Нетиповые высказывания на лингвистическую тему (9 класс)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Косицина Юлия Владимировна

Материал содержит ряд нетиповых высказываний на лингвистическую тему с примерным тезисом и аргументами. Предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netipovye_vyskazyvaniya_na_lingvisticheskuyu_temu.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Схема 3. Высказывания, не относящиеся к основным содержательным типам: тезис и аргументы.

№№

Высказывание

Примерный тезис

Аргументы

1

Орфография есть вещь условная и меняющаяся во времени; но широкие круги грамотных людей считали её покоящейся на каких-то незыблемых основаниях (Л. В. Щерба)

Выделяются три принципа русской орфографии, обеспечивающие её устойчивость: фонематический, фонетический и исторический.

1) Приставки на З-С: выражение фонетического принципа орфографии.

2) Безударная проверяемая гласная в корне – выражение фонематического принципа орфографии.

2

Устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса (Б.В. Шергин)

Некоторые ученые даже предлагают выделять два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью (А.А. Мирошниченко).

Письменная речь отличается от устной своей продуманностью. На письме стараются избегать повторов, неполных предложений, слов-паразитов.

Устная речь отличается от письменной рядом особенностей: употреблением неполных предложений, междометий, повторов. Эта форма речи эмоциональна, в ней часто встречаются паузы.

Для аргументов рассматривается речь персонажей в тексте.

1) Употребление полного простого  или сложного предложения.

2) Отсутствие излишних, неоправданных повторов.

Рассматривается речь персонажей.

1) Присутствие многоточия, которое указывает на паузу в речи.

2) Употребление неполных предложений, междометий.

3

В разнообразии приставок таится разнообразие смысла (К.И. Чуковский)

Все части, на которые делится слово, имеют значение. «Пустых» морфем практически не бывает (Е.А. Земская).

Каждая морфема (приставка, суффикс) имеет свой особый смысл, помогает выразить лексическое значение слова.

1) В слове «поднять» приставка выражает значение «движение вверх».

2) В слове «прибежать» приставка имеет значение «приближение».

4

Для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать и фонетику (Д.Н. Ушаков)

Знание фонетики позволяет правильно применять орфографические правила. Фонетика также связана с нормами произношения слов.

1) Правописание приставок на –З-С, которые зависят от глухости или звонкости последующего согласного.

2) В слове «что» по нормам русского языка произносится звук «ш».

5

Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, предложение. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу (М.В. Панов)

Язык представляет собой систему: из звуков строятся морфемы, из морфем – слова, из слов образуются словосочетания и предложения. Каждая единица значима, участвует в выражении смысла.

1) В слове «испугалась» постфикс «сь» выражает значение «действие, направленное на самого себя».

2) Слова «рыжий» и «кот» образуют словосочетание с видом связи согласование.

6

В зависимости от того, что надо выразить, о чем идёт речь, или, говоря научно, в зависимости от целей общения русский язык меняется (Г.Я. Солганик).

Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое и уместное (И.В. Арнольд).

В русском языке существуют несколько стилей речи. Каждый употребляется в особой сфере, выполняет определенные функции, имеет свои особенности.

1) Рассматривается речь автора в тексте, которая относится к художественному стилю (особенности – выразительные средства).

2) Рассматривается речь персонажей, которая относится к разговорному стилю (особая лексика, неполные предложения, паузы).

7

Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста (Н.С. Валгина)

Абзацы делят текст на логико-смысловые части, указывает на новую мысль. В художественном тексте абзац может воздействовать на чувства читателя, направлять его восприятие текста, подчеркивать авторскую мысль.

Рассмотреть, какая новая мысль, новое содержание появляются в двух различных абзацах.

8

Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено» (А.А. Реформатский).

Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки», выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру знаменательные слова.

Местоимения – особая часть речи, которая не называет предметы, признаки и количество, а указывает на них. Смысл местоимение обретает только в соотнесении с другими именными частями речи.

Рассмотреть два местоимения, определить, какую часть речи они заменяют.

9

Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое

В конкретном тексте, в конкретном предложении слово часто приобретает особое значение, которое отсутствует в словаре, наполняется авторским смыслом.

Найти два слова, которые в определенном контексте получали бы своеобразное значение.

Например, слово «руки» являются символом познания мира, реализации человеческих возможностей.

10

Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего (Г.Я. Солганик).

Повтор в тексте подчеркивает особую эмоциональность, помогает в некоторых случаях подчеркнуть авторскую мысль, выделить наиболее значимое по смыслу слово.

1) Повтор подчеркивает волнение героя, передает его внутреннее состояние.

2) Повтор слов передает наиболее точно мысль автора (например, повтором подчеркивается слово, несущее наибольшую смысловую нагрузку).

11

Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью «маленьких» слов, которые принято считать служебными – частиц и союзов.

Союзы и частицы имеют в речи своё особое значение, помогают передать смысловые оттенки.

1) Союз «когда» передает значение времени.

2) Частица «же» является усилительной, выражает эмоции автора, подчеркивает важность того, о чем говорится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение на лингвистическую тему.8 класс.

Сочинение на лингвистическую тему. 8 класс....

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 9 класс в рамках ГИА

Работа выполнена в программе POWER POINT со ссылкой на лингвистов, авторов высказываний. В работе использован материал 2012-2013 учебного года:1)•«Высокая культура речи заключается в умении найти не т...

Для подготовки сочинения на лингвистическую тему 9 класс ОГЭ

ОГЭ (ГИА). Цитаты, положенные в основу заданий части С (сочинение на лингвистическую тему) по сборнику типовых заданий экзаменационных вариантов под редакцией В.П.Цыбулько 2013 год. Распределение тем ...

Презентации к написанию сочинения на лингвистическую тему ,9 класс

Предложенные презентации помогут учащимся в  написании сочинения на лингвистическую тему...

Структура сочинения на лингвистическую тему (9 класс)

Данный материал содержит основные требования к структуре сочинения на лингвистическую тему, а также образец сочинения. Предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку....

Основные типы высказываний на лингвистическую тему (9 класс)

В материале представлены основные типы высказываний на лингвистическую с примерным тезисом и аргументами. Предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку....