Статья. Игровые задания на уроках русского языка. Подготовлено Малакович С.А.
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Материалы, которые могут разнообразить усвоение учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Игровые задания на уроках русского языка

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

ФОНЕТИКА

Задание 1. Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова.

к-р-нд-ш
з-мл-
ж-в-тн-
-п-ст-л-сь

-о-о-а (корова)
-о-а- (школа)
-о-у-а (подруга)
-о-и-а (столица)

Задание 2. Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

2-й вариант

коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

Задание 4. Распределите слова в три колонки так:

1. букв > звуков;
2. букв < звуков;
3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5. Из названий каких букв можно приготовить пищу?

к – ка;
ш – ша.

Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

р – эр и а.

Задание 6. Фонетическая эстафета.

Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

Задание 7. Соберите букет.

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро).
2. Авось да как-нибудь до добра не ...
(доведут).
3. Доброе ... и кошке приятно
(слово).
4. Делу ..., потехе час
(время).
5. Где тонко, там и ...
(рвется).
6. Копейка ... бережет
(рубль).
7. Один с сошкой, а ... с ложкой
(семеро).

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка ... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья ... и наконец остановились
(Енисея).
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда
(тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота ...
(«Игарец»).
5. Фамилия автора рассказа
(Астафьев).
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ...
(глухаря).
7. Заночевать решил Васютка на берегу ...
(озера).
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел ...
(кедровку).

Игра «Лото»

Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

Бабочка

Красная строка

Бегемот

Избивать

Штиль

Воитель

Пурпурный

Аспид

Голубой

Опрятный

Фуфайка

Болван

 ОРФОГРАФИЯ

Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1. Класс отправляется в путешествие. Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания.

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание 2 

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о.

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 3. Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу.

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

Где а?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_ревать

Где и?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Где о?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной

Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

 Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

Задание 4. Третий лишний.

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.

Словарные эстафеты

Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

ЛЕКСИКА

Задание 1.Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Кампания ... – компания,
абонент – абонемент,
завеш
анный – завешенный,
засланный – застланный.

Задание 2. Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура).
2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен
(семафор).
3. ... – внутренний телефон учреждения
(коммутатор).

Задание 3. Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент –
атрибут –
абсолютный –
актуальный –
гипотеза –

Справка: довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Зачеты в форме игры

Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

Аукционы

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь.
2.
Назовите слова, начинающиеся со слога бу.
3.
Назовите все разряды местоимений.

Любопытный

Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц.

– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?

Занимательные игры

Выпусти пар

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар.

пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)

Восстановите пирамиду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Статья "Игровые технологии на уроках русского языка, литературы и ОБЖ "

Игровые технологии на уроках русского языка, литературы и ОБЖ .Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенны...

Игровые задания на уроках русского языка

Игровые задания на уроках русского языка...

Статья "Игровые технологии на уроках русского языка"

Статья "Игровые технологии на уроках русского языка"...

Статья "Игровые элементы на уроках русского языка"

В даннгой статье включены игровые технологии,которые  можно использовать на уроках русского языка и литературы....

Статья Игровая технология на уроках русского языка.

Дидактические  игры на уроке можно   рассматривать   как особый метод вовлечения детей    в    творческую деятельность, как   одно...

Статья "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

Русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным. Использование игровых технологий на уроках русского языка способствует  приобретению знаний, развитию познава...