Обобщающий урок по теме "Словосочетание"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Саморенова Ирина Валерьевна

Данный проект урока русского языка в 8 классе предназначен для организации наглядного обучения при изучении соответствующей темы,    для разнообразия приемов и методов обучения русскому языку. Предлагаемый вид урока с использованием слайдов нацелен на развитие у школьников зрительного и слухового восприятия, повышение мотивации к освоению предмета. Данный урок направлен на расширение словарного запаса, кругозора и является связующим звеном и неотъемлемой частью в разделе «Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса». Урок построен  в соответствии с программными требованиями.

При подготовке к уроку  мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся: развитые на достаточном  уровне  общеучебные умения и навыки, стремление к самостоятельному высказыванию, независимо от речевой подготовки.

Урок составлен с использованием ИКТ. Состоит из 9 слайдов. Каждый слайд раскрывает тему    урока, помогает обобщить и закрепить знания о словосочетании. Слайды делают урок насыщенным и плодотворным. В ходе работы со слайдами учащиеся определяют основную мысль текста, работают над словарными словами, учатся составлять словосочетания с данными словами, определяют вид связи слов в словосочетании, находят сочетания слов, не являющихся словосочетанием, пополняют словарный запас, учатся применять полученные умения и навыки в собственной речевой практике.

Все слайды связаны между собой не только оформлением, но и логикой подачи материала на уроке. Также была продумана смена деятельности учащихся (письменная работа сменяет устную). Завершающий слайд с включением музыки позволяет создать эмоциональный фон при прочтении учащимися своих миниатюр, облегчает подачу домашнего задания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме: «Словосочетание» Разработка учителя русского языка и литературы МВ(С)ОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №5» Самореновой Ирины Валерьевны

Слайд 2

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о словосочетании. Задачи : образовательные закрепление умения вычленять словосочетания из предложения, характеризовать их формирование умения осуществлять информационный поиск применение умений в собственной речевой практике коммуникативные развитие коммуникативных умений и навыков обогащение словарного запаса воспитательные воспитание потребности в речевом самосовершенствовании развитие эстетического вкуса

Слайд 3

Многие люди находят в созерцании природы радость, она для них - источник прекрасный , источник раздумий. Очень важно с малых лет пробудить в человеке способность воспринимать красоту, будь то природа, стихи или музыка. И. Козловский.

Слайд 4

Прекрасное Красота- утешенье для глаз, Для души и для сердца утеха. Красота – и в природе, и в нас, Звук и отзвук, стократное эхо. Красота не стареет. О нет! Чья-то юность пройдёт, отсмеётся, Отгорит, как светильник, но свет Красоты – навсегда остаётся. Красота- доброта, вот в чём суть! И считай , что не даром ты прожил. Жизнь свою, если даже чуть-чуть Красоту в этом мире умножил! В.Данилов Созерцание, источник, утешенье, утеха, акварель.

Слайд 5

Тест 1. Бабье лето 4. Увяданье природы А) примыкание А) примыкание Б) согласование Б)согласование В) управление В) управление 2. Гроздья рябины 5. Кленовые листья А) примыкание А) примыкание Б) согласование Б)согласование В) управление В) управление 3. Ласково светят 6. Бывает тепло А) примыкание А)примыкание Б) согласование Б)согласование В) управление В) управление

Слайд 6

Найдите лишнее: 1.Лес затих, падающие листья, громко шуршат. 2. Дым на ветру, почувствовал запах, трещит и пылает. 3.Навевает грусть , в полусне, золотая осень.

Слайд 7

Из скольких предложений состоит четверостишье? Выпишите из предложений все возможные словосочетания. Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу Проверь себя: 1 Лист золотой, влажную землю, кроет в лесу. 2 Топчу ногой, смело топчу, вешнюю красу, красу леса

Слайд 8

Миниатюра: 1)небольшой рисунок в старинной рукописи; 2)небольшая картина тщательной и изящной отделки; 3) произведение искусства в малой форме. Слова для справок. Листья: падают, шуршат, кружатся. Ветер: дует, играет, затих. Небо: чистое, хмурое, серое. Дождь: капает, зарядил, не утихает. Настроение: грустное, задумчивое, поэтическое. Сочинение-миниатюра « Обожаю это время года»

Слайд 9

Домашнее задание: повторять §1-6, упр.40 (задание одно из трёх на выбор)



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Словосочетание»  в 8 классе (по учебнику М.М.Разумовской) (слайд№1).

Цель урока:  обобщение и систематизация знаний о словосочетании (слайд№2).

Задачи:

                    образовательные

  • закрепление умения вычленять словосочетания из предложения, характеризовать их
  • формирование умения осуществлять информационный поиск
  •  применение умений в собственной речевой практике

                             коммуникативные

  •  развитие коммуникативных умений и навыков
  • обогащение словарного запаса

                        воспитательные

  • воспитание потребности в речевом самосовершенствовании
  •  развитие эстетического вкуса

            Оборудование: мультимедийный проектор, экран. 

  1. Работа с эпиграфом (слайд№3): 

«Многие  люди  находят  в созерцании природы  радость,  она для них  -  источник прекрасный ,  источник  раздумий. Очень  важно   с малых  лет  пробудить в человеке  способность воспринимать  красоту, будь  то  природа,  стихи или музыка». Сформулировать основную мысль текста, определить, как она связана с темой урока, его целью и задачами                                                                                                           

  1. (Слайд№4)Давайте с вами посмотрим на красоту осенней природы и на красоту и выразительность слова в стихотворении В.Данилова «Прекрасное»:

 Красота- утешенье для  глаз,

Для души и для сердца  утеха.

Красота – и в природе, и в нас,

Звук и отзвук, стократное  эхо.

Красота не стареет. О нет!

Чья-то юность пройдёт, отсмеётся,

Отгорит, как светильник,  но свет

Красоты – навсегда  остаётся.

Красота- доброта, вот в чём суть!

И считай , что не даром ты прожил.

Жизнь свою, если даже чуть-чуть

Красоту в этом мире умножил!

  1. Словарная  работа (устная): созерцание; источник; утешенье, утеха; акварель.

(учащиеся смотрят толкование в словаре Ожегова)

  1. Письменная словарная работа (составить словосочетания с данными выше словами). Дополнительное задание для  успешных учащихся: выполнить синтаксический разбор полученных словосочетаний
  2. Опрос:

- Что такое словосочетание? ( Словосочетание — это синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически).

- Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? (Грамматическая основа предложения, сочетание знаменательного и служебного слов, однородные члены предложения)

- Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете? (Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе. Управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенном падеже по отношению к главному. Примеры: ненависть к врагу, читать книгу. Примыкание — вид связи, при котором слова связаны по смыслу, а в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие, инфинитив. Примеры: петь красиво, лежать дрожа).

        

  1.  Тест на тему: « Виды связи слов в словосочетании» (слайд№5)

1. Бабье лето                                        4.Увяданье природы

А) примыкание                               А) примыкание

Б) согласование                              Б) согласование

В) управление                                 В) управление

2.Гроздья рябины                              5. Кленовые листья

А) примыкание                            А) примыкание    

Б) согласование                           Б) согласование

В) управление                              В) управление  

3.Ласково светят                             6.Бывает тепло

А) примыкание                              А) примыкание        

Б) согласование                             Б) согласование

В) управление                               В) управление

  1. Найдите лишнее, объясните, почему оно лишнее (слайд№6):

1.Лес затих, падающие листья, громко  шуршат.

2. Дым на ветру,  почувствовал  запах, трещит  и пылает.

3.Навевает грусть, в полусне,  золотая осень.

Задание выполняется устно.

  1. Из скольких предложений состоит  четверостишье? Выпишите из предложений  все возможные  словосочетания (слайд№7).

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
Задание выполняется письменно

Проверь себя (взаимопроверка учащихся, появляется по щелчку)

  1. Лист золотой, влажную землю, кроет в лесу.
  2. Топчу ногой, смело топчу, вешнюю красу, красу леса.

  1. Сочинение-миниатюра « Обожаю это время года» (слайд№8)

      1) Что такое миниатюра? Миниатюра – это:

  • небольшой рисунок в старинной  рукописи;
  • небольшая  картина  тщательной и изящной  отделки;
  • произведение искусства  в малой форме.
  1. А сейчас попробуйте создать своё произведение искусства в малой форме. Давайте  напишем небольшое сочинение (3-4 предложения) на тему: «Обожаю это время года», для справок используйте данные слова.

Слова для справок.

Листья: падают, шуршат, кружатся. Ветер: дует, играет, затих. Небо: чистое, хмурое, серое. Дождь: капает, зарядил, не утихает.  Настроение: грустное, задумчивое, поэтическое. 

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок за тест.

  1. .Пока звучит музыка, учитель собирает тетради на проверку, учащиеся записывают домашнее задание (слайд№9)

Содержание учебного материала

Методический инструментарий

Ориентиры развития

Ход урока.

1.Знакомство с темой, целью и задачами  урока.

2. Работа с эпиграфом: сформулировать основную мысль текста, определить, как она связана с темой урока, его целью и задачами (развитие эстетического вкуса).

3.Словарная  работа (устная): созерцание; источник; утешенье, утеха; акварель.

4.Письменная словарная работа (составить словосочетания с данными выше словами). Дополнительное задание для  успешных учащихся: выполнить синтаксический разбор полученных словосочетаний.

5. Опрос:

6.Тест на тему: « Виды связи слов в словосочетании»

7.Задание: найдите лишнее, объясните, почему оно лишнее (устно)

8.Задание: определите, из скольких предложений состоит  четверостишье? Выпишите из предложений  все возможные  словосочетания.

9.Сочинение-миниатюра « Обожаю это время года»

10.Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке и тесты.

11. Домашнее задание

Целеполагание.

Слайды№1,2

Слайд№3

Проблемный вопрос.

Слайд № 4

Словарная работа.

Самостоятельная работа со словарями.

Слайд № 4

Словарная работа.

Дифференцированное задание.

Устная проверка знаний.

Слайд № 5.

Письменная проверка знаний.

Самостоятельная работа на местах.

Слайд № 6

Слайд  № 7

Самостоятельная работа на местах.

Взаимопроверка.

Слайд № 8

Самостоятельная творческая работа.

Слайд №9

Музыкальное завершение урока.

Слайд №9

Развитие речи.

Активизация мыслительной деятельности.

Развитие эстетического вкуса. Обогащение словарного запаса. Развитие умения осуществлять информационный поиск.

Актуализация знаний, развитие речи. Отработка умения характеризовать словосочетания.

Активизация мыслительной деятельности.

Активизация мыслительной деятельности.

Развитие логического мышления.

Активизация мыслительной деятельности. Отработка умения вычленять словосочетания из предложения.

Актуализация знаний, развитие речи. Развитие воображения.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....