Конспект урока русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Романенко Ирина Сергеевна

Комбинированный урок по  теме "Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока71.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку174.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Цель урока:

  1. Закрепить знания классификации СПП с несколькими                                 придаточными.
  2. Показать особенности пунктуации таких предложений.
  3. Продолжить отработку пунктуационных навыков в СПП данной конструкции.

                                                                                                                             

Тип урока:    Комбинированный урок.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока

В течение ряда уроков  мы говорили о грамматическом строении СПП с несколькими придаточными. Давайте посмотрим, как вы усвоили этот материал.                                                                                                                                         (слайд 1)

1. Проверка  Д/З.

1)  1 человек у доски—схемы предложений (Карточка).

2) Фронтальный опрос по теме урока  «ССП с несколькими придаточными. Виды подчинения придаточных». (слайд 2)

    -- Какие виды подчинения в СПП с несколькими придаточными предложениями вы знаете?

    -- Какое подчинение называют однородным?

    -- Какое подчинение называют параллельным?

    -- Что общего в СПП с параллельным и однородным подчинением?

        Чем они отличаются?

    -- Расскажите о последовательном подчинении.

 (Проверка выполнения задания у доски)

2.Целеполагание.

-Исходя из темы урока, сформулируйте  его цели.                                                                                                                 

(слайд 3)

  1. Закрепление пройденного. 

Строение СПП с несколькими придаточными

1) По схеме определите виды подчинения в предложениях.                                                                                                                   (слайд4)

   1.  [   , ( 1 ) ,   ], (  2 ).     последовательное                      

   2.  [    , ( 1 ) ,   ], ( 2 ).       параллельное

   3. ( 1 ) , [      ], ( 2 ), ( 3 ).    параллельное
 

  4.    ( 1 ), ( 2 ), [  , ( 3 ) ,] , ( 4 ).   последов.  и параллельное

                        

2) Укажите, какая из схем соответствует предложению.                                                                                                                    (слайд 5)

 А)   Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.  

   А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

  Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

  В) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

3)Составить схему предложения, указать вид подчинения придаточных.

1.Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша.                                                                             (слайд 6)

4) Пунктуационный разбор предложения у доски.

Она засмотрелась на небо, покрытое живыми следами исчезающего солнца, словно там находилось счастье, которое было сделано природой, чтобы от неё оно проникало внутрь человека.

-Составьте схему, укажите тип подчинения и вид придаточных предложений.

 

 Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Мы повторили строение СПП с несколькими придаточными.

Рассмотрим особенности пунктуационного оформления таких предложений.

--Вспомним правило, которое отражено в схеме.

 Знаки препинания при однородных членах предложения.

       

1.            ,           ,         .

2.             и             .

3.           или          .

4.          , и        , и           .

 

5.          , но           .

             

6.          , а          .                                              

                                                                          (Слайд7)

(Между однородными членами предложениями ставится запятая, кроме тех, которые соединены одиночными соединительными и разделительными союзами )

Посмотрите на следующий слайд.

    1. [    ], ( как ) и ( как ).

    2. [    ], ( что ) и ( как ).

    3. [    ], ( когда ) и (       ).

    4. [    ], (      ), и (     ), и (     ).

    5. [    ], (      ) или (     ).

    6. [    ], ( что ), а ( что ).

                                                                                      (Слайд8)

 --Что объединяет эти предложения?( Все они с однородным подчинением )

--Т.е. все предложения здесь( однородные )

--Глядя на схемы, сделайте вывод о знаках препинания в СПП с однородным подчинением.

( Знаки препинания в СПП с однородным подчинением ставятся так же, как и при однородных членах предложения )

Особое внимание надо обратить на строение предложения, прежде чем ставить запятую перед  И .

1.   [ , (     ), и , (      ),   ],

    [ Нас просили узнать, ( в сохранности ли вещи), и, ( если будет возможность ), перевезти их в другое место].

2.   [     ] , и, ( когда ),  [     ].

    [ Предзакатное солнце горело над степью ], и, ( когда Петя в плаще появился на тропинке ), [ его тень была очень длинной].

                    (Комментирование)                              (Слайд 9)

4. Тренировочные упражнения.

Задание 1. ( на листочках )

1.  В каком предложении запятая перед  И ставится?

А)  Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз    вместо бесцветных слёз.

Б)  Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.

В)  Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух,

на холме снова уселись белые птицы.

   Часто встречаются конструкции, где рядом оказываются  2  подчинительных союза или союзных слова.

Рассмотрим особенности пунктуации в таких предложениях.

                                                                                                                               (Слайд109)

[Пущин вспоминал], (что  ,   (когда он приехал навестить поэта), Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду).

    [    ], (что , ( когда ),   ).

   [Пущин вспоминал], (что__ (когда он приехал навестить поэта),  то  Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду).

    [    ], (что_  ( когда ), то   ).

          --Сравните пунктуацию в этих предложениях на стыке  союзов.

                            ( В 1-ом есть запятая, а во 2-ом—нет)

       

          --Структурно предложения отличаются?

                            ( во 2-ом есть ТО)

          --Давайте попробуем убрать придаточное предложение.     

                               ( В 1-ом изымается, а во 2-ом –нет)

          --Какой вывод мы сделаем?

                       ( Если поле придаточного предложения есть слово ТО, то запятая на стыке союзов не  ставится, а если нет, то ставится )

4) Задание 2. ( на листочке )

    Определи, в каком предложении допущена ошибка.

А)  И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что , ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.

Б)  Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.

В)  Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.

5) Ребята, а сейчас мы перейдём к работе с текстом.

   

    Задание 3.  ( на листочке )      

         --Прочитайте текст

       --Определите тип текста.   ( Рассуждение ).

       --Определите стиль речи.    ( Публицистический ).

       --Определите основную мысль.

   

      Текст.

    Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать всё, чем живёт наша страна, наша планета.

  Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того как мы выражаем свою мысль свободно ли владеем речью зависит насколько будем мы правильно поняты.

       --В каком предложении автор аргументирует основную мысль?

       --Давайте запишем его, расставив знаки препинания.

От того, как мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, насколько будем мы правильно поняты.

       --Сделайте схему предложения, указав вид подчинения и тип придат. пр.

                                                (Схему проверить у доски)

6. Заключение.

Итак, мы проследили связь между грамматическим строем предложения и его пунктуационным оформлением.

Мы знаем, что особого внимания требуют предложения…

   (…где рядом оказываются 2 подчинительных союза или союзных слова и предложения с однородным подчинением)

Поэтому    ДОМА ( Д/З). Обязат. объяснять знаки, делать схемы,

указывать тип придаточных предложений и   вид подчинения.

                                                    

А сегодня на уроке хорошо работали………………………………….,

они получают отметку в журнал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными Подготовила И.С.Романенко, преподаватель русского языка

Слайд 2

Виды подчинения. Однородное Параллельное Последовательное [ ] , ( ), ( ). ( ), [ ] , ( ). [ ] , ( ), ( ). Я знаю, что скоро Когда наступит весна, Я услышу, как запо- наступит весна, что я услышу, как запоют ют птицы, что живут птицы начнут песни птицы. у меня за окном. петь.

Слайд 3

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Цели урока. 1. Закрепить знания классификации СПП с несколькими придаточными. 2. Показать особенности пунктуации таких предложений. 3. Продолжить отработку пунктуационных навыков в СПП данной структуры.

Слайд 4

По схеме определите виды подчинения в предложениях. 1. [ , ( 1 ) , ] , ( 2 ) 2. [ , ( 1 ) , ] , ( 2 ) 3. ( 1 ) , [ ] , ( 2 ), ( 3 ) 4. ( 1 ), ( 2 ), [ , ( 3 ) , ] , ( 4 )

Слайд 5

Укажите, какая из схем соответствует предложению . Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться. А) [ так ] , ( что ), ( как ), ( как ). Б) [ так ] , ( что ), ( как ), ( как ). В) [ так ] , ( что ), ( как ), ( как ).

Слайд 6

Составить схему предложения, указать вид подчинения придаточных. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

Слайд 7

Знаки препинания при однородных членах предложения . 1. , , . 2. и . 5. , но 3. или . 6. , а 4. , и , и

Слайд 8

1. [ ] , ( как ) и ( как ). 2. [ ] , ( что ) и ( как ). 3. [ ] , ( когда ) и ( ). 4. [ ] , ( ), и ( ), и ( ). 5. [ ] , ( ) или ( ). 6. [ ] , ( что ), а ( что ).

Слайд 9

1 . [ , ( ), и , ( ), ] , [ Нас просили узнать, ( в сохранности ли вещи), и , ( если будет возможность ), перевезти их в другое место ] . 2. [ ] , ( что ), и [ ] . [ Предзакатное солнце горело над степью ] , и, (когда Петя в плаще появился на тропинке), [ его тень была очень длинной ] . (слайд 4)

Слайд 10

[ Пущин вспоминал ] ,(что, ( когда он приехал навестить поэта ), Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду). [ ] , (что , ( когда ) , ). [ Пущин вспоминал ] , (что __ ( когда он приехал навестить поэта ), то Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду). [ ] , (что_ ( когда ), то ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...