Структура проблемного урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Коверзнева Тамара Ивановна

Фрагмент проблемного урока "Буквы  а-о в корнях с чередованием  -лаг - / - лож -".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_problemnogo_uroka.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие звенья проблемного урока

(По авторскому курсу Е.Л.Мельниковой, к.псих.наук, доцента Академии ПКиПРО)

                        Тема

I.Постановка учебной проблемы                          

                                                                        вопрос

1.Создание проблемной ситуации.

Приемы создания проблемной ситуации:

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) положениями, фактами, теориями, мнениями

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения (для всех предметов)

2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием (Рус.язык)

Между житейскими представлениями обучающихся и научным фактом

3. ШАГ1. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку»

     ШАГ2.Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. (Окр.мир)

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще (Математика)

5. ШАГ1. Дать невыполнимое  практическое задание, сходное с предыдущими

6. ШАГ2.Доказать, что задание учениками не выполнено

2. Осознание противоречия.

Побуждающий диалог от проблемной ситуации:

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1. О фактах:    Что вас удивило? Какие вы видите факты?

                                     Что интересного заметили?

                О теориях:   Что вас удивило? Сколько теорий существу-

                                     ет? (точек зрения)?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема урока?

Сформулируйте проблему!

Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений? Почему?

Прием 3. Вы сначала как думали? А на самом деле?

Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Зада

                 ние выполнено?

Принятие реплик при побуждающем диалоге:

Проблема

Подтверждение

Подтверждение + побуждение

Положительное оценивание

Верная формулировка

Неверная формулировка

Самостоятельная верная формулировка

              Так

Так, кто думает иначе?

Молодец!

3. Формулирование учебной проблемы.

 Методы:

Методы

ПРОБЛЕМНЫЕ

Традиционные

КЛАССИЧЕСКИЕ

СОКРАЩЕННЫЕ

Постановки проблемы

Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации

Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Сообщение темы

Мотивирующие приемы, обеспечивающие принятие темы учениками:

  1. «Яркое пятно» - сообщение интригующего материала, демонстрация непонятных явлений
  2. «Актуальность» - обнаружение смысла, значимости проблемы для обучающихся.

II. Поиск решения.

                                                            последовательное

  1. Выдвижение гипотез

                                                            одновременное

Побуждающий к выдвижению гипотез диалог:

Структура диалога

Побуждение к выдвижению гипотез

Общее побуждение

К   ГИПОТЕЗАМ

Какие есть гипотезы?

Подсказка

К РЕШАЮЩЕЙ ГИПОТЕЗЕ

Сообщение

РЕШАЮЩЕЙ ГИПОТЕЗЫ

Методы

ПРОБЛЕМНЫЕ

Традиционные

КЛАССИЧЕСКИЕ

СОКРАЩЕННЫЕ

Поиска решения

Сообщение гипотез, проверки учителем

Выдвижение, проверка гипотез учениками

Побуждающий к гипотезам и проверке

Подводящий от проблемы диалог

Подводящий без  проблемы диалог

Сообщение знания

                                                        отдельная                          

  1. Проверка гипотез

                                                         общая

Побуждающий к проверке гипотез диалог:

Структура диалога

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

К АРГУМЕНТУ/ КОНТРАРГУМЕНТУ

Согласны вы с этой гипотезой? Почему?

К ПЛАНУ ПРОВЕРКИ

Как можно проверить эту гипотезу?

Подсказка

К АРГУМЕНТУ/ КОНТРАРГУМЕНТУ

К плану проверки

Сообщение

К АРГУМЕНТА/ КОНТРАРГУМЕНТА

Плана проверки

Принятие реплик при побуждающем диалоге:

Гипотеза

Подтверждение

Подтверждение + побуждение

Положительное оценивание

Последовательное

Одновременное

Запрещено

 Так.

Так, кто думает иначе?

Проверка

Верная

Неверная

III. Выражение решения.  Опорная схема.

IV. Реализация продукта. Воспроизведение знаний.

Продуктивные задания на воспроизведение знаний:

Классификация по языку и форме

Особенности применения

Научный

Формулировка вопросов

Сразу после введения знаний в конце этого или начале следующего урока

Наглядно-образный

Опорный сигнал: схема, символ, таблица, опорные слова

В классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний

художественный

Худ. образ: метафора, загадка, стихотворение

Дома по желанию

Критерий оценивания:

адекватность выражения

Буквы  а-о в корнях с чередованием  -лаг - / - лож -.

            НА ДОСКЕ                       расп   вать песню

                                                       сб   жать с горы

                                                       предл  гать дружбу

Звенья урока (этап – введение нового материала)

Ход урока

I.  Постановка учебной проблемы   1.Создание проблемной ситуации.

Тип проблемной  ситуации -   с удивлением

Тип противоречия - между житейскими представлениями и научным фактом.

Столкнулись   мнения учеников  с  практическим заданием «на ошибку».

Предъявлен  научный факт

(словарь)

- Вставьте и объясните пропущенные орфограммы (ученик у доски вы -  полняет задание, проверяя безударные гласные в корне слова ударением:   распевать песню (петь)

         сбежать с горы (бег)

         предлогать дружбу (предлог)

- Проверим написание последнего слова по словарю.

  • Здесь написано «предлагать». В корне гласная а.

- Исправим ошибку.

2. Осознание противоречия.

Побуждающий к осознанию противоречия  диалог от проблемной ситуации.

Побуждение к формулированию учебной проблемы

3. Формулирование учебной проблемы.

- Итак, какое задание вы выполняли?

  • Мы вставляли безударные гласные в корне слова.

-Каким правилом вы пользовались?

  • Проверки безударных гласных ударением.

- Что интересного заметили? ( Какие вы видите факты?  Вы сначала как дума-

 ли? А на самом деле?)

- Применимо ли это правило в последнем случае?

  • Нет, правило не сработало.

- Молодец! Какой же возникает вопрос?

  • Почему не сработало правило?

-Чем будем заниматься?

  • Изучать новое правило о правописании безударных гласных в корне слова.

Подводящий от проблемы диалог

- Вывести правило нам помогут слова на доске.

Разложить, прилагать, приложение, расположение, предлагать, прилагательное

- Что заметили?

  • Чередование гласных   о -а.

- Как объяснить?

  • Никак.

- Может, как-то можно поработать со словами?

  • Распределить на 2 столбика.

- Молодец! Как распределить?

  •  Надо выписать слова с буквой о в один столбик, с а – в другой.

-Так.  Вы согласны? Кто думает иначе?

Распределите.

II. Поиск решения.                                                  

  1. Выдвижение и проверка  гипотез

Побуждающий к выдвижению и  проверке  гипотез  диалог

(Последовательное выдвижение гипотез)

- Есть догадки о  правописании  гласных в корне?

-Так. Согласны вы с этой гипотезой? Почему?

- Какие еще есть гипотезы?

-Так. Согласны вы с этой гипотезой? Почему?

- Какие еще есть гипотезы?

- Так значит какую тему мы сегодня изучили?

  • Безударные гласные в корнях с чередованием  - ЛАГ - - ЛОЖ –

- Сверьте вашу формулировку темы и правила с учебником.

  • Все верно.

III. Выражение решения.  Опорная схема.

- Оформите новое правило графически.

IV. Рализация продукта. Воспроизведение знаний.

- ЛАГА-  - ЛОЖ –

Дома по желанию сочините стишок по правилу.

Предположим, корень –ЛОЖ-

Вышел в дождик без калош.

Простудился, это ясно.

Состояние ужасно.

ПоЛОЖили на кроватку,

Как теперь ему несладко.

ПредЛОЖили мазь, уколы,

Пропускает бедный школу.

А вот умный корень –ЛАГ-

Суффикс –А-, как будто флаг,

Над собою развернул

И ни разу не чихнул.

ПоЛАГаю, ясно, дети,

Как писать вам корни эти?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемный урок» Тема урока «Длина окружности» 6 класс

«Проблемный урок». Тема:«Длина окружности». 6 класс...

Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс

Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами син­тетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...

Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».

«Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики»   В современных условиях  учите...

презентация на тему "Структура современного урока" (урок "открытия" новых знаний) 1-2 части

В данной презентации (часть1, часть2) показана структура урока "открытия" новых знаний. Подробно расписан каждый этап урока с примерами педагогических приёмов и технологий. Материал будет по...

Проблемное обучение. Проблемный урок.

Проблемное обучение. Проблемный урок....

Общие требования к современному уроку. Типология и структура современного урока

В статье говорится о том, что наиболее актульным напрвлением модернизации образования является внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс....