Главные вкладки

    технологическая карта урока "Состав слова"
    учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

    Николькина Надежда Николаевна

    Урок построен с соблюдением основны требований ФГОС. Предусмотрены дифференцированные задания, парные, групповые задания. Применяется тестовая система контроля. Урок построен с применением технологии критического мышления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shema_interaktivnogo_uroka1.docx74.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические материалы И.В. Сорокиной

    ПРОЕКТ УРОКА русского языка в 5 классе

    Учитель

    Николькина Надежда Николаевна

    Тема урока

    Состав слова

    Цель урока:

    Формирование языковой культуры и развитие критического мышления через изучение состава слова.

    Планируемые ОР

     Ученик по окончанию изучения темы урока:

    - проявляет интерес к изучаемой теме( ЛР);

    -проявляет познавательную активность (ЛР);

    - составляет кластер, синквейн по теме (МР);

    - анализирует текст по методике «ИНСЕРТ» (МР);

    -видит и обозначает части слова (ПР) ;

    -подбирает однокоренные слова и формы одного и того же слова, выделяет части слова

    Программные требования

    Личностные результаты

    Метапредметные

    Предметные

    Стремление к речевому самосовершенствованию;способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

    Владение разными видами чтения, планирование учебного сотрудничества в процессе совместного взаимодействия с окружающими людьми.  

    Проведение морфемного анализа слов.

    Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

    Мировоззренческая идея

    Знание состава слова развивает и обогащает нашу речь, делает её грамотной..

    План изучения нового материала

    1.Что такое состав слова?

    2. Какие части слова вы знаете?

    3.Почему корни отличаются друг от друга?

    4.Как различить однокоренные слова и формы одного и того же слова?

    Тип урока

    Изучение нового материала.

    Форма урока

     Традиционный.

    Технология

    Технология развития критического мышления.

    Мизансцена урока

    3 группы по 3 человека.

    Оборудование урока

    Раздаточный материал, учебник.

    Домашнее задание

    Работа с текстом из рабочей тетради(текст № 4, стр.8).Индивидуальное задание: сочинить лингвистическую сказку по данному началу.

    Планируемые ОР

    Деятельность учителя

    Деятельность уч-ся

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)

    1.Приветствие

    2.Проверка готовности к уроку.

    3.Проверка отсутствующих

    4.Психологический настрой (цветовой тест)

    Приветствуют стоя Дежурный                 Учебник

    Цветные полоски.

    1. Стадия "Вызов", 10 мин. [1]

     Проявляют интерес к изучаемой теме, овладевают способами сотрудничества, используют приобретённые знания и умения в практической деятельности.

    -Что мы знаем о составе слова?

    Практическая работа . Составление кластера.

       

    Записать вопросы, которые возникнут после прочтения текста учебника.

    Работа с раздаточным материалом.

    Заполнение кластера

    Запись вопросов в тетрадях

    1. Стадия "Осмысление" 15 мин.

     Совершенствуют знания о морфемике, дают характеристику значимым частям слова, выделяют морфемы, дают оценку, прогнозируют знания.

    Чтение текста с маркировкой

    -Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?

    Приём "ИНСЕРТ"

    "v"-уже знал        "-"-думал иначе

    "+"-новое        "?"-не понял, есть вопросы

    Выполнение упражнения. Задание: исключите лишнее, объясните, почему. Разберите слова по составу:1.Собеседники, беседа, бес(приложение 1).

    Приём "Покопаемся в памяти"

    Подобрать однокоренные слова, выделить морфемы: рыба, ветер, свет, луна.

    Работа в группах по карточкам.(приложение 2)

      Работа в  парах, самостоятельное чтение параграфа 70. Работа в группах по тексту с приёмом "Инсерт".

    1.  Рефлексия(10-15 мин)

     Дают определение значимым частям слова, выделяют морфемы графически, прогнозируют успешность выполнения работы

      Практическая работа: заполнение кластера" Состав слова".

     Составление синквейна по теме урока.

         Морфема

    Универсальная, трудолюбивая

    Конструирует, строит, создаёт

    Морфема создаёт новые слова

    Помощница.

    Самостоятельная работа, работа в парах

    Проверка 6-7 учеников

     

    1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин.)

    Цветовой тест настроения.

    Приложение 1.

    Упражнение:

    Исключите лишнее, объясните, почему. Разберите слова по составу.

    1. Собеседники, беседа, бес.

    2. Борец, борона, побороть.

    3.Рисунок, рис, рисуют.

    4.Село, посёлок, просёлок.

    5.Корень, однокоренной, коренастый.

    Приложение 2.

    Задания по группам.

    1 группа

    В каком ряду все слова однокоренные:

    1.гора, пригорок, горевать.

    2.светлый, светло, подсветка.

    3.котёнок, кошка, котята.

    4.друг, дружба ,вдруг.

    2 группа

    В каком ряду все слова однокоренные:

    1.Кошачий, котище, котлован.

    2.Мирный, помириться, замирать.

    3.Оконце, окно, подоконник.

    4.Соль, солнечный, подсолнух.

    3 группа

    В каком ряду формы одного слова:

    1.Домашний, домик, домовой.

    2.Столовая, столик, стол.

    3.Травяной, травы, травка.

    4.Ученик, ученика, ученику.

    Текст.

    Слова состоят из частей. Главная часть называется корень. В корне заключается смысл слова. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными или родственными. Суффикс - часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Окончание - часть слова, которая служит для изменения формы слова. Оно может быть нулевым. Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Чтобы разобрать слова по составу , необходимо выделить все части слова.


    [1] 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологические карты по курсу "Основы риторики. Мысль и слово"

    Материал содержит технологические карты, разработанные ко вскму курсу риторики для 10-11 классапо программе А.К Михальской...

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Чередование гласных е – и в корнях слов».

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных е-и в корнях слов" разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС и оформлен в виде технологической карты. Технологическая карта воспро...

    10 класс УМК Биболетовой М.З «Enjoy English» Научись новому. Когда слова не нужны... Технологическая карта урока

    Технологическая карта урока в 10 классе "Мои музыкальные предпочтения"...

    Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)

    Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"...

    Технологическая карта "Сложносокращенные слова"

    Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе "Сложносокращенные слова"...