урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Крымукова Валентина Николаевна

Личные местоимения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnyemestoimeniya.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ___ Личные местоимения. (6класс)

Цели:

  • познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения;
  • развивать связную речь, навыки склонения личных местоимений, правильного употребления личных местоимений;
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества, взаимоуважения.

Оборудование: карточки с заданиями, портреты местоимений, эпиграфы, ромашки, магнит, тучки и солнышки, «пик знаний»

                                                                           Ход урока

Эпиграфы (на доске).

…Местоимения, подобно ярким лучам солнца,

Озаряя, высвечивают все уголки языка…       К.Чуковский

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

  1. Организационный момент.
  2. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке.

Тучки и солнышки.

  1. Проверка домашнего задания.1 – карточка,  1 тетрадь – на проверку.

На доске записаны слова. На столах учащихся лежат бумажные ромашки. Необходимо записать местоимения на ромашки, собрав таким образом весенний букет. Кто самый внимательный?

Она, некто, мама, веселый, доброта, любой, тот, себя, они, твой, бежать, вчера, друг, у нее, рука.

  • Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
  • Что называется местоимением?
  • По чем изменяются местоимения?
  • Какими членами предложения могут быть?
  • На какие разряды делятся?
  1. Создание ситуации успеха. Чтение стихотворения:

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

Про НИХ на берегу

ЕГО ловили, но, увы:

Я плавать не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ обратно НАС.

ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ – к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ,-

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

  • Поняли ли вы что-нибудь?
  • А как вы думаете, почему? (Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.)
  • Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. Они как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.)
  • Почему эта часть речи называется местоимением?
  • Обобщите, пожалуйста, сказанное о местоимении.
  1. Сообщение предварительной темы урока. Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определенной группой местоимений. (Открывается запись «…Местоимения»).
  2. Изучение нового материала.

6.1.Проблемная ситуация. Прослушайте диалог.

Учащиеся разыгрывают сценку.

-Алло! Привет! Это я, Зоя. Ты хорошо меня слышишь?

-Да, хорошо.

Мне нужна Оля. Скажи, пожалуйста, она дома?

-Нет, ее нет дома.

А Ваня? Он дома?

-И его тоже нет.

6.2.Фронтальная беседа.

- Зоя, начиная разговор, как называет себя? (Я.)

Это первое лицо, которое участвует в диалоге (ставит табличку «Я – 1-е лицо). 

- Зоя, а как бы ты назвала себя и Рому одним словом? (Мы.)(1-е лицо.)

 Местоимение мы означает как бы «Я и еще кто-то, какой-то собеседник».

- Как Зоя обращается ко второму участнику диалога? (Ты.) На Рому указывает местоимение ты. Это второе лицо (табличка «2-е лицо»)

- Зоя, а как бы ты обратилась к Роме, Оле, Ване, о которых ты спрашивала? К ребятам класса? (Вы2-е лицо»).

- А как вы обратитесь ко мне? (Вы.) Так обращаются ко взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.

Зоя и Рома говорят еще о ком-то, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Оля – она, Ваня – он(«3-е лицо»).

- Как бы вы назвали Олю и Рому одним словом? (Они –«3-е лицо).

- А каким словом назвать окно? (Оно3-е лицо»).

Местоимения он, она, оно, они указывают еще и на неодушевленные предметы.

Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

                                                  Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Учащиеся (хором): Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

6.3.Сообщение темы урока.

  • Какова же тема сегодняшнего урока? Постановка целей и задач урока.
  • Почему данные местоимения называются личными?
  • Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идет речь.
  •  Какого числа могут быть личные местоимения?
  • Можно ли определить род всех личных местоимений?
  1. Закрепление изученного материала.

1.Стихотворение на карточках.              Цветы

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если он, и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы.

Определите основную мысль стихотворения. Учитель показывает иллюстрацию с цветами. Посмотрите, какая красота! Разве поднимется рука уничтожить ее? Необходимо бережно относиться к природе.

Выпишите местоимения из текста, определите их число, лицо и (если есть) род.

- Давайте вспомним, что называется склонением?

Мы сказали, что все местоимения изменяются по падежам.  Давайте просклоняем местоимения мы, ты он (у доски 3 человека).

4. Физкультминутка.

Я иду и ты идешь (шагают вместе, руками показывают на себя и на друзей).

Раз, два, три (хлопки внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поешь.

Раз, два, три.

Мы идем и мы поем.

Раз, два, три.

Очень дружно мы живем (ладонь в кулак, большой палец вверх).

Раз два, три.

5. Самостоятельная работа. Спишите предложения, вставьте подходящие по смыслу личные местоимения. Определите падеж.

Вариант 1…нарисую ёлочку. А …что будешь рисовать? Когда …приедет? Завтра…пойдем на речку. Кого…ждёте? Почему…улетают?

Вариант 2   Вечером…читаем сказки. Что…вырезает из бумаги?  А…умеете так вырезать? Какую задачу…решают? Куда…идёшь? Завтра …пойду в библиотеку.   Взаимопроверка.

Поднимите руку, у кого работа выполнена правильно? Передайте карточки учителю на проверку.

6. Тренировочные упражнения

  1. Обобщение.
  • Над какими местоимениями мы работали?
  • Назовите местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица, ед.ч., мн.ч.
  • У каких местоимений можно определить род?

На следующем уроке мы продолжим знакомится с личными местоимениями. Узнаем как правильно: у его или у него,а также познакомимся с возвратным местоимением.

  1. Выставление оценок за урок.
  2. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке. Если вы не смогли самостоятельно изучить материал и в течение урока работали при помощи учителя, возьмите местоимение Вы;

Если вы смогли самостоятельно изучить материал, рассчитывали только на себя, не понравилось работать в парах и со мной, возьмите местоимение Я; если вы продуктивно работали и самостоятельно, и в паре, то возьмите местоимение Мы.

Выбранные вами местоимения закрепите на Пике знаний”: у его подножия расположите местоимение Вы, на середине – местоимение Я, а в самом верху – местоимение МЫ.

Спасибо за урок! Удачи вам в покорении “Пика знаний”!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...