Урок русского языка в 5-м классе по теме "Обращение"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Обращение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrashchenie_5.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

            Урок русского языка в 5-м классе по теме "Обращение"

Цели урока:

  • знать определение понятия;
  • учить находить обращение в предложении;
  • учить отличать подлежащее от обращения;
  • учить составлять предложения с обращением;
  • учить постановке знаков препинания при обращении;
  • развивать письменную и устную речь учащихся.

Оборудование: карточки с кроссвордом, карточки с предложениями, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.

Ребята, сегодня на уроке  я предлагаю вам стать учеными - языковедами и отправиться в лингвистическое путешествие - исследование: цель его – исследовать слова, которые играют в нашей речи важную роль. Какие это слова, вы сами мне скажите после того, как разгадаете кроссворд. Чтобы правильно подобрать шифр к этому кроссворду, надо опираться на свои знания.

Каждому ученику раздаётся форма кроссворда, после заполнения формы сдаются, что позволяет учителю проверить знание всеми изученного ранее материала.

http://festival.1september.ru/articles/510192/img1.gif

  1. Определите вид предложения по наличию главных членов: Идёшь по лесу и любуешься его красотой.
  2. Определите вид предложения по цели высказывания: Спой, пожалуйста, нам песню.
  3. Каким членом предложения является слово зубастый в предложении: Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.
  4. Какой знак препинания необходимо поставить в предложении: Не будь упрям а будь прям.
  5. Главный член предложения, который называет того, кто действует.
  6. Определите, какой второстепенный член есть в предложении: Девочка чистила пылесосом ковёр.
  7. Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.
  8. Чтение вот лучшее учение. Какой знак препинания нужно поставить в предложении?
  9. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

(Проверка – слайд)

III. Сообщение темы и целей урока (формулируют ученики).

 Итак, тема нашего урока “Обращение”. Запишите тему урока в тетрадь.

Как вы думаете, чему мы должны научиться на нашем занятии?

1.Сегодня мы познакомимся с понятием “обращение”, научимся находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего.

2.Предлагаю вам провести наблюдение,  для этого обратимся к нашему путеводителю – учебнику. (Материал  для наблюдения в учебнике, с.85)

Прочитайте выразительно предложения. Выделите  звательной интонацией обращения.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

     Чем может быть выражено обращение?

    Где в предложении может находиться обращение?

   Как в предложении выделяется обращение?

   Для чего нужны обращения?

3.Ребята, а кто знает, как появилась  звательная  интонация в современном русском языке?

Послушайте отрывок из книги «Язык есть исповедь народа»(Ю.Гвоздырев)

Вспомним Пушкина:

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе. Сравните еще более древние тексты: Пойди, княже, с нами в дань («Повесть временных лет»); Милостивейший государь батюшко! (обращение в письме царевича Алексея к царю Петру). Князь – княже, батюшка – батюшко, отец – отче, старик – старче; во всех случаях перед нами устаревшей падеж русского языка, который назывался звательный и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском; в русском же исчез.

А что в нашей современной речи осталось от звательного падежа? (интонация)

IV. Изучение новой темы.

Итак, мы с вами дали своё определение обращению, а теперь давайте прочитаем определение, данное в учебнике.

1) Открываем страницы  85-86 и читаем правило.

2) Упр. 206

Переставить обращение в середину или в конец предложения. (Образец – устно, 1в. – 1предл., 2в. – 2предл.; 2уч-ся – у доски; взаимопроверка)

3) Отличие обращения от подлежащего. Упр.209 (устно)

Прочитайте и сравните два предложения.

Сделайте вывод о роли выделенных слов в предложениях. Какие это предложения по цели высказывания?

Итак, второе предложение отличается от первого по цели высказывания. Посмотрите на второе предложение, может ли Саблин Володя быть подлежащим? (Мы не можем отделить подлежащее от сказуемого запятой).

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

1.Найдите обращения в предложениях.

И ей зеркальце в ответ

:«Ты, конечно, спору нет,

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

 Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

 Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты  волнуешь сине море…

Старший молвил ей: «Девица,

Знаешь, всем ты нам сестрица,

Всех нас семеро, тебя

Все мы любим, за себя

Взять тебя мы все бы рады…

2. Записываем предложения, находим обращения и ставим над ними букву О, расставляем знаки препинания.

Перед вами карточки с предложениями. Расставьте знаки препинания, найдите обращения. (Для экономии времени работа выполняется в карточках карандашом).

  1. Свет мой зеркальце скажи…
  2. Ах ты мерзкое стекло это врешь ты мне назло!
  3. Отпусти ты старче меня в море!
  4. Ты царевич мой спаситель..
  5. Я радуюсь вашим успехам друзья.

Первым троим ученикам выставляются оценки. Остальные работы тоже проверяются. Один ученик читает, остальные проверяют у себя.

3.Самостоятельная работа. 

1  вариант.

          Выпишите предложения, где обращение стоит в начале предложения.  Расставьте знаки препинания                            

  1. вариант.                                                                                       Выпишите предложения, где обращение стоит в конце предложения. Расставьте знаки препинания.
  •  Ветер ветер ты могуч ты гоняешь стаи туч
  • Ты вразумил меня герой
  • Чем  вы гости торг ведете? И куда теперь плывете?
  •  Здравствуй князь ты мой прекрасный
  •  Государыня родная выбрал я себе жену
  •  Добрый путь вам господа

VIII. Упр. 207. ( Составляем предложения с обращениями по схемам).

X. Домашнее задание.

§42 правило выучить,  упражнение 211 (составить предложения)

 или

нарисовать рисунок к сказке А.С. Пушкина и  подобрать к нему текст с обращениями.

IX. Итоги урока. 

         Посмотрите, кто сидит рядом с вами.

  • Как вы обращаетесь друг к другу!
  • Обменяйтесь тетрадями с соседом справа. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.
  • Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении?
  • Кто желает прочесть обращение к однокласснику?
  • А теперь оцените свою деятельность на уроке.
  • На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.
  • Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.

ТЕЛЕГРАММА

Сегодня на уроке:::::

Итак, какие вопросы мы с вами рассмотрели сегодня на уроке?

Что такое обращение? Где могут находиться обращения в предложении и как они выделяются на письме?

Выставление оценок.

На следующем уроке мы продолжим изучать тему “Обращение”, урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах

Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...