БСП9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Ергалимова Гульжан Сакеновна

Разработка итогового урока по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл БСС 9класс36.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Бессоюзное сложное предложение.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний.

Цели:

  • Образовательные:
  • систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
  • совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;
  • углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.
  • Развивающие:
  • развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
  • развивать умения создавать схемы БСП;
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
  • Воспитательные:
  • воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
  • воспитывать интерес и любовь к русской и зарубежной литературе.

Методы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся:
  • репродуктивный,
  • частично-поисковый,
  • объяснительно-иллюстративный,
  • исследовательский;
  • по степени активности учащихся:
  • конструктивные,
  • творческие;
  • по источнику знаний:
  • словесные,
  • практические,
  • наглядные,
  • по стимулированию и мотивации:
  • познавательные,
  • социальные,
  • эмоциональные;
  • по мыслительной деятельности:
  • индуктивные,
  • дедуктивные,
  • аналитические,
  • сравнения,
  • классификации материала;
  • по контролю и самоконтролю:
  • устный,
  • письменный,

Формы организации познавательной деятельности учеников:

  • индивидуальные,
  • фронтальные,
  • групповые.

Оборудование и наглядные пособия:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие

Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.Слайд 1

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

 - Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

 - Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

 -  Нам  на уроке потребуются ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.

 II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях.

Слайд 2 – тема урока.
Слайд 3 –  цели работы: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:

  • характер смысловых отношений между частями БСП;
  • навыки постановки знаков препинания в БСП;
  • умение строить схемы БСП;
  • умение заменять сложные союзные пд синтаксическими синонимами.

III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений

  1. ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ групповая

Слайд 4

Задание: пользуясь теоретическим материалом учебника,  аргументируйте : почему в данном БСП предложении обозначен именно этот знак препинания;Слайд

2) Устная работа по группам: конкурс «Кто быстрее?»

– По графическому изображению определите вид сложного предложения.
– Придумайте предложение по схеме:

Слайд 5

Первая команда:

1. [     ], (чтобы)
2. [     ] : [причина].
3. [туда], (откуда).
4. [     ] – [ быстрая смена событий].
5. [     ], [     ], [     ].
6. (Если), [     ].

Вторая команда:

1. [     ], однако [     ].
2. [     ] : [     ], [     ].
3. Либо [     ], либо [     ].
4. (Когда), [     ].
5.  [ время    ] – [     ].
6. [ условие    ] – [     ].

Слайд 6

Алгоритм анализа БСП:

  • найти грамматические основы;
  • определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;
  • поставить необходимый знак препинания;
  • построить схему БСП.

2) Самостоятельная работа на индивидуальных карточках (по числу учеников).

Объяснение порядка выполнения работы:

  • подписать карточку;
  • вставить необходимые знаки препинания между частями БСП;
  • построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП.

(Приложение 1)

Вариант 1

1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.

          последовательность событий
          [  ], [  ], [  ].

2. Служить бы рад –  прислуживаться тошно.

          противопоставление
          [  ] – [  ].

3. Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников.

          пояснение
          [  ] : [  ].

4. Алешка поднялся –  заря ещё занималась.

          время
          [  ] – [  ].

5. Он поднял глаза: маленькое облачко неслось по небу.

         дополнение
          [  ] : [  ].

Вариант 2

1. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

          пояснение
          [  ] : [ 
http://festival.1september.ru/articles/620002/img2.jpg и http://festival.1september.ru/articles/620002/img2.jpg ].

2. За всё браться – ничего не сделать.

          условие
          [  ] – [  ].

3. Я понимал: выручить нас может только случайность.

          дополнение
          [  ] : [  ].

4. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

          быстрая смена событий
          [  ] – [  ].

5. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

          последовательность событий
          [  ] , [  ].

Вариант 3

1. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.

          причина
          [  ] : [  ].

2. Скучно тебе жить – займись чем-нибудь.

          условие
          [  ] – [  ].

3. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

          пояснение
          [  ] : [  ].

4. Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.

          последовательность событий
          [  ], [
http://festival.1september.ru/articles/620002/img4.jpg и http://festival.1september.ru/articles/620002/img5.jpg ].

5. Вот затрещали барабаны –  отступили басурманы.

          быстрая смена событий
          [  ] – [  ].

Вариант 4

1. Всё так четко, ладно – душа радуется.

          вывод
          [ 
http://festival.1september.ru/articles/620002/img2.jpghttp://festival.1september.ru/articles/620002/img2.jpg ] – [  ].

2. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

         последовательность событий
         [  ], [  ].

3. Закуковала кукушка – сей ячмень.

         время
          [  ] – [  ].

4. Печален я: со мной друга нет.

          причина
          [  ] : [  ].

5. По горизонту лежал сероватый туман: предвестник суховея.

          пояснение
          [  ] : [  ].

Вариант 5

1.  Грустные мысли бродили у меня в голове, отец тоже был печален.

           одновременность событий
          [  ], [  ].

2. Ехал сюда – рожь только начинала желтеть.

          время
          [  ] – [  ].

3. Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине.

          дополнение
          [  ] : [  ].

4. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.

          причина
          [  ] : [  ].

5. Лугин слушал-слушал – ему стало грустно.

          следствие
          [  ] – [  ].

Вариант 6

1. Однако пора спать: уже без четверти шесть.

          причина
          [  ] : [  ].

2. Упустишь минуту – потеряешь час.

          условие
          [  ] – [  ].

3. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгой.

          последовательность событий
          [  ], [  ].

4. Знаю батька: на сынишку издержал последний грош.

          дополнение
          [  ] : [  ].

5. Раздался выстрел – зверь упал.

          быстрая смена событий
          [  ] – [  ].

3) Взаимопроверка правильности выполнения задания

– Обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте их, выставите оценку и сдайте учителю.
(Приложение 2)

Слайд 7   Ключи ответов по вариантам и нормы оценки.

V.  Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике

1) Устная работа с текстом:

– Выразительно прочитайте текст (Приложение 3).
– Определите виды сложных предложений в тексте.

Слайд 8

Схватка с медведем.

Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. СПП  Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! ССП Медведь заревел от боли. Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. СПП Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода.СПП Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. СПП А этот медведь никак этого не мог,  поэтому он погиб голодной смертью. СПП
С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня.

2) Литературная справка:

Слайд №9

– Вы знаете, приключения какого героя здесь описаны?
– Конечно, барона Мюнхгаузена!

Интересно, что в основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно живущего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена.
Он был военным, некоторое время служил в Росси, воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения.
Осталось тайной, сам ли барон записал свои рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе обработал эти рассказы и издал их. Впоследствии к ним были присоединены фантастические рассказы других писателей о приключениях Мюнхгаузена. Но автором книги принято считать Рудольфа Эриха Распе.

3) Письменная работа с текстом:

– В тетрадях для контрольных работ запишите название текста.
– Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные, где это возможно, и запишите их; определите смысловые отношения и поставьте соответствующие знаки препинания.

Слайд 10

Схватка с медведем

Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. (Быстрая смена событий) Он хотел растерзать меня в одно мгновение – (= но) я сильно сжал его передние лапы. (Противопоставление)  Я знал: (= что) он немедленно растерзает меня, (дополнение) если я отпущу его. Да, он умер от голода: (= потому что) медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (Причина) А этот медведь никак этого не мог – (=поэтому) он погиб голодной смертью. (Следствие)

VI. Заключительная проверка знаний/ Домашнее задание

1) Письменная работа в тетрадях/Домашняя работа

Выполните самостоятельную/домашнюю работу по вариантам.

Объяснение порядка выполнения работы:

  • в тетрадях для контрольных/домашних работ записать вариант своей работы,
  • выполнить пять заданий работы

(Приложение 4)

Первый вариант

1) Укажите бессоюзные сложные предложения.

  1. Вихри враждебные веют над нами темные силы нас злобно гнетут.
  2. Мы с тобой в Сибирь уедем жить вместе чудеса творить.
  3. Родина будь спокойна дети отцов достойны.
  4. Вновь надо мною сияют приметы тех лет красные лозунги красные цифры побед.
  5. Равнодушие это паралич души преждевременная смерть.

2) Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно  поставить запятую.

  1. Синеет даль гудят проселки.
  2. Обычной чередою идет косьба хлеба не будут ждать!
  3. Пахнет в хате квашней и дымом а за порогом бурлит весна.
  4. Расступается медленно мрак на березах колышутся ветки.
  5. Погляди в свое окно все на улице красно.

3) Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире.

  1. Спать ложился дядя Степа ноги клал на табурет.
  2. Прочти гайдаровский рассказ и оглянись вокруг живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.
  3. Мы живем в одной квартире все соседи знают нас…
  4. Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе и все за одного.
  5. Дворник радио включает птицы слушать не дают.

4) Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить двоеточие.

  1. Вышла Лидочка вперед Лида прыгалку берет.
  2. Тут прохожим не пройти тут веревка на пути.
  3. Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик.
  4. На окне лежало мыло он сказал что это хлеб!
  5. Не будут пятки белые они же загорелые!

5) Вставьте пропущенные буквы. Найдите соответствия.

  • амф…театр
  • кл…ше
  • п…лисадник
  • экспре…ия
  • ф…льетон
  • за…вление
  1. небольшой огороженный садик перед домом
  2. художественно-публицистический газетно-журнальный жанр острокритического содержания
  3. письменная просьба о чем-нибудь
  4. яркое, сильное выражение чувств, переживаний, настроений
  5. места для зрителей
  6. стереотипное выражени

Второй вариант

1) Укажите бессоюзные сложные предложения.

  1. Будем мы на страже мира стоять порох свой сухим держать!
  2. Солнце нас било горячими стрелами град пулеметов строчил.
  3. Способ быть счастливым в жизни есть быть полезным свету и в особенности Отечеству.
  4. Мне нравится обыденная речь слова простые хлеб, вода, поленья.
  5. Быть мудрым это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека.

2) Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить запятую.

  1. Далеко сияют розовые степи и широко синеет тихая река.
  2. Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.
  3. Кланяются песне тополя и замирают вербы над рекою.
  4. Переулок стал казаться мне очень уютным век бы здесь прожил.
  5. Средь елей образовалась огромная заводь в ней отражается утро.

3) Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире.

  1. Друге дети учатся я сплю до десяти.
  2. Заранее все было решено у школьников собрание топот у них кино.
  3. Мы кричали три часа потеряли голоса.
  4. Третий день болит душа не могу поймать ерша.
  5. Зайку бросила хозяйка под дождем остался зайка.

4) Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которого нужно поставить двоеточие.

  1. Он попробовал шевелить левой рукой   она не двигалась.
  2. Щеке было холодно она касалась снега.
  3. Только вижу бледный всадник опустился на траву.
  4. На деревне было пусто и тихо из труб где-то курился дымок.
  5. И каждый знал дорога к ней ведет через войну.

5) Вставьте пропущенные буквы. Найдите соответствия.

  • инд…катор
  • экспре…ивность
  • реф…рат
  • с…циальный
  • д…фрагма
  • а…тоб…ография
  1. краткое изложение содержания научной литературы
  2. прибор, устройство, вещество, отображающее изменения в течение какого-либо процесса
  3. сухожильно-мышечная перегородка или непроницаемая перегородка (для света)
  4. описание своей жизни
  5. яркая, сильная выразительность эмоции
  6. порожденный условиями общественной жизни

VII.  Итоги урока

1)  Объявить оценки ученикам за устную работу на уроке и за первую самостоятельную работу (на карточках).

2) Собрать тетради для контрольных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....