Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Белоножко Людмила Валерьевна

ЦЕЛИ УРОКА:

·         закрепление теоретических сведений о сложносочинённых предложениях.

·         отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП), различать ССП и простые предложения с однородными членами.

·         развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях типа предлагаемых на ОГЭ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 9_klass_ssp.zip655.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Семецкая средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка      в 9 классе 

Тема: «Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными, разделительными союзами.»  (урок-практикум)

  • Подготовила
  • Белоножко Людмила Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Семецкая СОШ»

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ УРОКА:

  • закрепление теоретических сведений о сложносочинённых предложениях.
  • отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП), различать ССП и простые предложения с однородными членами.
  • развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях типа предлагаемых на ОГЭ .

Оборудование: учебник С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю Максимов и др. “Русский язык. 9 класс”, карточки, раздаточный материал,  проектор, ноутбук, экран

Тип урока: закрепление  знаний. Урок-практикум

Педагогические технологии: компьютерные, здоровье сберегающие, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно-ориентированные

Приложение: презентация.

                                                                                                                                               

                            Ход урока

  1. Организационный момент. (сл. 1-2)
  2.  Вступительное слово учителя. Определение темы. Целеполагание.

Добрый  день учащиеся и все присутствующие гости.  Сегодня наш урок я хотела бы начать словами «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Как вы думаете, кому принадлежат эти замечательные строки? (Совершенно верно, А.С.Пушкину) Эти слова произносились не одним поколением людей. Они высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в саду Царского Села. В этом обращении к друзьям звучит уверенность в том, что люди способны пронести братство и духовное родство через всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы. Начала я урок словами Пушкина, конечно же, не случайно, не только потому что мы будем в этом году знакомиться с его творчеством очень подробно, но есть и еще причина, которую, я думаю, вы мне назовете, вспомнив такое число, как 19 октября.  Как эта дата связана с именем А.С.Пушкина.

(Совершенно верно. Это дата открытия Царскосельского лицея 19 октября 1811 года, где учился А.С. Пушкин. В этом году мы отметили уже  214 годовщину со дня его открытия.

Открытие  памятника Пушкину-лицеисту состоялось 15 октября 1900 года, т.к. в 1899 году вся страна отпраздновала 100-летний юбилей со дня рождения Пушкина. Перед оккупацией в 1941 году памятник был зарыт в землю,  и весной 1945 года вернулся на свое место в лицейский садик).

 Мне приятно считать вас своими друзьями, единомышленниками, которые любят свой язык, хотят его изучать, что сегодня, надеюсь, вы и продемонстрируете на нашем уроке.

(сл3-4

Итак, сегодня у нас с вами тематический урок  по теме «Сложносочиненные предложения» и все предложения будут объединены одной темой «Царскосельский лицей»

Что же конкретно мы будем делать?

Повторять

Сведения о сложносочиненном предложении; группы сложносочиненных предложений по значению и союзам

Усваивать

Особенности сложносочиненного предложения; отличие ССП от ПР с однородными членами предложения

И, наконец, будем вновь учиться 

правильно ставить знаки препинания в ССП и ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами, строить схемы ССП и готовиться к ГИА.

 Откройте тетради, запишите число и тему урока.

II. Повторение теоретического материала. ( повторять материал будем в форме теста)

1. Укажите верное утверждение:

А) Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов.

Б) Сложные предложения могут быть ССП, СПП и союзными

В) Простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью.

Г)Сложными называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно.

2. Дополните схему:

Сложные предложения

                            Союзные                                                       бессоюзные

                                       

                                          сложноподчиненные  

3.Укажите верное утверждение:

А). По союзам и значению ССП делятся на 2 группы.

Б) ССП- это такие предложения, в которых простые предложения связываются сочинительными союзами

В) Сочинительные союзы делятся на соединительные, разделительные и подчинительные.

Г) Простые предложения, входящие в ССП, не отделяются друг от друга запятой.

4.Дополните схему:

ССП с соединительными союзами

ССП с разделительными союзами

И, да(=и) ни-ни; тоже, также

А; но; да(=но); однако, зато, же

В них перечисляются                                

В них указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух

В них одно предложение противопоставляется другому

5. Укажите верное утверждение:

А) СПП- это такие предложения, в которых простые предложения связываются сочинительными и подчинительными союзами.

Б)Запятая перед союзом «и» в ССП не ставится, если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение.

В) В ССП запятая ставится, если все его части являются вопросительными, побудительными или восклицательными предложениями.

Проверим. Поменялись тетрадями, проверили, ставим оценку. (сл.5)

1.Г;  2. Сложносочиненное;  3. Б;  

 4.В них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим. Или; либо; то-то; не то-не то  

ССП с противительными союзами.   5 Б

- Теорию мы проверили. Молодцы.

- Сделаем вывод. Какие предложения называются сложносочиненными?  (Сл. 6-9)

Как связываются простые предложения в ССП? (Союзами) еще раз к таблице задания 4.

Когда запятая между частями ССП ставится , а когда не ставится?

 III.  Проверка Д.З. Дома вы должны были выписать из произведений Пушкина ССП.  Приведите примеры.

IV. Тренировочные упражнения. Отработка правописных навыков.

Для решения остальных задач обратимся к следующему виду работы.(1 человек у доски). Но сначала мы будем их записывать ( первые два предложении , остальные только схемы.)

1.19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. (простое с однородными членами)

2. Их величали «первый курс Царскосельского Лицея», и они могли считать себя и школьниками, и студентами. [н/л] ,и [двусост] .

Дальше еще один ученик, чертят только схемы (сильные ученики. Слабые работают с карточками.)

3Там небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, а потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России. (ПП с однор. Сказ)

4.Замыслы крупного государственного деятеля Сперанского шли далеко , и он возлагал большие надежды на это закрытое учреждение. (ССП); [двус],и [двус]

5. Царь Александр одно время поддерживал и поощрял эти прогрессивные идеи, но «прекрасное начало» имело невзрачное продолжение (ССП)

6. Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра 1, его семьи и самых знатных людей Российского государства.(ПП с однорд.дополн)

7. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, а по другую находились профессора.(ССП)

8. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором, и перед ними торжественную речь произнесли директор Лицея В.Малиновский и профессор Куницын. (ССП)

9. После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея.(ССП)

V. Словарная работа. Анализ стихотворений.  (сл.10)

Отрок - мальчик-подросток

Лелеять - нежить, холить, заботливо ухаживать за кем или чем-нибудь

На одной из боковых сторон постамента выбиты слова поэта: (сл. 11)

Младых бесе.. оставя блеск и шум

Я знал и тру… и вдохновенье

И сладос..но мне было жарких дум

Уед..ненное волнение.

Смуглый отрок бродил по а..еям

У озерных грустил б..регов

И столетие мы леле..м

Еле слышный шелест шагов                                (А.А.Ахматова)

Второе предложение разбираем синтаксически. (сл 12)

 (Повест, невоскл., сложное, ССП, состоит из двух простых предложений, соединенных сочинительным союзом, события следуют одно за другим.) Схему.

  1. Простое, двусост, распрост., осложн однород сказуемыми)
  2. Простое, двусост, распрост., неосложн)

Поскольку нам предстоит в этом году сдавать экзамен, то подготовка к нему идет у нас с вами на каждом уроке.

VI. Анализ текста. Читаю текст. (сл 13)

1.С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление. 2.Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики-подростки в сопровождении родных. 3. Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьёзны. 4. Они приехали не  в гости. 5. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. 6 Кто привез Пушкина- неизвестно.

7. Встречал приезжающих сам директор- Василий Федорович Малиновский. 8. Было ему уже за сорок, и его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. 9. Держался он и скромно, и просто, и приветливо. 10. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и  старался их успокоить.

    11. Новобранцы прибывали по одному. 12. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и помня пословицу «Долгие проводы - лишние  слёзы»

   13 Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором. 14. После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились. 15. На каждом был синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки. 16 Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. 17 Одни уже воображали себя министрами, а другие просто наслаждались своим парадным видом. 18. Довольны были все.                  (М. Басина)

Беседа по тексту.

- Как можно озаглавить данный текст?

Задания к тексту (сл 14-15)

1.Найдите  в тексте ССП . Укажите их номера.(2,3,8, 13,14,17)

2..Укажите ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Объясните пунктуацию.(9, 12)

3. Определите вид 14 предложения.(ССП с общим второстепенным членом)

4. Почему в нем не стоит запятая перед союзом И?

5. Из предложений 7-13  найдите ССП, состоящее из двух частей, одна из которых является односоставным предложением . Напишите его номер.(8)

6. Подберите синоним к слову новобранцы.(новички)

7. Выпишите из 1 абзаца слово, написание которого соответствует правилу: «В кратких именах прилагательных пишется столько же Н-, сколько и в полных»

VII.  Рефлексия. (сл. 16)

“Знаю – Узнал – Умею” (ЗУМ). 

VIII. Д/з (сл. 17)

1. повторить тему ССП

2.Написать сочинение-рассуждение на тему «Какую роль сыграл Царскосельский Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина?

или упр. 61-62

слайд 18

Наш урок подошел к концу.  Всем спасибо. А закончить я его хочу теми же словами: «Друзья мой, прекрасен наш союз!»

Список использованной  литературы:

  1. Г.А.Богданова Уроки русского языка в 9 классе. М.:Просвещение, 2000г.
  2. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков Русский язык 9 класс. М.: Просвещение, 2004 г.

Русский язык. 9 класс

Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными, разделительными союзами

Тестирование

1. Укажите верное утверждение:

А) Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов.

Б) Сложные предложения могут быть ССП, СПП и союзными

В) Простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью.

Г)Сложными называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно.

2. Дополните схему:

Сложные предложения

                             

                                     Союзные                                                       бессоюзные

                                       

                                          сложноподчиненные  

3.Укажите верное утверждение:

А). По союзам и значению ССП делятся на 2 группы.

Б) ССП- это такие предложения, в которых простые предложения связываются сочинительными союзами

В) Сочинительные союзы делятся на соединительные, разделительные и подчинительные.

Г) Простые предложения, входящие в ССП, не отделяются друг от друга запятой.

4.Дополните схему:

ССП с соединительными союзами

ССП с разделительными союзами

И, да(=и) ни-ни; тоже, также

А; но; да(=но); однако, зато, же

В них перечисляются                                

В них указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух

В них одно предложение противопоставляется другому

5. Укажите верное утверждение:А) СПП- это такие предложения, в которых простые предложения связываются сочинительными и подчинительными союзами.

Б)Запятая перед союзом «и» в ССП не ставится, если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение.

В) В ССП запятая ставится, если все его части являются вопросительными, побудительными или восклицательными предложениями.

Анализ текста.

1.С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление. 2.Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики-подростки в сопровождении родных. 3. Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьёзны. 4. Они приехали не  в гости. 5. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. 6 Кто привез Пушкина- неизвестно.

7. Встречал приезжающих сам директор- Василий Федорович Малиновский. 8. Было ему уже за сорок, и его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. 9. Держался он и скромно, и просто, и приветливо. 10. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и  старался их успокоить.

    11. Новобранцы прибывали по одному. 12. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и помня пословицу «Долгие проводы - лишние  слёзы»

   13 Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором. 14. После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились. 15. На каждом был синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки. 16 Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. 17 Одни уже воображали себя министрами, а другие просто наслаждались своим парадным видом. 18. Довольны были все.                  (М. Басина)

Карточка

Спиши, подчеркни грамматическую основу в каждом предложении. Союз заключи в овал. Найди сложносочиненные предложения.

3Там небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, а потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России.

4.Замыслы крупного государственного деятеля Сперанского шли далеко , и он возлагал большие надежды на это закрытое учреждение.

5. Царь Александр одно время поддерживал и поощрял эти прогрессивные идеи, но «прекрасное начало» имело невзрачное продолжение

6. Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра 1, его семьи и самых знатных людей Российского государства.

7. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, а по другую находились профессора.

8. За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором, и перед ними торжественную речь произнесли директор Лицея В.Малиновский и профессор Куницын.

9. После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР

Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой  С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...