Урок русского языка в 6 классе. "Мастерство М.М. Пришвина-пейзажиста"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Лангуева Марина Леонидовна

Урок русского языка в 6 классе. Развитие речи. "Мастерство М.М. Пришвина-пейзажиста". Анализируя миниатюры М.М.Пришвина, учащиеся раскроют тайны мастерства писателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6-ом классе. Развитие речи.

Тема: «Мастерство М.М.Пришвина-пейзажиста».

Цели урока:

1. Обобщение знаний о тексте (стиль, тип, жанр текста, его тема и идея).

2. Наблюдение над мастерством Пришвина-пейзажиста (выявление авторского мироощущения, осмысление особенностей пейзажных зарисовок М.М.Пришвина).

3. Развитие речевых способностей и эстетического вкуса учащихся.

4. Воспитание внимания к художественному слову, любви  к родной природе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объяснение темы и задач урока.

Эпиграфы к уроку  (сопровождаются показом на экране или доске):

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами.  Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать».

«Никогда весна новая не приходит опять такой, как была, и лето, и осень, и зима новые придут не такими, как были. Вот это новое надо заметить и людям открыть».

«Надо помнить, что лицо природы только тогда покажется в поэме, если согласуешь с ней показ души человека».

3. Чтение и анализ миниатюры М.М.Пришвина «Разговор деревьев» (коллективная работа):

Разговор деревьев.

Почки распускаются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля.

Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи…

Ветер тёплый, и такая тишина, словно что-то в такой тишине должно случиться.  Вот начинают шептаться  между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку – осинку, помахивая веточкой, черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.

Если с нами сравнивать – мы звуками перекликаемся, а у них – аромат.

4. Работа над текстом.

1) Выразительное чтение миниатюры учителем.

2) Задания к тексту:

а) определите стиль и тип текста;

б) о каком маленьком открытии в мире природы рассказывается в миниатюре?

в) каким настроением пронизана картина?

г) какие языковые средства использует писатель для создания словесной картины и передачи своих мыслей и чувств?

5. Повторение литературоведческих терминов.

Что такое эпитет, олицетворение, сравнение?

Эпитет – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему: «Месяц величаво поднялся на небо..»

Олицетворение -  изображение  неживых предметов в виде живых существ: «Вьюга злилась».

Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Н.В.Гоголь: «Чёрт поджаривал… грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на Рождество колбасу».

Задание: найти эти выразительные средства в миниатюре М.Пришвина.

6. Обобщение:

 Деревья, как люди, общаются друг с другом, но не звуками, а запахами. Автор любуется распускающимися деревьями, наслаждается ароматом почек и размышляет о жизни деревьев, о том, как они перекликаются запахами. М.М. Пришвин рассказывает о своём маленьком открытии с любовью и нежностью. Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах: «хвостики, клювики, веточка, осинка» - подтверждают это.

Кроме того, деревья представляются в миниатюре живыми существами, поэтому часто используются олицетворения: «деревья начинают шептаться», берёзы «перекликаются», осинка «зовёт» другую осинку, черёмуха «подаёт» ветку.

В тексте имеется и сравнение деревьев с людьми (в третьем абзаце).

7. Чтение эпиграфов к уроку.

Как эпиграфы соотносятся с содержанием миниатюры?

8. Подготовка к выразительному чтению миниатюры.

Как нужно прочитать текст, чтобы передать настроение, мысли и чувства писателя?

(Темп чтения – замедленный, тон – задушевный, проникновенный)

9. Выразительное чтение миниатюры учащимися.

10. Самостоятельный анализ миниатюр (действие по аналогии; работа в парах).

Текст №1: Иван-чай.

Вот и лето настало, в прохладе лесной заблагоухала белая, как фарфоровая, «ночная красавица», и у пня стал на солнцепёке во весь свой великолепный рост красавец наших лесов – иван-чай.

Текст №2: Ель и берёзка.

Ель хороша только при сильном солнечном свете: тогда её обычная чернота просвечивает самой густой, самой сильной зеленью. А берёзка мила и при солнце, и в самый серый день, и при дождике.

Текст №3: Осинкам холодно.

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.

Текст №4:  Деревья в снегу.

Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а берёза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а берёза плачет.

Текст №5:  Прозрачный лёд.

Хорошо смотреть на тот прозрачный лёд, где мороз не наделал цветов и не закрыл ими воду. Видно, как ручей под этим тончайшим льдом гонит огромное стало пузырей и выгоняет их из-подо льда с большой быстротой, как будто они где-то ему очень нужны  и надо успеть их всех согнать в одно место.

Текст №6:  Пасмурно.

Утро пасмурное. Небо сплошь серое, а потом всё светлеет, яснится, как будто спящий после тяжёлого сна глаза открывает и радуется: то был сон…

Сегодня утро сырое, туманное, пробуждается не скоро, слышит, а глаз не хочет открыть.

Текст №7:  Среди дубов.

В лесу много дубов, но каждый дуб окружён берёзками и осинками.

Любо смотреть, какой независимый и самостоятельный стоит дуб. Только липа не умаляется и стоит рядом с ним женственная, как осина с берёзкой, но независимая, ничем не уступающая дубу.

Текст №8: Река.

Каждый день хожу на берег реки, и чуть небо закроется -  такая она холодная, страшная. А когда небо засветится – как она теперь отвечает радости!

Текст №9:  Лесное зеркало.

В лесной луже на дороге более холодные частицы воды при остывании поднимались на поверхность, и мороз сколотил из них белую плёнку и наузорил на ней какие-то неведомые тропические цветы.

Разве поймёшь, для чего у мороза цветы? А по себе если судить, так всё понятно: мороз замечтался о далёкой тропической стране…

Текст №10:  Первый цветок.

Думал, случайный ветерок шевельнул листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах зарябило, а это показался первый цветок.

11. Обсуждение результатов парной работы учащихся.

Выразительно прочитав текст миниатюры, учащиеся дают краткий анализ миниатюры по вопросам  к тексту, проанализированному коллективно.

Учитель дополняет ответы учащихся (в процессе самостоятельной работы над текстом учитель консультирует учащихся по вопросам, вызывающим затруднения).

12. Обобщение наблюдений учащихся.

Каждая миниатюра М.М.Пришвина – это маленькое открытие в мире природы. Для писателя природа – изменчивая, вечно обновляющаяся стихия. Чтобы заметить эти перемены, нужно быть внимательным и чутким человеком. Свои маленькие открытия писатель объясняет действием «сосредоточенного внимания».

Миниатюры М.М.Пришвина  кратки, лаконичны, но полны смысла и поэзии. Они читаются как стихи. Образные определения (эпитеты), необычный порядок слов(инверсия) создают лиричность миниатюр. Сравнения, сопоставления мира природы с миром человека делают природу ближе, понятнее, роднее читателю. Писатель также часто использует олицетворение, чтобы показать неразрывную связь всего живого.

Сам М.М.Пришвин говорил о своих произведениях так:

«Мои книги – это бесконечная радость маленьких открытий».

13. Творческая работа учащихся (по выбору):

а) напишите о своём маленьком открытии в мире природы;

б) напишите изложение по прочитанной вами миниатюре;

в) подберите самостоятельно и выучите наизусть одну из миниатюр М.М.Пришвина;

г) иллюстрируйте понравившиеся миниатюры.

14. Подведение итогов, выставление оценок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...