Разбор заданий 1-6, 8-10,14 на ЕГЭ по русскому языку
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

В презентации представлен материал по заданиям 1-6, 8-10, 14 по темам: информационная обработка текстов, орфоэпические, лексические нормы, орфография. На слайдах содержится спавочная информация по данным темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razbor_zadaniy_ege_po_russkomu_yazyku.ppt2.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗБОР ЗАДАНИЙ 1-6, 8-10,14 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА ТЕКСТОВ, ОРФОЭПИЧЕСКИЕ, ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ, ОРФОГРАФИЯ) Подготовила: учитель русского языка и литературы МОУ «Харламовская СОШ» Хаматова Файруза Рифатовна

Слайд 2

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ-2015

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

БАЛЛЫ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ За 1-6,8-14,16-23 задания по 1 баллу За 7 задание до 5 баллов За 15 задание до 2 баллов За 24 задание до 4 баллов Всего за задания 1-24- 32 балла. Сочинение (задание 25) максимально 23 балла Максимальный первичный балл за работу – 55.

Слайд 9

ЗАДАНИЕ 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ Текст для выполнения заданий 1—3 (1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <...> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. 2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых. 3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства. 4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства. 5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. Ответ: 35<или>53

Слайд 10

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Задание 1 не требует специальных знаний, но умение вдумчиво читать текст пригодится. Это задание проверяет, умеете ли вы работать с информацией. Тексты различны: некоторые, кроме основной информации, содержат дополнительную, в некоторых есть как явно выраженная, так и скрытая информация. Понять текст — это значит уловить логику его построения, понять связи между частями, всесторонне проанализировать содержание. Обратите внимание: предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могут противоречить содержанию текста, включать информацию, которой в тексте нет, передавать лишь часть информации, подробно передавать дополнительную информацию, являющуюся для понимания основной идеи второстепенной, дословно цитировать какую-либо часть текста, содержащую передачу подробностей и мелких деталей. Такие предложения для ответа не подходят. Чаще всего правильным ответом будут предложения, которые в кратком виде передают все основные компоненты содержания, чётко формулируют доминирующую мысль. Значит, чтобы проверить правильность своего выбора, а в трудных случаях сделать его верно, нужно самим определить, какая информация является в тексте главной. Для этого нужно отсечь второстепенную информацию: детали, примеры, комментарии, пояснения, описания. Задайте себе простые вопросы: О чём этот текст или фрагмент текста? Что в нём сообщается? Какова главная информация? Если в тексте выражены причинно-следственные связи, то, естественно, нужно разобраться, что является причиной, а что — следствием. Если информация касается цели, условий и других возможных компонентов содержания, то важно понять, являются ли данные компоненты в тексте доминирующими.

Слайд 11

ЗАДАНИЕ 2. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ Текст для выполнения заданий 1—3 (1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <...> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание. 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово. однако поэтому это потому что хотя Ответ: поэтому

Слайд 12

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В задании 2 вы работаете с текстом, в котором допущен пропуск слова (или слов). Один из предложенных вариантов ответов вам помогает выбрать сама природа текста, такое его свойство, как целостность. Целостность достигается благодаря смысловой законченности его содержания. Чаще всего, внимательно прочитав текст, вы сможете интуитивно сделать правильный выбор. Допустим, там встретились слова: с одной стороны или во-первых . Это значит, что почти наверняка далее последует продолжение: с другой (с другой стороны) или во-вторых... Если в тексте содержится рассуждение, а пропуск сделан в конце, при изложении вывода, то вполне вероятно, что пропущенными словами могут оказаться слова: итак, следовательно, таким образом. Если вы сомневаетесь в правильности ответа, используйте метод подстановки : последовательно подставляйте предложенные варианты ответов в предложение с пропуском. И следите за изменениями смысла. В четырёх случаях смысловая целостность текста будет нарушена. Лишь правильно подобранный ответ её сохранит. Совет: Текст прочитай не менее трёх раз. Первый раз — для общего ознакомления, второй — после ознакомления с вариантами ответов. Третий раз, проверочный, чтобы убедиться, что текст с выбранным ответом воспринимается целостно. Обычно в задании 2 пропущены союзы и союзные слова либо вводные слова и сочетания, выступающие как средства связи предложений в тексте. Вспомним, что это такое.

Слайд 13

Союзы Вспомним, функция (роль) союзов — выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных. Сочинительная связь — это связь, которая выражает равноправные отношения элементов. Подчинительная связь – это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений. Союзы могут служить и средством связи предложений в тексте. Вот основные виды смысловых отношений, которые выражаются при этом в тексте. Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами: Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли Противительные: а , но , да (=но), однако , зато Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а Пояснительные: то есть, а именно Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно. Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами: Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы Следствия: так что Уступительные: хотя, несмотря на то что Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.) Изъяснительные: что, как, чтобы !!! В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы

Слайд 14

ВВОДНЫЕ СЛОВА И СОЧЕТАНИЯ Вспомним тему: «Вводные слова и сочетания». Не случайно их делят на группы по значению. Вот основные из них: Эмоции, чувства, оценка ↓ Степень достоверности, возможности, уверенности ↓ Источник сообщения ↓ Последовательность изложения, связность речи (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тесте) ↓ Приёмы формулирования, способы выражения мысли (слова из этой группы часто используют как средства связи предложений в тесте) ↓ Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности ↓ Мера того, о чём говорится ↓ Обычность, типичность того, о чём говорится ↓

Слайд 15

ЗАДАНИЕ 3. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА Текст для выполнения заданий 1—3 (1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <...> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПЛАН, -а, муж. 1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе). 2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический план. Календарный план. 3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. П. доклада. 4) Место расположения какого-нибудь предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-нибудь не первый п. (также переносное: придать чему-нибудь важное, существенное значение). 5) Масштаб изображения кого- или чего-нибудь. Дать лица крупным планом (в кадре кино- илит телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю). 6) Область проявления чего-нибудь или способ рассмотрения чего-нибудь, точка зрения (книжное). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане. Ответ: 2

Слайд 16

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Для выполнения задания 3 необходимо осознавать несколько моментов. 1. Словарный состав русского языка насчитывает около полумиллиона слов, поэтому, готовясь к данному заданию, выучить что-либо списком принципиально невозможно. И не нужно. Вся информация будет вам предоставлена. 2. Слова различны: одни выражают только единственное лексическое значение, другие — несколько лексических значений. Если слово выражает одно лексическое значение, оно называется однозначным: ласково, междуречье, какаду, огромный, овод и другие . Если слово выражает несколько лексических значений, оно называется многозначным: корень, голова, золотой, оправдать, колено, литься и другие . Не удивляйтесь, многозначных слов существенно больше, чем однозначных. В задании 3 используются многозначные слова. Совет: Внимательно прочитайте указанное предложение. Нередко оно уже содержит подсказку. Что делать, если подсказки нет? Попробуйте метод подстановки : поочерёдно вместо обсуждаемого слова подставляйте синонимы или толкования, представленные в ответах. Вы увидите, что в большинстве случаев смысл предложения в результате подстановки нарушится. Потеря смысла — показатель того, что ответ неверный. Сохранение смысла предложения — свидетельство того, что верный ответ найден.

Слайд 17

ЗАДАНИЕ 4. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ (ПОСТАНОВКА УДАРЕНИЯ) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. позвони´м рвала´ гра´жданство давни´шний отобрала´ Ответ: гра´жданство

Слайд 18

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Что нужно знать о русском ударении? Ударение в русском языке разноместное и подвижное . Это значит, что в русских словах ударение может быть на любом слоге: оно не закреплено за какими-либо слогами: 1, 2-м, последним и т. п. или за определёнными частями слов (морфемами). При изменении слов, например, при склонении или спряжении, у многих слов место ударения может передвигаться с одного слога на другой. Часто люди не знают, как правильно произносится слово, например: ере´тик или ерети´к, гра´жданство или гражда´нство. Другая трудность связана со словоизменением. Например, в форме шарф не ошибёшься, но как сказать:ша´рфа, ша´рфу, ша´рфом или шарфа´, шарфу´, шарфо´м? Норма – понятие историческое. Нормы складываются, существуют как правильные варианты, противопоставленные неправильным, расшатываются, меняются. Это длительный процесс. Он касается лишь некоторых слов или групп слов. Например, тридцать лет назад норма предписывала говорить: по среда´м, по река´м, по стена´м, среда´ми, река´ми, стена´ми. Сейчас эта норма расшаталась и правильными признаются оба варианта: по среда´м и по сре´дам, по река´м и по ре´кам и так далее. Возможно, через какое-то время один из вариантов победит и станет нормативным произношением. Слова, допускающие варианты произношения, в КИМы ЕГЭ не включаются . Нормы фиксируются словарями. Нормы ударения представлены в словарях ударения и в орфоэпических словарях. Поскольку язык находится в постоянном изменении, одно и то же слово может по-разному интерпретироваться в разных словарях. ФИПИ было объявлено, что материалы для А1 в 2013 г. прошли проверку по новому орфоэпическому словарю РАН: «Большой орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Л. Касаткина, М., «АСТ», 2012. В результате был осуществлён переход на новый акцентологический минимум при подготовке КИМов, который был опубликован в 2013 году в составе официального пакета документов КИМ ЕГЭ по русскому языку на официальном сайте ФИПИ. В 2014 году опубликован уточнённый список слов.

Слайд 19

ЗАДАНИЕ 5. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ (УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА В СООТВЕТСТВИИ С ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ И ТРЕБОВАНИЕМ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы. Хром и марганец являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов. Дипломатические отношения между Россией и США были установлены в 1807 году. Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека. Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ. Ответ: красящими<или>красящие

Слайд 20

Вспомним, слова-паронимы — это однокоренные слова, близкие по звучанию и значению, но имеющие различия: в звучании, в значении, в сочетаемости с другими словами, то есть в лексической сочетаемости. Примеры доверительный — доверчивый вдох — вздох годичный — годовалый — годовой Примеры неправильного употребления паронимов Доверчивый тон разговора, мягкие манеры подкупали. (Правильно: Доверительный тон разговора, мягкие манеры подкупали.) Вдох облегчения. (Правильно: Вздох облегчения.) У нас уже годовалый опыт работы. (Правильно: У нас уже годовой опыт работы.) Некоторые авторы советуют попытаться подбирать к словам-паронимам синонимы или определения. Но в том-то и дело, что, не зная точно значений слов, вы такой рекомендацией не сможете воспользоваться.

Слайд 21

ЗАДАНИЕ 8. ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. в...рховье орнам...нт отб...рает к...снулся выр...стающий Ответ: верховье

Слайд 22

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Безударные гласные в корнях слов могут быть разными: проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися. Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай правила, рассмотри примеры. Для верного выполнения задания требуется уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа. Задание предусматривает знание того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь безошибочно идентифицировать орфограмму. Это действие похоже на прохождение паспортного контроля на границе: пограничник взглянул на тебя, посмотрел на фото в паспорте, и путь свободен. Перед тобой 5 слов, узнай слова с чередующимися гласными в корне и исключи строчки с такими словами из сферы внимания. Практически на этом выполнение задания окончено. Осталось лишь проверить правильность выбора, подобрав к словам в оставшихся строках проверочные. Проверяемые безударные гласные в корне: В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением. Как проверить? Подобрать то же самое слово, но в другой форме или родственное слово, то есть слово с тем же корнем.

Слайд 23

СПИСОК ИЗ 20 КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ НУЖНО ВЫУЧИТЬ. 1-9: -бер-//-бир- , -пер-//-пир- , -мер-//-мир- , -жег-//-жиг- , -тер-//-тир- , -дер-//-дир- , -чет-//-чит- , -блест-//-блист- , -стел-//-стил- 10: -кас-//-кос- 11: -мок-//-мак- 12: -ровн-//-равн- 13-15: -гор-//-гар- , -твор-//-твар- , -клон-//-клан- 16: -зор-//-зар- 17: -плов-//-плав- 18-20: -рос-//-раст-//-ращ- , -лаг-//-лож- , -скак-//-скоч-

Слайд 24

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными не очень много, всего 20. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок. И с легкостью выполнить задание А13. 1. Чередование гласных в корнях бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , ч ет//чит , блест//блист , стел//стил : стереть-стирать Если в слове с корнями: -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -жег-//-жиг-, -мер-//-мир-, -тер-//-тир-, -дер-//-дир-, -чет-//-чит-, - блест-//-блист-, -стел-//-стил- есть суффикс а , пиши в корне и : убирать , блистать , нет суффикса а, пиши е: берёт, блестеть. 2.Чередование гласных в корнях кос//кас : коснуться — касаться Если в слове есть суффикс а , пиши в корне а : касаться, касание, нет суффикса а, пиши о: коснуться, прикосновение 3.Чередование гласных в корнях мок//мак : вымок — макать Если в словах с корнями -мок- // -мак- значение: «пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем , «погружать в жидкость», пиши а: макать . 4. Чередование гласных в корнях ровн//равн : выровнять —уравнять Если в словах с корнями -ровн-//-равн- значение: «ровный, гладкий», пиши о: выровнять дорогу , заровнять ямки , «равенство», пиши а: уравнять в правах, равносторонний.

Слайд 25

5. Чередование гласных в корнях гор//гар , твор//твар , клон//клан : блин подгоре´л Если корни -гар- // -гор- , -твар- // -твор- , -клан- // -клон- без ударения, пиши о : гори´т , клони´лся , твори´ть , под ударением, пиши, как слышишь: зага´р , кла´няться , тво´рчество , тва´рь . Исключение: при´гарь 6. Чередование гласных в корнях зор//зар : заря´ Если корни -зар-//-зор- без ударения, пиши а: заря´, зарни´цы под ударением, пиши, как слышишь: зо´ри. Исключение: зорева´ть 7. Чередование гласных в корнях плов//плав : поплаво´к– пловцы´ (искл.) Если корни -плав-//-плов- без ударения, пиши а: поплаво´к, под ударением пиши, как слышишь: пла´вать, пла´вание, заплы´в. Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´ 8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ , лаг//лож , скак//скоч : выросло растение , слагаемое — сложение , скакать — выскочка Если в корне согласные: с, пиши о : росла, ст или щ , то а : расти, выращенный, ж , пиши о : предложение, г , то а : слагаемое, ч , пиши о : выскочка, к , то а : скакалка. Исключение: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав

Слайд 26

ЗАДАНИЕ 9. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. пр...встать, пр...милый под...брать, р...зослал ра...кидать, и...пугать пр...уныл, пр...рвать о...бросить, на...пись Ответ: раскидатьиспугать<или>испугатьраскидать

Слайд 27

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Какие приставки пишутся всегда одинаково? Какие приставки пишутся неодинаково? Приставок в русском языке много. Одни пишутся всегда одинаково, делать ошибки в их написании особенно обидно. Некоторые приставки пишутся строго по правилу: пойми, как действовать, и не ошибёшься. А есть такие, которые требуют постоянного внимания, например приставки пре- и при- . Раньше задания на правописание приставок включали и слова с другими орфограммами: — И и Ы в корне после приставок на согласный — Ъ и Ь. Но сейчас формулировка задания изменена. В задании 9 будут только слова, в которых пропущены буквы в приставках.

Слайд 28

КАКИЕ ПРИСТАВКИ ПИШУТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО? 1. Приставки в- , об- , от- , над- , под- , у- , о- , вы- , на- , за- , до- , по- , пере- : войти - внести - вбежать - встать Нет проблем! Пиши их всегда одинаково! Запомнить эти приставки поможет список примеров: Надпись, подпись и увёртка, окончание, отвёртка, выход, вход и нападение, и доход, и объедение, а еще заход, поход и подземный переход. В русских словах также встречаются заимствованные иноязычные приставки: дез-, контр-, транс-, пост-, суб-, супер-, пан-. Пиши их всегда одинаково. 2. Приставка с-: сдача Существует только приставка с-. Ошибочные написания этой маленькой приставки настолько распространены, что пришлось выделить особое правило. Дело еще и в том, что многие путают приставку с- с приставками, оканчивающимися на буквы с или з . О них речь пойдёт ниже. Пиши приставку с- всегда одинаково: и перед гласными, и перед любыми согласными: сдача, сделать, смыть. Перед парными звонкими согласными приставка с- произносится как [з]: cделать, сдать. Не путай: В словах здесь, здание, здоровье , (не видно) ни зги и других подобных буква з относится к корню.

Слайд 29

КАКИЕ ПРИСТАВКИ ПИШУТСЯ НЕОДИНАКОВО? 1. Приставки, оканчивающиеся на буквы з и с : беспомощный – бездомный Внимание на границу приставки и корня! Приставки: раз-// рас-, из-//ис-, без-// бес-, воз-// вос-, вз-// вс-, низ-// нис-, через-// черес-, чрез-// чрес- если корень слова начинается на гласный или звонкий согласный, пиши с буквой з : бездомный, если корень начинается на глухой согласный, - с буквой с : беспомощный. 2. Приставки пра-//про : правнук – прогульщик Думай о значении: Если выражены значения: «давность, история, древность, отдаленность времен, явлений, отношений, лиц», пиши пра-: прадед,праславянский язык, любые другие - пиши приставку про- : простоять(долго), просмотреть(быстро,бегло), прописать (назначить лечение), пророссийская политика и т. д.

Слайд 30

3. Приставки раз- (рас-)//ро´з- (ро´с) : расписать – ро´спись Внимание на ударение: В приставках раз-, рас-//роз-, рос- без ударения пиши а : расска´з, под ударением – о : ро´сказни. 4. Приставки пре-//при- : премилый , преграда – прийти , привязать , прикрыть , придорожный Думай о значении: Пиши пре-, если передаются значения: «очень» - премилый, престарый, «пере» - преграда. Пиши при-, если передаются значения: «приближение» - прийти, приехать, «присоединение» - пришить, привязать, «чуть-чуть» - прикрыть, приоткрыть, «около, близко» - прибрежный, придорожный Внимание: Многие слова не входят в перечисленные группы : привыкать, присутствовать, прислушаться и другие. Их написание старайся запомнить.

Слайд 31

ЗАДАНИЕ 10. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ (КРОМЕ СУФФИКСОВ С Н И НН) Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. никел...вый достра...вать приветл...во привередл...вый успока...ваться Ответ: никелевый

Слайд 32

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Задание 10 не включает орфограммы с н — нн (этой теме посвящено отдельное задание) . Но и без них объём материала велик, потому что русский — это язык с развитой суффиксальной системой: суффиксов множество. Грамотному человеку нужно знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов. Однако в КИМах встречаются далеко не все суффиксы. Формулировки заданий предполагают поиск слов либо с буквой е , либо с буквой и . Это позволяет существенно сузить круг «нужных» суффиксов. Более того, в огромном большинстве тренировочных вариантов, подготовленных ФИПИ, в заданиях реально встречаются в основном глаголы в неопределённой форме, причастия, деепричастия, прилагательные. Могут ли быть вопросы относительно правописания суффиксов существительных? Да, потому что, во-первых, это предусмотрено «Обобщённым планом экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку» и, во-вторых, суффиксы существительных с уменьшительно-ласкательным значением встречаются в заданиях.

Слайд 33

СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ 1. Суффиксы ова, ева, ыва, ива: рисовать, горевать — опаздывать, оценивать Совет: Проверяй себя, для этого определи форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени. Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть сочетания ую, юю , то пиши суффиксы ова, ева: советовать — советую, командовать — командую ываю, иваю , то пиши суффиксы ыва, ива: опаздывать — опаздываю, рассматривать — рассматриваю Примечание: ева и ива — это фонетические варианты суффиксов ова и ева, которые встречаются после мягких согласных. 2. Различение суффиксов е + ва и ыва, ива: одолевать, заболевать — оправдывать, успокаивать Совет: Внимание на ударение. Суффикс ва всегда под ударением: одолева´ть, заболева´ть. Перед суффиксом ва пиши суффикс е. Суффиксы ыва, ива безударные: записывать, склеивать, прицеливаться . Не путай: В словах типа наливать, распевать буквы и и е в корне. 3. Суффиксы в неопределённой форме глагола : видеть, красить Суффиксы у глаголов 1-го спряжения различны. Суффикс глагольной основы 2-го спряжения и. Внимание: Глаголы-исключения для выполнения этого задания интереса не представляют: ведь нужно узнать букву не в окончании, а в суффиксе. Поэтому, если ты определяешь букву в суффиксе неопределённой формы глагола, смело пиши е в глаголах-исключениях на еть с безударной буквой в суффикcе: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть и производных от них: увидеть, завидеть, обидеться и других подобных. В остальных словах-исключениях суффикс в ударной позиции. 4. Суффиксы в причастиях и деепричастиях. В задании 10 никто не проверяет, знаешь ли ты суффиксы причастий и деепричастий. В причастиях и деепричастиях пропущены гласные основы, от которой образованы данные в заданиях формы. Примеры из заданий: скле...вающий, выдёрг...вая, прицел...вающийся, понаде...вшийся, зачервив...вший, повизг...вая

Слайд 34

СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Здесь рассматриваются только суффиксы отымённых прилагательных, так как именно этот материал относится к теме (отглагольные прилагательные — это слова, в суффиксах которых встречается орфограмма н-нн ). Список суффиксов прилагательных, образованных от имён существительных, не сводится к двум правилам, приведённым ниже, но в практике ЕГЭ использованы слова именно на эти правила. 1. Суффиксы ив, ев, лив, чив: красивый — боевой, счастливый, доверчивый Совет: Внимание на ударение. В прилагательных, образованных от существительных: — под ударением пиши суффикс ив: краси´вый — без ударения — суффикс ев: боево´й. Пиши суффиксылив, чив и под ударением: счастли´вый, и без ударения: дове´рчивый. 2. Суффиксы ов, оват, овит — ев, еват, евит: деловой, сероватый, ядовитый — речевой, синеватый, боевитый Совет: Внимание на последний согласный корня. После твёрдых согласных пиши суффиксы ов, оват, овит: деловой, сероватый, ядовитый. После мягких согласных, шипящих, ч и ц пиши суффиксы ев, еват, евит : речевой, синеватый, боевитый.

Слайд 35

СУФФИКСЫ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ. 1) Суффиксы ик, ек: мячик — платочек. Следи за беглой гласной е при изменении слова. Если при изменении слова в нём гласный звук [и] сохраняется, пиши суффикс ик: мячик — мячики гласный звук исчезает, пиши суффикс ек: платочек — платочка 2) Cуффиксы ец, иц: братец – умница, пальтецо – платьице Узнай род существительного. В существительных мужского рода пиши суффикс ец: братец, палец женского рода — иц: красавица, умница среднего рода могут быть и ец, и иц: в предударном слоге (перед ударением) пиши ец: пальтецо´, письмецо´ в заударном слоге (после ударения) пиши иц: пла´тьице, кре´слице 3) Суффиксы ечк, ичк: дочечка, местечко, Ванечка — луковичка Для слов женского рода определяй производное слово. В существительных пиши суффикс ечк: букашечка, дочечка, местечко, времечко, Ванечка, Сашечка Не путай: В существительных женского рода, образованных от существительных с суффиксом иц, пиши суффиксы ич и к: синичка← синица, пуговичка←пуговица, луковичка←луковица. 4) Суффиксы оньк и еньк : яблонька — доченька Определи, какой звук перед суффиксом. В существительных после твёрдых согласных пиши суффикс оньк: кухонька, кисонька, лапонька гласных, шипящих и мягких согласных — суффикс еньк : Зоенька, душенька, доченька, бабусенька 5) Суффикс к в сочетаниях инк, енк: серединка, вишенка Ищи производящую основу. Если в существительных женского рода c суффиксом к производящая основа на ин , пиши суффиксы ин и к: середин+ка←середина на н , пиши сочетание букв енк : вишен+ка←вишня.

Слайд 36

ЗАДАНИЕ 11. ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ И СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. преобразу...мый распущ...нный засмотр...шься сломл...нный омыва...мый Ответ: засмотришься

Слайд 37

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Для того чтобы обойти "подводные камни", к заданию 11 готовься пошагово. Всего три шага гарантируют вас от ошибок. Шаг 1. Выбор гласных в безударных окончаниях глаголов. Личные окончания глаголов В личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени в окончаниях глаголов 1-го спряжения пиши гласные е, у (ю): имеешь , имеет , имеем , имеете , имеют в окончаниях глаголов 2-го спряжения – и, а (я) : смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят Значит, для правильного написания гласных в безударных окончаниях нужно уметь безошибочно определять спряжение глагола! Вспомни: Ко 2-му спряжению относятся глаголы : с суффиксом -и в основе неопределённой формы: любить Исключение: Брить, стелить – глаголы 1-го спряжения: бреет, бреют, стелет, стелют и их производные: постелить , застелить , перестелить и другие. 7 глаголов-исключений с суффиксом -е в основе неопределённой формы. Запомни их: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть , и видеть, и смотреть и их производные, например: посмотреть , осмотреть , высмотреть , досмотреть , насмотреться , засмотреться и другие. 4 глагола с суффиксом - а . Запомни их: гнать, держать, слышать, дышать и их производные: прогнать , догнать , выгнать , изгнать и другие. К 1-му спряжению относятся остальные глаголы c безударными окончаниями : играть, рисовать, тянуть, кинуть и другие. Внимание: Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам.

Слайд 38

Шаг 2. Выбор гласных в суффиксах причастий настоящего времени. Суффиксы причастий настоящего времени Причастия могут быть разными: действительными и страдательными, настоящего и прошедшего времени. Избежать ошибок в их правописании поможет осознание того, что причастия настоящего времени образованы от основы глагола настоящего времени, а причастия прошедшего времени — от основы неопределённой формы глагола. Поэтому при выборе суффиксов причастий настоящего времени определяй спряжение глагола. Это поможет правильно выбрать суффикс. А для безошибочного написания причастий прошедшего времени важно знать суффикс в основе неопределённой формы глагола. 1. Суффиксы -ущ(-ющ),- ащ(-ящ) в действительных причастиях настоящего времени: знающий, любящий Определи спряжение глагола. В причастиях, образованных от глаголов 1-го спряжения, пиши суффикс -ущ (-ющ): знающий , читающий . от глаголов 2-го спряжения — - ащ (-ящ) : любящий, видящий Обрати внимание: Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени: зна ет, зна ют – 1-е спряжение, основа зна + суффикс -ющ →знающий, люб ит, люб ят – 2-е спряжение, основа люб + суффикс -ящ →любящий. 2. Суффиксы - ем (-ом), -им в страдательных причастиях настоящего времени: поднима ем ый, вид им ый Определи спряжение глагола. В причастиях, образованных от глаголов 1-го спряжения , пиши суффикс -ем -ом: поднимаемый, ведомый, 2-го спряжения — -им: любимый, видимый Обрати внимание: Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ переходных глаголов настоящего времени: поднима ет, поднима ют — 1-е спряжение, основа поднима + суффикс -ем → поднимаемый, люб ит, люб ят — 2-е спряжение, основа люб + суффикс - -им → любимый .

Слайд 39

Шаг 3. Выбор гласных в суффиксах причастий прошедшего времени. Суффиксы причастий прошедшего времени 1. Гласные перед суффиксами - вш, -ш в действительных причастиях прошедшего времени: видевший, слышавший, шедший Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола. В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксами -вш, -ш пиши ту же гласную, что пишется в основе неопределённой формы глагола: вид е вший←вид е ть, слыш а вший←слыш а ть. 2. Различение гласных суффикса глагольной основы -а (я) перед суффиксом - нн и суффикса - енн в страдательных причастиях прошедшего времени: потерянный, увиденный Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола. Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов с суффиксом -а- -я-, перед суффиксом причастия -нн- пиши буквы а(я ): потерянный ← потерять , с суффиксами -и- или -е- , в суффиксе -енн- пиши букву е : наполненный ← наполнить.

Слайд 40

ЗАДАНИЕ 14. ПРАВОПИСАНИЕ -Н- И -НН- В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ Укажите все цифры, на месте которых пишется НН . Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н. В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных ирадиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений. Ответ: 124

Слайд 41

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Н-НН В НАРЕЧИЯХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ, ПОЛНЫХ И КРАТКИХ 1. С одной буквой н пишутся: 1. Прилагательные с непроизводной основой: красный, юный, синий. Суффикса в таких прилагательных нет. Буква н входит в состав корня. 2. Отымённые прилагательные с суффиксом -н: зимний (от: зима), летний (от: лето). 3. Отымённые прилагательные с суффиксами-ан, -ян: песчаный, серебряный (прил. со значением "название материала, вещества"), и-ин: мышиный, воробьиный (прил. со значением "принадлежности"). Исключение: деревянный, оловянный, стеклянный пиши с двумя буквами нн . 4. Отглагольные прилагательные, если нет приставки и пояснительного слова: жареное мясо . Исключение: Пиши с двумя буквами нн слова из списка: данный, чванный, брошенный, желанный, купленный, виденный, деланный, жеманный, пленённый, лишенный, священный, читанный, отчаянный, чеканный, окаянный, неслыханный, невиданный, нечаянный, негаданный Не путай: В список исключений не входят слова непрошеный , незваный , названый , которые созвучны данным выше. Пиши их в соответствии с правилом: непрошеный совет , незваный гость , названый брат . 5. Краткие прилагательные в форме мужского рода единственного числа: совет ценен - ( м.р.), а также краткие прилагательные во всех других формах, если они образованы от полных прилагательных с одной буквой н : красна девушка (от полной формы с одной буквой н : красный), красно солнышко, красны девушки. 6. Наречия на-о и -е, образованные от прилагательных с одной буквой н : ветрено, аккуратно.

Слайд 42

2. С ДВУМЯ БУКВАМИ НН ПИШУТСЯ: 1. Отымённые прилагательные с суффиксом -н, если корень существительного оканчивается на букву н :осенний, весенний, сонный. 2. Отымённые прилагательные с суффиксами -енн, -онн: буквенный, порционный. Исключение: ветреный человек , ветряная мельница , ветряная оспа , но безветренный день , подветренная сторона. 3. Отглагольные прилагательные с суффиксом -нн : корчеванный участок, бракованная вещь. Разберись, как образовано слово: бракованный←браковать + нн . Суффикс -нн пиши в отглагольных прилагательных, образованных от производящей основы с суффиксами: -ёва//-ова, -ева: корчёванный←корчевать, образованный←образовать. Проще запомнить так: прилагательные на ёва+нн+ый,ова+нн+ый, ева+нн+ый. 4. Прилагательные-исключения из пунктов: 1.3. Исключение: деревянный , оловянный , стеклянный пиши с двумя буквами - нн . 1.4. Исключение: данный , чванный , брошенный , желанный , купленный , виденный , деланный , жеманный , пленённый , лишенный , священный , читанный , отчаянный , чеканный , окаянный , неслыханный , невиданный , нечаянный , негаданный . 5. Страдательные причастия прошедшего времени, если есть приставки или пояснительные слова: написанное сочинение, вязанные (кем?) бабушкой варежки, а также причастия и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов совершенного вида без приставок: купленный, брошенный, данный (последние включены в список слов для запоминания в п. 5 наряду с другими примерами). 6. Краткие прилагательные, образованные от полной формы с двумя буквами нн (кроме формы м.р. ед.ч., в которой всегда одна буква н ): ночь безлунна, советы ценны. 7. Наречия на -о и -е, образованные от прилагательных с двумя буквами нн : искренне, обдуманно, безветренно.

Слайд 43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания для подготовки учащихся 8 класса к ОГЭ по русскому языку

Данный материал представляет фрагмент работы по теме "Словосочетание и предложение"....

Задания для развития критического мышления у учащихся на уроках русского языка

Этот документ я нашла на одном из учительских сайтов и активно пользовалась им на уроках русского языка. Данные задания разного уровня учат детей понимать прочитанное, выделять главное, производить ко...

Федосеева Т.А. Роль заданий коммуникативного характера в реализации ФГОС основного общего образования / Русский язык в школе. – 2016. - № 4. – С. 7-10.

Федосеева Т.А. Роль заданий коммуникативного характера в реализации ФГОС основного общего образования // Русский язык в школе. – 2016. - № 4. – С. 7-10....

Этапы работы над заданием 15.3 в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Описание основных этапов подготовки к сочинению-рассуждению (задание 15.3) в 9 классе...

Федосеева Т.А. Задания коммуникативного характера в обучении вежливому общению на уроках русского языка //Русский язык в школе. – 2017. - № 3. – с.8-13.

В  статье рассматриваются возможности  заданий коммуникативного характера в реализации одного из направлений развития устной речи школьников. Особое внимание уделено интерактивным заданиям, ...

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ОУД. 01«Русский язык и литература : русский язык»

В соответствии с примерной программой ФГОС СПО  по дисциплине «Русский язык и литература: русский язык» решается комплекс задач: знать различия между языком и речью, функции языка как...