технологическая карта урока "Состав слова"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Николькина Надежда Николаевна

Урок построен с соблюдением основны требований ФГОС. Предусмотрены дифференцированные задания, парные, групповые задания. Применяется тестовая система контроля. Урок построен с применением технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_interaktivnogo_uroka1.docx74.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методические материалы И.В. Сорокиной

ПРОЕКТ УРОКА русского языка в 5 классе

Учитель

Николькина Надежда Николаевна

Тема урока

Состав слова

Цель урока:

Формирование языковой культуры и развитие критического мышления через изучение состава слова.

Планируемые ОР

 Ученик по окончанию изучения темы урока:

- проявляет интерес к изучаемой теме( ЛР);

-проявляет познавательную активность (ЛР);

- составляет кластер, синквейн по теме (МР);

- анализирует текст по методике «ИНСЕРТ» (МР);

-видит и обозначает части слова (ПР) ;

-подбирает однокоренные слова и формы одного и того же слова, выделяет части слова

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

Стремление к речевому самосовершенствованию;способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Владение разными видами чтения, планирование учебного сотрудничества в процессе совместного взаимодействия с окружающими людьми.  

Проведение морфемного анализа слов.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Мировоззренческая идея

Знание состава слова развивает и обогащает нашу речь, делает её грамотной..

План изучения нового материала

1.Что такое состав слова?

2. Какие части слова вы знаете?

3.Почему корни отличаются друг от друга?

4.Как различить однокоренные слова и формы одного и того же слова?

Тип урока

Изучение нового материала.

Форма урока

 Традиционный.

Технология

Технология развития критического мышления.

Мизансцена урока

3 группы по 3 человека.

Оборудование урока

Раздаточный материал, учебник.

Домашнее задание

Работа с текстом из рабочей тетради(текст № 4, стр.8).Индивидуальное задание: сочинить лингвистическую сказку по данному началу.

Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)

1.Приветствие

2.Проверка готовности к уроку.

3.Проверка отсутствующих

4.Психологический настрой (цветовой тест)

Приветствуют стоя Дежурный                 Учебник

Цветные полоски.

  1. Стадия "Вызов", 10 мин. [1]

 Проявляют интерес к изучаемой теме, овладевают способами сотрудничества, используют приобретённые знания и умения в практической деятельности.

-Что мы знаем о составе слова?

Практическая работа . Составление кластера.

   

Записать вопросы, которые возникнут после прочтения текста учебника.

Работа с раздаточным материалом.

Заполнение кластера

Запись вопросов в тетрадях

  1. Стадия "Осмысление" 15 мин.

 Совершенствуют знания о морфемике, дают характеристику значимым частям слова, выделяют морфемы, дают оценку, прогнозируют знания.

Чтение текста с маркировкой

-Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Приём "ИНСЕРТ"

"v"-уже знал        "-"-думал иначе

"+"-новое        "?"-не понял, есть вопросы

Выполнение упражнения. Задание: исключите лишнее, объясните, почему. Разберите слова по составу:1.Собеседники, беседа, бес(приложение 1).

Приём "Покопаемся в памяти"

Подобрать однокоренные слова, выделить морфемы: рыба, ветер, свет, луна.

Работа в группах по карточкам.(приложение 2)

  Работа в  парах, самостоятельное чтение параграфа 70. Работа в группах по тексту с приёмом "Инсерт".

  1.  Рефлексия(10-15 мин)

 Дают определение значимым частям слова, выделяют морфемы графически, прогнозируют успешность выполнения работы

  Практическая работа: заполнение кластера" Состав слова".

 Составление синквейна по теме урока.

     Морфема

Универсальная, трудолюбивая

Конструирует, строит, создаёт

Морфема создаёт новые слова

Помощница.

Самостоятельная работа, работа в парах

Проверка 6-7 учеников

 

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин.)

Цветовой тест настроения.

Приложение 1.

Упражнение:

Исключите лишнее, объясните, почему. Разберите слова по составу.

1. Собеседники, беседа, бес.

2. Борец, борона, побороть.

3.Рисунок, рис, рисуют.

4.Село, посёлок, просёлок.

5.Корень, однокоренной, коренастый.

Приложение 2.

Задания по группам.

1 группа

В каком ряду все слова однокоренные:

1.гора, пригорок, горевать.

2.светлый, светло, подсветка.

3.котёнок, кошка, котята.

4.друг, дружба ,вдруг.

2 группа

В каком ряду все слова однокоренные:

1.Кошачий, котище, котлован.

2.Мирный, помириться, замирать.

3.Оконце, окно, подоконник.

4.Соль, солнечный, подсолнух.

3 группа

В каком ряду формы одного слова:

1.Домашний, домик, домовой.

2.Столовая, столик, стол.

3.Травяной, травы, травка.

4.Ученик, ученика, ученику.

Текст.

Слова состоят из частей. Главная часть называется корень. В корне заключается смысл слова. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными или родственными. Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Окончание - часть слова, которая служит для изменения формы слова. Оно может быть нулевым. Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Чтобы разобрать слова по составу , необходимо выделить все части слова.


[1] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)

Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"...

Технологическая карта "Сложносокращенные слова"

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе "Сложносокращенные слова"...

Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием &laq...

технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы М в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету  "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...

технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Н в слове (начало слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету  "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...

технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Рассматривание картинок, определение места буквы Ы в слове (середина слова)»

Представлена технологическая карта по учебному предмету  "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в...