Урок 6 класс Фонетика.
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Манылова Дарья Владимировна

Фонетика и орфоэпия.

Фонетика-это раздел науки о языке, изучающий звуки речи,

 их образование и свойства, а также ударение.

В русском языке 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная + Ь и Ъ.Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и видим написанными, т.е буквы – это обозначение  звуков.

ГЛАСНЫЕ  (состоят из голоса, их можно тянуть, петь)

СОГЛАСНЫЕ (при образовании воздух преодолевает в полости рта какую-либо преграду)

Букв – 10; А, Е, Ё, О, У, И, Ы, Ю, Э, Я

Звуков – 6; [а], [о], [э], [у], [и], [ы]

1.Парные звонкие / глухие согласные:

Звонкие: Г    Б   В   Д    З   Ж

 

Глухие:   К   П   Ф   Т   С   Ш +    Х, Ц, Ч, Щ                 (они всегда глухие)

Удобно выучить все глухие, запомнив предложение: Фока, хочешь поесть щец? (в этом предложении все согласные глухие)

1.В русском алфавите есть гласные буквы, которые могут обозначать один или два звука, - это буквы Е, Ё, Ю, Я.

Два звука они обозначают в 3 позициях:

  1. В начале слова: яма [й’ама] – 3 буквы, 4 звука
  2. После гласных: поел [пай’эл] – 4 буквы, 5 звуков
  3. После Ь и Ъ: вьюга [в’й’уга] – 5 букв, 5 звуков

Буква И после мягких согласных обозначает один звук: пить [п’ит’], после Ь – два: соловьи  [салав’й’и]

2.Парные мягкие / твердые согласные:

Мягкими согласные будут, если их смягчают гласные звуки Е, Ё, Ю, Я, И + Ь + Ч, Щ, Й (они всегда мягкие); например,  в слове «варенье» звуки [р] и [н] – мягкие, т.к их смягчили [э] и Ь, а [в] – твердый звук.

Твердыми согласные будут, если рядом с ними нет этих звуков и Ь, + Ж, Ш, Ц (они всегда твердые).

2. Гласные Е, Ё, Ю, Я, И обозначают мягкость предыдущего согласного звука: мал [мал] – мел [м’эл]

3.Сонорные: Р, Л, М, Н, Й

Всегда твердые: Ж, Ш, Ц

Всегда мягкие: Ч, Щ, Й

3.Сколько гласных в слове – столько и слогов: вокруг – во-круг (гласные: о,у – 2 слога)

4.Фонетические процессы:

  1. Озвончение - глухой звук произносится как звонкий: просьба [проз’ба], сделать [ зд’элат’];
  2. Оглушение – звонкий произносится как глухой: сугроб [сугроп]

 

5. Не путать значение Ь: в слове вьюга Ь разделяет согласный [в] и гласную Ю; в слове моль Ь смягчает согласный Л; в словах речь и  пойдешь Ь – показатель грамматической формы (глагол и существительное ж.р. 3 скл)

 

-Что изучает фонетика?(Звуки речи.)

-Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий?(Гласные звуки)-При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.(Согласные звуки)

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

  1. Оглушение звонких парных на конце слова:Род [ рот ], флаг [ флак ].
  1. Оглушение звонких парных перед глухими:Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву].
  1. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]:

Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].

  1. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова.
  2. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:

снт - [ сн ]: устный - у[ сн ]ый;   здн - [ зн ]: поздний - по[ зн]ий;

лнц - [ нц ]: солнце - со[ нц ]е;    рдц - [ рц ]: сердце - се[ рц ]е.

 Тренировочные упражнения. 1.Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?Забастовка, сдаться, от дома, любовь, что, указка, честный, счастливый, рябь, мороз, расчет, к берегу.

2.Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам.

Количество букв и звуков в слове совпадаетЗвуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв

 Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, 3.Упражнение.

3.Распределите данные слова в 2 столбца.Согласный перед Е произносится твердоСогласный перед Е произносится мягко

Аттестат, бенефис, индекс, музей, антитеза, фонетика, темп, девиз, дебют, кафе, детектив,.

морковь – 2 слога, второй слог ударный.

м -  [м ] - согл., зв., тв.

о  - [ а ] - гласн., безударн.

р  -  [р]  - согл., зв., тв.

к  -  [к]  - согл., , глух., тв.

о  -  [о] – гласн., ударн.

в  -  [ф'] – согл., глух., мягк.

ь  [  ]  ____________________________             

7 букв, 6 звуков.

 

ве-сти´ – слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.

в

[в']

— согл., зв., мягк.

е

[и]

— гл. безуд.

с

[с’]

— согл., глух., мягк.

т

[т']

— согл., глух., мягк.

и

[и´]

— гл. ударн.


5 б., 5 з.

 

вы-со´-кий - слово из трёх слогов, 2-ой слог ударный. 

в

[в]

— согл., зв., тв.

ы

[ы]

— гл. безуд.

с

[с]

— согл., глух., тв.

о

[о´]

— гл. ударн.

к

[к']

— согл., глух., мягк.

и

[и]

— гл. безуд.

й

[й']

— согл., зв. непарн., мягк. непарн.


7 б., 7 з.

 

объ-е´зд - слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.

о

[a]

— гл. безуд.

б

[б’]

— согл., зв., тв.

ъ

[–]

 

е

[й']

— согл., зв. непарн., мягк. непарн.

[э´]

— гл. ударн.

з

[с]

— согл., гл., тв.

д

[т]

— согл., гл., тв.


6 б., 6 з.

 

лы´-жи - слово из двух слогов, 1-й слог ударный. 

л

[л]

— согл., зв. непарн., тв.

ы

[ы´]

— гл. ударн.

ж

[ж]

— согл., зв., тв. непарн.

и

[ы]

— гл. безуд.


4 б., 4 з.

 

е-го´ – слово из двух слогов, 2-ой слог ударный.

е

[й']

— согл., зв. непарн., мягк. непарн.

[и]

— гл. безуд.

г

[в]

— согл., зв., тв.

о

[о´]

— гл. ударн.


3 б., 4 з.

 

Д.З.Выполнить фонетический разбор: яркость, бьюсь, огонь,

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.

Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...

Презентация к обобщающему уроку по фонетике в 5 классе

В данной презентации отражены оснывные моменты обобщающего урока по фонетике в 5 классе....

Урок по русскому языку в 7 классе "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова".

Данная тема урока "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова" является повторением в начале учебного года в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова и др. и сопровождается презентацией....

Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».

Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается  в электронный  дневник....

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока: «Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Графика» (продолжение темы).

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Фонетика. Орфэпия. Графика". Присутствуют все необходимые этапы урока. Проверка домашнего задания способствует актуализации знаний учащихся. Повторение и обобще...

Конспект урока повторения в 10-11 классе "Фонетика. Орфоэпия."

Целью данного урока является повторение тем фонетика и орфоэпия и контроль уровня усвоения учебного материала при подготовке учащихся к ЕГЭ....