Лингвистический КВН "Знатоки русского языка" для учащихся 6-9 классов
материал по русскому языку на тему

Ярош Наталья Анатольевна

Мероприятие может быть использовано как внеклассное мероприятие по предмету или как мероприятие в рамках предметной недели. В ходе мероприятия две команды учащихся соревнуются в знании русского языка. Задания игрового характера  помогут сделать мероприятие интересным как для игроков, так и для зрителей, а также проверить знания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_po_russkomu_yazyku.docx40.95 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистический КВН по русскому языку для учащихся 6—9-х классов

 «Знатоки русского языка»

Цели мероприятия:

  • проверка знаний учащихся по русскому языку;
  • формирование языковой компетенции учащихся;
  • развитие логического мышления и интеллектуального уровня;
  • воспитание любви к родному языку.

Оборудование:

  • высказывания о русском языке;
  • мультимедийная презентация.

Предварительная подготовка:

  • формирование состава команд;
  • выбор названия, подготовка приветствия;
  • подбор занимательного материала для КВНа.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя

Дорогие друзья! Сегодня мы проводим праздник знатоков и любителей русского языка, который проходит в рамках школьной недели русского языка и литературы.

Конкурсные задания нашего КВНа проверят ваши знания по русскому языку.

2. Представление жюри

(в состав жюри включены заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учащиеся старших классов)

3. Конкурсная программа

Учитель.

Мы начинаем КВН!
Пусть будут интересны всем
Словесной битвы результаты.
Удачи всем! Вперёд, ребята!

1) Представление команд

1. Мы команда “Знатоки”, 
Быть в хвосте нам не с руки. 
Мы должны дружнее быть, 
Чтоб в КВНе победить!

2. У “Лингвистов” нет проблем,
Пусть начнётся КВН,
И мы сможем доказать,
Что нас трудно обыграть!

Учитель.

Команды готовы,
Жюри в ожидании,
Призы заготовлены-
Начинаем состязание! 
Первым пунктом – 
“ Фонетическая разминка”.
Думайте правильно
И отвечайте без запинки!

 Конкурс 1: “Фонетическая разминка”

  1. Что мы слышим в начале урока? (звук [у])
  2. В каком слове пять о? (о-пять)
  3. Что стоит посреди земли? (звук [м])
  4. Что в огурцах и арбузах есть, а в дыне и тыкве нет? (звук [р])
  5. В каких словах 100 согласных? (сто-г, сто-л, сто-п …)
  6. Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного? (за-я-ц)
  7. Какой алфавит состоит из 6 букв? (азбука)
  8. Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)

Конкурс 2:  «Доскажи фразеологизм»

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

А) Дружнее этих двух ребят

На  свете не найдешь.

О них обычно говорят:

(«Водой не разольешь»)

 

Б) Мы исходили городок

Буквально ( вдоль и поперек)

 

В) И так  устали мы в дороге,

Что( еле  волочили ноги).

Г) Фальшивят, путают слова,

Поют (кто в лес, кто по дрова)

 

Г) Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь (медвежью услугу)

Конкурс 3:    «Восстанови справедливость» 

   (Восстановите справедливость – верните определения своим   владельцам)

 

  • Неуклюжий как крот                             Верный как слон
  • Неповоротливый как собака                  Хитрый как бык
  • Слепой как пёс                                     Длинный как заяц
  • Трусливый как медведь                        Вороватый как жираф
  • Злой как лиса                                      Упрямый как сорока

Задание для болельщиков:

Исправь пословицу

Одна голова хорошо, а две некрасиво.                                                         Кто мало говорит, тот больше съедает.

Одна нога здесь, а другая в гипсе.                                                                  Трудно в учении – легко на каникулах.

Скучен день до вечера, коли делать уроки.                                                   Друзья познаются на контрольной.

Мал ноутбук, да дорог.                                                                                        После драки шапками не машут.

        

Конкурс 4: Творческое задание. Восстановить текст.

Команда «Знатоки»

ОТЕЛ

Нситуопла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лятасяком лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хотосяся ан хин.

Команда «Лингвисты»

ЛОТЕМ

На дврое ражок. Варат пакрлоы змлею. Лястьи ан дерьяхев морког ляшестет. Врбьоои пргтыаю оп чолсейнно лопянек. Хрошоо кажрим лотем!

Вопросы для болельщиков

1. Какие руки бывают тремя 3 местоимениями? (Вы мы ты)

2. Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я мы)

3. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)

4. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я)

5. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (Бежать со всех ног)

6. Есть ли ноги у газеты, книги? (Вверх ногами)

7. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело. (нос)

8. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем брусок то отрубали половину. Тоже деньги.  Внимание,  вопрос! Как называлась отрубленная часть бруска? (Эту часть называли рублём. Отсюда и пошло название денежной единицы – рубль)

9. Сколько минут нужно варить яйцо,  сваренное вкрутую? (Его не надо варить, ведь оно уже сварено)

10. Сколько раз старик ходил к морю в сказке А. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке», чтобы рыба выполнила пожелание старухи? (5 раз)

11. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 24 часа будет солнечная погода? (Через 24часа, будет ночь, значит, солнечной погоды быть не может)

12. В известной сказке . Поди туда не знаю куда , принеси то не знаю что . Царь послал стрелка Андрея за тридевять земель . Внимание вопрос! Тридевять – это сколько? (Тридевять – это 27. Дело в том, что в Древней Руси считали по девяткам. Тридевять – это девять умножить на три)

13. При царе Иване 4 были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьём в руке. Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты? (Такие монеты назывались копейками. Отсюда и пошло название современной денежной единицы - копейка)

14. Сколько лет работал старик из сказки о рыбаке и рыбке? (33 года)

15. В каком месяце 28 дней? (В любом)

16. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Про змей. Они на самом деле из старой кожи притискиваясь между камнями начинают сбрасывать кожу. В момент линьки уже успевает образовываться молодая блестящая и глянцевая кожа )

Или отгадывание ребусов (см. презентацию)

Конкурс 5:  Конкурс капитанов

А) Назовите следующую букву алфавита

1 команда                                      2 команда

Г – Д                                                К – Л

О – П                                               Ж – З

Ц – Ч                                               У – Ф

Ь – Э                                                В – Г

С – Т                                                Т – У

Б) Я называю старорусские слова, а вы показываете:

 выя - шея; десница- правая рука; очи-глаза; шуйца- левая рука; чело-лоб; уста-губы, ланиты-щеки, рамена – плечи, длань- ладонь, перст- палец, чрево- живот, вежды - веки

Конкурс 6:  «Черный ящик»

Учитель в ящике прячет яблоко, хлеб, иглу и соль. Затем читает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то получают 3 балла, если с одной подсказкой – 2 балла, с двумя подсказками – 1 балл.

1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть. Оно  никогда не падает далеко от дерева. (Яблоко)

2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)

3.Глупый человек будет искать ее в сухой скошенной траве. А тот, кто волнуется, будет на них сидеть. На них ещё дают небольшую сумму денег.  (игла)

4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему – нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль)

Дополнительный вопрос назовите фразеологизм « Не солоно хлебавши» Объясните

Конкурс 7:  Объяснялки

Если команда угадывает с первой подсказки, то получает 3 балла, если со второй- 2, с третьей-один балл

1 У женщины гораздо старше средних лет существовали до   биологической смерти два представителя водоплавающей птицы  подотряда килегрудых с явным проявлением сангвинического   темперамента.

- Пожилая женщина обладала правом владения, пользования и распоряжения домашней водоплавающей птицей в количестве двух голов.

- У деда скончалась одна грустная курица. (Жили у бабуси два веселых гуся.)

2. Однажды Всевышний птице средней величины из отряда
воробьиных сделал презент в виде небольшого количества пищевого продукта полутвердой массы, приготовленного из заквашенного особым способом молока.

- Всеядная птица с серо-черным оперением при невыясненных обстоятельствах получила от небесного прародителя вознаграждение натуральным продуктом.

- У орла раз черт украл крошку творога. (Вороне как-то бог послал кусочек сыра.)

3. Домашнее парнокопытное животное при любых метеорологических условиях способно отыскать размытую водой почву.

- Крупное наземное растительноядное животное, которое выращивается в индивидуальных и фермерских хозяйствах с целью получения сала и может произвести действие, результат которого свидетельствует о недостаточно благополучной санитарно-гигиенической обстановке вокруг нас

- Корова только здесь пылинку спрячет (Свинья везде грязь найдет)

Конкурс  8: «Дальше, дальше, дальше…» (Команда отвечает быстро и правильно на вопросы)

Вопросы для команды «Знатоки»

            1.   Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)

2.   Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу  и грамматически   (текст)

3.Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)

            4. Как называется часть речи, которая  отвечает на вопрос: кто? что?

5.Какие времена глагола мы знаем?

            6.Сколько букв в русском алфавите? (33)

      7.Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)

      8.Как пишутся имена собственные?

     9.Как называется часть речи. которая обозначает действие предмета?

    10.Какие буквы не обозначают звука?

          11. Как пишется первое слово в предложении? (с заглавной буквы)

          12.Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

          13.Главный член предложения, который обозначает действие( что делает        

            ?)  называется…(сказуемым)

        14. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

        15.У меня зазвонил телефон. Кто говорит?  (слон)

        16..  Проверочное слово к слову кормушка (корм)

        17.Сколько гласных звуков  в русском языке? (6)

       18. Синоним к слову отважный (храбрый)

       19.Объясните значение выражения «ворон считать» (отвлекаться)

       20. Слова, употребляемые жителями одной местности. (диалекты)

Вопросы для команды «Лингвисты»

        1.Как пишутся названия городов?

        2.Если в конце предложения стоит вопросительный знак ,то это…….предложение

        3.Часть речи, обозначает признак предмета, называется……

        4.Что такое грам. основа?

        5.Назовите звук, который всегда мягкий и звонкий?

        6.Сколько слогов в слове МАТЕМАТИКА?5

        7.Не с глаголами пишется……

        8.С какой буквы не начинаются слова в русском языке (ы)

        9.Сколько звуков в слове лью? (три)

       10.Антоним к слову высокий (низкий)

       11.  Прилагательное с корнем мороз (морозный)

       12. Значение выражения «работать спустя рукава» (плохо)

       13. Как проверить написание словарного слова? ( по словарю)

       14.Часть слова без окончания.  ( основа).

       15. Кто спас Муху – Цокотуху? (комар)

       16.Часть слова, стоящая перед корнем (приставка)

       17.Проверочное слово к слову трава (травы)

       18.Часть слова, которая служит для связи слов в предложении (окончание)

       19. Откуда Айболиту пришла телеграмма?  (Африка)

       20.Сколько гласных букв в русском алфавите? (10 букв)

Учитель: Закончен КВН…
              Пришла пора итоги подвести:
              Все баллы подсчитать
             И лидеров назвать.

4. Подведение итогов и награждение команд

5. Заключительное слово учителя

Подведены итоги,
Награды вручены.
Наш КВН закончен,
Активны были вы.
От игр забавных к знаниям
Команды дружно шли,
Но главные победы, 
Конечно, впереди!
Желаю вам, ребята,
Счастливого пути!

Представление команд

1. Мы команда “Знатоки”, 
Быть в хвосте нам не с руки. 
Мы должны дружнее быть, 
Чтоб в КВНе победить!

2. У “Лингвистов” нет проблем,
Пусть начнётся КВН,
И мы сможем доказать,
Что нас трудно обыграть!

Команда «Знатоки»

ОТЕЛ

Нситуопла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лятасяком лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хотосяся ан хин.

Команда «Лингвисты»

ЛОТЕМ

На дврое ражок. Варат пакрлоы змлею. Лястьи ан дерьяхев морког ляшестет. Врбьоои пргтыаю оп чолсейнно лопянек. Хрошоо кажрим лотем!

Конкурс 3:    «Восстанови справедливость» 

   (Восстановите справедливость – верните определения своим   владельцам)

 

  • Неуклюжий как крот                             Верный как слон
  • Неповоротливый как собака                  Хитрый как бык
  • Слепой как пёс                                     Длинный как заяц
  • Трусливый как медведь                        Вороватый как жираф
  • Злой как лиса                                      Упрямый как сорока

Конкурс 3:    «Восстанови справедливость» 

   (Восстановите справедливость – верните определения своим   владельцам)

 

  • Неуклюжий как крот                             Верный как слон
  • Неповоротливый как собака                  Хитрый как бык
  • Слепой как пёс                                     Длинный как заяц
  • Трусливый как медведь                        Вороватый как жираф
  • Злой как лиса                                      Упрямый как сорока

Для жюри:             Представление команд

1. Мы команда “Знатоки”, 
Быть в хвосте нам не с руки. 
Мы должны дружнее быть, 
Чтоб в КВНе победить!

2. У “Лингвистов” нет проблем,
Пусть начнётся КВН,
И мы сможем доказать,
Что нас трудно обыграть!

Команда «Знатоки»

ОТЕЛ

Нситуопла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лятасяком лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хотосяся ан хин.

Для жюри:

Лето

Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.

Команда «Лингвисты»

ЛОТЕМ

На дврое ражок. Варат пакрлоы змлею. Лястьи ан дерьяхев морког ляшестет. Врбьоои пргтыаю оп чолсейнно лопянек. Хрошоо кажрим лотем!

Для жюри:

Летом

На дворе жарко. Трава покрыла землю. Листья на деревьях громко шелестят. Воробьи прыгают по солнечной полянке. Хорошо жарким летом!

Конкурс 3:    «Восстанови справедливость» 

   (Восстановите справедливость – верните определения своим   владельцам)

 

  • Неуклюжий как крот                             Верный как слон
  • Неповоротливый как собака                  Хитрый как бык
  • Слепой как пёс                                     Длинный как заяц
  • Трусливый как медведь                        Вороватый как жираф
  • Злой как лиса                                      Упрямый как сорока

Конкурс 3:    «Восстанови справедливость»    Для жюри

   (Восстановите справедливость – верните определения своим   владельцам)

 

  • Неуклюжий как медведь                            Верный как пёс
  • Неповоротливый как слон             Хитрый как лиса
  • Слепой как крот                                    Длинный как жираф
  • Трусливый как заяц                              Вороватый как сорока
  • Злой как собака                                    Упрямый как бык

МБОУ «Добросельская ООШ»

Грайворонского района Белгородской области

 «Знатоки русского языка»

                                                    Лингвистический КВН по русскому языку

                                                  для учащихся    6—9-х классов

                                                                         Подготовила:

                                                                          учитель русского языка и литературы

                                                                   Ярош Н.А.

Доброе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

:Расширение лингвистического и культурологического кругозора учащихся 5- 7 классов на уроках русского языка и литературы

Расширение лингвистического и культурологического  кругозора учащихся 5- 7 классов на уроках  русского языка и литературы...

Классный час на 23 февраля "Сыны Отечества - защитники земли русской" для учащихся 5-6 классов

Классный час предназначен  для учащихся 5-6 классов. с  целью расширить исторические знания детей по краеведению...

Доклад на РМО по теме "ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ"

Доклад на РМО по теме "ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ"...

Приказ МБОУ "СОКШ №4" № 711 от 28.12.2021 г. "Об организационно-технических мероприятиях по обеспечению проведения итогового собеседования по русскому языку учащихся 9-х классов в 2022 году"

Приказ № 711 от 28.12.2021г. "Об организационно-технических мероприятиях по обеспечению проведения итогового собеседования по русскому языку учащихся 9-х классов в 2022 году" (МБОУ "СОК...