Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя существительное" 5 кл ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шулбаева Эльвира Николаевна

Данная разработка представляет урок обобщения и систематизации знаний по теме "Имя существительное". Используется игровая технология, план урока соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_kl.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 «Б» классе. Учитель Шулбаева Э.Н.

Тема: Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное»

Цель: обобщить материал по теме, совершенствовать применение в практической работе, развивать логику мышления; пробуждать интерес к предмету.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Технология: игровая технология.

Форма работы учащихся: совместная, групповая, парная.

Оборудование: игровые предметы, кроссворд.

Ход урока:

1.        Оргмомент. Цель: проверка готовности обучающихся к уроку (1 мин)

2.        Мотивация учебной деятельности: на столе лежит мандарин. Задание: дать целостную словесную картину о предмете (ученик должен потрогать, понюхать, почистить, разделить и попробовать, чтобы подтвердить свой рассказ о предмете). Цель: создание благоприятной установки на урок (3 мин).

3.        Формулировка темы, постановка цели: мы закончили изучение первой темы в разделе «Морфология» - «Имя существительное». Впереди контрольная работа. Чему посвятим урок сегодня? Какова цель нашего урока? Зачем нужен был  мандарин в начале урока? (примерный ответ: как и мандарин, имя существительное делится на группы. В ходе изучения мы, образно говоря, его потрогали, почистили и поделили, и можем создать целостную картину об этой части речи). (2 мин). Мы отправляемся в морское путешествие. У нас 3 корабля. Перед отплытием капитаны скажут определение имени существительного. Выполненные задания прибавят вашему кораблю попутного ветра. Это значит, что вы благополучно вернетесь домой. А оценку за урок каждый получит за письменную работу в тетради. (2 мин)

4.        Этапы игры: А) «Бутылка в море». Как вы знаете, заблудившиеся в море люди бросают в воду бутылку с запечатанным письмом. Как раз такое письмо мы и встретили. (Учитель читает текст письма и на каждую парту кладутся части текста). Задание: выписать из  текста существительные и цифрой обозначить   его значение: 1 – чувство, 2 – предмет, 3 – явление. Действие, 4- событие, 5- человек. Цель: закрепить умение выделять существительное из текста. (4 мин). Работа в парах.

Б) Остров Прыгучих мышей. Задание: перекидывая игрушку, назвать любое существительное. Ловящий определяет его вид: одушевленное  или неодушевленное. Перекидывать с ряда на ряд, не повторяя одного и того же человека. (3 мин). Цель: повторить разряд одуш-х и неодуш-х сущ-ых.

В) пролив Известный. На каждую парту кладется лист с собственными существительными. Задание: подобрать к собственному сущ-ному соответствующее  нарицательное и записать. (3 мин). Цель: закрепить умение написания собственных и нарицательных существительных. Работа в парах.

Г) Остров  Ярмарка. Приехали на ярмарку купцы. Но по пути их повозки упали и товары перемешались. Задание: разложить товар по склонениям сундукам.  (3 мин). Цель: повторение склонений.

Д) Остров Невезения. Каждому ряду достались склонения существительных по его номеру. Задание: составить текст, употребив существительные-товары в Р.п, Дп, Пп. Выделить окончания. После выполнения составленные тексты  зачитываются. (3 мин). Цель: составление текстов, употребление существительных, повторение правописания окончаний существительных. Работа в группах.

Е) Океан Примерный. На доске таблица: 1 ряд – сущ с Ь на конце, 2 ряд – е/и в оуончаниях сущ-ых, 3 ряд – о/е после шипящих и ц в окончаниях сущ-ых. Задание: каждому ряду привести примеры по своей орфограмме. Записать. По истечении времени 1 чел от ряда записывает слова на доске, весь класс заполняет пустые колонки.  (3 мин). Цель: повторение правописания гласных в окончаниях, Ь на конце. Работа в парах.

Ж) Возвращение в родную гавань. Задание: чтобы войти в гавань, необходимо разгадать кроссворд. У каждого корабля своя  горизонтальная линия. (5 мин). Цель: развитие логики, памяти, повторение теоретических сведений.

1 ряд – с 1 по 5, 2 ряд – с 6 по 10, 3 ряд – с 11 по 15.

5.        Рефлексия: Я вспомнил, Запомнил, Научился.

6.        Домашнее задание: провести морфлогический разбор 3 существительных

Используемая литература:

1.        Бройде М.Г. «Занимательные упражнения по  русскому  языку». М.: ВАКО, 2012.

2.        Рик. Т. «Игры на уроках русского языка». М.: ВАКО, 2014.

3.        Селезнева Е.В. «КИМ. Русский язык» для 5 класса. М.: Экзамен, 2014.