Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Акыева Марина Руфимовна

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Тема урока: Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_29.04.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Технологическая карта урока русского языка

Автор, разработчик

Акыева Марина Руфимовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №105 г.о. Самара

Предмет

Русский язык (рабочая программа составлена на основе ФГОС. Рабочей программы основного общего образования по русскому языку 5-9 кл. Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. М., Просвещение,2011

Класс

6 класс

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Технология урока

Технология проблемного обучения

Тема

Правописание гласных в суффиксах глаголов

Учебник

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2-х частях. Часть 2-я. Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.               М., Просвещение,2013.

Цель

Формирование орфографических умений и навыка по правописанию гласных в суффиксах глаголов.

Задачи

Обучающая: познакомить с правописанием суффиксов –ова- -ева-, -ива- -ыва-; дать понятие об условии выбора орфограммы; закрепить навыки правописания личных окончаний глагола; отработать навыки правописания на практике; закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, индивидуальных и самостоятельных заданий.

Развивающая: развивать наблюдательность и внимание к слову, любознательность, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину, способность к самоанализу.

Основные термины, понятия

Морфема, орфограмма, текст, тема текста, тип  речи

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-овладение на уровне общего образования системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Регулятивные УУД:

-проговаривание последовательности действий на уроке;

-работа по схеме, осуществление самоконтроля.

Познавательные УУД:

-формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы;

-построение  логической  цепи рассуждений;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и понимать речь других;

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Формы работы

В парах, индивидуальная, фронтальная

Ресурсы

-Учебники

-рабочие листы

-тексты

-ноутбук, проектор

-словари

-карточки с заданиями

       

                                                                                           

                                                                                             Ход урока

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Самоопределение к деятельности.      Орг.момент

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

         1 мин

Организация учащихся, включение в деловой ритм

У: здравствуйте, ребята! Садитесь.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

Л: положительное отношение к учебной деятельности

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

У: ребята, на одном из последних уроков вы писали сочинение. Помните?

И вот, когда я проверяла ваши работы, обратила внимание на следующее. Одно слово некоторыми учениками было написано по-разному. Посмотрите!

(  слайд 2):

Папа  рассказОвал мне, как учился в школе.

Дедушка рассказЫвал о войне.

Ветераны рассажИвались в зале.

Гости рассажЕвались по местам.

В какой морфеме затруднение?

(слайд 3)

Попробуем разобраться?

Какие у вас есть предположения? Какой суффикс  нужно писать в этом глаголе? –ова- или –ыва-?

-ева- или –ива-?

     

Да

Читают

В суффиксе

Да

Высказывают мнения

Л: мотивация,

П: построение логической цепи рассуждений

К: планирование сотрудничества с учителем и классом

3.Постановка учебной задачи.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Знаете, какую гласную нужно писать?

Какая же тема нашего урока?

Да, правописание гласных в суффиксах глаголов. Возьмите ваши рабочие листы, подпишите их, запишите тему нашего урока.

(слайд 4 -  тема урока)

Какая проблема возникла?

(слайд 5)

Нет

Гласные в суффиксах глаголов.

Выяснить, когда в суффиксах глаголов пишутся буквы и-ы, а когда – о-е.

П: формулирование проблемы

Р: целеполагание

К: умение выражать свои мысли, сравнивать разные точки зрения

4. Построение проекта выхода из затруднения.             («открытие» учащимися нового  знания)

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Как будем решать проблему?

Какие учебные задачи поставим перед собой?

 Какие действия будем выполнять?

В рабочих листах найдите задание № 1. Что вы видите?

(на листах пары глаголов:

Советовать-советовал

Горевать-горевал

Отплясывать-отплясывал

Раскрашивать-раскрашивал)

Поработайте в парах.

(слайд 6)

Определите вид глаголов, время, число, лицо/род.

Выделите суффиксы глаголов

Понаблюдайте за данными глаголами. Что вы заметили?

Как вы думаете, для чего мы это выясняли?

Каких именно суффиксов?

Образуйте от данных глаголов форму 1лица единственного числа настоящего и будущего времени и запишите в 3-й и в 4-й столбик. Какое местоимение вам поможет?

Что получилось?

Понаблюдайте за глаголами. Что заметили?

Что произошло с суффиксами, когда вы изменили глагол?

Какой вывод можно сделать?

Кто не согласен? Есть другие мнения?

Подумайте, как в виде схемы можно показать данное правило? Выполните задание №2 на рабочих листах.

Поработайте в парах.

(слайд 7 с примерной схемой)

Откройте учебники на странице 136. Может, мы  с вами что-то упустили из виду? Сверим наш вывод с правилом.

Обратите внимание, как выделяется новая орфограмма.

(слайд 8 с орфограммой)

Мы что-то упустили?

Будем наблюдать за разными глаголами, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Глаголы.

Работают в парах

Выделяют

В каждой паре одинаковые суффиксы (ова-ова, ева-ева, ыва-ыва, ива-ива)

Чтобы узнать, от чего зависит выбор гласной в суффиксе глагола.

Ова-ева,ива-ыва.

я

(записывают):

советую, горюю, накладываю, раскрашиваю;

они заканчиваются на –ую,-юю,  -ываю, -иваю.

суффиксы ова-ева в настоящем времени  изменились, а суффиксы ива-ыва не изменились.

Отвечает каждая пара:

Если в наст. вр. глагол оканчивается на ую-юю, то в неопр.форме и в пр.вр. напишем ова-ева.

Если в наст.вр. глагол оканчивается на иваю-ываю, то суффикс не изменится – ыва-ива.

Согласны

Предлагают варианты схем, работают в парах.

Одну-две показывают на доске.

Например:                 меняется на

Ова-ева                     ую-юю

                  1л.ед.ч.

Ыва-ива                    не меняется

Еще раз проговаривают вывод по схемам.

Один ученик читает вслух.

нет

П: анализ, наблюдение, самостоятельное создание способов решения проблемы

Р: планирование, прогнозирование

К: умение выражать свою точку зрения

Р: контроль,коррекция

К: сотрудничество с учителем и одноклассниками

П: анализ,синтез,построение логической цепи рассуждений

5.Первичное закрепление во внешней речи. Работа по учебнику.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Цель: сменить вид деятельности.

Посмотрите упражнение 579 на стр.136. разберем его устно, комментируя выбор гласной в суффиксе глагола.

ФИЗМИНУТКА

Немного отдохнем?

Руки кверху подними,

А потом их опусти,

А теперь их разверни,

И к себе сильней прижми.

Плечами поводи,

Головой покрути,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Хорошо было похлопывать, ребята? А какая орфограмма есть в слове «похлопывать»?

Еще раз повторим, какое открытие мы сделали.

Скажите, а теперь поможет вам правило решить проблему с написанием глагола в ваших сочинениях? сможем написать правильно?

По одному слову каждый  ученик объясняет.

Проговаривают правило.

Сможем!

Те, кто допустил ошибку в слове рассказывал, объясняют, записывают слова на доске, выделяют орфограмму.

К: умение правильно строить свое высказывание, аргументация своего мнения

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Кто хочет попробовать выполнить задание самостоятельно?

Задание №3 на ваших рабочих листах. (по вариантам)

Поставь глаголы в форму 1л.ед.ч. н.вр.

Выделите новую орфограмму.

( слайд 9 – с ответами)

Проверьте, как справились с заданием. Есть вопросы?

Все

Работают самостоятельно по вариантам.

Самопроверка

Р: осуществление самоконтроля, проговаривание про себя последовательности действий.

П: анализ информации в соответствии с поставленной задачей

Л: самоопределение

7. Включение в систему знаний и повторение.

А сейчас, ребята, задание посложнее. Поработаем с текстом.

(слайд 10)

Задание №4 на рабочих листах.

Прочитайте.

Беседа по тексту.

О чем текст?

Озаглавьте текст.

Разделите текст на абзацы.

Почему именно так разделили текст?

что можно сказать о мальчике?

О его учебе?

Почему он не пошел гулять с друзьями?

Как вы понимаете слово «осенило»? проверим по словарю? это слово однозначное или многозначное?  В каком значении здесь употреблено?

Как можно охарактеризовать семью в целом? приведите примеры из текста.

Как вы думаете, что произошло дальше?

Посмотрите, что предлагает автор. (на отдельных листах-последний абзац, 1 лист на парту).

Удалось мальчику порадовать родителей? Докажите примерами из текста.

Молодцы! А теперь поработайте самостоятельно в ваших рабочих листах, выполните задания к данному тексту.

Закончили работу? Поменяйтесь листами.

Взаимопроверка

Даю карточки с правильными ответами.

Оцените работу друг друга.

Читают текст

озаглавливают

делят

объясняют

Ищут значение слова в словаре

Приводят примеры

Предлагают варианты

Читают в парах

Приводят примеры

Работают самостоятельно

оценивают

К: учет разных мнений, планирование работы учебного сотрудничества

П: смысловое чтение

8. Рефлексия.

Домашнее задание.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Ребята, сегодня мы с вами много работали. Какую проблему мы решали?

(слайд 11)

 Решили мы эту проблему?

Подсчитайте количество баллов, которые вы набрали за урок. Поставьте себе оценку.

Домашнее задание предлагаю вам по выбору:

(слайд 12)

1.мини-сочинение на тему «Чем я могу порадовать своих родителей?» с использованием изученной сегодня орфограммы;

2. записать по 5 слов с суффиксами ова-ева, ива-ыва;

3.упр.580.

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Закончите предложения (на рабочих листах):

На уроке я работал….

Урок показался мне…

Домашнее задание кажется ….

Своей работой я….

Сдайте ваши рабочие листы, я проверю вашу работу. Буду рада, если наши оценки совпадут.

Спасибо за урок!

Выясняли, какие гласные пишутся в суффиксах глаголов

Да

Считают баллы, выставляют оценки

Записывают в дневники домашнее задание

Пишут

Сдают листы

П: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка на основе критерия успешности

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения

Р: оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...