Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему

Тараненко Наталья Викторовна

Программа В.В.Бабайцевой (углубленное изучение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie5.doc327 КБ

Предварительный просмотр:

        Пояснительная записка.

           Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка. 5-9 классы (автор программы В.В.Бабайцева). Комплекс рекомендован МО и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников.

         Главным компонентом  учебно-методического комплекса является учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы» (авторы В,В,Бабайцева, Л.Д.Чеснокова), который дополняется учебниками «Практика» для каждого класса и  учебниками «Русский язык. Русская речь» (автор Е.И.Никитина). Комплекс соответствует новому образовательному стандарту.

   В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию, он способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса – «Pycская речь» предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

          Наиболее существенное отличие этого комплекса заключается в том, что развитие речи выделено в учебнике «Русский язык. Русская речь» (автор Е.И.Никитина), а при углублённом изучении русского языка развитие речи теснейшим образом связано с изучением языка. Развитие речи – одна из задач каждого урока.

В основе программы и комплекса в целом - линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» - и начинается основной курс морфологии (с имени существительного). В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.

Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.

          Данная программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации и углублённое изучение отдельных тем. Углублённое изучение русского языка означает некоторое расширение теоретических сведений. Главная особенность – сближение лингвистической и коммуникативной компетенций, которое позволяет усилить функциональное значение теоретических сведений и наглядно показать учащимся роль единиц языка в речи, в тексте, в типах речи.

Доминирующей идеей программы является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в  программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок  программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре  программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

        При незначительном увеличении понятийно-терминологической системы осуществляется подлинное углубленное изучение русского языка, способствующее формированию стойкого интереса к истории и современному состоянию языка и речи. Расширение теоретических сведений связано с введением в программу таких тем, как «Паронимы», «Фразеология» (с фразеологизмами, пословицами и крылатыми выражениями), «Понятие об этимологии», «Роль единиц языка в речи» и др. Программой предусмотрены исторические комментарии, объясняющие некоторые особенности современного русского языка. Большое внимание уделяется фразеологии и синонимике, раскрывающим богатейшие выразительные возможности русской лексики.  Некоторое расширение тем – не главное в углубленном изучении русского языка. Главное заключается в многоаспектном лингвометодическом освещении единиц языка, необходимом для развития устной и письменной речи учащихся.  

        Цели и задачи:

-изучение системы русского языка и функционирования ее в речи;

-развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка;

-развитие языкового чутья, воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению;

-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.  

     Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся.  Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Общее количество часов - 238. На развитие речи – 43 часа.

 Формы контроля: диктант, комплексный анализ текста, осложненное списывание, тест, составление сложного и простого плана к тексту, изложение текста, составление диалога на заданную тему, составление текста определенного стиля и типа речи, сочинение, составление рассказа по заданному началу, редактирование текста, работа с деформированным текстом.

В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 5 класса учащиеся должны уметь: речевая деятельность: аудирование:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

  • владеть техникой чтения;
  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  • правильно расставлять логические ударения, паузы;
  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросе учителя;
  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
  • создавать письменные высказывания разных типов речи;
  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  • делить текст на абзацы;
  • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • выражать свое отношение к предмету речи;
  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;        
  • находить в художественном тексте явления звукописи;
  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;
  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
  • распределять слова на тематические группы;
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  • различать прямое и переносное значение слов;
  • отличать омонимы от многозначных слов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
  • находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
  • владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

  • различать части речи;
  • правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
  • уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
  • отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

орфография:

  • находить орфограммы в морфемах;
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
  • самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;
  • составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
  • выделять основы предложений с двумя главными членами;
  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

•        правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;

  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения русскому языку: для учащихся:

  1. Русский язык: Теория. 5-9 классы: учебник. Предпрофильное обучение /Бабайцева В.В. – 7 издание, пересмотр. - М: Дрофа, 2010
  2. Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. - М: Дрофа, 2010
  3. Русская речь. Развитие речи. 5 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2009
  4. Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Секреты орфографии.- М, 1994
  5. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995
  1. Купалова А.Ю. и др. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. 5 класс. -М.: Дрофа, 2005

                                                  для учителя:

  1. Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-9 классы / Купалова А.Ю. и другие. - М: Дрофа, 2010
  2. Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 5 класс / Комиссарова Л.Ю. - М.: Издательство ACT, 2002
  3. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2005
  4. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 5 класс. -М.: Дрофа, 2004
  5. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 5 класс. - М.: Дрофа, 2005
  6. Шипицына Г.М. Русский язык. Изложение и сочинение. 5 класс. Дидактические материалы. -М.: Дрофа, 2005
  7. Капинос В.И. и др. Русский язык. Развитие речи. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007
  8. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты по русскому языку. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005
  9. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5 кл.: учебное пособие- М.: Дрофа, 2010
  10. Русский язык. 5 класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой / автор-сост. А.В.Соколова. – Волгоград: Учитель, 2004
  11. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992
  12. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 5 класс. – М.: Творческий центр, 2007
  13. Книгина М.П. Тесты по русскому языку. 5 класс. – Саратов: Лицей, 2003

Мультимедийные пособия.

       Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

       Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

       Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.  

        Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и    Мефодий.

      Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

       Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

        


Учебно-тематическое планирование уроков

   

Тема урока

кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения темы (требования к уровню подготовки обучающихся)

Домашнее задание

Дата проведения

план.

факт.

1

Введение. Знакомство с учебным комплексом.

1

Урок-путешествие

Содержание и структура учебного комплекса по русскому языку для 5 класса. Культура работы с книгой и другими источниками информации.

Устный развернутый ответ на вопрос.

Уметь ориентироваться в содержании пособий, входящих в УМК, понимать их значение, пользоваться оглавлением, условными обозначениями, понимать термины книжно-издательской темы.

Найти высказывания о языке

2-3

Роль языка в жизни общества.

2

Урок усвоения новых знаний

Язык как основное средство общения. Свободное владение родным языком – признак культуры человека.

Выразительное чтение высказываний о языке, упражнения, словарно-лексическая работа.

Понимать, что язык – универсальное средство общения, средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения другому, важность произносительной культуры, орфографически грамотного письма для достижения цели общения.

Упр.7

4

Словарное богатство русского языка

1

Комбинированный

Лексика русского языка. Фразеологизмы

Работа с учебником, словарно-лексическая работа, построение рассуждения на основе фразеологизма.

Знать лексические средства языка: синонимы, антонимы. Знать художественно-изобразительные средства языка. Уметь строить рассуждение на заданную тему, делать вывод по обсуждаемой проблеме.

Упр.13

5-6

Стили русского литературного языка.

2

Комбинированный

Понятие о стилистике и основных стилях литературного языка.

Работа с учебником, в группах по сравниванию текстов разных стилей,  составлению текстов

Знать характерные черты стилей русского литературного языка, уметь их отличать в устной и письменной речи. Уметь  разграничивать стилистически нейтральные и стилистически ограниченные слова. Уметь составлять тексты разных стилей.

Упр.19 составление текстов

7-8

Грамматика. Морфология.

Орфография.

2

Повторительно-обобщающий

Понятие о морфологии и орфографии. Орфограмма. «Ошибкоопасные» места.

Решение кроссворда, беседа, орфоэпическая работа, списывание, работа с опорным материалом

Уметь различать части речи, букву и звук; распознавать случаи, когда написание буквы не определяется  произношением и необходимо применять правило; уметь находить изучаемую орфограмму.

Теория, у.27

9

Понятие о частях речи.

1

Повторительно-обобщающий

Самостоятельные и служебные части речи.

Работа с учебником, фронтальный опрос по таблице, словарно-орфографическая работа

Уметь отличать служебные части речи от самостоятельных; знать функции самостоятельных и служебных частей речи; понимать связь морфологии с орфографией. Уметь строить рассуждение на лингвистическую тему по заданной модели

Теория, упр.29

10-11

Самостоятельные (знаменательные) части речи

2

Повторительно-обобщающий

Самостоятельные части речи, их морфологические признаки

Выстраивание текста типа рассуждения.

Уметь выполнять комплексный анализ слова, выстраивая текст – рассуждение на лингвистическую тему.

Текст-рассуждение на лингвистическую тему.

12-14

Имя существительное.

3

Комбинированный

Грамматические признаки имени существительного. Словообразование существительных.

Падежные окончания существительных

Выполнение упражнений, морфологический разбор , тренировочные упражнения, тестовые задания

Уметь опознавать имя существительное по морфологическим и морфемным признакам; определять склонение, род, падеж. Уметь пользоваться алгоритмом при правописании окончаний сущ.; определять род, падеж, склонение.

Теория, упр.34,41

15

Р.Р.Сочинение. Описание предмета

1

Урок развития речи

Текст. Цепной и параллельный текст. Смысловая часть текста. Абзац.

Устное и письменное описание.

Знать признаки текста описания, цепную и параллельную связь предложений. Уметь устно и письменно составлять текст-описание, делить текст на смысловые части – абзац.

Дописать сочинение

16-18

Имя прилагательное.

3

Комбинированный

Грамматические признаки имени прилагательного. Словообразование прилагательных, их связь с существительным.

Творческий диктант по тексту упр. 48, упражнения

 Уметь согласовывать прил. с  сущ.; устанавливать смысловую связь между прилагательным и существительным. Уметь определять в предложении им. прилагательное, знать его морфологические признаки.

Теория, упр. 48, сочинение на основе фразеологизма

19

Р.Р. Сочинение-рассуждение

1

Урок развития речи

Текст. Смысловая часть. Абзац. Тезис. Аргументация.

Устное и письменное рассуждение

Знать признаки текста-рассуждения, алгоритм создания рассуждения. Уметь выстраивать текст типа рассуждения.

Дописать сочинение

20-21

Контрольный диктант и его анализ

2

Урок контроля

Правописание гласных и согласных корня. Правописание гласных в приставках.

Диктант с грамматическим заданием

Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно писать, выполнять синтаксический разбор.

22

Глагол.

1

Повторительно-обобщающий

Неопределенная форма глагола. Грамматические признаки глагола.

Творческое списывание, работа с упражнениями.

Уметь узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; опознавать орфограммы глагола в соответствии с правилами.

теория, упр.54

23

Время глагола

1

Повторительно-обобщающий

Времена глагола. Орфограмма «Гласная в суффиксе глагола прошедшего времени»

Предупредительный диктант

Уметь определять время глагола, безошибочно писать гласную в суффиксе глагола прошедшего времени, различать глаголы, сходные по значению, но разные по характеру изменения по временам.

24

Спряжение глагола.

1

Комбинированный

1 и 2 спряжение глагола. Правописание личных окончаний глагола.

Взаимопроверка, таблица, упражнения.

Уметь узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; уметь определять орфограмму «Гласная буква перед суффиксом –л - глагола».

таблица, упр.53 или карточка

25

Обобщение темы «Глагол»

1

Комбинированный

Мягкий знак после шипящих; -тся  и –ться. Словообразование глагола.

морфологический разбор глагола

Уметь узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; уметь определять орфограмму «Буква –ь в глаголе 2-го лица ед. ч.».

упр.61

26-27

Наречие.

2

Комбинированный

Грамматические признаки наречия. Словообразование наречий.

Слуховой диктант, работа с учебником, тренировочные упражнения.

Уметь узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия

Теория, упр.64

28

Правописание наречий

1

Комбинированный

Правила написания наречий

Тренировочные упражнения

Уметь видеть «ошибкоопасные» места в наречиях, правильно писать наречия.

Упр.68

29-30

Местоимение.

2

Комбинированный

Грамматические признаки местоимений. Разряды местоимений. Правописание местоимений.

Работа с учебником, тренировочн. упражнения, работа с таблицей. Тест.

Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять личные местоимения.

Теория, упр.74,76

31

Служебные части речи. Предлог.

1

Повторительно-обощающий

Служебные части речи. Употребление предлогов. Разграничение предлогов и приставок.

Практическая работа с учебником, тренировочные упражнения, практическая работа.

Уметь различать самостоятельные и служебные части речи. Знать морфологические признаки предлога, понимать значение «орфограммы-пробела». Уметь разграничивать предлог и приставку, писать предлоги со словами.

Теория, упр.81,83

32

Р.Р. Сочинение-описание помещения

1

Урок развития речи

Сочинение-описание

Письменное сочинение

Знать текст параллельного типа. Уметь создавать текст описания помещения

33

Предлог

1

Комбинированный

Употребление предлогов. Разграничение предлогов и приставок.

34-35

Союз.

2

Комбинированный

Употребление союзов. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.

Творческое списывание,

работа с учебником, тренировочные упражнения, практическая работа

Знать признаки простого и сложного предложения. Уметь отличать союз от других служебных частей речи; знать функции союза и его роль в предложении.

Теория, упр.95, карточки.

36-37

Частица.

2

Комбинированный

Употребление частиц. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами.

Объяснительный диктант.

работа с учебником, тренировочные упражнения, работа с таблицей.

Уметь отличать частицу от других служебных частей речи; писать частицы со словами  в соответствии с правилом; понимать их значение в речи.

Подготовка к игре «Диалог частей речи» (работа в группах)

каникулы

38

Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфология и орфография».

1

Повторительно-обобщающий урок

Самостоятельные и служебные части речи.

Игра «Диалог частей речи», тренировочные упражнения

Уметь отличать самостоятельные части речи (сущ., прил., глагол, наречие, местоим.) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении; уметь опознавать изученные орфограммы и пунктограммы.

Подготовка к диктанту

39-40

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта.

2

Контроль и коррекция знаний и умений

Контрольный диктант.

41

Сочинение-описание животного

1

Синтаксис.

42

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

1

Усвоение новых знаний

Значение синтаксиса и пунктуации в письменной речи; понимание значения терминов «синтаксис» и «пунктуация». Синтаксический и пунктуационный  разборы предложения.

Редактирование текста, орфоэпическая работа, групповая работа, знакомство с историей пунктуации. Синтаксический и пунктуационный  разборы предложения.

Умение правильно строить словосочетание и предложение; понимать значение синтаксиса и пунктуации в письменной речи; значение терминов «синтаксис» и «пунктуация», знать знаки препинания и их значение.

Упр.107

43-44

Предложение.

2

Комбинированный

Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Творческое списывание,

решение задачи, выделение грамматических основ.

Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор.

Упр.109

45

Виды предложений по цели высказывания.

1

Усвоение новых знаний

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Диктант с последующей взаимопроверкой, работа с учебником.

Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях

Упр.113

46-47

Невосклицательные и восклицательные предложения.

2

Усвоение новых знаний

Эмоциональная окраска предложений.

Работа с учебником, тренировочные упражнения, работа с таблицей.

Знать признаки восклицательных и невосклицательных предложений; уметь отличать их в письменной и устной речи.

Составить предложения

48-49

Главные члены предложения.

2

Комбинированный

Грамматическая основа предложения.

Словарный диктант,

тренировочные упражнения, работа с таблицей, орфоэпическая работа.

Уметь находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого им. существительным в им. падеже  или прилагательным, а также грамматическую основу односоставного предложения); производить синтаксический и пунктуационный разбор.

Теория, упр.121

50-51

Второстепенные члены предложения. Определение

2

Повторительно-обобщающий урок

Определение. Дополнение.

Обстоятельство. Распространенные  и нераспространенные предложения.

Синтаксический разбор предложений, работа с учебником, тренировочные упражнения.

Знать признаки определения, обстоятельства, дополнения; уметь находить в предложении второстепенные члены; производить синтаксический разбор предложения.

Теория, упр.131-134, опорная схема-цветок

52

Р.Р. Сочинение-описание с элементами рассуждения

1

53-54

Дополнение

2

55-56

Обстоятельство

2

57-58

Обобщение и систематизация материала по теме «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения».

2

Обобщение и систематизация изученного

Синтаксический и пунктуационный разбор.

Фронтальный опрос, самостоятельная работа, тренировочные и тестовые упражнения.

Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Составление предложений

59-60

Контрольная работа «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения» и её анализ

2

Контроль и коррекция знаний и умений

зачет

61

Р.Р.Сочинение-повествование

1

62-65

Словосочетание.

Словосочетание в предложении.

4

Усвоение новых знаний

Подчинительные и сочинительные словосочетания.

Синтаксический разбор словосочетания.

Разбор словосочетания, тренировочные упражнения, работа со схемами словосочетаний, словарно-орфографическая работа.

Знать признаки словосочетания; уметь отличать словосочетание от предложения; выделять словосочетание из предложения; анализировать значение и строение словосочетаний; строить словосочетания; находить словосочетания к заданным схемам.

Теория,  упр.135,

140

66-67

Повторение

68

Р.р. Сочинение-рассуждение

1

Развитие речи

Подробное изложение.

Уметь писать подробное изложение по прочитанному тексту.

69-71

Предложения с однородными членами.

3

Комбинированный

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах

Синтаксический разбор предложения с однородными членами,  упражнения, словарно-орфографическая работа.

Графический диктант, тренировочные упражнения, конструирование

Знать признаки однородных членов; уметь правильно интонировать предложения с однородными членами; отличать предложения с однородными членами от сложных предложений; уметь строить схемы предложений с однородными членами;

Знать роль обобщающего слова в предложения с однородными членами; порядок действий по нахождению обобщающего слова в предложении;  уметь строить схему предложений с обобщающим словом; применять изученную пунктограмму при письме.

Из любого произведения выписать 5 предложений с однородными членами

Упр.146

72-73

Контрольный диктант и его анализ

2

74

Резервный

2 триместр

Каникулы

75-76

Предложения с обращениями.

2

Усвоение новых знаний

Понятие «обращение». Знаки препинания в предложениях с обращениями.

Самостоятельная работа, историческая справка, выполнение упражнений, игра «Кто больше?»,

орфоэпическая минутка.

Знать основные признаки обращения; уметь отличать обращения от подлежащего; производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями.

Теория, упр.158

77-78

Предложения с вводными словами.

2

Усвоение новых знаний

Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Конструирование предложений с вводными словами,

тренировочные упражнения, словарно-орфографическая работа, самостоятельная работа.

Уметь видеть вводные слова в предложении; правильно интонировать предложения с вводными словами; знать признаки вводных слов; строить предложения с вводными словами по схеме; самостоятельно строить схемы предложений с вводными словами, используя графические обозначения.

Теория, упр.162, 166

79

Р.Р. Изложение с элементами сочинения

80

Сложное предложение.

1

Комбинированный

Бессоюзные и союзные сложные предложения.Запятая между частями сложного предложения.

Взаимопроверка д.з.,сравнительный анализ предложений, схемы сложных предложений, комментированное письмо

Знать признаки сложного предложения; уметь отличать простое предложение от сложного;  строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Теория, упр.170

82-83

Сложносочиненные предложения.

2

Усвоение новых знаний

Сложносочиненные предложения. Запятая между частям сложного предложения.

Синтаксический разбор предложения , работа с учебником, по схемам, самостоятельная работа, орфографическая минутка

 Знать признаки ССП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания вССП; составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение

Теория,

упр.175

84-85

Сложноподчиненные предложения.

2

Усвоение новых знаний

Сложноподчиненные предложения. Запятая между частям сложного предложения.

Самостоятельная работа, работа по схемам, орфографическая минутка, тренировочные упражнения

Знать признаки СПП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение

Теория, составить предложения

86

Сложные бессоюзные предложения.

1

Усвоение новых знаний

Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частям сложного предложения.

Синтаксический разбор предложений

работа со схемами, тренировочные упражнения, конструирование предложений

Знать признаки БСП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в БСП; уметь составлять схему сложного предложения; правильно его интонировать.

Составить карточку по теме «СП»

87

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

Усвоение новых знаний

Синтаксический разбор сложного предложения.

Карточки, синтаксический разбор предложений

Уметь производить синтаксический разбор сложного предложения.

Разбор записанного предложения

88-89

Предложения с прямой речью

2

Усвоение новых знаний

Прямая речь после слов автора и перед ними. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Конструирование предложений

работа с учебником,  запись предложений с прямой речью, составление схем

Знать особенности строения предложений с прямой речью; уметь правильно оформлять на письме предложения с прямой речью; отличать слова автора от прямой речи; строить схемы предложений с прямой речью.

Теория, упр.191

90-91

Контрольный диктант и его анализ

2

Контроль и оценка знаний

Контрольный диктант

Контроль знаний учащихся по изученной теме.

92-93

Диалог и монолог.

1

Комбинированный

Диалог. Знаки препинания при диалоге.

Работа по орфоэпии, тренировочные упражнения, творческая работа

Уметь различать диалогическую и монологическую речь; знать сферу употребления диалога; пунктуационное оформление диалога и монолога.

Работа в группе – презентация единиц синтаксиса

94

Текст. Понятие о тексте

1

95-96

Повествование

2

97-98

Описание

2

99-100

Рассуждение

2

101

Повторение.

1

Обобщение и систематизация изученного

Единицы синтаксиса и пунктуации.

Фронтальный опрос, групповая работа

Закрепить и обобщить материал по теме «Синтаксис и пунктуация».

Подготовиться к диктанту

102-103

Контрольный диктант с грамматическим заданием.  Анализ диктанта.

2

Контроль и оценка знаний

Контрольный диктант.

Контроль знаний учащихся по изученной теме.

Основной курс

Введение

104

Русский язык в современном мире.

1

Усвоение новых знаний

Понятие о литературном языке. Орфографические, морфологические, синтаксические и стилистические нормы. Нормы правописания.

Тест. Слушание, работа с таблицей, с параграфом учебником, упражнения.

 Иметь общее представление о месте русского языка в современном мире и о нормах литературного языка

*1,2, составить план по вариантам.

105

Понятие о литературном языке

1

106

Устная и письменная форма речи.

 Основные разделы науки о языке.

1

Усвоение новых знаний

Устная и письменная форма речи.

 Основные разделы науки о языке.

Фронтальный опрос, работа с учебником, таблица.

Знать формы речи, основные разделы науки о языке.

*3,5, упр.235

107

Стили литературного языка

1

108

Основные разделы русского языка

1

Фонетика.

Графика.

Орфоэпия

109-110

Звуки речи. Звуки речи и буквы.

2

Усвоение новых знаний

Понятия фонетика, графика, орфография, орфоэпия. Звуки речи и буквы.

Работа с терминологией, с учебником, словарно-орфографическая работа, письмо

Знать термины звуки, слоги, ударение, интонация,  понятие «фонетика»; уметь сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов.

*6, упр.240

111-113

Звуки речи и буквы. Орфография Алфавит.

3

Комбированный

Звуки речи и буквы. Транскрипция. Алфавит.

Контрольное списывание,

работа по орфоэпии, тренировочные упражнения, транскрипция слов.

Уметь анализировать звучащую речь; сопоставлять звук и букву; производить транскрипцию слов;

 знать и правильно произносить алфавит

*7, упр.254

114-115

Гласные и согласные звуки.

2

Усвоение новых знаний

Гласные и согласные звуки.

Проверочная работа. Работа с учебником, фонетический разбор.

 Уметь различать гласные и согласные  звуки; звуки и буквы.

*8, упр.264,

267

116

Р.р.Сочинение-описание  животного

1

117-118

Слог. Правила переноса слов.

2

Усвоение новых знаний

Слог. Правила переноса слов.

Самостоятельная работа, работа с учебником, упражнения.

Знать особенности деления слова на слоги и правила переноса слов, уметь членить слова на слоги.

*9 упр.276

119-120

Ударение.

2

Усвоение новых знаний

Сильная и слабая позиция звука. Правописание безударных гласных.

Беседа, решение задач, анализ материала опорной таблицы, комментированное письмо

 Знать понятие сильной и слабой позиции звука; умение видеть орфограмму, определять тип орфограммы.

*10, упр.284, 289

121-122

Звонкие и глухие согласные.

2

Усвоение новых знаний

Звонкие и глухие согласные звуки. Орфограмма «Проверяемая согласная в корне слова».

Орфоэпический диктант, беседа, анализ материала опорной таблицы, комментированное письмо

Знать звонкие и глухие согласные звуки; уметь различать гласные и согласные звуки; знать алгоритм объяснения орфограммы «Проверяемая согласная в корне слова»; иметь  навыки сопоставлять звучащую и письменную речь.

*11, упр.301

123-124

Твердые и мягкие согласные.

2

 Усвоение новых знаний

Твердые и мягкие согласные звуки.

Словарный диктант, тренировочные упражнения

Понимать значение твердости и мягкости на письме; знать непарные по твердости/мягкости; уметь читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью

*12, упр.306, карточка

125

Р.р.Сочинение-сказка «В поющей стране Фонетике»

1

126

Порядок фонетического разбора

Усвоение новых знаний

Порядок фонетического разбора слова.

Фонетический разбор слов.

Знать особенности фонетического разбора слова.

127-128

Значения букв я, ю, е, ё.

2

Усвоение новых знаний

Значения букв я, ю, е, ё.

Орфоэпическая минутка, работа с учебником, сопоставление фонетической и орфографической записей слов

Знать значения букв я, ю, е, ё, условия появления йотированного звука в словах;  уметь слышать йотированный при произношении гласных я, е, ё, ю в позиции, когда они обозначают два звука.

*13,

упр. 314

129-131

Значения букв ь и ъ в русской графике.

3

Усвоение новых знаний

Правописание разделительных Ъ и Ь.

Тест. Работа с м/м презентацией, игровые упражнения, тренировочные упражнения.

Знать опознавательные признаки орфограмм «Правописание разделительных Ъ и Ь» и «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных»; уметь применять орфограммы в письменной речи.

*14, упр.320, карточки

132-133

Мягкий знак после шипящих на конце слова.

2

Усвоение новых знаний

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь.

Самостоятельная работа, тренировочные упражнения.

Знать опознавательные признаки орфограммы « Мягкий знак после шипящих на конце слова»; уметь применять орфограммы в письменной речи.

*15, упр.338

134-136

Гласные после шипящих.

3

Усвоение новых знаний

Правописание гласных после шипящих.

Распределительный диктант, словарно-орфографическая работа, выполнение упражнений, работа в группах.

Знать условия правописания гласных и, а, у после шипящих и условия написания гласных о-ё после шипящих в корне слова, в суффиксах существительных и прилагательных;  уметь графически обозначать орфограммы и использовать алгоритм при опознавании орфограмм.

*16, упр.347,

355

137

Р.Р. Сочинение-описание пейзажа

1

Развитие речи

Характерные особенности художественного стиля речи. Метафора. Олицетворение.

Сопоставление текстов, выявление признаков, упражнения

 Знать характерные особенности художественного стиля речи, понятия метафора, олицетворение.

Сочинить продолжение сказки

138-139

Гласные после ц.

2

Усвоение новых знаний

Правописание гласных и-ы после ц. Правописание о-е после ц.

Тест. Выполнение тренировочных упражнений, самостоятельная работа. Орфоэпический диктант.

Знать условия правописания гласных после ц; уметь определять орфограммы, обозначать их графически.

*17, упр.364,

карточки

140

Р.р. Изложение. Описание пейзажа.

1

Усвоение новых знаний

Нормы литературного произношения. Орфоэпия как наука. Ударение.

Орфоэпический диктант.

Словарно-орфографическая работа, чтение отрывка, тренировочные упражнения

Знать понятие «орфоэпия»;  уметь пользоваться орфоэпическим словарем и словарем ударений; понимать значение литературного произношения.

Карточка

141

Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».

1

Обобщение и систематизация изученного

Практическая работа, тренировочные и тестовые упражнения

Обобщить и систематизировать изученное в разделе; совершенствовать полученные умения и навыки.

Подготовиться к диктанту

142-143

Контрольный диктант и его анализ

2

Контроль и оценка знаний

Контрольная работа.

Проверка знаний и умений по изученной теме.

Морфемика.

Словообразование.

144-145

Понятие о морфеме.

2

Комбинированный

Значение изучения морфемики и словообразования.

Грамматический ребус. Беседа, этимологическая работа, самостоятельная работа

Иметь понятие о морфемике, о морфемном составе слов; видеть орфограммы в разных морфемах.

*18, упр.381

146-148

Основа слова и окончание.

3

Комбированный

Основа слова и окончание.

Карточки для самоконтроля, игровые упражнения, работа в парах.

Знать окончание и основу слова как  морфемы, алгоритм определения окончания и основы в слове; уметь находить окончание и основу в словах.

*19, упр.394, 391

149-150

Корень слова.

2

Комбинированный

Корень слова.

План параграфа, тренировочные упражнения.

Знать порядок действий по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов.

*20, упр.401

151-153

Приставка и суффикс.

3

Комбинированный

Приставка и суффикс.

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой, «четвертое лишнее», работа с учебником, тренировочные упражнения

Знать термины «приставка», «суффикс»; уметь выделять приставку и суффикс в слове; словообразующая и формообразующая роль суффикса; правописание суффикса – тель.

*21, упр.411,

425

154

Р.р. Сочинение-описание картины

155

Морфемный разбор слова.

1

Обобщение и систематизация изученного

Порядок действий при морфемном разборе

Самостоятельная работа, тренировочные задания. Тест.

Знать порядок действий при морфемном разборе; уметь выполнять морфемный разбор слов.

Разбор слов

156-159

Словообразование. Словоообразовательные цепочки.

4

Усвоение новых знаний

Основные способы образования слов. Словоообразовательные цепочки. Правописание сложносокращенных слов, сложных слов.

Работа с учебником, тренировочные упражнения, самостоятельная работа.

Знать способы образования слов, словоообразовательные цепочки, принципы правописания сложносокращенных и сложных слов; уметь выполнять словообразовательный разбор слов.

*22,23

упр.440,

449,453

160-162

Исторические изменения в составе слова.

Чередование звуков в корне слова.

3

Усвоение новых знаний

Чередование звуков в корне слова. Варианты корня как следствие исторических преобразований.

Самостоятельная работа, работа с учебником, тренировочные упражнения.

Понимать язык как развивающееся явление; выделять в словах корни с чередующимися звуками; уметь видеть и обозначать чередование в слове, чередование с нулем звуков.

*24,25, упр.458,

461

163

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению о слове

Правописание

морфем

164-165

Правописание безударных гласных в корне.

2

Комбинированный

Правописание безударных гласных в корне.

Диктант «Проверяю себя», работа с учебником, тренировочные упражнения

Знать условия правописания безударных гласных в корне; уметь графически обозначать орфограмму и видеть ее на письме.

*26,27, упр.462

166-167

Правописание корней с чередованием гласных А-О.

2

Усвоение новых знаний

Правописание корней с чередованием гласных А-О (–лаг- - -лож-, -кас- - кос-;–гар- - -гор-, -зар- - зор-;–клан- - -клон-).

Орфографическая разминка, тренировочные упражнения, работа в группах, самостоятельная

Знать опознавательные признаки орфограммы «Чередование гласных а-о в корне»; уметь находить корни с чередованием гласных а-о в корне, отличать слова с чередующими гласными в корне от омонимичных корней.

*28, упр.468,

482

168

Р.Р. Изложение с предварительным анализом текста

1

169-170

Правописание корней с чередованием гласных е-и.

2

Усвоение новых знаний

Правописание корней с чередованием гласных е-и.

Этимологическая работа, работа по таблице, опорные записи, чтение «формул», самостоятельная работа

Знать опознавательные признаки орфограммы «Правописание корней с чередованием гласных е-и»; уметь находить корни с чередованием гласных ае-и в корне, отличать слова с чередующими гласными в корне от омонимичных корней.

*29, упр.490,

495

171

Правописание корней с чередованием а(я)-им, а(я)-ин.

1

Усвоение новых знаний

Грамматический турнир, выполнение упражнений, тестовые задания

Самостоятельная работа. Грамматический турнир, выполнение упражнений, тестовые задания

Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописания корней с чередованием  - я(а)//им, ин; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.

*29, упр.502

172-173

Правописание согласных и гласных в приставках.

2

Комбинированный

Правописание согласных и гласных в приставках.

Письмо под диктовку с последующей взаимопроверкой. Работа с таблицей, выполнение упражнений, комментированное письмо

Уметь выделять приставку в слове; понимать значение отдельных приставок и варианты их написания при появлении беглых гласных; знать опознавательные признаки орфограммы.

*30, упр.515

174

Р.Р. Изложение с элементами сочинения. Описание пейзажа

175-176

Правописание приставок, оканчивающихся на –з (с).

2

Усвоение новых знаний

Правописание приставок, оканчивающихся на –з (с). Правописание приставок роз- (рос-), раз-(рас-).

Диктант «Проверяю себя». Игровые упражнения, словарный диктант, работа с опорной записью

Знать опознавательные признаки орфограммы; уметь выделять приставку в слове и графически обозначать орфограмму; производить морфемный разбор слов.

*31, упр.536,

544

177

Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

1

Усвоение новых знаний

Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Тест. Выборочный диктант, игра-эстафета, работа с учебником, тренировочные упражнения

Уметь писать приставки, оканчивающиеся на согласный; знать опознавательные признаки, изучаемой орфограммы и графически обозначать ее.

Упр.552

178-182

Правописание приставок пре- и при-.

5

Усвоение новых знаний

Словарный диктант, работа с м/м презентацией,комментированное письмо, упражнения, тест.

Знать опознавательные признаки орфограммы; уметь применять знание орфограммы в письменной речи и графически обозначать ее; сопоставлять пары однокоренных слов с приставками при-, пре- и различать их написание по значению; знать правописание слов, не поддающихся смысловому анализу.

*32, упр.558, 562, карточки.

183

Повторение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование».

2

Обобщение и систематизация изученного

Фронтальный опрос, тренировочные и игровые упражнения

Фронтальный опрос, тренировочные и игровые упражнения

Обобщить изученное по теме «Морфемика. Словообразование».

184-185

Контрольный диктант и его анализ

2

Лексикология

186-187

Понятие о слове.

2

Усвоение новых знаний

Понятие о слове.

Словарно-орфографическая работа, работа с учебником, тренировочные упражнения.

Понимать значение термина «лексикология»; уметь употреблять слова с учетом его смысловых, стилистических качеств, лексической сочетаемости; уметь пользоваться толковым словарем.

*33,

упр.587

188-189

Словарное богатство русского языка.

2

Комбинированный

Словарное богатство русского языка.

Работа с учебником, тренировочные упражнения.

Иметь общее представление о словарном богатстве русского языка.

*34, упр.595

190

Р.р. Изложение с предварительным анализом текста

1

191-192

Лексическое значение слова.

2

Комбинированный

Лексическое значение слова

Работа с учебником, тренировочные упражнения, работа в парах.

Понимать значение термина «лексическое значение слова»; уметь употреблять слова с учетом его смысловых, стилистических качеств, лексической сочетаемости; уметь пользоваться  словарями.

*35, упр. 603

193-194

Однозначные и многозначные слова

2

Усвоение новых знаний

Однозначные и многозначные слова.

Работа с учебником, тренировочные упражнения, работа в парах.

Знать смысл терминов «однозначные слова», «многозначные слова»; уметь работать с толковым словарем; находить в предложении однозначные и многозначные слова.

195-196

Прямое и переносное значение слова.

2

Усвоение новых знаний

Прямое и переносное значение слова. Тропы.

Выборочное списывание,

работа с учебником, работа со словарем

Знать смысл терминов «прямое значение слова», «переносное значение слова»; уметь работать с толковым словарем; находить в предложении слова с прямым и переносным значением.

*37, упр.612

197-198

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

2

Усвоение новых знаний

Диалектизмы, профессионализмы, термины. Нейтральная лексика. Роль профессионализмов и диалектизмов в художественной литературе и в разговорной речи.

Презентация, тренировочные упражнения, игра-соревнование

Знать значение терминов: «профессионализм», «диалектизм», «термин», порядок лексического разбора слова; уметь производить лексический разбор слов.

Мини-сочинение «Профессия моих родителей».

199-200

Синонимы.

2

Усвоение новых знаний

Синонимы. Синонимические ряды. Синтаксические синонимы.

Составление синонимических рядов, словарно-орфографическая работа, работа с учебником.

Знать значение термина «синонимы»,  их роль в речи; уметь работать со словарем синонимов; работать с толковым словарем.

*39, упр.637, 643

201-202

Антонимы.

2

Усвоение новых знаний

Антонимы. Роль антонимов в тексте.

Редактирование предложений

работа с учебником, с учебными рисунками

Знать значение термина «антонимы»,  их роль в речи; уметь работать со словарем антонимов, подбирать антонимы, видеть их в предложении.

*40, упр.651,

656

203-204

Омонимы.

2

Усвоение новых знаний

Омонимы.

Работа с учебником, синонимическая минутка, работа со словарем.

Знать значение термина «омонимы»;  уметь пользоваться словарем омонимов; работать с толковым словарем; находить в предложении омонимы.

*41, упр.660

205-206

Паронимы.

2

Усвоение новых знаний

Паронимы. Ошибки при употреблении паронимов в речи.

Редактирование предложений

работа с учебником,  упражнения.

Знать значение термина «паронимы»;  уметь пользоваться словарем паронимов; работать с толковым словарем; находить в предложениипаронимы.

*42, упр.664

207-208

Понятие об этимологии.

2

Усвоение новых знаний

Происхождение некоторых слов. Понятие о народной этимологии.

Работа с учебником, тренировочные упражнения,работа со словарем.

Понимать значение термина «этимология»; уметь анализировать происхождение слов; пользоваться этимологическим словарем.

*43, упр.672

209-210

Устаревшие слова

2

Усвоение новых знаний

Историзмы и архаизмы.

Анализ небольшого исторического текста, упражнения,самостоятельная работа

Знать значение терминов «историзмы», «архаизмы», роль историзмов и архаизмов в художественной литературе; разграничивать данные понятия; уметь находить историзмы и архаизмы.

*44, упр.678

211-212

Неологизмы.

1

Усвоение новых знаний

Неологизмы.

Исследование текста. Игра-соревнование, выполнение упражнений, работа со словарем

Знать значение термина «неологизмы», роль неологизмов в художественной литературе и в разговорной речи; уметь находить неологизмы в речи.

*45, упр.830

213-214

Заимствованные слова.

1

Усвоение новых знаний

Фонетические и морфемные изменения заимствовнных слов в русском языке.

Игровые упражнения, м/м презентация, беседа по вопросам, упр-я

Знать происхождение лексики русского языка, смысл заимствований и отличительные признаки заимствований; уметь использовать заимствования в речи.

*46, упр.695

215-216

Старославянизмы.

Правописание полногласных и неполногласных сочетаний.

1

Усвоение новых знаний

Условия появления старославянизмов  в языке. Синонимичные отношения между старославянизмами русизмами.

Исследование текста. Игровые упражнения, работа в парах.

Знать происхождение лексики русского языка; смысл старославянизмов, правописание полногласных и неполногласных сочетаний.; уметь видеть старославянизмы в тексте.

*47, упр.703

217

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Путешествие по стране «Лексикологии»

1

Фразеология

218-219

Фразеологизмы.

2

Усвоение новых знаний

Фразеологизмы. Фразеологизмы как выразительное средство языка и речи. Фразологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы.

Статья «Из истории фразеологизма». Работа со словарем, игровые упражнения, работа с м/м презентацией, устные сообщения учащихся

Знать значение термина «фразеологизм», знать особенности строения фразеологического оборота, роль фразеологизмов в речи, историческую основу фразеологических оборотов, их роль в языке; уметь пользоваться фразеологическим словарем, использовать фразеологические обороты в речи.

*48, упр.717,720, карточки

220-221

Пословицы и поговорки.

2

Усвоение новых знаний

Пословицы и поговорки. Народный характер пословиц и поговорок.

Мини-сочинение по пословице или поговорке.  Тренировочные, игровые упражнения

Знать значение терминов «пословица», «поговорка», «афоризм»; уметь разграничивать эти понятия; знать их роль в языке; уметь использовать пословицы, поговорки, афоризмы в речи.

*49, упр.731

222-223

Крылатые слова и выражения.

2

Усвоение новых знаний

Крылатые слова и выражения.

 Работа со словарем, игровые упражнения, работа с м/м презентацией, устные сообщения учащихся

Знать значение терминов «крылатые слова и выражения»; уметь разграничивать эти понятия; знать их роль в языке; уметь использовать крылатые выражения в речи.

*50, подобрать  крыл. выражения

Повторение

224

Части речи

1

Обобщение и систематизация изученного

Тестовое задание Игровые упражнения, упражнения проверочного характера

Повторить и обобщить изученное по  теме «Лексика».

Повторить теоретический материал

225-226

Комплексный анализ текста

2

227-228

Орфограммы в глаголах, существительных и прилагательных

2

229-230

Синтаксис и пунктуация.

2

231

Р.р.Изложение с элементами сочинения

1

232-233

Лексика и орфография

2

234-236

Орфография. Правописание корней и приставок

3

Орфография.

Тестовое задание. Упражнения проверочного характера, самостоятельная работа

Повторить и обобщить изученное орфографии.

Карточки

237-238

Контрольный диктант с грамматическим заданием .

Анализ диктанта.

2

Контроль и оценка знаний

Диктант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс

календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе М.Т. Баранова и др.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, написанная учителем русского языка МБОУ СОШ №82 Романовой Ю.Ю. по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др....

календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс Гольцова

планирование составлено на основе УМК«Русский язык 10-11 классы», Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, Москва, 2006 год из расчета 68 часов в году....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе  Программы по русскому языку / под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова/  М.: Мнемозина, 2008  г....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс

Планирование уроков русского языка в 9 классе...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 8 класс

Тематическое планирование по русскому языку (3 часа в неделю)...