"Следствие ведут знатоки".
проект по русскому языку (5, 6, 7 класс) по теме

Балакшина Людмила Александровна

Социально-значимый прокт.  Перед детьми поставлена задача: найти и сфотографировать ошибки на улицах родного поселка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sledstvie_vedut_znatoki.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Следствие ведут знатоки.

                                                           

                                                       Самая большая ценность народа –

                                                               его язык, на котором говорит, думает.

                                                               Думает!

                                                                                                              Д.С.Лихачев.

                                                             И нет у нас иного достоянья!

                                                             Умейте же беречь

                                                             Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

                                                             Наш дар бессмертный – речь.

                                                                                                               И.Бунин.

    Русский язык бесконечно богат. Тем нетерпимее словесная небрежность, допускаемая многими. Каковы же причины этого явления? Их много: здесь и неумение найти точное, нужное слово для выражения мысли, и – что гораздо хуже – нежелание искать такое слово, и просто небрежность («Как сказал, так и ладно»), и привычка говорить неправильно только оттого, что «так говорят», и желание не к месту щегольнуть иностранщиной, и мода на бессмысленные словечки, и грубый жаргон улицы, и всякое словесное разгильдяйство и просто обыкновенная безграмотность, и многое другое.

     2007 год был объявлен Президентом РФ Годом русского языка. И это неслучайно. В последнее время остро стоит проблема чистоты речи. Многие ученые-лингвисты бьют тревогу, говоря о надвигающейся лингвистической катастрофе- вымирании русского языка.

     Я часто даю ученикам среднего звена необычное задание: выступить в роли сыщиков, знатоков русского языка. Походить по улицам родного поселка и найти орфографические, грамматические, пунктуационные ошибки в объявлениях, вывесках, ценниках, рекламе и т.д. Детективам необходимо было собрать доказательства: сфотографировать ошибку, исправить ее, приведя правило из учебника русского языка или любой справочной литературы, указать точный адрес, где была сделана фотография. Моих учеников, да и меня тоже, просто ошеломил результат: фотографий было много, несколько десятков.

      Вроде бы ничего необычного, мы взрослые очень заняты, спешим, не обращаем внимания. До языка ли тут, когда надо думать о хлебе насущном. А вот учеников ООШ № 99 проведенное следствие задело за живое. Вот лишь некоторые интересные мысли из письменных отчетов детективов:

     «Очень некрасиво, когда люди говорят или пишут с ошибками, особенно, если это взрослый, состоявшейся в жизни человек». (Донченко Олеся, 7 «В» класс).

     «Даже в газетах и журналах, книгах пишут с ошибками, по телевиденью говорят неверно, что же вести речь о ценниках на рынках и в магазинах? Там вообще сплошные ошибки! Нужно возрождать русский язык.» (Пантелеев Евгений, 7 «В» класс.)

     «Если раньше люди любили свой язык и учили его, то сейчас мы его любим, но не хотим учить. Даже если человек напишет слово с ошибкой, то  никто не обратит внимание, и уж тем более не почувствует себя оскорбленным». (Косян Аркадий, 7 «В» класс)

     «Мы не замечаем, как гибнет наш язык. Не следя за своей лексикой, мы произносим что попало.». (Набока Полина, 7 «В» класс)

     «Каждый человек должен постоянно думать над тем, что он говорит. Никакие законы ничего не изменят, если сами люди не начнут уважать родной язык, чувствовать свою ответственность за написанное и произнесенное слово.» (Кривошеева Мария, 7»В» класс)

     «К сожалению,  высокий темп жизни укорачивает предложения и слова, убирает их из нашей речи. Это одна сторона. Но есть еще один факт: люди забывают правила языка. Достаточно взглянуть на вывески и ценники, чтобы задаться вопросами: « Учились ли владельцы магазинов, кафе в школе? Почему законы великого русского языка для них не писаны? И куда смотрит администрация района?» Я считаю, что властью должна быть создана структура, которая бы отвечала за рекламу, вывески, ценники в магазинах и штрафовала бы нерадивых владельцев. Ведь эти ошибки видят дети и запоминают, как не надо писать. Хотя, возможно, такое подразделение уже есть, тогда почему оно не работает? (Бахметенко Валерия, 7»А» класс).

     «Я считаю, что в России  сейчас, к сожалению, более модно, престижно учить иностранные языки, а русский, так думают многие, не обязательно. В нашей речи появилось слишком много заимствованных слов. Иностранные слова заменяют совершенно неоправданно родные. О чистоте и красоте языка нужно заботиться». (Катченков Виталий, 7»А» класс).

     «Я считаю, что русский язык гибнет, так  как: в СМИ используется много жаргонизмов, и в бытовой, и в официальной сфере используется огромное количество иноязычных слов, причем нередко неоправданно, много орфографических, орфоэпических, грамматических ошибок, закрываются русские школы в странах Ближнего Зарубежья». (Федотенко Дина, 7»Б» класс).

     Безусловно, наш язык – живой организм, в котором проходят разные процессы, и его нельзя заключить в определенные рамки, Но если говорить о том, что язык проходит необходимый этап развития, то, наверное, и мы должны развиваться вместе с ним. А сейчас скорее происходит не развитие, а деградация. Или вектор этого развития направлен не в ту сторону, и наш русский язык подает нам сигналы бедствия, показывая, что с нашей душой творится что-то неладное.

     Русский язык – один из «мировых» языков, это один из рабочих языков ООН. Россию представляют за рубежом не только техника, космические достижения, но и многонациональная культура, литература и русский язык с его стилистическим богатством.

     Думается каждому начинать надо с себя:

     как я говорю;

     всегда ли хорошо и точно выражаю свои мысли;

     красив и правилен ли мой язык;

     использую ли я всю языковую палитру стилистических возможностей;

     для чего мне нужно изучать русский язык.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра"Следствие ведут знатоки"

Учащимся 11-х классов предлагается деловая игра "Следствие ведут знатоки ЕГЭ", в которой задания части В представленны в игровой форме. Время: 45-60 минут. Учащимся предлагается решить практико-ориент...

Урок игра "Следствие ведут знатоки геометрии", четырехугольники. Презентация

Урок - игра по геометрии в 8 классе:  "Следствие ведут знатоки геометрии", тема "Четырехугольники"...

Урок-практикум "Следствие ведут знатоки"

урок русского языка в 5,6 классах .Правописание чередующихся гласных в корне слова....

Следствие ведут знатоки

Урок - игра по химии. по теме "Сера и ее соединения" в 9 классе...

Следствие ведут знатоки» по одному из направлений внеурочной деятельности учащихся

Разработка внеклассного мероприятия по литературе     «Следствие ведут знатоки» по одному из направлений внеурочной деятельности учащихся»...

методическая разработка урока "Следствие ведут знатоки"

Урок систематизации знаний по теме "Химические реакции" с использованием игровых технологий,  по учебнику О.С. Габриеляна "Химия . 8 класс"...