Главные вкладки

    Задания для дополнительных занятий по русскому языку в 6 классе
    учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

    Предлагаю материал, который основан на текстах Е.Пермяка, М.Зощенко, В.Осеевой и др. Задания к текстам подобраны, исходя из уровня подготовленности учащихся и поставленных учителем целей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_2_synovya.docx17.07 КБ
    Файл zanyatie_3_sinie_listya.docx14.74 КБ
    Файл zanyatie_4_propavshie_nitki.docx16.04 КБ
    Файл zanyatie_5.docx13.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Две жен(?)щины брали воду из к…лодца. Под…шла к ним третья. И старенький ст…рич…к на камушек отд…хнуть присел.

    Вот г…в…рит одна жен(?)щина другой:

    - Мой сынок ловок да с…лён, никто с ним не слад…т.

    - А мой п…ёт, как с…л…вей. Ни у кого гол…са такого нет, - г…в…рит другая. А третья м…лчит.

    - Что же ты про св…его сына не скаж…шь? – спрашива…т её с…седки.

    - Что ж ск…зать? – г…в…рит жен(?)щина. - Ничего в нём особенного нету.

    Вот н…брали жен(?)щины полные вёдра и п…шли. А ст…рич…к - за ними. Идут жен(?)щины, останавлива…тся. Б…лят руки, плещ…тся вода, лом…т спину.

    Вдруг навстречу три мальчика выб…га…т.

    Один через гол…ву кувыркает(?)ся, к…лесом ход…т – любу…тся им жен(?)щины.

    Другой пес(?)ню п…ёт, с…л…вьём зал…ва…тся - заслушались его жен(?)щины.

    А третий к матер… по…б…жал, взял у неё вёдра т…жёлые и пот…щил их.

    Спрашива…т жен(?)щины ст…ричка:

    - Ну что? Каковы наши сыновья?

    - А где же они? – отвеча…т ст…рик. - Я только одного сына вижу!

    1.  Озаглавьте текст._____________________ 2. Определите тип текста._____________________________

    3. Определите основную мысль текста.__________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    4. Вставьте пропущенные буквы.

    5. Подберите антонимы к словам: спрашивать _______________________________________ ,

    г…в…рить  _____________________________, выб…гать ________________________________

    6. Определите спряжение глаголов с пропущенными окончаниями.

    7. Разберите по составу слова: навстречу _____________ , н…брали ___________ , старенький _________

    8. Сделайте словообразовательный разбор слов: навстречу ____________________________________,

    старенький _______________________________ по…б…жал ________________________________

    9. Составьте словообразовательную цепочку слова старичок_____________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    10. Выпишите из текста однокоренные слова к слову ст…рич…к и его формы:

    Однокоренные слова

    Формы слова

    __________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    Ю. Коваль Тучка и галки

    В д…ревне Тараканово живёт лош…дь Туч(?)ка, рыжая как огонь. Её люб…т галки.
    На других л…шадей галки вн…мания не обраща…т, а как увид…т Туч(?)ку, сразу с…дятся к ней на спину и нач…на…т выщипывать шерсть.
    — У неё шерсть тёплая, как у верблюда,— г…в…рит возчик Агафон.— Из этой бы шерсти н…ски св…зать.
    Прыга…т галки по широк…й сп…не, а Туч(?)ка посапыва…т, ей приятно, как щипл…тся галки. Шерсть-то сама лез…т, то и дело приход…тся ч…саться об забор. Набрав полный клюв т…пла, галки л…тят под крышу, в гн…здо. Туч(?)ка – лош…дь мирная. Она никогда не брыка…тся. Возчик Агафон – тоже добрый человек. Задумчиво гл…дит на л…ш…диный хвост. Если б какая нахальная галка села ему на гол…ву, он небось и глазом бы не м…ргнул.

    1. Вставьте пропущенные буквы.

    2. Подберите синонимы к словам: возчик _______________________________________ ,

    гл…дит _____________________________, д…ревня ________________________________

    3. Определите спряжение всех глаголов.

    4. Разберите по составу слова: возчик _____________ , задумчиво ___________ , л…ш…диный ____________, выщипывать ______________, никогда ______________

    5. Сделайте словообразовательный разбор слов: никогда ____________________________________,

    возчик _______________________________ ч…саться ________________________________

    6. Составьте словообразовательную цепочку слова задумчиво _____________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    7. Выпишите из текста однокоренные слова к слову лош…дь и его формы:

    Однокоренные слова

    Формы слова

    __________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    8. Выпишите из текста слова, в которых происходят чередования:__________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    9. Выпишите из текста слова с проверяемой безударной гласной корня, подберите к ним проверочные: __________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



    Предварительный просмотр:

    У Кати было два з…лёных к…р…ндаша. А у Лены ни одного. Вот и прос…т Лена Катю:

    -  Дай мне з…лёный к…р…ндаш. А Катя и г…в…рит:

    - Спр…шу у мамы.

    Приход…т на другой день обе девоч(?)ки в школу. Спрашива…т Лена:

    - П…зволила мама?

    А Катя взд…хнула и г…в…рит:

    - Мама-то п…зволила, а брата я не спр…сила.

    - Ну что ж, спр…си ещё у брата, - г…в…рит Лена. Приход…т Катя на другой день.

    - Ну что, п…зволил брат? – спрашива…т Лена.

    - Брат-то п…зволил, да я б…юсь, сл…ма…шь ты к…р…ндаш.

    - Я ост…рожненько, - г…в…рит Лена.

    - См…три, - г…в…рит Катя, - (не)чини, (не) нажимай крепко, в рот (не) бери. Да (не) р…суй много.

    - Мне, - г…в…рит Лена, - только л…сточ(?)ки на д…рев(?)ях нар…совать надо да травку з…лёную.

    - Это много, - г…в…рит Катя, а сама брови хмур…т. И лицо нед…вольное (с,з)делала. Посм…трела на неё Лена и отошла. (Не) взяла карандаш. Уд…вилась Катя, поб…жала за ней:

    - Ну, что ж ты? Б…ри!

    - (Не) надо, - отв…ча…т Лена. На уроке учитель спрашива…т:

    - Отчего у тебя, Леноч(?)ка, лист(?)я на д…рев(?)ях синие?

    - К…р…ндаша з…лёного нет.

    - А почему же ты у своей подру…ки не взяла? М…лчит Лена. А Катя покр…снела как рак и г…в…рит:

    - Я ей д…вала, а она не б…рёт. Посм…трел учитель на обеих:

    - Надо так д…вать, чтобы можно было взять.

    Задание

    1.  Озаглавьте текст.__________________________________________________

    2. Определите тип текста.______________________________________________

    3. Определите основную мысль текста.__________________________________

    ____________________________________________________________________

    4. Вставьте пропущенные буквы.

    5. Подберите антонимы к словам: нед…вольное__________________________________,

    приход…т_____________________________________,

    взять __________________________________________

    6. Определите спряжение глаголов с пропущенными окончаниями.

    7. Разберите по составу слова:

    длинное_____________ , бездельница___________ , решила____________

    8. Сделайте словообразовательный разбор слов:

    ост…рожненько _________________________________________,

    нар…совать ____________________________________

    покр…снела _________________________________

    бездельница__________________________________________

    9. Составьте словообразовательную цепочку слова подру…ки______________ ____________________________________________________________________

    10. Выпишите из текста однокоренные слова к слову приходить и его формы:

    Однокоренные слова

    Формы слова

    ____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________



    Предварительный просмотр:

    1.Вставьте пропущенные буквы.

    Пр…павшие нитки.

    Ж…ла-была св…рливая ст…руха. К тому же (не)ряха. Стала как-то она ш…ть. А у (не)ряхи все нитки спутаны.
    Ра…путывала их, ра…путывала (не)радивая тор…пыга да и кр…кнула:
    - Пр…падите вы проп…дом! Чтобы гл…за мои (не)видели вас со всем вашим н…тяным отродьем!
    А нитки в…зьми да и проп…ди со всем своим н…тяным отродьем: ко…тами, ю…ками, плат…ями и б…льём. Ничего н…тяного в доме с…рдитой ст…рухи (не)осталось.
    С…дит ст…руха г…лышом и в…пит на всю горницу:
    - Батюшки-матушки, где же моя …дежда?
    Кинулась ст…руха за овчинным тулупом, чтобы себя пр…крыть. А тулуп по овчинам на куски ра…пался. Потому как овчинные куски тоже нитками были (с, з)шиты.
    Меч…тся ст…руха из угла в угол, а по избе пух л…тает. Нав…л…чки у п…душек тоже из ниток тканые. (Не)стало в доме ни варе…ек, ни чулок, ни од…ял, ни п…ловиков. Ничего н…тяного (не)стало.
    Н…кинула ст…руха на себя рогожный куль да и д…вай у ниток пр…щения пр…сить:
    И так-то жалобно ст…руха г…л…сит-пр…читает, прос…т, что даже нитки и те заг…в…рили.
    - Н…зови, - г…в…рят нитки, - п…л…вину того, что из нас, ниток, ткёт(?)ся, плетёт(?)ся, вьёт(?)ся и вяж…т(?)ся. Тогда в…рнёмся, пр…стим.
    Обрадовал…сь ст…руха и пр…нялась н…зывать. Н…звала д…сяток-другой и ос…клась.
    Не всякий, кто круто б…рёт, д…леко идёт. Сп…тыка…тся. Ост…навлива…тся. Отдыха…т.
    Стала ст…руха в…поминать, что из ниток ткёт(?)ся, плетёт(?)ся, вьёт(?)ся и вяж…т(?)ся. Д…сятой доли (не)в…помнила.
    Мес…ц проход…т, другой нач…на…тся. А нитки (не)во…враща…тся. Ст…руха из сил выб…вается. С…седи ст…руху ж…леть нач…ли, по…сказыва…т.
    С…р…ки и те, как только выв…дают, где что новое из ниток дела…т, ст…рухе перестр…кочут. Тоже ж…леют. И вы ее пож…лейте. Может быть, тоже д…сяток-другой нитяных п…делок наз…вёте.
    П…няла она теперь, что нитки весь свет од…вают, нигде без них не о…ход…тся.

    2. Определите тип текста.______________________________________________

    3. Определите основную мысль текста.________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    4. Определите спряжение глаголов с пропущенными окончаниями.

    5.Разберите по составу слова: Обрадовал…сь___________ жалобно__________

    ра…путывала _____________ , овчинным ___________ , выв…дают __________

    6. Сделайте словообразовательный разбор слов:

    ра…путывала___________________________________

    нитяных _________________________________________,

    овчинным ____________________________________

    ст…руха _________________________________

    жалобно __________________________________________

    7. Составьте словообразовательную цепочку слова овчинный _____________________________________ ____________________________________________________________________

    8. Выпишите из текста однокоренные слова к слову нитки и его формы:

    Однокоренные слова

    Формы слова

    __________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________

    9. Подберите антонимы к словам: д…леко____________________________

    ра…путывала__________________________________________

    отдыха…т_____________________________________

    обрадовал…сь____________________________________

    с…рдитая_________________________________________

    заг…в…рили______________________________________

    10. Подберите синонимы к словам:

    св…рливая___________________________________________

    идёт____________________________________ (не)ряха _________________________________________

    тулуп____________________________________ в…пит___________________________________________



    Предварительный просмотр:

    1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

    Д…мой

    Была ясн... летн... ночь. Луна св…тила вес…ло и сп…койно; она зал…вала своим сер…бром п…ляны и д…роги, пронизывала х…лодными луч…ми л…са, з…лотила реки. В эту самую ноч(?) из дверей переселенческ... барака крадучись вышел Сёмка, вихраст... бледнолиц... мальчик лет оди(н,нн)адцати, огл…делся, перекр…стился и вдруг поб…жал что было мочи по напр…влению к бе…крайн... полю, откуда нач…налась «расейск...» д…рога. Б…ясь п…гони, он ч…сто оглядывался, но никто за ним (не)б…жал. И он благополучно д…стиг сн…чала п…ляны, а потом и трактов... пути. Здесь он ост…новился, п…думал и п…тихоньку пош…л вдоль по широк... д…роге. (по Н. Телешову)

    2. Выпишите из текста словосочетания прил.+ сущ., обозначьте главное слово, определите число, род, падеж прилагательных, определите их разряд.

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Объясните значение слов и выражений

    Крадучись _________________________________________________________

    Что было мочи______________________________________________________

    Тракт (трактовый путь)_______________________________________________

    4. Выпишите из текста сложные слова, определите способ их образования:

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5. Разберите слова из задания 4 по составу: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6. Выпишите из текста 2 глагола прошедшего времени, родственные между собой:

    ______________________________________________________________________

    7. Выпишите из текста слова с проверяемыми безударными гласными корня, подберите к ним проверочные слова, обозначьте корни:

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    8. Выпишите из текста последнее предложение, сделайте его синтаксический разбор: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    9. Выпишите из текста слова с приставкой по-, выделите приставку:

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

    10. Определите способ образования следующих слов:

    Вихрастый__________________________________________________________

    Перекрестила________________________________________________________

    Сначала ____________________________________________________________

    Потихоньку_________________________________________________________

    Переселенческий___________________________________________________

    Бескрайний________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительное занятие по русскому языку в 8 классе

    В данной разработке идет повторение по основным темам, можно использовать, как подготовку к ЕГЭ....

    Система дополнительных заданий к упражнениям из учебника "Русский язык. 9 класс"

    Практическая ценность проекта заключается в разработке обучающих, тренирующих, контролирующих материалов по русскому языку на основе демонстрационного варианта ГИА по русскому языку 2012 года, которые...

    Задания для дополнительных занятий по русскому языку в 6 классе

    Предлагаю материал, который основан на текстах Е.Пермяка, М.Зощенко, В.Осеевой и др. Задания к текстам подобраны, исходя из уровня подготовленности учащихся и поставленных учителем целей....

    Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 6 класс

    Рабочая программа  дополнительных  занятий «Знатоки русского языка» 6 класс...

    Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс

    Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс...

    Дополнительные_занятия_по_русскому_языку_9_класс

    Дополнительные занятия по русскому языку  9   класс   Автор: П.В. Токарева...

    Тренировка (дополнительная) задания 5 (паронимы) ЕГЭ по русскому языку (11 класс)

    38 предложений, и составленных лично мною, и взятых из интернета. А также ОТВЕТЫ в отдельном вордовском документе....