Интеллектуальная игра по русскому языку
методическая разработка по русскому языку на тему

Аленева Гульнара Назарбаевна

Цели:

·  Повторение изученного материала по русскому языку и литературе;

·  Развитие связного высказывания, памяти, слухового восприятия;

·  Воспитание интереса к предмету, чувства коллективизма, ответственности за общее дело.

Этапы игры:

1. Представление команд и капитанов.

2. Оглашение условий игры.

3.  Разминка.

4. Основная игра.

5. Подведение итогов.

6. Награждение команд.

Условия РАЗМИНКИ:

Ø Из трех предложенных тем капитан команды, посовещавшись с товарищами, выбирает только одну, наиболее понравившуюся тему и мы разыгрываем вопросы.

Ø За правильный ответ начисляется 1 балл.

Ø Команда, которая после разминки наберет меньшее количество очков, начинает играть первой. (Если количество баллов у команд после разминки будет одинаковое, то будут заданы дополнительные вопросы их невыбранных тем).

Условия ИГРЫ:

·      Команда выбирает тему и вопрос на любое количество очков. Вопросы усложняются по мере возрастания очков. После обсуждения в команде дается ответ на вопрос. Если ответ верный, то команда получает очки, а на доске карточка с очками убирается. Команда продолжает играть дальше.

·      Если команда не справляется с вопросом, то отвечают соперники, зарабатывая, таким образом, дополнительные очки.

·      В случае если обе команды не отвечают – вопрос переходит болельщикам. Болельщики свои очки за правильный ответ передают любой команде.

·      Команды в течение игры могут воспользоваться двумя подсказками: ПОМОЩЬ МУДРЕЦОВ или ПОМОЩЬ ОДНОКЛАССНИКА.

·      Кроме того, зрители также примут участие в «ИГРЕ С БОЛЕЛЬЩИКАМИ». Я задам вопрос и если зрители отвечают правильно, команде засчитывается 10 баллов. Таким образом, команды получают возможность заработать ещё по 10 баллов от болельщиков.

·      Внимание! Принимаются только полные ответы. Ответ одним словом не засчитывается, а за систематическое нарушение этого правила будет штрафоваться команда снятием баллов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_po_russkomu_yazyku.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по русскому языку

Цели:

  • Повторение изученного материала по русскому языку и литературе;
  • Развитие связного высказывания, памяти, слухового восприятия;
  • Воспитание интереса к предмету, чувства коллективизма, ответственности за общее дело.

Этапы игры:

1. Представление команд и капитанов.

2. Оглашение условий игры.

3.  Разминка.

4. Основная игра.

5. Подведение итогов.

6. Награждение команд.

Условия РАЗМИНКИ:

  • Из трех предложенных тем капитан команды, посовещавшись с товарищами, выбирает только одну, наиболее понравившуюся тему и мы разыгрываем вопросы.
  • За правильный ответ начисляется 1 балл.
  • Команда, которая после разминки наберет меньшее количество очков, начинает играть первой. (Если количество баллов у команд после разминки будет одинаковое, то будут заданы дополнительные вопросы их невыбранных тем).

Условия ИГРЫ:

  • Команда выбирает тему и вопрос на любое количество очков. Вопросы усложняются по мере возрастания очков. После обсуждения в команде дается ответ на вопрос. Если ответ верный, то команда получает очки, а на доске карточка с очками убирается. Команда продолжает играть дальше.
  • Если команда не справляется с вопросом, то отвечают соперники, зарабатывая, таким образом, дополнительные очки.
  • В случае если обе команды не отвечают – вопрос переходит болельщикам. Болельщики свои очки за правильный ответ передают любой команде.
  • Команды в течение игры могут воспользоваться двумя подсказками: ПОМОЩЬ МУДРЕЦОВ или ПОМОЩЬ ОДНОКЛАССНИКА.
  • Кроме того, зрители также примут участие в «ИГРЕ С БОЛЕЛЬЩИКАМИ». Я задам вопрос и если зрители отвечают правильно, команде засчитывается 10 баллов. Таким образом, команды получают возможность заработать ещё по 10 баллов от болельщиков.
  • Внимание! Принимаются только полные ответы. Ответ одним словом не засчитывается, а за систематическое нарушение этого правила будет штрафоваться команда снятием баллов.

Языкознание

10

20

30

40

50

Пословицы и поговорки

10

20

30

40

50

Загадки о частях речи

10

20

30

40

50

Клички собак в литературных произведениях

10

20

30

40

50

ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ

Вопрос

Ответ

1. 2008 год в России объявлен годом семьи.

Вопрос:

Из каких частей речи состоит слово «СЕМЬЯ»

Семь – числительное

Я – местоимение

2. Сколько местоимений в слове «ВЫМЫТЫ»? Назовите их.

Три местоимения: вы, мы, ты

  1. Разминка:

Задание команде «Знатоки»

Творчество И.А.Крылова

Гласные и согласные звуки

Лексика

  1. И.А.Крылов писал:

а) баллады;

б) басни;

в) прибаутки

1. Какие звуки произносятся только при участии голоса?

(гласные)

  1. Как называются слова, имеющие одинаковую часть и одинаковое лексическое значение?

(однокоренные)

  1. Одна из басен Крылова называется:

а) «Мартышка и бинокль»

б) «Мартышка и линзы»

в) «Мартышка и очки»

2. Какие звуки безударные: гласные или согласные?

(согласные)

2. Как называются слова, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения? (синонимы)

  1. Из какой басни взяты эти строки:

Голубушка! Как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

(«Ворона и Лисица»)

3. Назовите сонорные

(т.е. звучные) согласные, которые не имеют пары по глухости.

(л, л,, м, м,,  н, н,, р, р,, й)

3. Как называются слова, которые употребляются только жителями той или иной местности. Например, на Дону слово вечерять обозначает – ужинать, баз – сарай, хворать – болеть.

(диалектизмы)

Задание команде «Умники»

Знаки препинания

Алфавит

Фразеология

  1. Какой знак препинания ставится в конце повествовательного предложения?

(точка)

  1. Сколько букв в русском алфавите?

(33)

1. Что обозначает «Слушать разинув рот?

(очень внимательно, сосредоточенно, затаив дыхание)

2. Если в устной речи однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления, то какой знак препинания вы поставите на письме?

(запятая)

2. Каких букв в алфавите больше: гласных или согласных?

(гласных -10 , согласных - 21.)

2. Когда человек унывает, то что он «вешает»?

(нос)

3. Какой знак препинания ставится перед словами ЭТО и ВОТ?

(тире)

3. Какие буквы алфавита не имеют звука?

(Ъ и Ь)

3.  Фразеологический оборот  «Нести и с Дона  и с моря», обозначает

а) болтать чепуху, разный вздор;

б) украсть воды в водоеме  

  1. Игра.

Языкознание

10

У глаголов какого времени можно определить род?

прошедшего времени

20

От чего зависит написание Е и И в приставках отрицательных местоимений НЕ-, НИ-?

от ударения

(под ударение – Е,

 без ударения – И)

30

Определите часть речи одинаковых слов:

На солнце спину я ОЖЁГ

И третий день лечу ОЖОГ.

ОЖЁГ – глагол

(что сделал?)

ОЖОГ – сущ.(что?)

40

Как пишутся в местоимениях и наречиях суффиксы -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ и приставка КОЕ-?

через дефис

50

Как называется часть речи, которая обозначает состояние природы, среды, эмоционального состояния человека,  или оценку какого-либо состояния.

Например: ветрено, жарко, сыро, весело.

категория состояния

Пословицы и поговорки

10

Выберите верный вариант продолжения пословицы:

У дурака и счастье …

а) глупое

б) несчастное

в) никакое

20

Вспомните и назовите пословицы о труде, ученье.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Терпение и труд все перетрут.

Ученье – свет, а неученье  - тьма.

30

Если человек добивается все более и более высокого положения, то о нем говорят:

пошел в гору

или

пошел ко дну.

Пошел в гору

40

Вспомните и назовите эквивалент (похожую пословицу) русской пословицы к немецкой:

Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

50

Объясните смысл поговорки:

Держать ушки на макушке.

Проявлять крайнюю осторожность, быть настороже.

Загадки о частях речи

10

Предмет увижу, но не назову,

А только на него я укажу.

И будь уверен точно, без сомнения

Что я – то самое …

местоимение

20

Давно живу я в мире этом

Даю названья всем предметам.

имя существительное

30

Что для меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

глагол

40

В науке мне, в грамматике

И слава, и почет.

Я друг и математике:

Всему я знаю счет.

имя

числительное

50

Самый трудный я, друзья,

И воспитать меня нельзя.

Знайте: с кем ни поведусь,

Все равно не изменюсь.

наречие, деепричастие

Клички собак в литературных произведениях

10

Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как Герасим ухаживал за своей питомицей. Первое время она была очень слаба, тщедушна собой, некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через 8, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачонку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.

И.С.Тургенев «Муму»

Муму

20

Она  расцвела всей своей собачьей душою. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям, и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки? С привычкою к умеренности, создавшеюся годами бродячей, голодной жизни, она ела очень мало, но и это малое изменило её до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.

Л.Андреев «Кусака»

Кусака

30

Казалось, чувство страха было ему незнакомо. Когда он встречал маленькую собачку, он не обращал на нее никакого внимания, но стоило появиться здоровому псу, как он струной вытягивал свой обрубленный хвост и принимался прохаживаться вокруг незнакомца, презрительно  шаркая  задними  ногами  и  поглядывая  на небо, на землю, вдаль — куда угодно, за исключением его самого, и отмечая его присутствие только   частым   рычанием   на   высоких   нотах.

Эрнест Сетон-Томпсон «Снап»

Снап

40

Настя подняла было голову, поглядела на собаку и так, ничего не сказав ей, опустила голову обратно и положила ее прямо на ягоду.

Сквозь клюкву собака явственно чуяла хлеб, и ей ужасно хотелось есть, но позволить себе покопаться лапами в клюкве она никак не могла. Вместо этого, чуя беду человеческую, она подняла высоко голову и завыла...

М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

Травка

50

К этом задании клички собаки нет. Назовите автора и название произведения, из которого взят  отрывок:

«Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада  купца  Пичугина,  прыгая  на трех  ногах и оглядываясь,  бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись всем туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!»  Из лавок высовываются сонные физиономии,  и скоро

около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа».

А.П.Чехов «Хамелеон»

  1. Подведение итогов

Протокол игрыПРИЛОЖЕНИЕ

Разминка

Языкознание

Пословицы и поговорки

Загадки о частях речи

Клички собак в литературных произведениях

итого

Команда «Знатоки»

Команда «Умники»


МБОУ «ХЕРСОНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

АЛЕНЕВА ГУЛЬНАРА НАЗАРБАЕВНА

учитель русского языка и литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

"ЛиРусс". Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. 5 класс

"ЛиРусс" - интеллектуально-познавательная игра по русскому языку и литературе  для пятиклассников.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ...

интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"

игра может проводиться в 6-7 классах, как  внеклассное мероприятие по русскому языку...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...

Методическая разработка интеллектуальной игры по русскому языку "Своя игра"

Цель игры: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий.Ход игры. Принцип проведения игры тот же, что ...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Знай свой язык" для учащихся 5–7-х классов

. Вступительное слово учителя С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит ма...