Методическая разработка по теме: "Как написать сочинение на ЕГЭ".
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Высоких Алла Викторовна

    Как написать сочинение на ЕГЭ? Каким должен быть его план? Где найти образцы сочинения? Эти и другие вопросы задают ученики 11 классов. В этой разработке есть материал , который помогает  быстро и рационально подготовиться к заданию №25 ( С-1).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.s-1_25.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Пояснительная записка

Методическая разработка по теме : «Как писать сочинение на ЕГЭ.»

Цель – подготовить  выпускников к написанию задания С-1 ( №25).

Задачи :1) Освоить технологию написания сочинения в жанре эссе.

               2) Освоить методику работы над аргументом как основой  рассуж- дения в задании повышенного уровня.

                    3) Отработать на практике навык написания сочинения.

       

            В данной разработке использованы материалы пособий  под редакцией Н.А.Сениной и  Т.И.Павловой. Они адаптированы к уровню подготовки конкретных  учеников , систематизированы так , чтобы удобно было их использовать  и на уроках , и на занятиях элективного курса.

            Разработка включает в себя план сочинения ,  клише  , список типовых проблем, наиболее часто  встречающихся в текстах, формы вступления и заключения , образцы сочинений выпускников предыдущих лет.

       

               ПЛАН    и     КЛИШЕ   к  ЗАДАНИЮ С-1(25)

           

    План  сочинения С-1 (ЕГЭ)                               Схема –клише  сочинения С-1

1.Вступление. (цитата)                                 1.вопрос-ответ ; цепочка вопросительных

                                                                         предложений; риторический вопрос; цитата.

2..Формулировка проблемы                         2.Анализ содержания исходного текста:

                                                                        -Текст посвящён одной из важных проблем

3.Комментарий ( актуальность).                  нашего времени …; Проблема, поднятая    

                                                                         автором  …;   Автор поднимает проблему…    

4.Авторская позиция ( его мнение,              Всегда актуальна проблема….

предложение – вывод).                                 –Среди проблем текста наиболее актуальна, на

                                                                         мой взгляд,..-автор не просто обозначает проб-

                                                                        лему, но и подчёркивает её актуальность

5.Точка зрения экзаменуемого                    Я думаю,…; Мне кажется…; По моему мне -

                                                                       нию..; Я считаю, что…Нельзя не согласиться…

6. Литературный пример.                        

7. Жизненный пример.                          3. На первый взгляд, автор (ФИО) берётся

8. Вывод. Заключение.                           на тему простую, даже банальную,(всем  известную,

                                                                 злободневную, глубокую, философскую , вечную..)

                                                                 писатель(?) обращается к фактам из своей жизни..

                                                                 Актуальность проблемы.

                                                               4. Т.О., позиция автора заключается в …, Автор ёмко,

                                                                 лаконично выражает свою точку зрения ..Позиция

                                                                 автора сформулирована в предложении… АВТ.(рас-  

                                                                 крывает сущность проблемы, убеждает в своей пра-

                                                                воте, пишет интересно и ново о о старых проблемах)

                                                               5. Тезис, аргументы :

                                                                Трудно спорить с автором, так убедительно предста-

                                                                вившим пробл….Хотя , на первый взгляд, мысль пуб

                                                                лициста кажется спорной, подумав, можно с ней сог-

                                                                ласиться.    Почему Т.ЗР. авт. кажется верной? Во-

                                                                первых,(личный опыт), во-вторых, я неоднократно

                                                                лышал об этом…, в-третьих, в этом убеждает  клас-

                                                                сическая литература. /   /Несмотря на мой небольшой

                                                                жизненный опыт. Я вспоминаю похожую ситуацию,

                                                                когда…./   / Кто из нас не наблюдал ( не сталкивался,

                                                                не замечал за собой , не оказывался свидетелем того,

                                                                как …

                                                                 6. Т.О, на основании выше изложенного можно сде-

                                                                  лать вывод…. Этот текст заставил меня ещё глубже  

                                                                  задуматься над проблемой …., переоценить её важ-

                                                                  ность в наши дни.( в нашей жизни)

1.ТИПОЛОГИЯ ПРОБЛЕМ.

1..Философские  / самые общие вопросы развития  общества , природы, человека/

-Смысл жизни; - Познание и самопознание; - Свобода и ответственность; - Человек и история; - человек и культура.

2. Социальные  / устройство и жизнь общества /

-Социальная справедливость и несправедливость; - Создание правового государства ;

- Соблюдение прав человека; - Прогресс и общество; - Наука и общество.

3. Политические  / деятельность гос. власти/

-политика в жизни общества; - Гражданское общество; - демократия;- Международные конфликты; - Разоружение ; - Терроризм; - Национализм; - Шовинизм.

4. Нравственные / духовная жизнь человека, взаимоотношения людей\

- Эгоизм и гуманизм; - Доброта и жестокость ; - Духовность и бездуховность; - честь и бесчестие; - Интеллигентность и хамство; - Дружба и предательство; - Любовь и ревность,

- конфликт поколений.

5. Экологические   / взаимодействие человека и окружающей среды./

- Взаимосвязь человека и природы, - глобальная экологическая катастрофа,- потребительское отношение к природе.; - экология культуры; - экология языка.

6. Эстетические  / восприятие человеком прекрасного /

- Восприятие искусства, - Воспитание эстетического вкуса, - Духовность в искусстве;

- Роль чтения , книги в жизни человека, - Массовая культура .Телевидение .Интернет.

2.КАК  сформулировать проблему?

1) Своими словами / проблема + существительное или словосочетание в род. падеже/

-Автор поднимает проблему …/ совести /

-Автор предлагает задуматься над проблемой « отцов и детей»

-В  центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека…..

2)  С помощью вопросительных предложений

- Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема текста…

3)Процитировать

- « Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?»- таким вопросом начинает свой текст….

3) КЛИШЕ для формулирования ПРОБЛЕМЫ

Проблема ( какая?) – сложная, -важная.- серьёзная,- глубокая.- актуальная. –злободневная,

                                 - острая, - нерешённая…..

Проблема ( чего?) – воспитания, образования, патриотизма, благородства , смысла жизни..

ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ:

-Автор размышляет над проблемой…

- Автор текста затрагивает проблему …

- В центре внимания автора проблема …

- В тексте …. поднимается проблема ….

- Текст …. заставил меня задуматься над … проблемой …  и другие.

Определите ПРОБЛЕМЫ  текста:  

     Человек выделился как человек в процессе познания  природы. Познавая её , он осуществлял себя как мыслящее , творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение . .Именно  удовлетворение ,наиболее полное и гармоничное , может быть ,  потому ,что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому , что познание происходит  через творчество , человек открывает  новое, создаёт . Он творец, он создатель, он бог , человечество было сформировано  не императорами , жрецами, полко-  водцами , а теми , кто создал  топор , колесо, самолёт , кто нашёл злаки , следил за звёзда-  ми , кто открыл железо , полупроводники , радиоволны.

                                                                                                    ( Д.Гранин)

СОЧИНЕНИЕ ( С-1)  по рассказу А.П. Чехова « Размазня» / № 19 /

      Что такое справедливость ? Есть ли предел справедливости ? Зависит ли  мера совести от уровня воспитания? В чём выражается сила характера?  На эти и другие вопросы пытается ответить Чехов в рассказе «Р.»

    Среди проблем текста можно выделить проблемы совести,  чрезмерной скромности,  взаимоотношения между хозяином и подчиненным. Но самой острой , на мой взгляд ,

является  проблема справедливости .

     Автор раскрывает эту проблему на примере случая из жизни молодой гувернантки  Юлии Васильевны , вынужденной выслушивать несправедливые  упрёки хозяина и согла-  шаться с мизерной платой за свой труд. Если бы герой  решил  не преподносить учитель- нице « жестокий урок» , ситуация бы действительно  оказалась обидной и унизительной.

      Мне трудно не согласиться  с позицией автора . Он сопереживает героине. И в то же время пытается заставить её  протестовать, сопротивляться ,  бороться за себя. А сила личности , по- моему, проявляется как раз не в унижении , подавлении  «слабого» ( в данном случае гувернантки) , а в помощи , поддержке , в справедливом отношении.

      Подтверждение моей мысли можно найти и в художественной литературе. Наиболее точным примером  я считаю историю солдата Постникова в рассказе Н.С.Лескова « Чело-  век на часах.» Герой произведения поступил по совести , прыгнув в холодную воду  ради спасения утопающего. Но где же была совесть начальников , которые пытались избежать  собственного наказания и остаться справедливыми?  Что получил Постников в награду за своё   благородство? Шпицрутены и фунт чаю!...

      Излишняя скромность и смирение – типичные черты простого русского человека . в этом нас убеждает и описание быта в провинции, в русской глубинке. Люди живут  бедно, скромно ,но зато их совесть чиста . Они скорее откажут себе в хорошей одежде и достойном питании , чем пойдут воровать . Труд в деревне тяжёлый , а зарплата маленькая . О какой справедливости идёт речь? Но многострадальный мужик терпелив и  не ждёт помощи со стороны , а продолжает  обрабатывать землю , чтобы прокормить семью. А может быть, пора задуматься о достоинстве и справедливости ? Ответить  на этот вопрос нелегко. Значит, он будет открытым ещё долгие годы.

        Следовательно, необходимо каждому задуматься  о самоценности личности, о пределах скромности в оценке своего труда, о чистоте своей совести  и справедливости. И А.П.Чехов в своём рассказе призывает нас к этому.

Напишите сочинение ( С-1)  по тексту:

      Общество человеческое держится на различии между людьми , на том , что никто сам по себе не составляет даже части истины , а все мы  вместе  составляем путь к ней . Если бы мы были  выполнены по самым лучшим рецептам , мы бы давно вымерли. Надо научиться  ценить в другом человеке другого человека и надо обеспечить ему право – быть другим.

     У нас нет культуры ценить другого человека , мы все хотим , чтобы он был такой, как я , чтобы мне легче  было с ним  разговаривать. Но ведь прекрасно- он будет такой . как я . и мне  будет легко с ним разговаривать ,но зачем мне с ним разговаривать , если он такой, как я ? Он мне не нужен . Минимальная разница , какую природа дала  людям,- это разница пола . Представьте , как было бы хорошо , если бы мы все  были одного пола, - нет любовных драм, никто не стреляется , не вешается. Нет необходимости  шить мужскую и женскую одежду. Мы были бы не нужны никому ! Мы воспитаны на нетерпении  к другому человеку , мы хотим только , чтобы нам было просто общаться. Но ведь недаром говорят : простота хуже воровства. Надо уважать  своеобразие , не пресекать его , начиная со школы.  Ведь уже в школе  люди уравниваются.

                                                                                                               (По Ю.Лотману)

С-1

           ВИДЫ   И   ФОРМЫ  ВСТУПЛЕНИЯ    И     ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

1.  ПРОБЛЕМНЫЙ  ВОПРОС.

2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ.

3. ССЫЛКА  НА  АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.

4. СОЗДАНИЕ  эмоционального настроя.

5.ОПИСАНИЕ  ЧУВСТВ, МЫСЛЕЙ, впечатлений , которые возникли после чтения текста

6. ЦИТАТА  из исходного текста ( или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.

7. ОБРАЩЕНИЕ К  фактам  БИОГРАФИИ  автора, его взглядам, убеждениям.

1. ОБОБЩЕНИЕ основных мыслей автора.

2. ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, в том числе риторический вопрос.

3.  ПРИЗЫВ , обращение к читателю.

4. ЦИТАТА.

                     ТИПОВЫЕ   КОНСТРУКЦИИ  в заключении

- Таким образом,….

- Следовательно,…

- Итак, …

- В заключение хочу подчеркнуть…

- В  заключение важно отметить…

- Хотелось бы ещё раз подчеркнуть….

- Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

 Материал для практической работы.

ФРАГМЕНТ сочинения ( текстовый комментарий)

    Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов. Автор по-настоящему встревожен тем, что всё чаще и чаще  вынужден наблюдать   «клиническое безумие ненависти»- проявление расовой  вражды, разжигание  национальной розни. Лотман убеждён  в том , что общечеловеческие ценнос- ти  превыше всего . Неслучайно упоминание о том , что  среди его друзей были представители самых разных национальностей. Люди должны  посту- пать в отношении друг друга в духе равенства и братства , и нет оправдания тем , кто « разжигает кровавый туман» национальной розни , наживаясь на страданиях  невинных людей . Стоит прислушаться  к словам автора о том , что эпоха мелких конфликтов кончилась: мы живём в таком хрупком  мире, где любое столкновение на национальной или религиозной почве может обернуться глобальной катастрофой.

                           ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ ( С-1)

    №1 ( по стихотворению Л.Мартынова)

         Что такое свобода? Как можно ограничить свободу? Может ли свобода  или несвобода быть составляющей счастья? Эти и другие  вопросы предлагает Л.Мартынов, автор стихотворения.

      На мой взгляд, основной проблемой текста является проблема выбора между комфортным ,  но скучным  существованием и вольной жизнью в природной среде.

     Автор , размышляя над этой проблемой , предлагает читателю оценить преимущества  и недостатки двух видов воды : дистиллированной , чистой, текущей из крана в квартире или доме , и речной.

       Авторская позиция скрыта за иронией . Мы чувствуем насмешку Л.Мартынова, когда он  восхищается  блистательной чистотой дистиллированной воды , которой « ни напиться , ни умыться» и «не хватало (ет) жизни.» Сам поэт, я думаю. Не прочь искупаться в реке.

     С позицией автора нельзя не согласиться, потому что истинное наслаждение человек испытывает на лоне природы, уединяясь в лесу, забыв о суете города, ощутив себя вольной птицей.  С другой стороны, мы привыкаем к комфорту. Нам трудно обойтись без электричества, транспорта , бытовой техники. Поэтому нам нужна и вода в кране.

     Примеров ситуации выбора между удобной « золотой клеткой» и свободным полётом много и в повседневной жизни, и в литературе. Так многие молодые люди  стремятся жениться или выйти замуж по расчёту. Ими движет не любовь , а желание жить в достатке, не думая о завтрашнем дне, о благополучии детей. Других

 же влечёт возможность проявить свои способности , вне  зависимости от родителей . от

привычных условий , где не надо добывать

« хлеб насущный». Третьи ищут приключений, проверки характера , осознания самого себя.

     « Кто я? Где мои предки? Где моя  родина?» - такие вопросы задавал себе и Мцыри, герой поэмы Лермонтова. Он всего лишь три дня бродил по окрестностям  монастыря . но испытал мгновение  истинного счастья : ….И жизнь моя

                                                    Без этих трёх блаженных дней

                                                    Была б печальней и мрачней

                                                    Бессильной старости твоей ,- говорил он старцу.

      Т.О., стихотворение  Л.Мартынова ещё раз позволило убедиться в том , что человек всегда находится в ситуации выбора  своего пути, своего счастья . И проблема эта будет актуальна долгие годы.

Вода  благоволила литься!

Она блистала столь чиста,

Что – ни напиться, ни умыться,

И это было неспроста.

Ей не хватало  ивы, тала

И горечи  цветущих лоз.

Ей водорослей не хватало

И рыбы , жирной от стрекоз.

Ей не хватало быть волнистой ,

Ей не хватало течь везде.

Ей жизни не  хватало –

Чистой, дистиллированной воде!

        (Л.Мартынов, 1946 г.)

Образец №2

По статье Л. Жуховицкого  «Замуж за богатого»

     «Надейтесь на себя!»- утверждает Л.Жуховицкий в статье «Замуж за богатого». Такую фразу мы часто слышим в повседневной жизни.  Актуальная  проблема самореализации личности  и достижения  благополучия всегда волновала молодёжь.

    Л.Жуховицкий останавливается на распространённых способах быстрого приобретения высокого социального статуса за счёт других , будь то «заманивание» иллюзорной рекламой , рассчитанной на  бестолковых  легкомысленных «пустышек», или создание  мифа о сладкой жизни замужем за олигархом.

    Писатель убеждает нас  в том, что нельзя поддаваться соблазну  стремительного  исполнения мечты о богатстве и неограниченных возможностях , о том , как легко стать «девушкой с обложки».

     С одной стороны, я согласна с мнением автора. Человек тогда становится личностью, когда сам  достигает результата , вложив в этот результат свой ум , труд, талант .Не ждёт подарков судьбы! Этот путь долог и сложен.

     С другой стороны , я понимаю . что жизнь коротка, успеть хочется  многого. А ускорить процесс  может помощь , например . родителей. Утверждение , что талант проложит себе дорогу сам не всегда «работает». Поэтому нужно использовать и связи , и удачное стечение обстоятельств как шанс получше устроиться в жизни.

     Моя позиция имеет подтверждение и в художественной литературе . Это касается не только героинь, желающих счастливо выйти замуж , но и героев, мечтающих выгодно жениться . так , например, в пьесах Н.А.Островского мы находим множество таких типов: это Подхалюзин в комедии «Банкрот», Бальзаминов в «женитьбе Бальзаминова» и другие. Но наиболее глубоко, даже трагично ,проблема приобретения положения в обществе  пу-  тём выгодного замужества  звучит в пьесе «Бесприданница». Мама Ларисы Огудаловой , Харита Игнатьевна , готова отдать свою дочь за нелюбимого мужчину  ради того , чтобы  расплатиться со своими долгами . Она не считается с чувствами девушки. В итоге состоятельный Сергей Сергеевич Паратов  бросает Ларису под пулю её мужа Карандышева ,а сам женится на богатой вдове, то есть тоже находит выгоду.

     И в повседневной жизни можно найти многочисленные подтверждения  актуальности проблемы. Взятка  за появление на экране молодого исполнителя, громкая статья в газете ради пиар- компании , публикация откровенных фотографий – всё для того, чтобы на тебя обратили внимание. Какая – то выставка – продажа! Неужели молодёжь не понимает , что торгует  не только своим талантом, лицом , но и совесть , нравственностью? Всё  на про- дажу?

   Таким образом, желание жить богато , «круто», может обернуться бедой. Ведь стремле- ние к приобретательству стало болезнью, психологической зависимостью. Надо остано- виться , подумать , а стоит ли тратить свою жизнь на эту «мишуру».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме Сочинение по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка"

Методическая разработка урока по теме: «Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....

Методическая разработка урока: Подготовка к сочинению в публицистическом стиле «Земля - наш общий дом».

Здесь размещен  конспект интегрированного урока  русского языка и экологии на тему "Подготовка к сочинению в публицистическом стиле"Земля - наш общий дом"(7 класс). Урок основан на региональ...

Методическая разработка урока: Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"

Здесь размещены презентация и конспект урока русского языка на тему "Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"( 5 класс). Методическая разработка содержит вопросы  д...

Методическая разработка урока обучения написанию сочинения-мнения по теме Technology

Данная методическая предназначена для обучения учащихся написанию сочинения-мнения и включает презентацию (с материалами, направленными на обучение построения высказываний с привидением аргументов, оз...

Методическая разработка "Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс"

Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с о...

Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»

Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...

Методическая разработка урока развития речи. Сочинение-описание картины И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы».

Предлагаемый урок развития речи в 5 классе позволяет продолжить работу по обучению написания сочинения на основе картины Ильи Ивановича Машкова «Снедь московская. Хлебы».  Различные ф...