Урок по развитию речи в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Сочинение по картине А.К.Саврасова Грачи прилетели

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_po_kartine_a.k.savrasova_grachi_prileteli.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

              Сочинение по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»  

              Урок рассчитан на 2 часа

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1. Знакомство  учащихся с творчеством художника и  историей создания картины.
  2. Формирование умения устанавливать смысловые ассоциации и находить поэтическое сходство  между стихами о весне и картиной А.К.Саврасова
  3. Формирование умения отбирать речевые средства, составлять  текст – описание в определенной композиционной форме с использованием  в речи распространенные предложения с однородными членами.
  4.  Формирование умения понимать авторский замысел картины,  видеть, ощущать задушевную красоту родной русской природы.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса учащихся
  2. Развитие наблюдательности, мышления, умения сравнивать и анализировать картину.

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к родной природе, родному языку.

Оборудование:   у учащихся – репродукция картины, листы-помощники, памятки, учебник русского языка для 9 класса

                             у  учителя – портрет А.К.Саврасова, мультимедийный проектор, ноотбук.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Психологическая подготовка к уроку.

            Речёвка.

Он твой наставник. Он твой учитель.

Он переводчик. Он проводник.

Хочешь грамотным быть и ученым,

Выучи русский язык.

      Проверьте, всё ли готово к   уроку.   Листы- черновики для записи всего, что может вам пригодиться при написании сочинения.

                       III.   Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из картин Алексея Кондратьевича Саврасова Эту картину показали на первой передвижной выставке, и она была встречена с восторгом. Перед тем, как покинуть выставку, многие зрители снова и снова подходили к куртине Саврасова. О неё словно веяло пробуждением природы. Художник Крамской объяснил, почему картина оказалась лучше всех других: у других художников тоже есть деревья, вода и даже воздух, но не более, « а душа есть только в «Грачах».   Исаак Левитан продолжил : «Какая простота! Но за этой простотой  вы чувствуете мягкую,  хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко»

       Это была картина А.К.Саврасова « Грачи прилетели»

IV.Рассматривание картины.

Сейчас мы начнем работать над картиной, и вы на своих листах- помощниках делайте записи того, что на ваш взгляд пригодится для написания сочинения.

  Давайте представим себе, что находимся в картинной галерее и рассмотрим картину Алексея Кондратьевича Саврасова « Грачи прилетели».  

   Рассмотрите её в целом,  постарайтесь проникнуться её настроением. Обратите внимание на композиционное построение картины: ближний план, средний, дальний.

 Молчаливое целостное восприятие

V.Беседа по содержанию.

Любое произведение , которое мы прочитали, прослушали или посмотрели вызывает у человека какие-то чувства, настроение.

Один из журналистов сказал: « В пейзажной живописи  чрезвычайно важно, если картина даёт настроение».

- Какое настроение создает эта картина? Какие чувства она вызывает у вас?

 Учащиеся отмечают все оттенки и радостного и грустного, слегка печального настроения.   ( Картина вызывает восторг, идёт обновление, всё возрождается, эта картина гимн весне )

 

-  Можно ли назвать этот пейзаж красивым?      (Пейзаж очень скромный, простой, но очень задушевный, навевающий грусть. Всё показано с каким-то волнующим чувством.)

- Что изобразил художник на картине?

- Какой образ главный на картине?  ( Весенняя природа, грачиные гнёзда, деревья с грачами, весна, грачи)

 -  Докажите, что это весна.  Как художник показывает, что  приближается весна?    

 -  Какие характерные особенности весны передает художник?  (В полях растаял снег, обнажилась темно-бурая пропитанная влагой земля. Но нет ещё яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)

 Легкие и  зябкие березки,  стая неугомонных грачей. Темнеет и оседает снег. Плавится  в лужах корочка льда…А воздух чистый и свежий и бодрый…  Пусть всё это непышное, неказистое, но всё мое, родное… И поэтому каждый раз глядя на картину испытываешь особое  чувство – чувство родины.  

- Выделите основные детали картины.   ( Корявые березки, усеянные грачами, талый, посеревший снег, задворки села, старая церквушка)

Физкультминутка

Представьте себе, что мы очутились под этими березками. Какие звуки

 вы можете услышать?  (Крики птиц, шум воды, звон капели)

Закройте глаза и послушайте несколько музыкальных фрагментов.

Какая из мелодий на ваш взгляд наиболее подходит к картине « Грачи прилетели»

       И помните о чувствах, настроении, которые   вызывает картина.

Прослушивание мелодий  ( П.И.Чайковский. Времена года. Октябрь)

                                                (Вивальди Времена года Весна)

                                               (Э.Мариконе Медленная мелодия)

 Беседа о выборе мелодии

-Какая мелодия наиболее отражает настроение картины? Почему? Что вы слышите в этой мелодии?

Давайте побеседуем: 

  • Что изображено на переднем плане?

 Грачи – первые вестники весны. Они принесли на своих крыльях теплый  свежий      ветер, радостную суету, новые надежды. Они расселись на деревьях и без умолку твердят свою радостную весть о приближении весны.

  • Что происходит на березах?

   Чем занимаются грачи? Опишите их действия

 ( ремонтом старых гнезд, постройкой новых.

  • Что помогает почувствовать движение, которое Саврасов передает, изображаю картину весны?  

Грачи, которые летают над гнездами

  • Что вы  можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?
  • Опишите берёзки.  

(Обратите внимание, как художник тщательно прорисовал ветки встрепенувшихся, оживших от птичьего гомога и шума берез. Они как будто тянутся к небу, несмотря на тяжесть гнезд и протягивают на помощь друг другу ветки- ладошки)

  • Что изображено на заднем плане полотна? Что виднеется вдали за березами?

(Деревушка, старая церковь, бескрайние луга и поля. Художник прекрасно выразил протяженность полей: под косыми лучами неяркого солнца на черной земле выделяются узкие пласты ещё нерастаявшего снега. Это создает впечатление огромного пространства, запечатленного на полотне.

  • Всмотритесь в небо на картине.  Какое оно? Какими цветами художник изобразил небо?

( небо ещё невысокое, блеклое, с серо-голубыми облаками, светло-голубое сверху и затянутое темной полосой на горизонте)

  • Видно ли солнце на картине?
  • Посмотрите на землю. Что вы можете сказать о земле?
  • Что вы видите на снегу?  

Обратите внимание Алексей Кондратьевич прописал не только каждую веточку на дереве, но и на снегу, и на земле. Здесь и трудолюбивый грач, держащий в клюве веточку. Кажется, сейчас он взлетит и продолжит свой нелегкий труд.

  • А как Саврасов изобразил снег?

 Снег ещё не растаял, но посерел, от березок на него падают робкие тени

     ∙ Ребята, а как вы думаете, можно ли нарисовать воздух? Почему же говоря о «Грачах» один из современников отмечал, что «Картина наполнена свежим весенним воздухом». Как автор смог это передать?  

( он передал это с помощью мягкой цветовой гаммы, сдержанных светлых тонов, четкости изображения всех деталей картины)

             Давайте сейчас прищурим глазки, внимательно посмотрим на картину и попробуем увидеть и воздух, и краски неба, снега и даже настроения.

 

Как вы думаете, что хотел передать А.К.Саврасов в своем произведении?

  1. Cловарно-орфографическая и лексическая работа.

1.Сбор материала для сочинения

Вы уже делали какие-то записи.  Прочтите, что у вас есть на листах.

(Чтение учащимися набранного материала – описания.)

Продолжаем работать и набираем слова и словосочетания для  описания изображенных на картине предметов

Предмет изображения                                      Слова, словосочетания

Берёзы                                                          русские красавицы, белоствольные,

                                                                      Ожившие, с тонким   кружевом ветвей,

                                                                      Корявые, тянущиеся к небу, ветки-ладошки,

                                                                       Согнувшиеся под тяжестью гнезд

Грачи                                                            вестники весны, старожилы, неугомонные,            

                                                                       Шумливые, веселые, суетливые,

                                                                       Трудолюбивые радуются возвращении на

                                                                       Родину

Гнёзда                                                           старые, растрепанные,

Снег                                                              талый, посеревший, рыхлый, с робкими

                                                                       тенями от берез

                                                   

Церковь                                                         старая, обветшалая

Пруд                                                              оттаявший, с темной холодной водой,

                                                                       с отражающимися облаками

Задворки                                                       домишки деревянные, состарившиеся,

                                                                       с покосившимися, пошатнувшимися

                                                                       заборами, ветхие

Небо                                                              невысокое, весеннее, блекло-голубое

2.Составление и распространение предложений

     

      В помощь вам в учебнике русского языка на стр.206  упр. № 278 даны опорные слова. Откройте учебники и  начнем работать.

-Прочитайте предложения. Какие они по составу. На предыдущих уроках русского языка мы уже занимались распространением предложений.

- Давайте запишем в листки - помощники первое предложение и распространим его второстепенными членами, характеризующими подлежащее и сказуемое.

Дальше будете работать самостоятельно. Это для вас огромное подспорье.

 VII. Составление плана сочинения.

 .

У вас на столах есть памятки, которые помогают нам писать сочинение.

Вспомните, с чего мы начинаем писать сочинение.                      Вступление

О чем  будем писать в основной части?                                          Основная часть

Как закончите свое сочинение?                                                        Заключение

Какими словами начнете предложение о своих впечатлениях о картине, выражая своё мнение.   ( Я думаю, что      Я считаю, что      Мне кажется,

 

В какой структурной части можно выразить то, о чем все ваше сочинение?

                                                                                                        Эпиграф

Вы готовились к подбору эпиграфа. Из довольно большого числа литературных произведений вам предстояло определить, какие же строчки наиболее выражают основную мысль вашего сочинения. (Учащиеся читают выбранные эпиграфы, объясняя свой выбор)

VIII.Самостоятельная работа учащихся по анписанию сочинения по картине.

  1.  Итог урока
  2. Задание на дом.

Написать сочинение, используя листы-помощники, учебник, все, что получили на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по развитию речи. 6 класс

Презентация иллюстрирует подготовку учащихся 6 класса к написанию сочинения - описания с использованием языковых художественных средств...

Урок по развитию речи, 8 класс

Изложение с элементами сочинения для 8 класса...

Урок по развитию речи, 5 класс.

Урок по развитию речи, 5 класс. "Я пишу тебе письмо"....

Конспект урока по развитию речи. 4 класс ."Петя и волки".

формировать умение составлять связный рассказ из деформированного текста...

конспект урока по развитию речи 3 класс: Дикие дивотные: ёж

На  уроке необходимо  пополнить знания детей   о внешнем виде  ежа, его повадках;   развивать словарный запас детей через многозначность слова "иголка"...

Урок по развитию речи. 8 класс. Обучающее изложение с творческим заданием "Лес - источник жизни".

Тип урока: урок развития речи.  (Обучающее изложение с творческим заданием).  Цели урока:Обучающие: закрепить знания учащихся о публицистическом стиле, его особенностях; продолжи...

Конспект урока по развитию речи 4 класс «Начало зимы. Зимние забавы детей».

Конспект урока про развитию речи "Начало  зимы.Зимние забавы" для детей с умеренной умственной отсталостью,на уроке использованы наглядно-дидактический материал:сюжетные , опорные схемы,предметны...