Курсовая работа по программе «Профессиональные аспекты деятельности педагога в условиях введения ФГОС»
проект по русскому языку (6 класс) на тему

Тема: Глагол как часть речи

Класс:  6

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования

Центр повышения квалификации специалистов 

«Информационно-методический Центр»

 Кировского района Санкт-Петербурга

Курсовая работа по программе

«Профессиональные аспекты деятельности педагога в условиях введения ФГОС»

(72 часа)

ПРОЕКТ УРОКА

Тема: Глагол как часть речи.

Класс:  6

Выполнено слушателем курса,

учителем русского языка, I категории

ГБОУ СОШ № 538

Кировского района Санкт-Петербурга

Лопаткиной Валентиной Ивановной

Научный руководитель программы:

канд. пед. наук

Арьяева Людмила Владимировна

_____________________________

                                                                          (подпись)        

ГРУППА 6

Санкт-Петербург

Июнь, 2015


Пояснительная записка

Сегодня в общественном сознании происходит переход от понимания социального назначения школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, а также контролировать и оценивать свои достижения. Школа становится не только источником информации, она формирует умения учиться.

Учитель уже не передатчик знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Ученик перестаёт быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения цели и активно участвует в оценивании своей деятельности.

Важнейшей задачей является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». УУД - саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного приобретения нового социального опыта. Для формирования УУД в процессе обучения русскому  языку в средней школе следует учитывать, что ученику надо найти ответы на следующие вопросы: « Зачем я учу русский?». «Зачем я выполняю это упражнение или читаю текст?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился и что ещё мне нужно сделать?». Язык должен осваиваться сознательно, поэтому важно создать условия, когда дети хотят узнавать новое, учатся слушать друг друга и умеют оценить свой ответ и ответ одноклассника. Таким образом, основная педагогическая задача учителя русского языка - организовать условия для успешных учебных действий на уроке. В связи с этим можно определить следующие требования к уроку:

  1. Четкое формулирование цели урока и участие детей в целеполагании.
  2. Выбор наиболее рациональных методов и средств обучения, стимулирования и контроля.
  3. Выбор оптимально сочетающихся форм работы на уроке, которые обеспечат познавательную активность учащихся.
  4. Учитель должен направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками и активизировать деятельность учащихся.
  5. Обучение учащихся самоконтролю и самооценке для формирования регулятивных и коммуникативных УУД.

Тип урока:

- совершенствование знаний, умений и навыков, урок открытия нового знания

Цель урока:

- формирование способности постановки цели и плана ее реализации

- формирование навыков распознавания и употребления в письменной и устной речи глаголов

- формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

Задачи:

  1. организовать повторение глаголов
  2. подвести учащихся к формулировке цели урока, используя ключевые слова;
  3. организовать поэтапное чтение текста при помощи фронтальной работы;
  4. организовать работу по соотнесению глаголов в разных временных формах;
  5. подвести учащихся к самостоятельному формулированию правила определения глагола и его грамматических признаков;
  6. организовать групповую работу по составлению кластера для выяснения усвоения учащимися  типов речи
  7. включить новые знания в систему ранее полученных знаний, повторить и закрепить их;
  8. организовать рефлексию учебной деятельности на уроке.

Ожидаемые результаты:

  1. учащиеся демонстрируют знание глагола как части речи, осмысленно отвечают на вопросы  (ЛУУД, ПУУД, РУУД );
  2. учащиеся могут прогнозировать содержание урока и осознать, что усвоено, и что ещё надо усвоить (РУУД);
  3. учащиеся демонстрируют навыки распознавания типов речи, осмысленно дополняют текст нужными глаголами (смысловое чтение) (ПУУД, КУУД);
  4. учащиеся находят сходства и различия в глаголах и проводят логическое сравнение (РУУД, ПУУД) ;
  5. учащиеся могут самостоятельно сформулировать правило, используя ранее полученные знания (РУУД);
  6. учащиеся умеют работать в группе, планировать деятельность и сотрудничать (КУУД);
  7. учащиеся уверенно отвечают на вопросы, используя глаголы (ПУУД, РУУД);
  8. учащиеся осознанно выделяют материал, освоенный на уроке (РУУД).

Методы обучения

Средства обучения

Организационные формы обучения

Метод проблемного изложения и частично поисковый

Учебник, рабочая тетрадь, проектор, карточки с заданиями

Фронтальная и групповая


План урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводно-мотивационный

Приветствие учащихся и проверка их готовности к уроку.

Ответы на приветствие, представление учебных принадлежностей, называемых учителем, подтверждение готовности.

На экране текст с пропущенными глаголами.          Предложение сформулировать тему урока.

Чтение текста с вставленными глаголами. Определение роли глагола в речи. Формулировка темы урока и цели.

Запись темы на доске, озвучивание темы и цели урока.

Запись названия темы в тетрадях.

Технологический

Актуализация знаний (повторение).  Фронтальный опрос учащихся о действиях, которые они совершают в определенное время дня (просыпаются, завтракают, идут в школу). Оценка каждого ответа.

Ответы на вопросы учителя.

Повторение и закрепление усвоенного ранее. Исправление неправильных ответов.

Организация с помощью проектора демонстрации кластера «Типы речи»

Фиксация в тетради отличительных признаков описания, повествования, рассуждения.

Составление кластера.

Представление распечаток с текстами разных типов.

Работа с текстами в парах. Определение типа текста, завязки, развития действия, развязки.

Запись глаголов с присущими им грамматическими признаками.

Контроль выполнения работы: заполнение таблицы на доске, используя ответы учащихся.

Подведение учащихся к самостоятельному формулированию правила о грамматических признаках глагола как части речи.

 Взаимопроверка и обнаружение признаков, по которым отличаются разные типы речи; глагол как часть речи.

Организация работы с учебником для прочтения правила.

Чтение правила и выявление особенностей  глаголов.

Организация самостоятельной работы с упражнением учебника.

Работа в группах,  заполнение таблицы.

Организация проверки выполненного задания.

Чтение глаголов в заполненных карточках и получение оценок за правильные ответы.

Рефлексивный

Подведение учащихся к обобщению полученной информации

Формулировка правила о глаголе как части речи, о правописании личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений, о типах речи.

Объяснение домашнего задания: прочитать аналогичный текст в учебнике и выделить глаголы в 3 л. ед.ч.

Запись домашнего задания в дневник.


Таблица соответствия учебных заданий (УЗ) и универсальных учебных действий (УУД)

№ п/п

Учебное задание

Формируемые УУД

Вводно-мотивационный этап

1.

Сформулировать тему урока по ключевым словам

ПУУД (общеучебные): повторение ранее изученного материала.

РУУД (прогнозирование): выдвижение гипотез и их обоснование.

ЛУУД (смыслообразование): какое значение данная тема имеет для каждого учащегося.

Технологический этап

2.

Ответить на вопросы о действиях, совершаемых в определенный момент времени (о своем режиме дня)

ПУУД (общеучебные): выделение нужной информации, осуществление актуализации личного жизненного опыта.

КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)

3.

Прочитать текст, выполнить задание по выбору необходимого по смыслу глагола.

ПУУД (общеучебные): смысловое чтение, анализ содержания текста.

КУУД (управление поведением партнера): умение слушать партнера.

4.

Обратить внимание на вставленные в текст глаголы. Определить тип речи.

ПУУД (общеучебные): структурирование информации.

ПУУД (логические): анализ с целью выделения признаков глагола

5.

Прочитать правило и заполнить проверочную таблицу.

ПУУД (логические): доказательство своей гипотезы.

РУУД (контроль): сравнение результата с правилом.

КУУД (управление поведением партнера): контроль и коррекция действий партнера.

Рефлексивный этап

6.

Подвести итог и обобщить полученную информацию.

ПУУД (обшеучебные): осознанное построение речевого высказывания по теме.

РУУД (оценка): выделение учащимися материала, освоенного на уроке.

7.

Записать домашнее задание


Приложение 1.

Образец кластера проверки усвоенных знаний.


Список литературы

  1. Арьяева Л.В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб.: ИПК СПО, 2012. – 244 с.
  2. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
  3. Ильюхина Е.А., Аксёнова Н.А. Формирование УУД у обучающихся на ступени начального общего образования // Национальный проект «Образование» . – 2012. – № 1. – С. 52–56.
  4. Кондаков А.М. Новые подходы к учебно-методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования [Электронный ресурс], 2011. URL: standart.edu.ru/attachment.aspx?id=522 (дата обращения: 24.06.2012).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. И.А. Сафроновой. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
  6. Г.А.Богданова.Уроки русского языка в 6 классе. Москва –Просвещение-2014.

С-175,С-108-111.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО"

Выступление на районном семинаре "Организация обучения по ФГОС основного общего образования" 26.02.2016., доклад заместителя директора по УВР Мартьянововй О.В....

Профессиональная компетентность педагогов в условиях введения ФГОС.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно ...

Курсовая работа по программе «Основы профессиональной деятельности педагога в условиях введения ФГОС» (72 часа)

Сегодня в общественном сознании происходит переход от понимания социального назначения школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главно...

Проект урока в рамках программы повышения квалификации «Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС: теория и практика»

Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, целью которой является формирование универсальных учебных действий (УУД). Использование системн...

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...

Программа индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС

Введение ФГОС в средней общеобразовательной школе ставит перед педагогическим сообществом новые задачи, одна из которых - повышение профессиональной компетентности, личностного и профессионального пот...