Урок русского языка "Предложения с обращением"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Рочева Татьяна Александровна

Конспект  урока по русскому языку  в 5 классе по теме "Предложения с  обращением",  составленный в ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_fgos.docx45.05 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение ?

Урок русского языка в 5 классе

Данные об учителе:             Рочева Татьяна Александровна,  высшая категория. МБОУ «СОШ №4 с углубленным изучением отдельных                                         предметов»  г. Усинска     Республики Коми.

Предмет:                          русский язык            

Класс:                         5                

Учебник (УМК):                 Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.  Русский язык, 5 класс: Учебник для                                                         общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2013.

Тема урока:                         Предложения  с  обращениями                                          

Тип урока:                         открытие новых знаний.

Оборудование:                 проектор, доска, учебник,  задания для выполнения на уроке,  сигнальные карточки.  

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

  • формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
  • преобразовывать   практическую  задачу  в  учебно-познавательную  совместно с учителем (2 уровень);

• познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);

У большинства учащихся не  сформированы;

коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

                                                                                                                                                                                                                                             •  личностные УУД:

- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Научиться  выделять  обращение на письме знаками препинания

3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи.

Регулятивные

Самостоятельно ставить новые учебные задачи путем  вопросов о неизвестном.

2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму.

Планировать собственную деятельность, определять  средства для ее осуществления.

2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними.

Познавательные

Систематизировать, обобщать  и углублять  знания; закреплять  навыки и умения  выбора знаков для правильного пунктуационного оформления предложения.

3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля.

Личностные

Формировать внимательность и аккуратность при выполнении заданий; требовательное отношение к себе и своей работе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Структура  и  ход  урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей  - на экране приветствие учителя к ученикам;

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  (принцип психологической комфортности).

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Повторяем главные и второстепенные члены предложения, тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

4

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: умение ставить цель, планровать свою работу.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, умение работать в коллективе.

4. Изучение нового материала 

Обеспечить   условия   для   овладения   учащимися   алгоритмом   решения

  проблемных   и исследовательских задач  

Создать условия для того, чтобы учащиеся научились  выделять обращения  на письме и в устной речи, научились отличать обращение от подлежащего

Анализируют предложенный материал, делают выводы об изучаемых пунктограммах, об условиях их выбора.

10

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

5. Физминутка

Смена деятельности

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

6. Этап закрепления нового материала.

Помочь составить  алгоритм рассуждения при решении учебной задачи.  

Организация и контроль  за процессом решения учебной задачи.

Работают в парах над поставленными задачами.

13

Познавательные: строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие тезис. Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь работать в парах, в группах. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

7.Контроль усвоения знаний

Дать качественную оценку работы класса и  отдельных учащихся

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

В течение урока учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность выполнения заданий. Оценивают на полях тетради   по критериям: З, Ж,  К.

5

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

 Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

8. Домашнее задание (3мин.)

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в тетради задание.

3

9. Подведение итогов (3мин.)

Дать количествен -

ную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы  в парах и класса в целом.

Учащиеся оценива- ют свою работу за урок: З, Ж, К.

3

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап (1мин).

Учитель приветствует учащихся, обращаясь ко всем: «Здравствуйте, ребята!» Проверяет их готовность к уроку.

- У каждого из вас на столах лежат учебники, тетради, листочки с заданиями. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждого задания  вы должны оценить свою работу:

"З" - справился с заданием без затруднений,

"Ж" - справился с заданием, но возникали сложности,

"К" - не справился с заданием.

Учащиеся слушают приветствие учителя и соседа по парте с произнесением имени

На экране проецируются строки:

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

(А. Косоговский)

2. Актуализация знаний (4мин.)

Задание №1

Пунктуационный разбор предложения:

Тигры  львы  слоны живут  в городском зоопарке. Прибежал он на перрон  влез в оцепленный вагон. Звезды тускнеют  затем они тают в синем небе.

Задание №2

Постройте схемы предложений с однородными членами  предложения

Задани №3

Проверка домашнего задания (упр.209, 210)  по цепочке.

Учащиеся выполняют предложенное задание в парах, проверяют правильность выполнения (0-1ошибка -плюс; 2 и более -минус).

Строят схемы (проверка в парах)

Проверяют выполненное  дома упражнение.

3. Постановка целей и задач урока (4мин.)

В начале урока мы приветствовали друг друга по имени. Теперь внимательно прочитаем строки на экране.

- На какое слово вы обратили свое внимание? (Обращение, оно выделено)

- А ставит ли автор строк нам задачу?

Записываем тему урока: «Предложения с обращениями».

Вопрос учителя:

- Что такое обращение?

Вопрос учителя:

- Какой будет задача урока?

Смотрят на экран. Читают стихотворение.

Говорят об обращении.

Рассуждают о знаках препинания

Записывают тему урока.

Формулируют цели урока :

- Познакомиться с понятием ОБРАЩЕНИЕ,  научиться выделять обращение знаками препинания.

 - Уметь слушать других. рассуждать;

- отстаивать свою точку зрения и т д.

4. Изучение нового материала (10мин.)

Работа с карточками.

Я люблю тебя, моя Россия!

Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.

Ветер, ветер, ты могуч…

- Почему некоторые слова выделены жирным шрифтом? И только ли шрифтом?

- А если бы эти слова не были выделены, как бы звучали предложения?

- Какое значение имеют выделенные слова? (автор строк обращается к стране, царице, ветру).

- Выпишите основу в 1 предложении (я люблю)

- В каком падеже стоят слова РОССИЯ, ЦАРИЦА, ВЕТЕР? (им.п.)

- Каким членом предложения они являются? (???)

- Как подчеркиваются? (???)

- Какие знаки препинания вы наблюдаете в предложениях?

- Обращения бывают одиночными или рапространенными?

Работа с учебником.

Знакомство с ситуацией на с.98.

Чтение определения.

Чтение правила для заучивания наизусть №3 (с.99)

Учащиеся определяют, какие слова выделены в предложениях. Рассуждают о том, что это предметы, к которым обращено внимание говорящего.

Учащиеся читают заново предложения,  которые звучат невыразительно, предлагают варианты решения проблемы с  интонацией  текста.

Учащиеся высказываются: чему должны научиться, что  предстоит выяснить(отличие подлежащего от обращения, произносить обращение с особой интонацией, как на письме выделить обращение)

Учащиеся определяют проблему Ани и находят в тексте решение данной проблемы.

 Проговаривают правила друг другу в парах.

5. Физминутка (2мин.)

Предлагает смену деятельности

Учитель: Все встали.

У реки росла рябина,

У реки росла рябина (из положения упор-присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед, вверх).

А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).

Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).

Там гуляла ры-би-на (приседы).

Эта рыба – рыбий царь (прыжки).

Называется – пескарь (ходьба на месте).

Выполняют упражнения.

6. Этап закрепления нового материала (13мин.)

Предлагает  вспомнить  цель урока.

1.Исследовательская  работа. На экране предложение: Друзья  я  радуюсь вашим успехам.

Задание: правильно ли выполнена запись предложения с точки зрения пунктуации? Как изменится графическая схема предложения, если обращение ДРУЗЬЯ употребить в середине предложения и в конце?

Работа с учебником.  Упр.216

Творческое задание: из упр.56 выбрать 5-6 слов на определенную тему и составить рассказ.

Называют  цели урока.

Пользуются  схемами на с.99

(работа в парах, обсуждают, выбирают нужную схему).Работают с сигнальными карточками.

Выполняют задание (задание выполняется в 4 группах). Каждая группа составляет 3 предложения по указанной схеме.

7.Контроль усвоения знаний (5мин.)

Контроль-тест (подготовка к ГИА) на листочках.

Определите предложения с обращениями (знаки не расставлены):

А. Лес  пахнет мокрой травой и грибами.

Б. Ф.И.Тютчев  великий  певец  русской природы.

В. Здравствуйте  мои верные друзья.

Г. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

Д. Не оставь меня  кум милый.

Озвучивают свои ответы. Работают сигнальными карточками.

На полях оценивают себя ( З, Ж ,К)

()-1ош.-З; 2-3ош.-Ж; больше- К.

(З,Ж- плюс; К- минус).

8. Домашнее задание (3мин.)

Предлагает выбрать  задание:

  1. Упр.217 - по заданию (базовый уровень

      2. Составить  сказку на изученную тему (повышенный уровень).

Выбирают задание, задают вопросы по выбранным заданиям.

9. Подведение итогов (3мин.)

Предлагает  ответить на вопросы:

  1. Тема урока…
  2. Как называется особая интонация при обращениях?
  3. Мне понятно, что такое обращение…
  4. Мне сложно отличить подлежащее от обращения…
  5. У меня возникают вопросы при выполнении заданий на изученную тему.

Оценить свою работу за урок.

Отвечают на вопросы, выставляют отметки за работу на уроке.


Самоанализ

Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа

Стадия Вызова

Регулятивные действия

- Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно

- Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные действия

- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- Выделение наиболее важной информации

- Построение логической цепочки вопросов

Коммуникативные действия

- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов

- Постановка вопросов

Личностные действия

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Предметные действия

-Воспроизведение (актуализация) знаний.  

-Определение основных направлений в изучении темы.

  1. Ученики  делают ошибки в  определении понятий.

 

  1. Ученики могут не догадаться  связать  произношение и написание слов с разделительными знаками.

  1. Ученики не могут сформулировать цель и задачи урока.

1. Учитель помогает вспомнить, как определить окончание, корень, приставку.

2. Учитель помогает увидеть эту связь через дополнительные примеры.

 

3. Помогает с помощью опорных слов: вспомнить, выделить, прочитать, сравнить и т.д.

Стадия Содержания

Регулятивные действия

- Определение того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные действия

- Поиск и выделение необходимой информации

- Выбор способа действия

- Умение осознанно применять полученные знания на практике

Коммуникативные действия

- Умение слушать и вступать в диалог

- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные действия

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Предметные действия

- Построение нового знания о произношении обращений (звательная интонация) и выделении на письме.

  - Анализ информации по теме « Предложения с обращениями»

  1. Ученики затрудняются в умении  соотнести теорию и практику, прочитать схему.

  1. Ученики не могут работать в паре, возникают трудности в общении.

  1. Ученик отказывается работать в паре.

  1.  Ученики не знают, как применять полученные знания на практике.

1. Учитель может индивидуально подойти и помочь тем, у кого возникли трудности

 

2. Учитель заранее подбирает пары или пересаживает учеников так, чтобы им было более удобно работать

3.Работа может протекать индивидуально, со стороны учителя активная поддержка и необходимая помощь.

4. Еще раз обсудить задание, вспомнить правила и разобрать один из примеров.

Стадия Рефлексии

Регулятивные действия

- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные действия

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

- Выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные действия

- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов

- Постановка вопросов

- Умение аргументировать свою точку зрения

Личностные действия

- Оценка действий человека

-Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Предметные действия

- Способность использовать полученные знания на практике.

  1. Ученики не могут оценить свою работу.

2. Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней  работы.

1. Учитель может еще раз разобрать критерии оценивания как индивидуально, так и для всего  класса.

2. Дать возможность послушать других учащихся либо оценить работу вместе с учеником, еще раз обратив внимание на критерии оценивания.

 

3. Обратить внимание учеников на параграф  учебника, подсказать, что они могут подойти как к учителю, так и к родителям за помощью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Технологическая карта урока русского языка «Предложение»

Технологическая карта урока русского языка «Предложение»Тема урока: Предложение5 классЦель: познакомиться с  определением предложения, понять отличие предложения от словосочетания;уме...

Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...

Презентация к уроку русского языка "Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения".

Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления темы....