Обобщающий урок русского языка в 7 классе по теме"Глагол".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Мингулова Лилия Агляметдиновна

Урок очень интересен  и по структуре , ипо содержанию.Можно использовать завершающим уроком по теме"Глагол".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл глагол.7 кл.22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок русского языка в 7 классе по теме"Глагол"

Эпиграфы: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад,

это достояние передано нашими предшественниками”

И. С. Тургенев

“Научитесь находить чарующую красоту в окружающей жизни.

Воспитывайте в себе чувство прекрасного”.

А. И. Куприн

Цели:

Учебная: закрепление и обобщение пройденного по теме “Глагол”.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, творческие  способности, умение анализировать, редактировать тексты; совершенствовать практические коммуникативные умения и навыки, стимулировать речемыслительную деятельность посредством игры.

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, любовь к слову, умение работать в парах, группе.

Оборудование: теоретический материал в программе «Power Point» (Учебный курс), конверты с заданиями, карты успеха; карточки со словами: куролесить, ошеломить, опешить; запись музыки для здоровьесберегающей паузы, медали для отличившейся группы «Знаток русского языка», ордена «Мудрой совы» для самых активных.

Форма: игра-практикум.

ХОД УРОКА

I. Организующий момент.

— Доброе утро, ребята, какое настроение у вас в преддверии новогодних праздников и каникул? (Ответы детей)

— Уже подумали, чем будете заниматься на каникулах? (Ответы детей)

—  Вы называли действия, которые будете совершать на каникулах. Какая часть речи обозначает действие предметов, их состояние? (ответы детей)

—  Правильно, глагол… Чем же мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? (Ответы детей)

—  Закрепим и обобщим наши знания по пройденной теме «Глагол», будем развивать орфографическую зоркость, внимание, память; будем редактировать тексты, сочинять тексты, послания и  многое другое, при условии, что будем работать слаженно, дружно.

 Интрига

— Вчера я смотрела телепередачу, где показали итальянского Санта Клауса с полученной  корреспонденцией. Огромное количество писем прислали ему итальянские ребятишки. Он и его помощники не успевают читать и отвечать на письма, некоторые письма просто не могут разобрать. Я предлагаю в помощь нашему Деду Морозу организовать редакцию. Под названием «Почемучки», но вы можете предложить и свое название. Пожалуйста. Какие будут предложения? (Если есть варианты, выбирается лучшее и записывается на доске).

— Откройте тетради, запишите число, классная работа, возьмите в конвертах карты успеха и подпишите. Сегодня вы сами будете контролировать себя.

— В гостях у нас иностранная делегация, которая будет наблюдать за нашим сотрудничеством. Давайте поприветствуем их!

— Итак, у нас не класс, а редакция газеты «Почемучки». Как вы считаете, какая роль достанется мне. Правильно, роль главного редактора, а вам… . Вы будете корректорами, журналистами, секретарями и просто работниками редакции.

—  Мы начинаем работу. Выполнять все задания нужно дружно, быстро и тихо, чтобы не мешать другим.

II. Работа по теме урока.

Поработаем корректорами

— В редакцию пришли письма, написанные детьми от 2-х  до 5-и  лет. Некоторые предложения написаны неверно. Ваша задача – откорректировать их.  Возьмите карточки с картинками. (Работа устная, читаем только откорректированные предложения).

1. Ты не дашь, а я возьму. 2. Я вам задам, подождите. 3. Верка плюётся. 4. Я как только лягу, так и вижу сон. 5. Мой папа воюет. 6. Не воевает, а воюет. 7. «А я твоего петушка спрячу». - «А я отыщу». – «Ну тогда я сяду и заплачу».

— Молодцы, уважаемые корректоры! С заданием справились. Над какой частью речи вы работали? (Ответы детей)

—  Что называется глаголом? (Ответы детей)

— Смотрим 2-й слайд, если вы это определение знаете хорошо, номер слайда запишите в соответствующую колонку на карте успеха.

— Назовите морфологические признаки глагола. (Ответы детей)

— Смотрим 3-й слайд, запоминаем, делаем соответствующие пометки в карте успеха.

— Как пишется не с глаголами? (Ответы детей)

— Смотрим 4-й слайд, на нём таблица. Вы знаете, что форм у глагола много, но есть особые формы глагола. Назовите их. Так вот слева на таблице мы видим, что и глагол, и деепричастие с не пишутся раздельно, эти лепестки на цветке оторва        ло ветром и уносит в сторону; причастие, посмотрите вправо, тоже  пишется раздельно, если есть зависимое слово. Например, не прочитанная Дашей книга. Если зависимого слова нет,  как пишется нес причастиями? – Слитно. Например, непрочитанная книга. Молодцы!

—  Что такое неопределённая форма глагола? (Ответы детей)

— Смотрим 5-й слайд, повторяем, запоминаем, не забываем делать соответствующие пометки в карте успеха.

Машинописное бюро.

—  А сейчас мы побываем в машинописном бюро, и я расскажу вам про одного секретаря. Он не знал, что такое инфинитив и постоянно делал ошибки при наборе. Давайте мы поможем секретарю подобрать инфинитивы. (Работа выполняется письменно).

Обую – обуть; обуваю – обувать; оденет – одеть; одевает – одевать; толкаешь – толкать; толкнёшь – толкнуть; вспоминают – вспоминать; вспомнят – вспомнить; летят – лететь; летают – летать.

—  Молодцы, с ролью секретарей вы справились!

—  Расскажите, что вы знаете о возвратности глагола… (Ответы детей)

—  Смотрим 6-й слайд, делаем пометки на карте успеха.

—  Какие виды глагола вы можете мне назвать? (Ответы детей)

— Листаем следующий слайд, закрепляем, помечаем в карте успеха.

— Сколько спряжений у глагола? (Ответы детей)

—  Смотрим таблицу на 8-м слайде.

— Назовите 11 глаголов-исключений. (Ответы детей). Листаем 9-й слайд, закрепляем, помечаем в карте успеха.

— Смотрим 10-й слайд. Что можем сказать о разноспрягаемых глаголах. (Ответы детей)

— Какие глаголы называются переходными? (Ответы детей). Работаем с 11-м слайдом.

 Здоровьесберегающая пауза.

Упражнения для глаз.

— Продолжаем работать, смотрим 12-й слайд: помогите ленивому корректору составить словосочетания с данными парами глаголов (Работа устная). (Ответы детей).

—  Обессилить врага – обессилеть от работы; осиротить ребёнка – осиротеть в жизни;

—  Вспомним наклонения глагола, перечислите их, посмотрите на 13-й слайд,проконтролируйте себя, сделайте пометку в карте успеха.

—  Назовите время глагола. Поработайте с 14-м слайдом.

— Удивительное письмо-рассказ пришло из с. Хрущёво Липецкой области. Поработайте с карточками, отмеченными желтой полосой.

ДЫХАНИЕ ЛЕСА

Бывает (безличн. гл – обратиться к 15 слайду ), тишина приходит (3-е л.) в лес, и всёсмолкает (3-е л.), и сам где-нибудь замираешь (2-е л.) на пеньке. А бывает (безличн. гл.), деревья, кусты, травы, птицы как будто сговорятся (3-е л.) друг с другом, скажут (3-е л.): «Будем (1-е л.) молчать (инфин.)!» И все делают (3-е л.) тишину, и сам глубокозадумаешься (2-е л) и по-новому смотришь (2-е л.) на далёкое старое.

— А теперь давайте проверим, что получилось у работников газеты. (Один из учеников читает выразительно).

— Замечательно! Вы молодцы!

Отдел “Справочное бюро”

—  В редакции газеты “Почемучки»” есть рубрика “Справочное бюро”. Послушаем её сотрудников.

Знаете ли вы, что…  куроле        сить, ошеломи        ть, опе        шить

—  Спасибо, ребята, вы сообщили нам интересные факты. Попробуем составить предложения с этими словами.

 Важное спецзадание (творческая работа)

Записать под диктовку словосочетания. Будьте внимательны!

Лёгким моро        зцем, бежать рысцо        й, щелкать бичо        м, снежным дворцо        м, под ослепительным со        лнцем, задел плечо        м, неповторимым пейза        жем.

Отметим, что окончанием существительных в Тв.п. командует ударение. (Под ударением пишем о, без ударения пишем е)

Поработаем журналистами (творческая работа)

Работа в группах: сочинить миниатюру по опорным словосочетаниям, добиваясь смысловой законченности выразительности (формы некоторых глаголов можно изменить).

Заслушиваются 2-3 миниатюры, отмечается наиболее удачная, предлагается свой вариант текста на карточках.

Воспоминания о зиме         

Лёгким морозцем встречает меня лес. Лошади бегут весело, рысцой. Щёлкая бичом для развлечения, любуюсь снежным дворцом, в который превратила зима наш лес. Он сияет всеми цветами радуги под ослепительным зимним солнцем. Задел плечом ёлку – и снежинки, как конфетти, облепили меня и мою лошадку. Еду и любуюсь неповторимым пейзажем.

Прочитать выразительно, назвать тему (зима), основную мысль (красота зимнего пейзажа), стиль речи (художественный), тип речи (повествование с элементами описания).

1. Выполнить задания: Обратитесь к 16-му слайду

 I. Встречает – глагол. Обозначает действие предмета.

Нач.ф. – встречать (что делать?)

II. Постоянн.: несов.в., невозвр., перех., I спр.;

непостоянн: наст. вр.,  изъяв. накл., ед. ч., 3 е л.

III. Встречает лес – что делает? сказуемое

бегут

 Назовите время глагола, лицо глагола, допишите недостающие формы времени  (наст.вр.,  3е л.)

– бежали – прош.вр, – побегут или будут  бежать

любуюсь – возвр. гл., изъяв. накл.

Образуйте условное и повелительное наклонение

– любовалась бы, любовался бы, любуйся, полюбуйся-ка, полюбуйся же…

превратила

Выделите приставку, определите значение приставки (пере-), выделите суффикс (-л), назовите время, на которое он указывает (прош. вр.)

сияет

Подберите синоним к глаголу (бледнеет)

задел елку – переход. гл.

Определите переходность глагола, составьте словосочетание так, чтобы глагол не был переходным (задел по пути)

облепили  (разобрать по составу)  о б л е п и л и,

Определите способ образования глагола (префиксально-суффиксальный);

еду

Оопределить число, лицо; записать в форме мн.ч (едем)

Поработаем редакторами (творческая работа)

— Вставить отсутствующие глаголы, выразительно прочитать, адресовать иностранной делегации. (Если останется время, можно выполнить задания, если нет, задать на дом.)

(Можно раздать вспомогательные слова)

— Сочинить послание Деду Морозу, вложить в конверт, подписать.

III. Подведение итогов урока: вручение орденов и медалей.

—  Спасибо и остальным ребятам, участвующим сегодня в работе нашей редакции. Пожелание всем удачно написать контрольную работу. 

IV. Рефлексия:

— Что было самым интересным на уроке?

— Что было самым трудным?

V. Домашнее задание.

По желанию:  для рубрики “Объявления и реклама” составить объявление: где, когда, в какой форме состоится новогодний карнавал или создать рекламу глаголу (можно юмористическую), при этом нужно использовать как можно больше глаголов.

— Напоследок я загадаю вам ребус – . Как вы думаете, почему я загадала вам именно этот ребус?

(Наш класс – это большая и дружная семья, и Новый год принято встречать в семье)

— Как ни грустно, но нам пора расставаться. Мне остается поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашей игре. Всем большое спасибо. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по русскому языку (6 класс, по теме "Глагол")

Рабочая тетрадь представляет различные виды упражнений для работы в классе и дома...

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"

ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Обобщающий урок–игра в 6 классе по теме «Глагол».

Материал- обобщение  по теме "Глагол". 6 класс. Использованы игровые технологии....

обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"

Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное  Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....