Внеклассное мероприятие "Путешествие по станциям изученных правил" для 5-7 классов
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Чжань Татьяна Андреевна

Обобщение  изученного материала по основным разделам русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_stantsiyam.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Путешествие по станциям изученных правил для 5-7 классов

Викторина проводится в рамках предметной недели по русскому языку.

Цели:

  1. Образовательные: обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация); формировать умения применять полученные знания на практике.
  2. Развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся; стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познания окружающего мира, человеческих ценностей
  3. Воспитательные: через использование групповой формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат команды, содействовать сплочению детского коллектива.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

Класс делится на 3 команды. Желательно поделить учеников самому учителю, либо предоставить на выбор 3 карточки разного цвета и предложить ученикам. Цвет карточки определяет команду. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.

За правильный ответ учитель даёт смайлик весёлый, за неполный ответ – спокойный смайлик.

2. Вступительная часть.

- Мы отправляемся с Вами в путешествие, название которого вам нужно отгадать, для этого выполните задание: «Соберите слово из букв: И,Л,Г,Н,И,В,Т,С,К,И,А».

Ответ: ЛИНГВИСТИКА.

Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке).

3.Основная часть.

1.СТАНЦИЯ –ФОНЕТИКА

Как называется раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы (фонетика). Учитель читает загадки.

Загадки 5 класса

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома - на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

(Портфель)

Тороплюсь я нынче

С улицы домой:

Ждёт меня дома

Рассказчик немой.

(Книга)

Без крыльев, а летит,

Без языка, а говорит.

(Письмо).

Без ног приходит,

      Без языка рассказывает.

      (Письмо)

Белое поле, чёрное семя,

Кто его сеет, тот разумеет.

(Школьная доска)

На столе передо мной

Закрутился шар земной:

Арктика, Экватор, Полюс, -

Уместил всю землю…

(Глобус)

Хоть я и не прачка, друзья,

Стираю старательно я.

(Резинка)

То я в клетку, то в линейку,-

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Называюсь я …

(Тетрадь)

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел).

Загадки для 7 класса

Я один говорил,

Это был монолог.

Собеседник вступил,

Стала речь —... (диалог)

Она выражает значение слова

И называется просто — ... (основа)

Ты части речи те — союз,

Предлог, частицу, — помни.

Ты, школьник, намотай на ус,

Названье их запомни.

Зовутся не волшебные,

А проще. Так:... (служебные)

Часть текста в учебнике нам не в новинку:

То, может, абзац, может быть, половинка.

Такой вот из текста любого «обрывок»

Мы все называем понятно — ... (отрывок)

Если текст вдруг незаконченный,

Вместо точки стоит... (многоточие)

Зовут его крылатым словом,

Его значенье всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Его зовем... (фразеологизмом)

Есть суффикс, стоящий за окончанием,

Он носит другое, сложнее название.

Особый суффикс «СЯ» или «СЬ»

Мы называем... (постфикс)

Этим словом называется

Тот, к кому мы обращаемся,

И, без всякого сомнения,

Это слово — ... (обращение)

Мы давно позабыли такие слова:

«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.

Редко встречаются, не надоевшие,

Эти слова мы зовем... (устаревшие)

Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.

2. СТАНЦИЯ –СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

-Ребята, выполните задание: подберите однокоренные слова к слову «дать».

Ответ: выдать, подать, поддать, задать, сдать, передать, обдать.

-Какой способ образования слов?

Подходим к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

3. СТАНЦИЯ-ЛЕКСИКА

Отгадайте шарады.  Вариант 1

1. Команда. Какое животное ходит во фраке?     (Рак - фрак)

2. Команда. В состав какого молочного продукта входит коровий рог? (Творог)

3. Команда. Какой овощ всегда с собою носит черепаха? (Репу - черепаха)

Отгадайте шарады.  Вариант 2

1. Команда.  Какое животное жить не может без уроков? урок)

2. Команда. С каким знаком препинания неразлучны все ласточки? (С точкой - ласточка)

3. Команда.  Где всегда прячется лев: справа или слева от вас? лева)

 - Поехали дальше.

Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.

  1. СТАНЦИЯ-ФРАЗЕОЛОГИЯ

-Конкурс капитанов «Укажите значение фразеологизма» (Правильный ответ выделен жирным шрифтом)

1).Укажите значение фразеологизма «задирать нос»

А) Не слушаться.

Б) Баловаться.

В) Исчезать.

Г) Зазнаваться.

Д) Не задумываться.

2). «Глазом не моргнуть».

А) Не задуматься.

Б) Исчезнуть.

В) Не слушаться.

Г) Баловаться.

Д) Медлить.

3). «Отбиться от рук».

А) Зазнаваться.

Б) Не задумываться.

В) Исчезнуть.

Г) Баловаться.

Д) Не слушаться.

-Следующая станция.

Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.

  1. СТАНЦИЯ-ОРФОГРАФИЯ

- Вставьте пропущенные буквы.

Ав..кадо, алг..ритм, б..калавр, гл..диатор, д..ндрарий, к..н..патый, м..ринист, прокл..мация, в..н..грет, г..рельеф, заб..тонировать, к..л..нча, к..рогаз, к..мп..новать, люм..н..сценция, ф..соль, б..кл..жан, г..рпун, гр..м..здить.

Ответы: Авокадо, алгоритм, бакалавр, гладиатор, дендрарий, конопатый, маринист, прокламация, винегрет, горельеф, забетонировать, каланча, керогаз, компоновать, люминесценция, фасоль, баклажан, гарпун, громоздить.

-Подъезжаем к следующей станции.

Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.

  1. СТАНЦИЯ-МОРФОЛОГИЯ

-Выпишите из задания словосочетание, где нет ошибок  в образовании форм слов.

1. Более нужнее, обои брата, испеки пироги.

2. Белый тюль, большой мозоль, ихний брат.

3. Скучаю по вас, вкусные торта, ягода эта слаже.

4. Нет местов, согласно приказа, трое детей.

5. Более моложе, тонна помидоров, килограмм Яблоков.

6. Кладите на место, обоих книг, десять грамм.

7. Более красивее, скоро выбора, договоры подписаны.

Ответы: 1. Более нужнее, обои брата, испеки пироги.

2. Белый тюль, большой мозоль, ихний брат.

3. Скучаю по вас, вкусные торта, ягода эта слаже.

4. Нет местов, согласно приказа, трое детей.

5. Более моложе, тонна помидоров, килограмм Яблоков.

6. Кладите на место, обоих книг, десять грамм.

7. Более красивее, скоро выбора, договоры подписаны.

-Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения?

  1. СТАНЦИЯ-СИНТАКСИС

- Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложения.

1. Вот взошла луна златая. (А.Пушкин)

2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А.Блок)

3. Весь мир- теарт, и люди в нём – актёры. (В.Шекспир)

4.Пусть заболею, даже умру – вот тогла они не простят себе, что не подарили мне щенка. (А.Линдгрен).

5. Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь. (Пословица)

6. А не посидеть ли нам за чаем? (А.Чехов)

- Прочитайте сочетания слов. Из данных вариантов сочетаний слов выберите сначала те, которые, по вашему мнению, являются словосочетаниями, а затем те, которые можно назвать предложениями:

1. лес тёмный;                                                         4. пошли в лес;

2. лес потемнел;                                                      5. сразу пошли;

3. тёмный лес;                                                         6. решили и пошли.

-Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания?

  1. СТАНЦИЯ-ПУНКТУАЦИЯ

- Записать предложение, расставить  знаки препинания, выполнить пунктуационный разбор.

А) Жизнь интересна везде в пустыне и в тундре и в тайге и в горах.

Б) Я всегда удивлялся как изменяет и украшает природу снег.

В) Лес наше спасение от засух и суховеев.

- Итак , наше путешествие сегодня подошло к концу. Понравилось Вам?

Удачных путешествий по науке ЛИНГВИСТИКА.

4.Заключительная часть.

Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество смайликов), награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по станциям для учащихся 5-х классов "Путешествие по математической Галактике"

Игра проводится с целью приобщения школьников к миру математики, их адаптации  в математической среде, ознакомления с информацией находящейся за страницами учебника математики....

Игра по станциям для учащихся 2-4 классов «Путешествие в страну Мультфильмов»

Методическая разработка игры, целью которой является организация детского досуга в каникулярный период. ...

Математическая игра "По станциям" для учащихся 5-6 классов

Школьникам 5-6 классов свойственно чувство коллективизма, у каждого есть желание участвовать в жизни класса в качестве его полноправного члена. Дети стремятся к общению,  хотят участвовать в совм...

Игра по станциям "Путешествие в Русландию" 5 класс

Проверка знаний учащихся по русскому языку и их смекалку....

Внеклассное мероприятие по теме "Изучение семейных традиций,обрядов и праздников.Зимние праздники".

       Методическая разработка представляет собой методику проведения внеклассного мероприятия по теме «Праздники, обряды и традиции. Зимние праздники»....

Внеклассное мероприятие по физике и химии для 8 класса: игра по станциям «Безопасная ФизХимляндия»

Данное мероприятие позволяет закрепить основные знания по теме «Электричество», закрепить знаня по темам: «Простые вещества и смеси», «Химические формулы».Способств...

«Интегрированный урок/занятие» Внеклассное мероприятие по математике и информатике Игра по станциям «Математическое путешествие» для 7 классов

Внеклассное мероприятие по математике и информатикеИгра по станциям «Математическое путешествие» для 7 классовВведение: По новым ФГОСам у обучающихся должны формироваться информационно-ком...