Рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Балалаева Евгения Васильевна
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, в соответствии с положениями ФГОС основного общего образования второго поколения, требований к результатам освоения ООП ООО, на основе примерной Программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 класс, авторской программы Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. и др. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011).
  Рабочая программа направлена на формирование УУД, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований ФГОС.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_7.doc387.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, в соответствии с положениями ФГОС основного общего образования второго поколения, требований к результатам освоения ООП ООО, на основе примерной Программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 класс, авторской программы Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. и др. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011).

  Рабочая программа направлена на формирование УУД, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований ФГОС.

Авторская программа рассчитана на 170 часов, изменений не вносилось. Рабочая программа в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 175 часов. Увеличено количество уроков по теме «Причастие» (2 часа), «Наречие» (3 часа), т.к. эти темы вызывают наибольшие затруднения у учащихся 7 класса.

Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе

  • Воспитание духовно-богатой, нравственно-ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего свой язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • Овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального  словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • Развитие и интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Приоритетные формы и виды контроля:

  • входной контроль в начале и конце четверти;
  • текущий в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных диктантов с грамматическим заданием, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов;
  • итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Количество часов на проведение контрольных работ – 10.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная.

Приоритетные формы и методы работы с обучающимися: письменная и устная, под руководством учителя и самостоятельно, сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой.

Сроки реализации программы – 2015-2016 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учётом знаний, умений и навыков, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Предусматривается обучение русскому языку в 7 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создаёт условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирование общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Год обучения

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель

Кол-во часов за год

5 класс

5

35

175

6 класс

6

35

210

7 класс

4

35

140

8 класс

3

35

105

9 класс

3

34

105

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.

Содержание учебного предмета

Русский язык как развивающееся явление. (1час)

Повторение пройденного в V-VI классах. (14 часов)

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Развитие речи. Контрольная работа №1. Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.

Морфология. Орфография. Культура речи. (146 часов)

Причастие.(33 час)

Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление ).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.  

 Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причсастия с суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие.(12 часов)

Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.

 Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

 Рассказ по картине.

Наречие.(37 часов)

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.  

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

 Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния. (6 часов)

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

 Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Служебные части речи.(1 час)

Предлог. (13часов)

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

 Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (18 часов)

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

 Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

 Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица (22 часов)

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

 Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

 Рассказ по данному сюжету.

Междометие. (4часа)

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

 Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация пройденного в 5-7классе. (14 часов)

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.

Название раздела

Кол-во часов по авторской программе  

Кол-во часов по рабочей программе

1

Русский язык как развивающееся явление

1

1

2

Повторение изученного в 5-6 классах

14

14

3

Морфология. Орфография. Культура речи

141

146

Причастие

31

33

Деепричастие

12

12

Наречие

34

37

Категория состояния

6

6

Служебные части речи

1

1

Предлог

13

13

Союз

18

18

Частица

22

22

Междометье

4

4

4

Повторение изученного в 5-7 классах.

14

14

Итого

170

175

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ урока

Тема

Виды деятельности

Дата проведения

Русский язык как развивающееся явление. Вводный урок.

Изучение содержания параграфа учебника, работа с орфограммами, анализ текста

                                         Повторение изученного в V-VI классах (14 часов)

2

Синтаксис.    Синтаксический разбор.

Составление плана статьи, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование домашнего задания

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Анализ текста по алгоритму выполнения задания с последующей взаимопроверкой, проверочный диктант, построение рассуждения на лингвистическую тему,  коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

4

Лексика и фразеология.

Составление схемы речевого общения по образцу, упражнения по развитию речи, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

Индивидуальная и парная работа с дидактическими материалами для проведения фонетического разбора с последующей самопроверкой, лабораторная работа по устранению нарушений произносительных норм в словах, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Комплексное повторение ранее изученных орфограмм, стартовое тестирование, анализ стихотворения, написание диктанта, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

7

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Морфемный и словообразовательный разбор слова в парах, групповая работа – анализ текста по вариантам с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

8

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

Выделение и группировка словосочетаний и проведение морфологического анализа слов, работа в парах, проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

9

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

Коллективное конструирование текста доклада о М.В.Ломоносове с последующей самопроверкой при консультативной помощи учителя, групповая работа, объяснение орфограмм, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

10

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

Коллективное объяснение орфограмм по алгоритму выполнения задачи с последующей взаимопроверкой, морфологический разбор слова в парах, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

11

РР Сочинение по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»

Составление алгоритма написания сочинения по картине, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

12

Повторение раздела «Повторение изученного в 5-6 классах»

Комплексное повторение по дидактическому материалу, работа в парах, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

13

Контрольный диктант№1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

Написание диктанта, взаимопроверка в парах, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

14

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте №1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

Коллективная работа над типичными ошибками по алгоритму выполнения работы над ошибками, индивидуальная работа над ошибками с последующей проверкой учителем.

15

РР. Текст.

 Стили литературного языка.

Построение таблицы «Текст: разновидности текста по форме, виду речи, типу речи», лабораторная работа по определению способов связи предложений в тексте с последующей взаимопроверкой, групповой анализ текста, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

                                                    Морфология. Орфография. Культура речи. (146)

                                                     Причастие (33 часа)

16

Причастие как часть речи.

Самостоятельная работа по составлению памяток различения причастий и других частей речи, анализ текста – определение причастий, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

17

РР. Публицистический стиль.

Фронтальная беседа по результатам выполнения домашнего задания, работа в парах – составление схемы «Стили речи», лабораторная работа на определение стиля речи по его признакам, составление конспекта статьи учебника «Публицистический стиль», написание объяснительной записки опоздавшего школьника, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

18

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Самостоятельная и парная работа с дидактическим материалом, изучение и конспектирование содержания параграфа учебника, составление алгоритма определения гласной в падежном окончании причастий, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

19

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Комплексное повторение по дидактическому материалу, работа в парах, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

20

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Урок-презентация на интерактивной доске, составление текста с причастиями, объяснительный диктант с последующей самопроверкой, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

21

Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота.

Составление памяток по определению и обособлению распространённого определения, групповая работа – анализ текста, определение причастных оборотов, построение схем, конструирование текста с причастными оборотами, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

22

Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота.

Комплексное повторение по дидактическому материалу, работа в парах, составление плана лингвистического описания предложений с причастным оборотом, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

23

РР. Описание внешности человека.

Составление памяток  сочинения-описания внешности, работа в группах по конструированию текста, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

24

Действительные и страдательные причастия.

Коллективная работа с текстом, различение действительных и страдательных причастий, тезисное конспектирование учебника, составление лингвистического описания, проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

25

Действительные и страдательные причастия.

Лабораторная работа по материалу учебника с последующей взаимопроверкой, анализ художественного текста с действительными и страдательными причастиями, составление лингвистического рассуждения (предварительное домашнее задание), коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

26

Краткие и полные страдательные причастия.

Работа в парах – выполнение упражнений учебника с последующей взаимопроверкой, самостоятельное заполнение таблиц с использованием материала учебника, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

27

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Работа в группах по дидактическому материалу, материалу учебника, групповое составление алгоритма определения гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени, составление лингвистического рассуждения по теме урока, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

28

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Самостоятельная работа по практическому материалу учебника при консультативной помощи учителя, групповая лабораторная работа – анализ текста коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

29

Действительные причастия прошедшего времени.

Работа в парах – конструирование словосочетаний с действительными причастиями прошедшего времени с последующей взаимопроверкой, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

30

РР Изложение по тексту упр.100 «Воспоминания Т.Л.Сухотиной о детстве»

Работа в парах – составление плана к изложению при консультативной помощи учителя, написание изложения, составление словарика языковых особенностей текста типа речи повествования, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

31

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Работа в группах по дидактическому материалу, материалу учебника, групповое составление алгоритма определения гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени, составление лингвистического рассуждения по теме урока, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

32

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Самостоятельная работа по практическому материалу учебника при консультативной помощи учителя, групповая лабораторная работа – анализ текста коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

33

Страдательные причастия прошедшего времени.

Работа в парах – конструирование словосочетаний с страдательными причастиями прошедшего времени с последующей взаимопроверкой, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

34

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

Работа в парах – выполнение упражнений учебника с последующей взаимопроверкой, самостоятельное заполнение таблиц с использованием материала учебника, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

35

Одна и две буквы Н в суффиксах страда-

тельных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

Работа в группах по дидактическому материалу, материалу учебника, групповое составление алгоритма определения рода существительных, составление лингвистического рассуждения по теме урока, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

36

Одна и две буквы Н в суффиксах страда-

тельных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

Самостоятельная работа по практическому материалу учебника при консультативной помощи учителя, групповая лабораторная работа – анализ текста коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

37

Одна и две буквы Н в суффиксах страда-

тельных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

Индивидуальная работа с дидактическим материалом и учебником с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания, работа в парах, конструирование словосочетаний с краткими и полными причастиями и прилагательными с последующей взаимопроверкой, проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

38

Одна и две буквы Н в суффиксах страда-

тельных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

Лабораторная работа, анализ художественного текста, конструирование текста с краткими и полными причастиями и прилагательными по рисункам, проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

39

РР. Выборочное изложение по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»

Составление плана текста в группах, определение композиционных и языковых признаков текста, выделение главной информации при помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

40

Морфологический разбор причастия.

Групповая работа по практическим материалам учебника при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

41

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Составление памятки об условиях написания причастий с НЕ с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, конструирование словосочетаний с прилагательными, работа в парах – морфологический разбор прилагательного, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

42

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Самостоятельная и парная работа с орфограммами по дидактическому материалу, материалу учебника, коллективный анализ художественного текста при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

43

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Работа со статьёй учебника – конспектирование, групповая работа – составление алгоритма написания Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, индивидуальная работа по материалу учебника или дидактическому материалу, составление анализа художественного текста, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

44

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Работа в парах по редактированию текста при консультативной помощи учителя, написание сочинения-рассуждения при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

45

Повторение темы «Причастие»

Групповая лабораторная работа по упражнениям учебника при консультативной помощи учителя, работа в парах с дидактическим материалом, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

46

Контрольный диктант №2 по теме «Причастие»

Контроль и самоконтроль изученных понятий, написание теста по теме, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

47

Анализ контрольного диктанта №2 по теме «Причастие». Работа над ошибками.

Групповое выполнение работы над ошибками по алгоритму при консультативной помощи  учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

48

РР Сочинение-описание внешности товарища

(упр.145-146)

Составление плана текста в группах, определение композиционных и языковых признаков текста, выделение главной информации при помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

                                               Деепричастие (12 часов)

49

Деепричастие. Понятие о деепричастии.

Работа в парах – комплексное повторение, самостоятельная работа с текстами, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

50

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Самостоятельная работа по составлению памяток различения причастий и других частей речи, анализ текста – определение причастий, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

51

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Групповая лабораторная работа по упражнениям учебника с последующей самопроверкой, конструирование предложений с деепричастными оборотами, составление текста с деепричастными оборотами с последующей взаимопроверкой, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

52

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

Составление памятки об условиях написания деепричастий с НЕ с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, конструирование словосочетаний с деепричастиями, работа в парах – морфологический разбор прилагательного, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

53

Деепричастия несовершенного вида.

Самостоятельная и парная работа с орфограммами по дидактическому материалу, материалу учебника, коллективный анализ художественного текста при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

54

Деепричастия совершенного вида.

Работа в парах по практическим материалам учебника с последующей взаимопроверкой, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

55

РР Сочинение-описание действий человека по картине С.Григорьева «Вратарь»

Написание сочинения-описания с последующим редактированием чернового варианта при консультативной помощи учителя, самостоятельное   проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

56

Морфологический разбор деепричастий.

Групповая работа по практическим материалам учебника при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

57

Повторение темы «Деепричастие».

Работа в парах по практическим материалам учебника с последующей взаимопроверкой, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

58

Повторение темы «Деепричастие».

Выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой, систематизация и обобщение изученного по теме, индивидуальное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

59

Контрольный диктант №3 по теме «Деепричастие».

Написание диктанта, выполнение грамматических заданий, проведение самопроверки, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

60

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте №3 по теме «Деепричастие»

Работа над ошибками по упражнениям учебника, объяснительный диктант, групповая работа по различению условий обособления причастных и деепричастных оборотов.

                                              Наречие (37 часов )

61

   

Наречие как часть речи.

Работа в парах – комплексное повторение, самостоятельная работа с текстами, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

62

Смысловые группы наречий.

Работа в парах – проверка домашнего задания, групповая лабораторная работа по упражнениям учебника при консультативной помощи учителя, самостоятельное составление тестовых заданий, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

63

Смысловые группы наречий.

Групповая лабораторная работа по упражнениям учебника с последующей самопроверкой, конструирование предложений с различными смысловыми группами наречий, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

64

РР Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег».

Составление текста-описания в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег» с последующим алгоритмом проведения работы над ошибками, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

65

Анализ ошибок,  допущенных в сочинении-описании в форме дневниковых записей

Групповое выполнение работы над ошибками по алгоритму при консультативной помощи  учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

66

Степени сравнения наречий.

Конспектирование статьи учебника, групповая работа – составление алгоритма, индивидуальная работа по учебнику и дидактическому материалу, конструирование синтаксических единиц с прилагательными в степени сравнения, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

67

Степени сравнения наречий.

Конструирование синтаксических единиц с прилагательными в степени сравнения, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

68

Морфологический разбор наречий.

Групповая работа по практическим материалам учебника при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

69

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на  –О, и –Е.

Индивидуальная и групповая работа – конспектирование материала презентации, самостоятельная работа с тестами при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

70

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на  –О, и –Е.

Самостоятельная и парная работа с орфограммами по дидактическому материалу, материалу учебника, коллективный анализ художественного текста при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

71

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на  –О, и –Е.

Групповая лабораторная работа по художественному тексту с последующей взаимопроверкой, самостоятельное конструирование текста, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

72

Контрольный диктант №4 по теме «Наречие».

Написание диктанта, выполнение грамматических заданий, проведение самопроверки, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

73

Анализ контрольного диктанта №4 по теме «Наречие».

Групповое выполнение работы над ошибками по алгоритму при консультативной помощи  учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

74

Буквы Е и И в  приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий.

Составление памятки об условиях  написания букв Е и И в  приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, конструирование словосочетаний, работа в парах – морфологический разбор прилагательного, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

75

Буквы Е и И в  приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий.

Самостоятельная и парная работа с орфограммами по дидактическому материалу, материалу учебника, коллективный анализ художественного текста при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

76

Буквы Е и И в  приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий.

Лабораторная работа по тексту с последующей взаимопроверкой, работа в парах по конструированию словосочетаний и предложений с наречиями с последующей взаимопроверкой, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

77

РР Устный рассказ по опорным словам.

Индивидуальная работа с текстами, проектирование текста по опорным словам, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

78

Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.

Коллективная работа по составлению алгоритма написания одной и двух букв Н в наречиях на –О и –Е, групповое выполнение работы над ошибками по алгоритму при консультативной помощи  учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

79

Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.

Самостоятельная и парная работа с орфограммами по дидактическому материалу, материалу учебника, коллективный анализ художественного текста при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

80

Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.

Самостоятельная работа по тексту с последующей самопроверкой, выполнение грамматического задания, самодиагностика по материалам типичных ошибок, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

81

РР Описание действий. Сочинение о труде для рубрики школьной газеты «Учимся работать».

Составление плана текста в группах, определение композиционных и языковых признаков текста, выделение главной информации при помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

82

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

Работа со статьёй учебника – конспектирование, групповая работа – составление алгоритма написания О и Е после шипящих на конце наречий, индивидуальная работа по материалу учебника или дидактическому материалу, составление анализа художественного текста, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

83

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

Групповая работа по конструированию словосочетаний с наречиями, объяснение орфограмм, объяснительный диктант с последующей самопроверкой, групповое  проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

84

Буквы О и А на конце наречий.

Работа со статьёй учебника – конспектирование, групповая работа – составление алгоритма написания О и А на конце наречий, индивидуальная работа по материалу учебника или дидактическому материалу, составление анализа художественного текста, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

85

Буквы О и А на конце наречий.

Самостоятельная и парная работа с орфограммами по дидактическому материалу, материалу учебника, коллективный анализ художественного текста при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

86

Буквы О и А на конце наречий.

Самостоятельная работа по дидактическому материалу, материалу учебника (по вариантам), объяснительный диктант с последующей самопроверкой, составление лингвистического описания на уроке, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

87

Дефис между частями слова в наречиях

Самостоятельная работа по теоретическому и практическому материалу учебника при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

88

Дефис между частями слова в наречиях

Работа в парах по практическому материалу учебника, составление лингвистического рассуждения при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

89

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных

Работа в парах – комплексное повторение, самостоятельная работа с текстами, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

90

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных

Групповая лабораторная работа по упражнениям учебника с последующей самопроверкой, конструирование предложений, составление текста с наречиями, образованными от существительных и количественных с последующей взаимопроверкой, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

91

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных

Работа с интерактивной доской, групповая лабораторная работа, анализ текста на лингвистическую тему, работа в парах по конструированию словосочетаний, предложений, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

92

РР Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья»

Написание сочинения-описания картины с последующим редактированием чернового варианта при консультативной помощи учителя, самостоятельное   проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

93

Мягкий знак на конце наречий.

Коллективная работа по конспектированию материала презентации, составление плана ответа, творческая работа – лингвистическое повествование, коллективное дифференцированное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

94

Повторение темы «Наречие».

Взаимопроверка в группах и анализ ошибок, допущенных в домашней работе, работа в парах - анализ публицистического текста, конструирование и редактирование текста при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

95

Повторение темы «Наречие».

Работа в парах – проверка домашнего задания, групповая лабораторная работа по упражнениям учебника при консультативной помощи учителя, самостоятельное составление тестовых заданий, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

96

Контрольный диктант №5 по теме «Наречие»

Написание диктанта, выполнение грамматических заданий, проведение самопроверки, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

97

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте №5 по теме «Наречие»

Групповое выполнение работы над ошибками по алгоритму при консультативной помощи  учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

                                           Категория состояния (6часов)

98

Категория состояния как часть речи.

Работа в парах – комплексное повторение, самостоятельная работа с текстами, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

99

Морфологический разбор категории состояния.

Групповая лабораторная работа по упражнениям учебника при консультативной помощи учителя, работа в парах с дидактическим материалом, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

100

РР Сжатое изложение по упр.281 «Обыкновенная земля»

Работа в парах – сжатие текста с последующей взаимопроверкой, фронтальная беседа, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

101

Контрольный диктант № 6 по темам «Наречие», «Категория состояния».

Написание диктанта, выполнение грамматических заданий, проведение самопроверки, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

102

Анализ контрольного диктанта № 6 по темам «Наречие», «Категория состояния».

Работа над ошибками.

Групповое выполнение работы над ошибками по алгоритму при консультативной помощи  учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

103

РР Устное сочинение на лингвистическую тему по упр.282.

Работа в парах – аналитическая работа по текстам-образцам, взаимопроверка составленных тексов выступлений, конкурс выступлений, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

                                                    Служебные части речи(1час).

104

Самостоятельные и служебные части речи.

Комплексный анализ текста, фронтальная устная работа с учебником и дидактическим материалом, комплексное повторение, коллективная работа с орфограммами, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

                                          Предлог (13 часов )

105

Предлог как  часть речи.

Работа в парах – анализ текста, коллективное конспектирование материала презентации при консультативной помощи  учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

106

Употребление предлогов.

Написание диалога, самостоятельное редактирование текста диалога, комплексный анализ текста, фронтальная устная работа с учебником и дидактическим материалом, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

107

Употребление предлогов

Фронтальная устная работа по учебнику (анализ текста), работа в парах – объяснительный диктант, самостоятельная работа  - конструирование словосочетаний с предлогами, текста по вариантам, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

108

РР Составление устного текста научного стиля

Работа в парах – аналитическая работа по текстам-образцам, взаимопроверка составленных тексов выступлений, конкурс выступлений, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

109

Непроизводные и производные предлоги.

Комплексный анализ текста, самостоятельная работа по дидактическому материалу с последующей самопроверкой, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

110

Непроизводные и производные предлоги

Комплексный анализ текста, фронтальная устная работа с учебником и дидактическим материалом, комплексное повторение, коллективная работа с орфограммами, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

111

Простые и составные предлоги.

Комплексный анализ текста, фронтальная устная работа с учебником и дидактическим материалом, комплексное повторение, коллективная работа с орфограммами, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

112

Морфологический разбор предлогов.

Коллективная лабораторная работа – анализ текста, работа в парах – конструирование текста лингвистического рассуждения, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

113

РР Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

Написание сочинения-описания картины с последующим редактированием чернового варианта при консультативной помощи учителя, самостоятельное   проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

114

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Конспектирование материала презентации учителя, работа в парах – конструирование словосочетаний, предложений, творческая работа – составление лингвистического рассказа, сказки, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

115

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Работа в парах с дидактическим материалом и упражнениям  учебниками, составление публицистической статьи, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

116

Контрольный диктант № 7 по теме «Предлог»

Написание диктанта, выполнение грамматических заданий, проведение самопроверки, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

117

Анализ контрольного диктанта № 7 по теме «Предлог».

Работа над ошибками.

Групповое выполнение работы над ошибками по алгоритму при консультативной помощи  учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Союз (18 часов)

118

 Союз как часть речи.

Работа в парах – анализ текста, коллективное конспектирование материала презентации при консультативной помощи  учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

119

Простые и составные союзы.

Коллективная работа с орфограммами с последующей самопроверкой и взаимопроверкой, работа в парах с тестами, выполнение заданий учебника, творческая работа – составление волшебного рассказа по рисункам, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

120

Союзы сочинительные и подчинительные.

Коллективная работа с упражнениями учебника с последующей самопроверкой, объяснительный диктант, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

121

Союзы сочинительные и подчинительные.

Индивидуальная и коллективная работа с интерактивной доской, конспектирование материалов презентации, самостоятельная работа с тестами с последующей самопроверкой, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

122

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

Конструирование предложений, текстов, работа в парах, устная фронтальная работа по учебнику, конспектирование материала учебника, коллективное дифференцированное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

123

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

Работа в парах – творческая работа (лингвистическая сказка, загадка, повествование, рассказ) с использованием сложных союзных предложений, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

124

Сочинительные союзы.

Анализ ошибок, допущенных в домашней работе, работа в парах –конструирование предложений, текстов с сочинительными союзами, конспектирование материалов презентации, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

125

РР Сочинение на тему «Я сижу на берегу…»

Написание сочинения с последующим редактированием чернового варианта при консультативной помощи учителя, самостоятельное   проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

126

Анализ ошибок, допущенных в сочинении

Самостоятельная работа по выбору, диагностика результатов написания, коллективная работа по объяснению ошибок, допущенных в сочинении, дифференцированное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

127

Подчинительные союзы.

Фронтальная устная работа по учебнику, коллективная работа при консультативной помощи учителя с упражнением учебника, коллективное дифференцированное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

128

Морфологический разбор союзов.

Коллективная лабораторная работа – анализ текста, работа в парах – конструирование текста лингвистического рассуждения, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

129

РР Сочинение-рассуждение  на тему «Как я отношусь е чтению»

Написание сочинения-рассуждения с последующим редактированием чернового варианта при консультативной помощи учителя, самостоятельное   проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

130

Анализ ошибок, допущенных в сочинении

Самостоятельная работа по выбору, диагностика результатов написания, коллективная работа по объяснению ошибок, допущенных в сочинении, дифференцированное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

131

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

Групповая лабораторная работа по упражнениям учебника при консультативной помощи учителя, работа в парах с дидактическим материалом, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

132

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

Групповая работа с дидактическим материалом, материалом учебника, самостоятельная творческая работа с последующей самопроверкой, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

133

Повторение сведений о предлогах и союзах.

Групповая работа – проверка домашнего задания, работа в парах по упражнениям учебника с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи  учителя, самостоятельное дифференцированное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

134

Контрольный диктант №8 по теме «Союз»

Написание диктанта, выполнение грамматических заданий, проведение самопроверки, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

135

Анализ контрольного диктанта №8 по теме «Союз»

Групповое выполнение работы над ошибками по алгоритму при консультативной помощи  учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Частица (22 часа)

136

Частицы. Частица как часть речи.

Коллективная работа по конспектированию материала презентации, составление плана ответа, творческая работа – лингвистическое повествование, коллективное дифференцированное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

137

Разряды частиц.

Групповая работа – проверка домашнего задания, работа в парах по упражнениям учебника с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи  учителя, самостоятельное дифференцированное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

138

Формообразующие частицы.

Коллективная работа с раздаточным материалом с последующей взаимопроверкой, редактирование текста с формообразующими частицами при консультативной помощи  учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

139

Формообразующие частицы.

Фронтальная устная работа по учебнику, коллективная работа при консультативной помощи учителя с упражнением учебника, коллективное дифференцированное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

140

Смысловые частицы.

Групповая работа – составление сравнительной таблицы «Формообразующие и смысловые частицы» при консультативной помощи учителя, составление лингвистического рассуждения с последующей взаимопроверкой, фронтальная устная работа по учебнику, коллективное дифференцированное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

141

Смысловые частицы.

Конструирование словосочетаний, предложений, текстов, работа в парах, устная фронтальная работа по учебнику, конспектирование материала учебника, коллективное дифференцированное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

142

Раздельное и дефисное написание частиц.

Коллективная работа с упражнениями учебника с последующей самопроверкой, объяснительный диктант, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

143

Раздельное и дефисное написание частиц.

Самостоятельная работа по материалам учебника с последующей взаимопроверкой, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

144

РР. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Написание сочинения-описания картины с последующим редактированием чернового варианта при консультативной помощи учителя, самостоятельное   проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

145

Морфологический разбор частицы.

Коллективная лабораторная работа – анализ текста, работа в парах – конструирование текста лингвистического рассуждения, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

146

Отрицательные частицы.

Коллективное конструирование текса типа речи лингвистическое описание, групповая лабораторная работа по различению отрицательных частиц и других, анализ художественного текста, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

147

Отрицательные частицы.

Работа в парах с материалами учебника, дидактическим материалом, творческая работа – составление текста по рисункам, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

148

Различение на письме частиц не- и приставки не-.

Работа в парах – анализ текста, коллективное конспектирование материала презентации при консультативной помощи  учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

149

Различение на письме частиц не- и приставки не-.

Составление лингвистического рассуждения, работа в парах по материалам учебника с последующей самопроверкой, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

150

РР Сочинение-рассказ по данному сюжету

Написание сочинения-рассказа с последующим редактированием чернового варианта при консультативной помощи учителя, самостоятельное   проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

151

Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни.

Комплексный анализ текста, фронтальная устная работа с учебником и дидактическим материалом, комплексное повторение, коллективная работа с орфограммами, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

152

Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни

Фронтальная работа по учебнику, закрепление материала по алгоритму выполнения задания, практическая работа по конструированию слов приставочным способом, составление лингвистического рассуждения, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

153

Составление текста-инструкции

Коллективная работа по учебнику с последующей самопроверкой, составление памятки для написания инструкции, написание инструкций с последующей взаимопроверкой, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

154

Обобщение по теме «Частица».

Групповая работа по учебнику, конструирование предложений, текста по вариантам, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

155

Обобщение материала по теме «Частица».

Комплексный анализ текста, фронтальная устная работа с учебником и дидактическим материалом, комплексное повторение, коллективная работа с орфограммами, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

156

Контрольный диктант №9 по теме «Частица».

Написание диктанта, выполнение грамматических заданий, проведение самопроверки, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

157

Анализ контрольного диктанта №9 по теме «Частица»

Групповое выполнение работы над ошибками по алгоритму при консультативной помощи  учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Междометие (4 часа)

158

  Междометие как часть речи.

Конспектирование материала презентации учителя, работа в парах – конструирование словосочетаний, предложений, творческая работа – составление лингвистического рассказа, сказки, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

159

Дефис в междометиях.

Конспектирование материала презентации учителя, работа в парах – конструирование словосочетаний, предложений, творческая работа – составление лингвистического рассказа, сказки, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

160

Знаки препинания при междометиях.

Коллективное конструирование текста типа речи лингвистическое описание, работа в парах по материалам учебника при консультативной помощи учителя, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

161

Повторение изученного по теме «Междометье»

Комплексный анализ текста, фронтальная устная работа с учебником и дидактическим материалом, комплексное повторение, коллективная работа с орфограммами, самостоятельное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

                                              Повторение  изученного в V-VIIклассе (14 часов)

162

Разделы науки о русском языке. Текст, стили речи.

Работа в парах с дидактическим материалом и упражнениям  учебниками, составление публицистической статьи, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

163

РР Сочинение на заданную тему.(Упр.428)

Написание сочинения  с последующим редактированием чернового варианта при консультативной помощи учителя, самостоятельное   проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

164

Лексика и фразеология.

Фронтальная устная работа по учебнику (анализ текста), работа в парах – объяснительный диктант, самостоятельная работа  - конструирование словосочетаний с безличными глаголами, текста по вариантам, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

165

Морфемика и словообразования.

Коллективная лабораторная работа – анализ текста, работа в парах – конструирование текста лингвистического рассуждения, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

166

Морфология.

Работа с текстами, фронтальная устная работа по учебнику, изучение содержания параграфа учебника, составление связного рассказа на грамматическую тему, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

167

Орфография.

Коллективная работа с дидактическим материалом,  групповая работа по составлению и решению тестов с последующей самопроверкой и взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

168

Орфография

Работа в парах – объяснительный диктант, самостоятельная работа с орфограммами, работа с упражнениями в учебнике, дидактическим материалом, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

169

Синтаксис.

Коллективная работа с дидактическим материалом,  работа в парах – объяснительный диктант, самостоятельная работа с пунктограммами, групповая работа по составлению и решению тестов с последующей самопроверкой и взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

170

Пунктуация.

Работа в парах – составление публичного выступления, коллективная работа по учебнику, самостоятельная работа с орфограммами, анализ текста по образцу, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

171

Итоговый контрольный диктант №10

Написание диктанта, выполнение грамматических заданий, проведение самопроверки, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

172

Анализ итогового контрольный диктант №10, работа над ошибками.

Групповое выполнение работы над ошибками по алгоритму при консультативной помощи  учителя, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок

173

Консультации по защите групповых проектов.

Фронтальный опрос, работа в группах с материалом проектов, конспектирование материала презентации.

174

Защита групповых проектов.

Защита проектов, обсуждение

175

Подведение итогов года.

Групповое выполнение работы над ошибками по алгоритму при консультативной помощи  учителя, выставление оценок

Описание  учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Материально-техническая база:

1

Ноутбук

1

2

Мультимедийный проектор

1

3

Колонки

2

4

Экран

1

Учебно-методический комплект:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. и др. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2012).

2. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская  и др. «Русский язык», 7 класс, в 2 ч.,

 Москва, «Просвещение», 2014 г.   Номер в федеральном перечне - 1.2.1.1.4.3.  

Для учащихся:

1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,  перераб.- М.: Русский язык, 2005.

2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского  языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е  изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.

5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.  Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.

6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.

7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред.   В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского  языка/М.: Русский язык, 1997.

9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского  языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.

Для учителя:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.:   Просвещение, 2013.

2.Граник Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9- кл./М.:Астрель, 2003.

3. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по   русскомй языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ,  2002.

4. Обучение русскому языку в 6 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2013.

5.  Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка  /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

6. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 кл./Под ред.   Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.

Дополнительная литература

Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики//Лидеры образования, 2007, №7

Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников. М.: Просвещение, 2007

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011

Поливанова К.А. Проектная деятельность школьника. М.: Просвещение, 2008

http://window.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/catalog/

http://fcior.edu.ru/

http://www.it-n.ru/

http://standart.edu.ru/

http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai

Планируемые результаты изучения  учебного предмета в 7 классе

Личностные результаты:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Метапредметные результаты:

  • адекватное восприятие и умение создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
  • умение подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
  • умение писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
  • умение грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
  • умение собирать и систематизировать материал к сочинению  с учётом темы и основной мысли;
  • совершенствование содержание и языковое оформление своего текста.
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную  информацию);
  • умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
  • умение воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • умение создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
  • осуществление выбора и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
  • свободное, правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме, соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватное выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдение в практике речевого общения основных произносительных, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка;
  • соблюдение в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • осуществление речевого самоконтроля; оценивание своей речи с точки зрения её правильности, умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

  Предметные результаты:

  • понимание роли русского языка как национального языка русского народа, государственного   языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • усвоение признаков текста и его функционально-смысловых типов (повествования,    описания, рассуждения);
  • освоение основных единицх языка, их признаков;
  • основных нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные)

  • определение темы, основной мысль текста, функционально-смысловой типа и стиля речи; анализ структуры и языковых особенностей текста;
  • проведение морфологического разбора частей речи, изученных в 7 классе;
  • проведение синтаксического разбора предложений  с причастным  и деепричастным оборотами, а также  сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • соблюдение нормы литературного языка в пределах изученного материала.
  • распознавание в словах изученных орфограмм, обоснование их выбора, овладение нормами написания слов с изученными орфограммами, причастных и деепричастных оборотов  

Инструментарий для оценивания результатов

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Диктант  оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 и более орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5»  ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;    
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Основные критерии оценки

«5»

Содержание и речь

1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.

Грамотность
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание и речь

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов.

Грамотность        '

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Содержание и речь

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...