Методическая разработка урока по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (8, 9 класс) на тему

Нигманова Ирина Амировна

ТЕМА УРОКА: «А зачем русским понадобилось отчество?»

                ( о формах обращения в русском речевом этикете)

 

Цель: обучение учащихся традиционным формам обращения в русском речевом этикете, воспитание уважительного отношения к старшим,

возбуждение интереса к своей родине, к русской речи.

 

1.     Интеллектуальная  разминка.

1)    К скольким людям относятся приведенные выше обращения?

(на доске заранее)

     - Товарищ Семенов!

     - Семенов!

     - Александр Александрович!

     - Сан Саныч!

     - Саша!

     - Шура!

     - Саня!

     - Лекса!

     - Лексаша!

     - Аля!                                                                          

     ( к одному человеку, мужчине – Александру Александровичу Семенову)

     

2)    Какие две формы обращения приняты в русской речи?                        

( на «ты» и на «вы»)

3)    Какие из приведенных выше обращений ( см. № 1) соответствуют

обращению на «вы» ( первые четыре ). Какие на «ты»? ( остальные )

4)    Как обращался к своему дядьке П.А.Гринев – герой повести «Капитан-

ская дочка»? ( Савельич)   

5)    Как называл свою няню Митрофанушка из комедии « Недоросль»

Фонвизина? ( Еремеевна )

    

2.     Обращение в русском речевом этикете.

1)    Беседа с учащимися;

-Ребята, скажите пожалуйста, сколько раз за сегодняшнее утро вы поздоровались или обратились с вопросом к кому – либо?

- А за целый день, как вы думаете ?...Да, обращение – это самая употребительная единица языкового этикета.

- А как вы думаете, обязательно при обращении называть имя собеседника? ( да, конечно )

- Как же мы обращаемся друг к другу? ( см. на доске –

  по фамилии, имени-отчеству, имени)

 

 Итак, формы обращения в русской речи очень разнообразны.

 Узнать о том, как они образовались, когда, в каких ситуациях употребляются – задача урока.

 

2)    История обращения «ты» и «вы» в русской речи ( сообщение учащегося).

        Вплоть до 17 в. обращение на «ты» в России было всеобщим, повсеместным. Оно адресовалось и князю, и царю, и холопу, и крестьянину, старшему и младшему.( «Тако и ты, княже, господине, не

     воздержи зла и сребра. Тебе, княже, кланяемся, не ходи к нам» )

             В Петровскую эпоху вежливое «вы», ставшее к тому времени международной этикетной формой, из дипломатической переписки постепенно проникло и в другие сферы общения. Под влиянием иностранных образцов рождались новые галантные стереотипы обращения в частных письмах: к вашему изволению; ваш, моего высокопочтенного господина отца, послушный сын; что вы изволите, государь батюшка).

             Постепенно в бытовом общении закреплялось исконно русское

«ты» при близости и сердечности говорящих, а «вы» все настойчивее становилось строгим знаком официальной вежливости. В.И.Даль в

« Толковом словаре…» отмечает ,что местоимение «вы» употребляется при разговоре « с одним лицом, из вежливости , как бы относясь к человеку, который один стоит многих».

 

- Итак, ребята, когда употребляется форма обращения на «ты» , а когда

  на «вы»? ( дети делают выводы )

 

3.Закрепление темы.

1)    - А теперь я предлагаю решить вам одну задачу.

    Почему герои данного отрывка по-разному называют своих знакомых?

 

 - Мне нужно видеть Астафьеву.

 - Она на втором этаже,- сказал вахтер.—Тетя Катя! – крикнул он       поднимавшейся по лестнице пожилой женщине.- Передайте Елене    Александровне, что к ней пришли.( Г.Бочкарев, Ю.Красик « Самый жаркий месяц»).

 

 - Когда Елена Александровна пришла, мог ли пришедший к ней обратиться: « Астафьева, я пришел к Вам по делу»? ( нет, это обращение невежливое, недозволительное в деловой обстановке. Это фамильярность. Подобное обращение допустимо по отношению к ученику со стороны преподавателя).

 - Почему вахтер называет Астафьеву по имени-отчеству, а пожилую женщину – тетя Катя? ( подобное обращение типично по отношению к пожилой женщине, занимающейся несложным трудом вспомогательного характера; обращение « Елена Александровна» - соблюдение субординации как к старшей по положению).

     

2)    Ребята, как вы думаете, для различения людей достаточно имени и фамилии? (да) Зачем же мы произносим еще и отчество? (эвристический вопрос )

   - Если бы сегодня предложили кому-нибудь в награду за подвиг называть его по имени-отчеству, он бы согласился? ( нет, рассмеялся бы)

 

     А вот в 17-18 в. Отчества на –вич превратились в особую награду. Например, Петр 1 разрешил подписываться этим отчеством Якову Долгорукову, той же почести он удостоил Строгонова, который стал именоваться Григорием Дмитриевичем. При Екатерине 2 были составлены списки лиц, которым позволено было добавлять данный суффикс. Простонародье, конечно, этого права не имело.

 

 - Таким образом, что означает величание человека по имени-отчеству?

   (проявление величайшего уважения к нему). Поэтому мы так обращаемся к старшим, учителям, малознакомым и т.д..Такова традиция русского народа.

 

- А когда русские обращаются к знакомым только по отчеству, например:

  Алексеич, Петрович, Васильевна ? ( среди пожилых людей, преимущественно в деревне, это просторечная форма).

 -А как же Савельич, Еремеевна? В 19 в. так обращались к дворовым людям старшего поколения.

 

3)    –Ну, а теперь попробуем проявить вежливость, знание этикета в следующих ситуациях:

 

                                    «Кого я вижу!»

                                    «У меня к вам просьба…»

                                    «Разрешите войти»

                                    «Я Вам бесконечно благодарен(на)»

- Подумайте и определите, какую форму обращения нужно применить в этих ситуациях. Обыграйте их по парам, составив диалоги на эти темы(учащимся дается время на подготовку( 2-3 мин.),сразу выбирается 4 пары, а остальные продумывают это задание на месте).

 

       Получится примерно следующее:

 

                                 Кого я вижу»

 

- Кого я вижу! Привет, Петя!

-Оля, ты? Сколько лет, сколько зим! Как поживаешь?

- Спасибо, хорошо. Учусь в 9 классе. А ты?

 - Я на 1 курсе колледжа.

 -  Ого, и как успехи?                                

 - По-разному. А у тебя?

 -Все отлично!

 -Рад за тебя! Ладно, Оленька, звони.

 -Пока! Счастливо!

 

                                 « У меня к вам просьба!»

 

- Здравствуйте, Игорь Николаевич!

- Добрый день, Алексей.

- Извините, я Вас не задерживаю?

- Нет, пожалуйста, говори,о чем хотел.

-У меня к Вам просьба. Не могли бы Вы дать мне на выходные ту книгу, которую Вы показывали сегодня на уроке литературы? Она меня заинтересовала, хотелось бы почитать.

- С удовольствием, Алеша! Возьми. Похвально, молодой человек!

- Большое спасибо. Я верну ее в понедельник.

- Хорошо. До свидания.

- До свидания, Игорь Петрович.

 

          Так же примерно будут выглядеть другие диалоги. Затем ребята будут инсценировать все у доски, и весь класс обсудит, оценит, сделает замечания по поводу виденного.

 

4.     Итоги урока.

- Подводя итоги нашего урока, я проведу тест на усвоение изученного материала. Представьте ,что есть у вас знакомый Михаил Ильич Курочкин, ему 35 лет, он учитель. Ответьте, как его назовут

                                    - жена…

- дети…

- родители…..

- племянники…

- ученики…

- коллеги по работе…

- в деревне, куда он ездит отдыхать, его называют уважительно…

- когда он учился в школе, его одноклассники называли…

- когда он учился в школе, учителя к нему обращались…

- милиционер остановил машину и, посмотрев водительские права, сказал…

 

  - Молодцы! Вы умеете быть вежливыми, приветливыми, добрыми, уважаете старших. Это хорошо. Оставайтесь такими же!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnyy_urok.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «А зачем русским понадобилось отчество?»

                ( о формах обращения в русском речевом этикете)

Цель: обучение учащихся традиционным формам обращения в русском речевом этикете, воспитание уважительного отношения к старшим,

возбуждение интереса к своей родине, к русской речи.

  1. Интеллектуальная  разминка.
  1. К скольким людям относятся приведенные выше обращения?

(на доске заранее)

     - Товарищ Семенов!

     - Семенов!

     - Александр Александрович!

     - Сан Саныч!

     - Саша!

     - Шура!

     - Саня!

     - Лекса!

     - Лексаша!

     - Аля!                                                                          

     ( к одному человеку, мужчине – Александру Александровичу Семенову)

     

  1. Какие две формы обращения приняты в русской речи?                        

( на «ты» и на «вы»)

  1. Какие из приведенных выше обращений ( см. № 1) соответствуют

обращению на «вы» ( первые четыре ). Какие на «ты»? ( остальные )

  1. Как обращался к своему дядьке П.А.Гринев – герой повести «Капитан-

ская дочка»? ( Савельич)    

  1. Как называл свою няню Митрофанушка из комедии « Недоросль»

Фонвизина? ( Еремеевна )

     

  1. Обращение в русском речевом этикете.
  1. Беседа с учащимися;

-Ребята, скажите пожалуйста, сколько раз за сегодняшнее утро вы поздоровались или обратились с вопросом к кому – либо?

- А за целый день, как вы думаете ?...Да, обращение – это самая употребительная единица языкового этикета.

- А как вы думаете, обязательно при обращении называть имя собеседника? ( да, конечно )

- Как же мы обращаемся друг к другу? ( см. на доске –

  по фамилии, имени-отчеству, имени)

 Итак, формы обращения в русской речи очень разнообразны.

 Узнать о том, как они образовались, когда, в каких ситуациях употребляются – задача урока.

  1. История обращения «ты» и «вы» в русской речи ( сообщение учащегося).

        Вплоть до 17 в. обращение на «ты» в России было всеобщим, повсеместным. Оно адресовалось и князю, и царю, и холопу, и крестьянину, старшему и младшему.( «Тако и ты, княже, господине, не

     воздержи зла и сребра. Тебе, княже, кланяемся, не ходи к нам» )

             В Петровскую эпоху вежливое «вы», ставшее к тому времени международной этикетной формой, из дипломатической переписки постепенно проникло и в другие сферы общения. Под влиянием иностранных образцов рождались новые галантные стереотипы обращения в частных письмах: к вашему изволению; ваш, моего высокопочтенного господина отца, послушный сын; что вы изволите, государь батюшка).

             Постепенно в бытовом общении закреплялось исконно русское

«ты» при близости и сердечности говорящих, а «вы» все настойчивее становилось строгим знаком официальной вежливости. В.И.Даль в

« Толковом словаре…» отмечает ,что местоимение «вы» употребляется при разговоре « с одним лицом, из вежливости , как бы относясь к человеку, который один стоит многих».

- Итак, ребята, когда употребляется форма обращения на «ты» , а когда

  на «вы»? ( дети делают выводы )

3.Закрепление темы.

  1. - А теперь я предлагаю решить вам одну задачу.

    Почему герои данного отрывка по-разному называют своих знакомых?

 - Мне нужно видеть Астафьеву.

 - Она на втором этаже,- сказал вахтер.—Тетя Катя! – крикнул он       поднимавшейся по лестнице пожилой женщине.- Передайте Елене    Александровне, что к ней пришли.( Г.Бочкарев, Ю.Красик « Самый жаркий месяц»).

 - Когда Елена Александровна пришла, мог ли пришедший к ней обратиться: « Астафьева, я пришел к Вам по делу»? ( нет, это обращение невежливое, недозволительное в деловой обстановке. Это фамильярность. Подобное обращение допустимо по отношению к ученику со стороны преподавателя).

 - Почему вахтер называет Астафьеву по имени-отчеству, а пожилую женщину – тетя Катя? ( подобное обращение типично по отношению к пожилой женщине, занимающейся несложным трудом вспомогательного характера; обращение « Елена Александровна» - соблюдение субординации как к старшей по положению).

     

  1. Ребята, как вы думаете, для различения людей достаточно имени и фамилии? (да) Зачем же мы произносим еще и отчество? (эвристический вопрос )

   - Если бы сегодня предложили кому-нибудь в награду за подвиг называть его по имени-отчеству, он бы согласился? ( нет, рассмеялся бы)

     А вот в 17-18 в. Отчества на –вич превратились в особую награду. Например, Петр 1 разрешил подписываться этим отчеством Якову Долгорукову, той же почести он удостоил Строгонова, который стал именоваться Григорием Дмитриевичем. При Екатерине 2 были составлены списки лиц, которым позволено было добавлять данный суффикс. Простонародье, конечно, этого права не имело.

 - Таким образом, что означает величание человека по имени-отчеству?

   (проявление величайшего уважения к нему). Поэтому мы так обращаемся к старшим, учителям, малознакомым и т.д..Такова традиция русского народа.

- А когда русские обращаются к знакомым только по отчеству, например:

  Алексеич, Петрович, Васильевна ? ( среди пожилых людей, преимущественно в деревне, это просторечная форма).

 -А как же Савельич, Еремеевна? В 19 в. так обращались к дворовым людям старшего поколения.

  1. –Ну, а теперь попробуем проявить вежливость, знание этикета в следующих ситуациях:

                                    «Кого я вижу!»

                                    «У меня к вам просьба…»

                                    «Разрешите войти»

                                    «Я Вам бесконечно благодарен(на)»

- Подумайте и определите, какую форму обращения нужно применить в этих ситуациях. Обыграйте их по парам, составив диалоги на эти темы(учащимся дается время на подготовку( 2-3 мин.),сразу выбирается 4 пары, а остальные продумывают это задание на месте).

       Получится примерно следующее:

                                 Кого я вижу»

- Кого я вижу! Привет, Петя!

-Оля, ты? Сколько лет, сколько зим! Как поживаешь?

- Спасибо, хорошо. Учусь в 9 классе. А ты?

 - Я на 1 курсе колледжа.

 -  Ого, и как успехи?                                

 - По-разному. А у тебя?

 -Все отлично!

 -Рад за тебя! Ладно, Оленька, звони.

 -Пока! Счастливо!

                                 « У меня к вам просьба!»

 

- Здравствуйте, Игорь Николаевич!

- Добрый день, Алексей.

- Извините, я Вас не задерживаю?

- Нет, пожалуйста, говори,о чем хотел.

-У меня к Вам просьба. Не могли бы Вы дать мне на выходные ту книгу, которую Вы показывали сегодня на уроке литературы? Она меня заинтересовала, хотелось бы почитать.

- С удовольствием, Алеша! Возьми. Похвально, молодой человек!

- Большое спасибо. Я верну ее в понедельник.

- Хорошо. До свидания.

- До свидания, Игорь Петрович.

          Так же примерно будут выглядеть другие диалоги. Затем ребята будут инсценировать все у доски, и весь класс обсудит, оценит, сделает замечания по поводу виденного.

  1. Итоги урока.

- Подводя итоги нашего урока, я проведу тест на усвоение изученного материала. Представьте ,что есть у вас знакомый Михаил Ильич Курочкин, ему 35 лет, он учитель. Ответьте, как его назовут

                                    - жена…

- дети…

- родители…..

- племянники…

- ученики…

- коллеги по работе…

- в деревне, куда он ездит отдыхать, его называют уважительно…

- когда он учился в школе, его одноклассники называли…

- когда он учился в школе, учителя к нему обращались…

- милиционер остановил машину и, посмотрев водительские права, сказал…

  - Молодцы! Вы умеете быть вежливыми, приветливыми, добрыми, уважаете старших. Это хорошо. Оставайтесь такими же!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка....

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.

Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...