Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку
статья по русскому языку на тему

Выступление на педагогическом совете из рпыта работы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«ЛИЦЕЙ»

Системно-деятельностный подход

в обучении русскому языку

Выступление на педагогическом совете

учителя русского языка литературы

Егуповой Альбины Геннадьевны

Балашиха

2011

        Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому методом их изучения является системный. Применение учащимся системных исследований возможно только на основе их учебной деятельности. Такая деятельность сопровождается расчленением систем на части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников делает его системно-деятельностным.

        Ученик превращается в субъекта, при этом на уроке возникает ситуация, в которой ученик и учитель взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Но для того, чтобы ученик мог работать самостоятельно, учитель должен сконструировать такую ситуацию, в которой дети обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

  1. Личностно-ориентированное обучение. Исследовательский метод.

        Проследим, как можно выстроить в систему изучение условий постановки запятой перед союзом КАК. Курс русского языка в 9 классе  представляет собой изучение сложного предложения. Одним из видов придаточных предложений являются придаточные сравнительные, придаточные изъяснительные и придаточные образа действия, которые вводятся союзом КАК. В 8 классе были изучены простые предложения со сравнительным оборотом. Поэтому в 9 классе нужно познакомиться с другими условиями постановки запятой перед союзом КАК и привести эти условия в систему. Урок в 9 А классе  был построен как урок-исследование.

        На первом этапе выявления и формулирования проблемы ребята прочитали подобранные дома предложения с союзом КАК. Учитель: Посмотрите в свои работы и скажите, всегда ли перед союзом КАК ставится запятая? Ученики: Нет, не всегда. Учитель: Прочтите предложения. Если можете, объясните условия постановки или отсутствия запятой. Учащиеся подобрали примеры: Она сидела на полу/ И груды писем разбирала – / И, как остывшую золу,/ Брала их в руки и бросала (сравнительный оборот). Брала знакомые листы/ И чудно так на них смотрела, - /Как души смотрят с высоты/ На ими брошенное тело (придаточное сравнительное) (Ф.И.Тютчев).Учитель: Существуют ли какие-то закономерности в постановке запятой? Ученики: Наверно, существуют. Учитель: Сегодня наша задача – выявить эти закономерности. Для этого я предлагаю исследовать материал, который я подобрала и который поможет вам более полно представить эти закономерности. Т.е.  мы будем сегодня выявлять условия постановки запятой перед союзом КАК. Перед вами на листах и на экране предложения с союзом КАК. Сейчас я вам даю 10 минут, чтобы вы попытались определить, почему в каждом из предложений ставится запятая в 1 части работы и не ставится во 2 части. Для этого вы можете определить конструкции, которые присоединяет союз КАК.

        На втором этапе анализа и синтеза ученики работают на местах, определяют условия постановки знака.

        Третий этап «Сопоставление данных и умозаключений»: выступление с полученными выводами, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений других учащихся. На этапе исследования они вспомнят изученные конструкции и попытаются определить условия постановки знака в еще не изученных случаях. Все условия обособления они выявить не смогут, т.к. эти случаи довольно сложны даже для лингвистов, поэтому во время проверки исследования учитель будет высвечивать на слайде все возможные варианты. Лист с исправленными в процессе знакомства с темой материалами остается у учащихся.Учащиеся называют условия обособления, учитель корректирует правильность их умозаключений вопросами, на какой вопрос отвечает конструкция, есть ли в ней грамматическая основа и др. По ходу ответов учащихся учитель высвечивает на экране условия обособления в каждом предложении. Учащиеся записывают условия постановки или отсутствия знака в правой стороне листа.  

  1.         Четвертый этап «Проверка гипотез при анализе подобных предложений». Учитель: Проверим полученные данные в следующих предложениях. Коллективная работа. Ученики называют условия обособления в предложениях, высвеченных на слайдах.

        Пятый этап «Построение выводов, заключений». Учащиеся повторяют выведенные условия постановки или отсутствия запятой перед КАК. 

        Шестой этап «Самостоятельная работа».

        Седьмой этап «Домашнее задание»: 1). Правило выучить. 2). Подобрать свои примеры на пункты правила (не из учебника).

        Результативность технологии. На этапах анализа и синтеза данных, сопоставления данных и умозаключений было довольно сложно выявить все случаи постановки знака. Такую задачу учитель и не ставил: важно было показать, насколько сложна проблема, и мобилизовать уже имеющиеся знания учащихся. За основу были взяты условия постановки запятой перед КАК из лекций доцента Казаковой Л.Ф.(АПК и ПРО МО РФ, 1997).  Вполне естественно, что определили только изученные ранее условия выбора пунктограмм: запятую в сложном предложении, при сравнительном обороте, при приложении в значении так как, при вводных словах и предложениях, отсутствие запятой при приложении в значении в качестве, не подчиняющиеся правилам фразеологические обороты, КАК в составе сказуемого, назвали союзы, встречающиеся в предложениях с КАК. При выполнении самостоятельной работы трудность вызвало предложение №7 из 2 варианта: Князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее (Л. Т.) Что это: фразеологизм или эту часть можно заменить наречием? В предложении №2 из 1 варианта: От Mосквы до самых до окраин, с южных гор до северных морей человек проходит как хозяин необъятной Родины своей (Л. –К.) никто не поставил запятую, никто не определил приложение в значении так как, как, по-видимому, считают Н.В.Ламзикова, Н.Г.Насонова (предложение взято из их книги «Упражнения по пунктуации» www.klikovo.ru/db/book/msg/8700) . Учащиеся определили приложение в значении «в качестве» или заменили эту часть наречием «по-хозяйски». Я определила так же. Самостоятельную работу выполнили с качеством примерно 70 процентов, но на этапе усвоения такой трудной пунктограммы, я считаю, это нормально.

Важным видом учебной деятельности на уроке является моделирование усваиваемой информации, сочетание слова и наглядности на разных этапах урока. В методике обучения русскому языку проблема наглядности занимает одно из ведущих мест. Для этого используются и таблицы, и схемы, и рисунки.

Посмотрим урок «НН и Н в причастиях» в 7 классе  (Презентация).

Для учащихся 5 классов интересны и хорошо  запомнились мультимедиауроки со звуковыми и видеокомментариями. (Выход в Интернет на  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eea320be-566d-4a65-a7c3-61a50fc3b5a2/%5BRUS5_045%5D_%5BQS_374%5D/%5BRUS5_045%5D_%5BQS_374%5D.html

 2. Элементы модульного обучения.

В 10 физико-математическом классе мотивация к изучению русского языка ослаблена, но стоит вопрос о своевременной подготовке к ЕГЭ. Поэтому я прибегла к элементам личностно-ориентированного обучения. Например, при изучении темы «Глагол», на которую отводится 1 час, также, как и на другие части речи, я использовала модуль «Глагол», разработанный преподавателями школы № 1 г. Березники с сайта rusedu.ru › detail_12801.html

 Предлагаемая форма обучения относится к личностно-ориентированным  образовательным технологиям и предполагает учитывать личностные, возрастные и психологические особенности учащегося в образовательном процессе. Таким образом ученик становится субъектом образовательного процесса и может  осуществлять собственную образовательную  деятельность  (определять свою цель, планировать, подготавливать и осуществлять свою деятельность и анализировать достигнутые  результаты).

Деятельность учителя в соответствии с целями учеников меняется.

Учитель создает условия для определения учеником цели изучения модуля, а также объема материала, необходимого для его дальнейшей образовательной траектории.

Учитель создает учебные ситуации, которые помогают ученику осуществлять свою учебную деятельность: предоставляет необходимую учебную информацию или указывает источники, которые можно использовать в познавательной деятельности, при необходимости вмешивается в ход познавательной деятельности учащегося, корректируя ее.

Учитель создает условия для промежуточного и итогового контроля и отслеживания результатов познавательной деятельности, помогает в процессе самооценки и самоконтроля в различных видах: самопроверка, взаимопроверка, проверка «учитель – ученик» и т.д.

Учитель помогает ученику в выборе освоения модуля.

Модуль предполагает следующие режимы освоения:

Режим работы.

Сущность работы.

Свобода (самостоятельная работа)

 При работе с модулем обучающийся самостоятельно определяет, как организовать процесс усвоения, выбирает методы учения, источники информации, обращается к дополнительным источникам  и

Самостоятельная работа, подкрепленная консультированием.

Обучающийся работает с модулем самостоятельно, находя в нем учебную информацию. В случае недостатка информации, модуль отсылает обучающегося  к учебникам или другим источникам информации, в том числе к консультанту (учителю).

Самостоятельная работа с введением.

Учитель в начале каждого занятия рассматривает конкретные вопросы : цели учения, учебное содержание модуля, варианты управления или самоуправления учебными действиями, возможность контроля или самоконтроля, предоставляет дополнительную информацию.

Представленный модуль «Глагол» предназначен  для освоения в различных режимах, в том числе он пригоден и в дистанционном обучении, так как снабжен исчерпывающим материалом. В его содержание входят программа (содержание) модуля, предполагающие знаниевые компоненты, деятельностные компоненты (обеспечивающие формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности), тест на уровень чтения.

На главной странице расположены программа и необходимые ссылки, позволяющие учащемуся перейти на любую страницу модуля, методические указания для изучения для учеников и родителей. Страницы модуля созданы в соответствии с его задачами и этапами освоения. На каждой странице расположены часы и календарь, позволяющие ученику следить за временем, которое он проведет за изучением модуля. Весь учебный материал Модуля делится на следующие блоки:

1. Блок входа и обобщения  (пропуск в модуль и систематизация ранее изученного материала). Произведите полный морфологический разбор выделенных глаголов: (Хром Паже 2)….Проверьте себя: Теперь проанализируйте то, что вы сделали: определите, что неправильно сделали и почему (если сможете ответить на этот вопрос). обратите внимание на порядок разбора, так как он подчинен строгой логике, особенно там, где определяются непостоянные признаки глагола. Если вы его нарушили, значит, вы пока не привели свои знания о глаголе в строгую систему. Вспомните, где вы определяли грамматические категории (и какие) с трудом. Это значит, что вам, увы, не хватает знаний. Итак, вы сделали простое задание для того, чтобы определить: 1. Поле вашего знания о русском глаголе и   поле незнания.2. Уровень вашей компетентности в этом вопросе (что вы умеете делать, а над чем надо поработать).

Методические указания для учащихся. (Хром. Паже 5). Теперь определитесь с уровнем, на котором вы будете изучать модуль «Морфология. Глагол». Вам надо подготовиться к ЕГЭ и сдать экзамен на высокий балл? Или очень высокий? Выбирайте первый уровень сложности,  сумма баллов, нужная вам для успешного освоения этого уровня,  – 50.   Вы можете освоить те элементы модуля, которые НЕ ВЫДЕЛЕНЫ  в программе    жирным шрифтом. Вы хотите связать свою жизнь с филологией, подготовиться к эффективному обучению в вузе, участвовать в олимпиадном движении, освоить материал на высоком уровне просто для себя и проверки своих  способностей? Тогда выбирайте второй уровень сложности. Сумма  баллов, максимально возможная на этом уровне – 100. Не думайте, что если вы выбрали первый уровень, то будете менее подготовлены к обучению в вузе. Просто это – не ваша тема, и вы приберегли силы для других наук, возможно, более важных для вас! Изучение модуля потребует от вас многого: организации вашего времени, определения ваших целей и запросов, отслеживания собственных результатов, внимания к усвоению материала и, конечно, работы. Готовы? Тогда вперед!

Познакомьтесь с программой, соответствующей вашему уровню. Подберите литературу,  список которой приводится в разделе «Литература»,  и начинайте работу, которая рассчитана на 8 часов для первого уровня и на 14 для второго.

2. Теоретический блок (знакомство с новым теоретическим материалом).(Хром. Паже 3). Вы познакомились с теоретическими сведениями по теме «Глагол». Пожалуйста, ответьте на вопросы и потом проверьте себя:

3. Практический материал (система   тренировочных упражнений разного характера).

Задания первого уровня сложности:  Задания для второго уровня модуля. (Хром. Паже 4).

Итак,  с нами остались те, кто хочет более углубленно  изучить  модуль  «Глагол».   Мы рады, что эта тема заинтересовала вас. Продолжим?

В этом разделе вам предлагается выполнить задания, которые потребуют от вас больше знаний и умений. Выполнив их, вы сможете стать более компетентным в лингвистике,  подготовиться к олимпиаде и обучению в вузе.

За правильное выполнение задания смело поставьте себе 5 баллов!

4. Блок генерализации (обобщение изученного на более высоком уровне).

5. Блок выхода (выполнение итоговых контрольных заданий по всему блоку).(Хром)

После первого и второго уровня помещены тесты в качестве контроля (Выход через Хром). Тесты снабжены шкалой оценки и позволяют ученику не только оценить знания, но и проверить свои ответы. Если учащийся возвращается к этому тесту, то вопросы перемешиваются в произвольном порядке, способствуя выполнению теста на осознанном, а не автоматическом уровне. На последней странице можно написать сообщение  предметному тьютору или учителю,  который ведет занятия, и получить ответ.

В последнее время проблема индивидуализации образования, тьюторской поддержки стала очень актуальной. Предлагаемый ЦОР – попытка предложить один из вариантов решения проблемы перехода учащихся на индивидуальные учебные планы.

Предлагаемый ЦОР можно использовать и в учебной деятельности в школе, в школьной сети. При этом результаты тестов сразу поступают на главный компьютер школьного сервера и оцениваются тут же.

 Думается, что такие формы обучения – будущее школы.