Брейн -ринг по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Немогучева Светлана Николаевна

конспект командного урока-зачета в игровой форме по теме "Причастие" в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn-ring_po_teme_prichastie.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Брейн-ринг по теме «Причастие»

                                      Командный урок-зачет в игровой форме

Цель урока: повторение и закрепление в игровой форме материала изученной темы.

Оформление: на доске плакаты с высказываниями о русском языке.

Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба,  облаков, солнца, дождей, лесов, болот, и рек, озер, лугов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороший слов и названий.                                                                                                                  (К. Паустовский)

Язык- орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.                                                                                       (А. Толстой)

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, ловок, послушен.                          

                                                                                                                                         (А.Куприн)

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи.                          (Н.Гоголь)

 С русским языком можно творить чудеса.                                                         (К. Паустовский)

Наш язык - наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость.                       (К. Паустовский)

Ход  урока

  1. Домашняя заготовка: поэтический отчет о подготовке к зачету.
  2. Разминка: Головоломка- соревнование капитанов.

(«Смекалка в каждом деле поможет»)

Шуточные вопросы:

  1. В каком глаголе содержится сто отрицаний? (сто-нет)
  2. Какие глаголы своими окончаниями приказывают нам есть?

     (глаголы 1 спряжения, когда стоят во 2-м лице единственного числа настоящего времени-ешь)

  1. У каких глаголов в конце животное с ветвистыми рогами?  (хоте-лось)
  1. Соревнование смекалистых: сценка из «Недоросля» Д.И. Фонвизина.

- Как, на ваш взгляд, мог бы объяснить, Митрофанушка, что такое причастие?

- Какие пословицы, поговорки, афоризмы напомнил вам герой этой сцены?

(на тему «Знание, учение»)

Кто больше напишет за 1 минуту.

  1. Установите, все ли причастия остались причастиями? Какие изменения они претерпели и почему?

К доске вызываются следующие ученики:  Иванов и Антонов.

  1. Утопающий и за соломинку хватается.
  2. Мы в грядущее смело глядим.
  3.  От перестановки слагаемых сумма не меняется.
  4. Дорогу осилит идущий.
  1. Назовите фразеологизм по его толкованию.
  1. Умеет хорошо говорить (язык хорошо подвешен).
  2. Лишен свободы действий, поступков (связан по рукам и ногам).
  3. Объединены чем-либо общим, неразрывным (одной веревочкой связаны).
  4. Суждено, предопределено (на роду написано).
  5. По внешнему виду сразу не разберешь, кто это (на лбу не написано).
  6. Однообразно и непрерывно, с механической точностью (как заведенная машина).
  7. Вовсе не похож на других по взглядам, характеру, образу жизни (из другого теста сделан).
  8. Человек, утративший от усталости физические силы или творческие способности (как выжатый лимон).
  9. Крайне важный, совсем необычный, особенный (из ряда вон выходящий).
  1. Найдите ошибки в употреблении причастий, исправьте их.

В передаче рассказывали о текущих событиях.

Данный товарищ в очереди не стоял.

Выступающий - ограниченный человек.

По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями.

Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинкой. Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр. Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей. На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.

  1. Вопросы:
  1. Образуйте страдательное причастие настоящего времени от глаголов Искать, Вести.
  2. Какое двойное значение могут имеют данные формы глаголов: проникнуть, тронуть.
  3. Какое другое значения могут иметь глаголы 1-го лица множественного числа: оберегаем, совместим?
  4. Как превратить прилагательные ВИСЯЧИЙ, ГОРЯЩИЙ, ЛЕЖАЧИЙ, СИДЯЧИЙ, в причастия?
  1. «Четвертое лишнее»
  1. Печеный, жженый, решенный, груженый.
  2. Избалованный, линованный, тренированный, газированный.
  3. Вязаный, карманный, тканый, званый.
  4. Купленный, общественный, государственный, клюквенный.
  5. Лекарственный, земляной, полотняный, серебряный.
  1. Установите, в каком случае ПРЕДАН является кратким страдательным причастием и в каком - прилагательным:

Преданность вечно была в характере русского люда.

Кто ж не предан теперь? Ни одного не найдешь.

Каждый, кто глуп или туп, наверно, предан престолу:

Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду.               (М.Михайлов)

  1. Подберите фразеологизм-синоним:
  1. Сами с усами - не лыком шит.
  2. Два сапога-пара (одним миром мазаны).
  3. От чистого сердца (с открытой душой).
  4. Старого воробья на мякине не проведешь (стреляный воробей, травленый волк, тертый калач).

Отгадайте фразеологизм по рисунку.

  1. Вставьте пропущенные буквы в причастия:

ВАРИАНТ 1.

            Язык народа - лучший, никогда не увядающ… и вечно распускающ…ся цвет его духовной жизни, начинающ…йся далеко за границами истории.

            Язык есть самая живая, самая обильная и кровная связь, соединяющ…. Отживш… и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое.                      

                                                                                                                              К.Д.Ушинский.

ВАРИАНТ 2.

             Есть такая наука - сравнительное языкознание. Специалистам, исследующим какой-либо язык и сравнивающ… с другим, нелегко обнаружить родственные ему языки и определить, к какой группе языков принадлежит интересующ… их языка, а следовательно, говорящ… на нем людей.

ВАРИАНТ 3.

             Словарь В.И.Даля, составлен… почти сто лет назад, является для нас, живущих в 20 веке, интересным историческим памятником,  широко охватающ… живую разговорную речь первой половины 19 века. Он является полезным спутником человека, любящ.. русский язык и изучающ… меткое народное слово.

  1. Почему причастия настоящего времени (действительные и страдательные) образуются лишь от глаголов несовершенного вида, а от глаголов совершенного вида не образуются?  

                                 (совершенный вид не имеет настоящего времени)

- Почему действительные причастия образуются от глаголов переходных и непереходных, а страдательные только от переходных?

         (страдательные причастия обязательно связаны с распространением их действия на предмет, подобным свойством обладают лишь переходные глаголы).

- От каких глаголов можно образовать лишь одно причастие?

        (от непереходного глагола совершенного времени).

-какое (какие) явление правописания глагола и почему оказывается важным для написания нескольких разрядов причастий?

                            (отнесенность глагола к 1 и 2 спряжению).

Поведения итогов.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

брейн-ринг "Содружество муз"

Конкурс знакоков искусств (материал к декаде искусств)...

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х  классов....

физико-математический брейн-ринг

Внеклассное мероприятие для 9-10 классов. С помощью мероприятия хотелось повысить интерес учеников к предмету....

Сценарий брейн-ринга.

     Данный сценарий разработан для детей 4 -6 классов. Он позволяет в доступной и увлекательной форме закрепить знания, полученные на уроках. Вопросы брейн- ринга достаточ...

Физико-математический брейн-ринг 8-9 класс

Цель: -развитие и укрепление интереса к предмету, -развитие познавательной и творческой деятельности, -развитие культуры коллективного умственного труда....

Математический "Брейн-ринг" для учащихся 8-х классов

Данный «Брейн-ринг» способствует , развитию познавательной активности учащихся, логического мышления, внимания, повышению интереса к изучению математики, расширению кругозора , углублению знаний по ма...

Внеклассное мероприятие Математический «Брейн-ринг» в 8 классе

Цели:  Развивать и укреплять интерес  к математике, истории ее развития, мотивировать познавательную  деятельность, развивать сообразительность, любознательность,  логическое...