Урок русского языка по теме "Второстепенные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Аленева Гульнара Назарбаевна

Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и парного взаимодействия.

Задачи:

  1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
  2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»
  3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
  4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

 

Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Второстепенные члены предложения” 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtorostepennye_chleny_predlozheniya.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Второстепенные члены предложения". 5-кл.

По УМК авт. М.М.Разумовская. Русский язык 5 кл.

Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и парного взаимодействия.

Задачи:

  1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
  2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»
  3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
  4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

 

Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль).

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Второстепенные члены предложения”

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие. Запись даты, классная работа.

2.Выявление темы урока: на доске запись:

                                                                                  цветов

                                                                        запах

                                                          нежный

                                                лугов

                                              с

                          доносит

           ветерок

лёгкий

  • Ребята, что вы можете сказать об увиденной записи на экране? /ПРЕДЛОЖЕНИЕ/
  • Что вы можете сказать о каждом слове?
  • На какие группы вы можете разделить эти слова? Определите принадлежность каждого слова к группе.

1гр. Это слова, принадлежащие к им.существ., им.прилаг., глагол, предлог.

2гр. Самостоят.ч.р. и Служебн.ч.р.

3гр.Гл.чл.пр. и второст.чл.предл.

Над каким подразделением группы мы не работали на уроках 5 класса?

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Ребята, сделайте предположение, какая будет  тема нашего сегодняшнего урока?

Проверьте свои предположения, откройте учебник с.146  параграф 56

Запись темы урока: ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.( слайд)

  1. Целеполагание: Определите цель нашего урока. Эта тема вам знакома? Достаточно ли будет только записи темы для того, чтобы правильно сформулировать цель урока, я предлагаю посмотреть материал учебника:

Повторить и обобщить полученные знания о второстепенных членах предложения.

  1. Ребята, давайте составим план нашего урока:

Что сегодня делаем и зачем? (Задачи обучающиеся формулируют сами)

УЗНАТЬ: А для того чтобы научиться, что нужно узнать:

  1. значение и роль второстепенных членов предложения..
  2. чем выражены второстепенные   члены в предложении.

НАУЧИТЬСЯ:

  1. выделять в предложениях второстепенные члены, которые поясняют главные и другие второстепенные члены;
  2. характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных предложений:
  3.  составлять схемы предложений.

3.Работа над новой темой урока

4.Закрепить полученные знания

   

3.Работа с новой темой урока:

Ребята, как вы думаете, почему я записала предложение в виде лесенки? В предложении все слова взаимосвязаны, они дополняют друг друга, поясняют сведения, содержащиеся в подлежащем, в сказуемом. А если мы пропустим какое-то слово, что будет? Теряется смысл, точность, образность картины.

Так и в жизни бывает, поднимаясь вверх по лестнице знаний, мы приобретаем новые знания, успешность в наших делах.

Это лесенка нашего успеха.

Вернемся к нашему предложению. Рассмотрим  схему предложения на стр.147. упр.435.

Назовите слова, отвечающие на вопрос что? (ветерок, запах). Какое слово является подлежащим? Почему? ( это предмет, о котором идет речь в предложении). Какое действие выполняет этот предмет? (доносит). Какую роль играет это слово в предложении? (сказуемое)

Какие слова остались? (легкий, с лугов, запах, нежный, цветов). Как называются они в предложении? (второстепенные).

Какое слово поясняет подлежащее? (легкий)

Какие слова поясняют сказуемое? (с лугов, запах,)

Какие слова определяют второстепенный член предложения запах? (чего? цветов, какой нежный)

4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.     Упр.№436

У доски работают 3 ученика:

1 ученик: Составить схемы предложений, пользуясь образцом, данным в упр.435.

2 ученик: Выписать из всех предложений с/с подчинения второстепенных чл. главным:

(голубая вода,  вода озера,  блеснула из--за деревьев,  белый пар,  расстилается по лугам, расположились в роще).                                                                                                                      ПАР

3 ученик: Выписать из всех предложений с/с подчинения второстепенных чл. Другим второстепенным членам: (лесного озера, в березовой роще).

2 УЧЕНИК И 3 УЧЕНИК ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ВЗАИМОПРОВЕРКУ, 1УЧЕНИК ПРОВЕРЯЕТ С КЛАССОМ ПО ЭТАЛОНУ СЛАЙДА.

5.Физкультминутка. ( слайд )

6.Актуализация опорных знаний и умений. Самостоятельная работа с упр.437.

1 ученик у доски вставляет пропущенные буквы, подбирает проверочные слова.

Затянулся-тянет

Обмелел-мель

Летит-полёт

Трепещущей-трепет

2ученик выписывает слова: ржавая осина, луч луны, трепещущая осина,выполняет устный лексический разбор слов.

Все коллективно (это упр.на карточках) подчеркнуть грам.основу, устно охарактеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов предложения. Взаимопроверка.

1)Зат_нулся ржавой тиной пруд широкий, обм_лел.

 2)В луче луны л_тит большая птица.

3)Над тр_пещущей осиной лёгкий месяц заблестел.

 

Игра «Крестики-нолики»

(р-та в тетрадях).

В строчку записываются цифры от одного до восьми. В зависимости от правильности услышанного утверждения по теме «Синтаксис», соответствующего определенной цифре, учащиеся ставят «+» или «-».

1.Раздел науки о языке, в котором изучаются  словосочетания и члены предложения , называется фонетика.

2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.

4.Словосочетание дополняют подлежащее и сказуемое.

5.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

6.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.

7.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.

8.Предложения, имеющие второстепенные члены называются распространенными.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.

Слайд (ответы)

1

2

3

4

5

6

7

8

-

-

-

+

+

-

+

+

Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.

7.Подведение итогов урока.

Рефлексия.

  1.  Что узнали на уроке?
  2.  Чему научились?

 Задание на дом. Параграф 56, упр.438, подготовить вопросы к параграфу своему товарищу.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....