Урок-проект по русскому языку в 7 классе " Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Миранюк Светлана Ивановна

Разработка урока русского языка в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – проект по русскому языку в 7 классе по теме: «Причастие»

Цели урока: 

  1. Образовательные: обобщение и систематизацию знаний о причастии; углубить умения и навыки по использованию в устной и письменной речи причастий и причастных оборотов.
  2. Развивающие: развитие коммуникативной компетентности учащихся.
  3. Воспитательные: развитие способности учащихся к сотрудничеству для достижения общих целей.

Оборудование: интерактивная доска, словари, фотографии и рисунки о природе, раздаточный материал, ватман, фломастеры, карандаши.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

1. Оргмомент. (Дети предварительно поделены на смешанные группы. Учитель знакомит детей с ходом урока) 

Учитель. Задача нашего урока  - обобщить знания о причастиях, подготовиться к контрольной работе. Наш урок необычен. Мы будем работать в группах над изданием детской газеты. Каждая команда имеет памятки по организации работы в группе. Выберите  редактора вашей газеты. И сейчас редактор ознакомит вас с планом работы в группе.

Памятка 1 (по организации работы в группе).

Уважаемые ребята, не забывайте, что главное в деле - дружба. Умейте помочь товарищу, поддержать при необходимости, высказать свое мнение, прислушаться к мнению одноклассников. Успехов вам, дорогие ребята!

  1. Выберите редактора вашей газеты. Редактор осуществляет руководство группой.
  2. Редактор назначает (выбирает) корректора, журналистов, художника.
  3. Редактор распределяет обязанности в группе.
  4. Группа определяет цель.
  5. Приступайте к работе.

Памятка 2. 

  1. Газета должна иметь название.
  2. Материалы статей должны быть интересны читателям.
  3. Писать в газете необходимо грамотно и разборчиво.
  4. Не забудьте оставить свой адрес.

2. Систематизация и обобщение знаний

Цель работы: в ходе создания проекта учащиеся систематизируют знания по теме, отрабатывают навыки работы с текстом. Учитель координирует деятельность групп, создает условия для самореализации ученика. Все выполняемые задания необходимо помещать в газету.

Задания в командах.

Задания для первой команды:

Задание 1.

Озаглавьте статью, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания, допишите несколько предложений, ответив на вопросы: Какие вы знаете весенние цветы? (Нарциссы, ландыши, анютины глазки) Какие цветы издают аромат? Какие цветы вы любите больше всего? Почему? К какому стилю относится данный текст? Назовите тип речи.
Какие изобразительные средства представлены в данном отрывке?
Поместите фотографию или рисунок.

Знаете ли вы цветы появляюшиеся в лесу ран(нн)ей весной? Вот на открытой п…лянке цветёт гусин(нн)ый лук. Хорошо видны среди кустарников нежно-лиловые цветы-хохлатки.
Возле ручья р…стёт никем (не)замеч…нная целая семья ж…лтых цветов мать-и-мачехи.
Под сводами д…ревьев струит(ть)ся чудес…ный аромат- это цветёт белый душ…стый колокольчик-ландыш.

Задание 2.

Друзья! Вам необходимо пройти лабиринт.
Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу.

Где н?

Где нн?

Не- слитно?

Не- раздельно?

1. Собран(нн)ый урожай.
2. Кошен(нн)ый по росе.
3. Мочён(нн)ое яблоко.
4. Поляна освещен(нн)ая.

1. Ломан(нн)ые прутья.
2. Книга прочитан(нн)а.
3. Просеян(нн)ая мука.
4. Вязан(нн)ая кофта.

1. (Не)улетающие синицы.
2. (Не)улетающие осенью птицы.
3. Деревья (не)посажены.
4. Никем (не)замеченные следы.

1. (Не)доумевающий взгляд.
2. (Не)кошеная садовником трава.
3. (Не)кипячёная вода.
4. (Не)навидящий ложь.

Задание для второй команды.

Задание 1

1. Поместите в газету интервью журналиста на тему: «Нужно ли соблюдать произносительную норму в речи?» (Не забудьте, речь должна идти о причастиях.)

2. Восстановите стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд … на речке студеной,
Словно как … сахар лежит

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат как ковер...

Задание 2

Ребята, вам пришло письмо.

Дорогие друзья! Здравствуйте! Пишет вам Вася Шустрик.
Помогите, я забыл некоторые правила образования причастий.
Искренне благодарю за помощь.

Вася 

Замените выделенные слова причастиями.

1. Увидел я кудрявый лес, который дышал весенней прохладой.
2. Ландыши,
которые уже распустились, издавали тонкий, нежный аромат весны.
3. Впереди нас были темно-синие вершины гор,
которые покрылись снегом.
4. Около купальни,
которая строилась под зелёными ветвями ивняка, барахтался в воде плотник Герасим.

Задание для третьей  команды.

Задание 1.

В предложении допущены грамматические ошибки. Запишите правильно в рубрику "Говорите правильно".

Восьмилетний Вася написал письмо своему учителю и подписался: «Любимый и уважаемый Ваш ученик В.Петров». Все стали смеяться над ним и шутить. Почему подпись вызвала смех окружающих? В какой форме надо было употребить причастие? Как должен подписаться ученик? Запишите. Аргументируйте.

Задание 2.

Ребята, дома вы должны были написать сочинение на одну из предложенных тем: «Веселый случай на уроке», «Мой друг», «Любимый уголок».
Для придания образности речи необходимо было использовать причастия. Лучшее сочинение поместите в газету.

Итог урока.

        Общее задание для всех команд.

Вам необходимо представить газету жюри, защитить ваш проект. Оцените объем и качество выполненной вами работы, отметки занесите в протокол. Проведите обсуждение отметки каждого участника в группе, выставьте в протокол.

Область

оценивания

Критерии

Баллы

Оценка

учеников

(команд)

Оценка

жюри

Грамотность

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок

5

Отсутствие речевых ошибок

5

Научность

Использование научных публикаций

5

Оформление

Оформление публикации логично, эстетично, не противоречит содержанию

5

Используются диаграммы и рисунки

5

Изображения привлекательны, интересны, соответствуют  содержанию материала

5

Объём материала

Соответствует  уровню обученности

5

Не соответствует

Текст читаемый

5

Актуальность материала

Новизна информации

5

Тема актуальна в наше время

5

Творческий подход

В подборе рисунков, схем, диаграмм

5

В расположении и оформлении материала

5

Самостоятельное поэтическое творчество

5

2. Работа жюри, жюри подводит итоги. Лучшие газеты помещаются в классном уголке. 

Дорогие ребята, редакция благодарит вас за работу.

Учитель. Какое задание было самым интересным? Определите самое трудное задание, отметьте его номер. С каким настроением вы уходите урок?

Литература:
1) http://www.uchmarket.ru/d_2639.htm - демонстрационные таблицы по теме «Причастие» 
2) http://www.tretyakovgallery - Государственная Третьяковская Галерея 
3) http://images.yandex - иллюстрации

4) Орфографический словарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты. Русский язык. 7 класс. Причастие

Тесты для промежуточного контроля...

Интегрированный урок в 7 классе по информатике и русскому языку по темам: русский язык: «Синквейн о причастии» информатика: «Информационное моделирование. Словесные моде-ли»

Урок проводят учитель информатики и учитель литературы, 45 минут.Тип урока: повторительно-обобщающийЦель: Русский язык: диагностика усвоения темы «Причастие», орфографический и синтаксический повтор.И...

технологическая карта русский язык 7 класс Причастие

Урок -повторение по теме  "Причастие" Указаны цели и задачи .Обозначена деятельность учителя и ученика .Даны карточки с разноуровневыми заданиями.Физкультминутка....

Урок-проект "Фразеологизмы в русском языке"

Урок-проект "Фразеологизмы в русском языке"...

Разработка урока русского языка по теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").

Разработка урока русского языка  по  теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").Повторение на уроке строится на материале о межэтнических отношениях, повторяется по...

Урок русского языка 7 класс "Причастие как часть речи"

Данная разработка поможет учителю в организации  первого урока по теме "Причастие". Урок русского языка для 7 класса по теме "Причастие какчасть речи" полностью соотвествует с...