Статья "Активизация познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы".
статья по русскому языку по теме

Мутырова  Ирина     Алексеевна

   Активизация познавательной деятельности учащихся - проблема, которая волнует многих неравнодушных учителей. В данной статье автор делится своим опытом , как  пробудить интерес к своему предмету и тем самым повысить успеваемость ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_5.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы.

    Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из самых актуальных проблем всей системы школьного обучения. Развивающемуся обществу нужны  современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В настоящих условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определённой суммы фактов. Важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Необходимо научить школьников учиться, подготовить их к самообразованию, к самостоятельному овладению знаниями, сформировать способность видеть проблемы и искать пути их решения.             Наблюдения за учебным процессом, психологические и дидактические исследования последних лет убеждают в том, что учащиеся успешно усваивают учебный материал при наличии двух принципиально важных условий, способствующих активизации их познавательной деятельности.                                                                                                                               Во-первых, учащиеся проникают в сущность изучаемых фактов и явлений лишь в том случае, если проявляют познавательную самостоятельность.                                                             Во-вторых, качество освоения учебного материала зависит от степени активности учащихся, которая возрастает при повышении уровня самостоятельной работы.        Активизация и развитие познавательной самостоятельности школьников оказывается возможной, если в процессе выполнения заданий на уроке систематически планомерно снижается непосредственная помощь учителя. Это способствует как сознательному и глубокому освоению учебного материала, так и развитию познавательных интересов учащихся. Создаются благоприятные условия для формирования ценного психического качества подрастающего человека – познавательной самостоятельности как черты личности.                                                                                                                                                         Проблема воспитания познавательной самостоятельности , проблема активизации мыслительной деятельности учащихся не может быть решена без включения в обучение русскому языку заданий поискового и исследовательского характера, в число которых входят проблемные задачи, предполагающие исследовательскую деятельность учащихся в ходе анализа языковых текстов.Чтобы ребенок был заинтересован на уроках русского языка и литературы и, следовательно, чтобы работа была продуктивной, необходимо использовать в течение урока различные виды деятельности.

        Например, на уроках русского языка это могут быть различные виды диктантов.

     Словарные, выборочные диктанты – используются для закрепления или повторения орфограмм.

      Проверочные и контрольные диктанты – применительны  для текущего или рубежного контроля знаний учащихся.

        Объяснительные и предупредительные диктанты – используются при изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок.

        Свободные и творческие диктанты. Их целью является  развитие связной речи и расширение запаса слов.

   Работа с  предложенным текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности, увлекающий как учителя, так и самого школьника. Освоение разных способов работы с  художественным или лингвистическим текстами на уроках русского языка направлено на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности школьника.

              Карточки – позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся.      Работа с цветными (сигнальными) карточками,например, зеленой и красной , на этапе закрепления новых знаний применима при словарной диктовке. Ученики поднимают вверх карточку того или иного цвета в зависимости от орфограммы в слове. По количеству поднятых вверх красных или зеленых карточек видно, каков процент усвоения знаний обучающихся по данной теме.

                Тестирование – используется для текущего и итогового контроля. Современный метод, подготавливающий учащихся к предстоящей сдаче экзамена по русскому языку в новой форме.

           В качестве домашней работы возможна  самостоятельная подготовка школьниками вопросов и словарной диктовки для планируемого теста по изученной теме.   Работа с опорными схемами и таблицами – позволяет структурировано изучить новую тему или обобщить пройденный материал.. Их наглядность существенно  влияет на качество запоминания материала.

      Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск, направленный на разработку эффективности дидактических средств.                                                Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.

    Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Можно организовать на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.

     Выполняя домашнее задание к урокам литературы, учащиеся могут использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете.   Эффективным способом  для развития познавательного интереса у школьников является подготовка компьютерной презентации по пройденным темам .
    При выполнении данного вида работ осуществляется  комплексное обучение: развивается речь (монологическая, диалогическая, письменная), мышление, формируются орфографические и  пунктуационные навыки . ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять нужный материал к уроку.              Другой формой работы является игра. Это действенное средство для развития и активизации учебной деятельности обучающихся. Игра стимулирует умственную деятельность ребят , развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников. На  уроках русского языка и литературы это могут быть и «Поле чудес» и «Угадай произведение», и «Брейн-ринг»,
и «В гостях у словарей» , «Умники и умницы» , «Конкурс знатоков», различные викторины, КВНы, соревнования.
     Огромную роль на уроке играет общая эмоциональная атмосфера, свободная от авторитарности, и эмоциональность и организация творческих работ обучающихся – всё это способствует эмоциональной открытости, и развитию познавательной и творческой активности обучающихся.
   Активизация познавательной деятельности обучающихся обеспечивается включением в учебный процесс различных видов деятельности, из которых каждый по-своему развивает интеллектуально-логические, эмоционально-волевые процессы обучающихся, способствует интенсивности познавательных усилий и творческих устремлений.
  Учение с увлечением - это вовсе не учение с развлечением. Все знают: у кого большие способности, у того обычно и проявляется  интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса, у того гораздо быстрее развиваются способности. Пробудить интерес к изучаемому школьниками предмету -  задача каждого современного учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


 

Комментарии