Правописание приставок пре- и при-
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ноженко Кристина Видмантовна

Урок в технологии проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_aprel_2.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

  Ход урока

1. Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


Мне очень приятно видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

 2. Актуализация знаний

- Ну а начнем наш урок с повторения изученного материала. Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь». Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку “1”, если нет – “0”.

1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – фонетика

2.  Основа- часть слова без окончания.

3.ончание - морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.

4 Корень - главная значимая часть слова.

5 Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.

6 Приставка - морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова.

 

- Все справились с заданием? А теперь давайте проверим ваши ответы. Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки - ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 . (слайд 1)

3. Постановка учебной цели.

- Ребята, утром на своем рабочем столе я обнаружила листок с текстом. Только вот незадача: я не смогла его прочесть - некоторые буквы куда-то подевались. Давайте вместе попробуем прочитать. (слайд 2)

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

- Легко ли читать текст? Почему? (трудно, так как пропущены буквы)

- Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и).

- А в какой части слова пропущены буквы? (в приставках)

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре- и при-).

- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ- .Запишите число и тему урока. (слайд 3)

- Ребята, а смогли бы вы вставить пропущенные буквы правильно? (нет)

- Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

- Вы правы. Так какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть?(научиться правильно писать слова с такими приставками). при каком условии надо писать пре-, а когда при-.)

-Мы должны научиться определять   правильный выбор написания приставки, в зависимости от её значения. Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика .

4. Усвоение новых знаний.

Прекрасная погода,

Приятели мои,

Два неразлучных друга-  

Приставки Пре- и При- .

Ребята, эти приставки входят в отдельную группу и считаются трудными. Наверняка, у вас возник вопрос : «Почему?» Я отвечу – по двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть! Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания приставок ПРЕ- и ПРИ- придется сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам.

Но прежде научимся узнавать их в лицо. А для этого послушаем лингвистическую сказку. (слайд 4)

Жили были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка Пре- была очень добрая, очень гордая, очень серьёзная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая.

- Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель выводит на экран - ПРЕДОБРАЯ, ПРЕГОРДАЯ, ПРЕМУДРАЯ). (слайд 5)

- Итак, при каком же условии, как вы думаете, пишется приставка ПРЕ - ? (Когда приставку можно заменить словом «очень») заполняем таблицу. В одну колонку примеры, в другую – значение.

- Слушаем сказку дальше.

Приставка пре- была дочкой приставки пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить, пересечь – пресечь. (слайд 6)

Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель записывает на доске - ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ, ПРЕСЕЧЬ) (слайд7)

Давайте сделаем вывод: в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?( когда приставка Пре- = Пере- (Снова заполняем таблицу)

ПРЕ – отличная приставка. 
Ей во всём нужна добавка. 
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем 
Или ПЕРЕ- заменяем. 

- Но сказка на этом не заканчивается, нам следует рассмотреть случаи правописания приставки ПРИ. У нас осталось незаполненными четыре строчки. У вас на столах лежат отрывки из работ шестиклассников. Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками При - , выписать и также сделать вывод, в каких случаях ещё пишется данная приставка. (работа в группах)

 Выполняют, проверяют, обсуждают

Заполняем, проверяем

- Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ? (Ребята делают вывод по таблице)

5. Работа с учебником.
- Сверим наши выводы с учебником (стр.60 п. 32).
- Есть расхождения? Нет?
- Проблема решена? (Да).

Фикультминутка

(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)

- Ребята, мы с вами хорошо потрудились, пора и отдохнуть.

Все мы дружно тихо встали, присмотрелись, приосанились, руки медленно подняли, пригнули пальчики, распрямили их, руки вниз приопустили.
А теперь присели, привстали, присели, привстали, принагнулись, снова приосанились да призадумались : «А ведь преинтересный урок у нас получился!»
И снова присядьте на стул и прислушайтесь к новому заданию.

6. Усвоение новых знаний и первичное закрепление. (Тренировочные упражнения.)

- Ребята, как вы думаете, может неспроста нам подложили текст? Теперь вы достаточно знаете и сможете самостоятельно его восстановить. А для того, чтобы проверить насколько вы усвоили сегодняшнюю тему, выполним упражнение задание по  вариантам. (слайд 18) (самостоятельная работа, 2 ученика работают у доски).

- Закончили? Давайте проверим. (слайд 19)

-- Оцените свою работу.

7. Закрепление изученного материала.

- Следующее задание - распределительный диктант. Ваша задача – распределить словосочетания в нужную графу. Распределительный диктант. (слайд 20)

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.

при

пре

приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

- Закончили? Поменяйтесь тетрадями, проверьте по критериям и выставьте оценку друг другу. (Взаимопроверка работы) (слайд 21 )

2. Игра «Одним словом».

- Время летит незаметно. Подходит к концу наш урок. Напоследок проведем небольшую игру, которая называется «Одним словом». Я буду читать словосочетания, а вы заменить их одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.

Спросить еще раз (переспросить)

Расположенный у берега (прибрежный)

Очень добрый (предобрый)

Сесть на краешек (присесть)

Немного открыть окно (приоткрыть)

Заболеть, но не сильно (приболеть)

Нарушитель закона (преступник)

Очень скверный (прескверный)

Участок около школы (пришкольный)

Кем является Владимир Владимирович Путин? (президент) А какая приставка в слове? Можем объяснить? Значит не все узнали?

8. Рефлексия деятельности. (подведение итогов занятия)

- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.

1. Какова была цель нашего урока?

2.Выполнили мы поставленные цели?

4.Довольны ли вы своей работой в течение урока?

- Подсчитайте свои баллы , выставьте соответствующую оценку за работу.

Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).

Домашнее задание

А теперь настала очередь домашнего задания. Задание на ваш выбор. (Задание дифференцированное)

Выберите только одно для домашней работы.

1.  на «4»

Составить алгоритм написания приставки ПРИ- и ПРЕ- в словах, то есть описать необходимые действия , а также порядок их выполнения с целью решения поставленной задачи. (Что надо делать, чтобы правильно написать приставку в слове?)

 2. на «5» Объясните смысл фразы «Что за прелесть эти приставки»

3.  на «3» только вставить буквы в текст первого упражнения, выучить правило  (стр.60 п. 32)

Листы для учащихся

1 Вариант

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

Запишите слова, обозначающие:

        1)      приближение птицы____________________________________

2)      приближение коня_____________________________________

3)      приближение змеи__________________________________

4)      приближение автомобиля_______________________________

Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные от данных слов по модели:

 1)      (край) при море__________________________________________

2)      (канава) при дороге_______________________________________

3)      (площадь) при вокзале_____________________________________

4)      (скалы) при береге________________________________________

2 Вариант

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

               Замените словосочетания одним словом:

 1)      присоединить с помощью верёвки___________________________

2)      присоединить с помощью винтов и шурупов__________________

3)      присоединить с помощью иголки с ниткой____________________

4)      присоединить с помощью молотка и гвоздей__________________

.            Как сказать одним словом?

 1)      немного поднял__________________________________________

2)      немного хромает_________________________________________

3)      ненадолго остановился____________________________________

4)      ненадолго лёг____________________________________________

5)      не совсем заглушил________________________________

Презентация

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

 

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд  21



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...