитай примеры архаизмов, найди синоним к каждому (кстати, Саша (я бы обратилась к ученику, который задавал вопросы, но мало, чтоб в конце урока оценить его работу), ты можешь напомнить, что такое «синоним»?)

Предполагаемые вопросы: Что такое «лексика»? Что такое «лексическое значение»? Что такое «многозначность»? Приведите пример многозначного слова. В каких словарях мы можем уточнить значение слов? Что такое «заимствования»? Приведите пример.  Какие слова являются «устаревшими»? Приведите пример. Что такое «историзмы»? Чем они отличаются от «архаизмов»? Приведите пример. Как в словарях отмечают, что слова устаревшие? Что такое «неологизмы»?

Ученики читают слова, поясняют их, раскрывают их значение.

Узнать уровень освоения знаний по теме, повторить материал, закрепить. Формирование навыка взаимопроверки. Развитие речи: умение формулировать вопросы и давать четкие определения.

Повтор изученного материала (сложный уровень)

17 минут

Сейчас мы уже на примере посмотрим, сколько можно найти устаревших слов в 4 строчках. Витя, прошу к доске. Итак, великий и любимый нами А.С.Пушкин, отрывок из стихотворения «Пророк»:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей». Отойди, пожалуйста, есть ли у класса вопросы по орфографии, может быть замечания? Найти тут устаревшие слова. Поясни их значение.

Какие это группы слов: архаизмы или историзмы?

Разберем это предложение синтаксически, подчеркнем основу. Простое это предложение или сложное?

Молодец, Витя, садись (+оценка).

Давайте подумаем, зачем автор использует столько устаревших слов? Где мы можем их увидеть? Какую роль они играют?

Витя пишет на доске, остальные в тетради. «Виждь», «внемли», «глагол». «Смотреть и видеть, осмысливать» (предполагаю, понадобиться помощь учителя в пояснении), «слушай и осмысливай», «словом». Предложение повествовательное, невосклицательное. Сказуемые «восстань», «виждь», «внемли», «исполнись», жги», выражены глаголом. Предложение простое, осложненное. Есть обращение «пророк».

Встречаем мы устаревшие слова в текстах художественной литературы, где авторы используют их для описания исторической эпохи, возвышенности звучания, более эмоционального описания.

Закрепить лексические единицы, расширить кругозор, научную картину мира, отработать навыки синтаксического разбора. Формирования навыка взаимопроверки. Формирование речи, четкого объяснения.

Повтор изученного материала. Кроссворд. Изучение новых слов (словарные слова)

12 минут

«Чтоб немного отдохнуть, давайте разгадаем кроссворд (нарисован на доске). Тут есть и архаизмы, и историзмы, и неологизмы. Помните, что работа на уроке оценивается. Итак, 1. Актер на комических ролях. Еще есть такой театр «Приют…» Что это у нас: архаизм, историзм, неологизм? 1-по вертикали: старинные воинские доспехи в виде рубашки из колец. Это у нас…? 2.Подруга молодого человека, с которым она встречается, поддерживает тесные отношения. Какое это слово? Что можно еще про него сказать, с какого языка оно заимствованно? 3. Древнее слово «можно»? Оно у нас сохранилось с отрицательной частицей. 4. Военный в царской армии на букву «г». 5. Назойливый журналист-фотограф, проникающий в частную жизнь знаменитостей. 6. Часть государства в царствование Ивана Грозного, находившаяся в непосредственном управлении царя, да и само правление этого времени. 7. Устаревшее название пальца. Какое однокоренное слово (с точки зрения его истории) осталось в современном языке? 8. Древний нацарапанный рисунок на стенах зданий, сосудах или рисунок на стенах зданий, выполненные углем, мелом, красками, или стиль молодежной моды: одежда, украшенная печатными рисунками. Сколько значений я имеет это слово (я их всех перечислила)? В каких значениях это слово можно отнести к неологизмам.

Уверенна, в словах «комедиант», «папарацци» и «граффити» вы бы совершили ошибки, так что давайте запишем их словарик и выучим их к следующему занятию, дома выпишите значения слов из словарей.

1. «Комедиант». Архаизм, потому что можно подобрать синоним «актер», «комик». 1-по вертикали: «Кольчуга». Это историзм, т.к. слово ушло из нашего обихода вместе с предметом, которым оно обозначает. 2. «Герлфренд». Неологизм, с английского. 3. «Льзя». Это архаизм, т.к. уже в задании синоним «можно».  4. «Гусар». Это историзм. 5. «Папарацци» Это неологизм. 6. «Опричнина», историзм. 7. «Перст». Это архаизм. «Наперсток». 8. «Граффити». 3 значения, но только во 2-м и в 3-м — неологизмы.

Закрепление материала, отработка навыков. Развитие речи в виде подбора синонимов и точного пояснения своего выбора (это архаизм, так как…). Расширение научной картины мира (орфография).

Подведение итогов.

5 минут

Итак, мы сегодня весь урок занимались посторенние пройденного материала, если есть вопросы — задавайте! Мы постарались отработать умение быстро и «безболезненно» находить устаревшие слова и неологизмы. Кроме того, в словарике появились слова «комедиант», «граффити» и «папарацци», правильно? У всех записано? Их написание мы тоже учим. Ну а письменно мы делаем упражнение 81: придумываем заглавие, списываем (обратите внимание! списываем весь текст!), смотри в словаре значение всех неизвестных слов, выделяем устаревшие. И обратите внимание на цифру «1» у слова «свою», т.е. делаем и фонетический разбор.

Все молодцы. Отметим работу Саши, Даши, Паши, которые, по-моему, заслужили «5», согласны? Все остальным следует быть более активными, но я в целом очень довольна. Можно подойти с дневниками.

Записывают домашнее задание, подходят с дневниками.

Поощрение, создание положительного фона, домашнее задание для повторения и и закрепления материала (с использованием дополнительной литературы, словаре — не особо сложное).  

К

о

м

е

д

и

а

н

т

О

г

е

р

Л

ф

р

е

н

д

л

Ь

з

я

Ч

о

г

У

п

е

р

с

т

Г

у

с

а

р

а

А

и

ф

ч

ф

н

и

п

а

п

а

Р

а

ц

ц

и

т

н

и

а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Презентация "Лишь слову жизнь дана..."(Слово о словарях) для 7 класса

Презентацию "Слово о словарях" можно применять на уроках русского языка для знакомства учащихся5-8 классов со словарями разных видов. Презентация  познакомит с авторами словарей и историей их соз...

Урок русского языка в 6 классе на тему: «Общеупотребительные слова. Диалектные слова».

ЦЕЛЬ УРОКА: повторить, обобщить знания учащихся по теме «Лексика», полученные в 5 классе. Формирование знаний об общеупотребительных и диалектных словах, привитие навыков находить данные слова  в...

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....