"Дифференцированная работа на уроках русского языка"
статья по русскому языку по теме

          Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль, отсутствие должной аргументации.

        Долголетний опыт работы показал, что поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах.    Традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, так как работа на уроках проводится в основном  на среднего ученика, сильное и слабое звено упускается, талантливые дети не развиваются, в результате - успеваемость и качество знаний учащихся недостаточно высокие. Поэтому я в своей работе применяю дифференцированный подход в обучении, учитывая индивидуальные способности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 11 г. БОР Нижегородской области

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ

 РУССКОГО ЯЗЫКА

МАРАСАНОВА М. Т.

 

                                                                                                                                                         

            

          

                                                           2014

     Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль, отсутствие должной аргументации.

             Диагностика, проводимая мною, показала, что в классах, где я работаю, не все учащиеся умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделять главную мысль учебного текста, свертывать информацию до ключевых слов или развертывать ее до полного объема. Учащиеся не любят писать сочинения, так как слабо владеют языковыми средствами и не умеют правдиво высказать свое мнение по тем или иным проблемам. Речь учащихся небогата с точки зрения лексического запаса, так как мало читают, не умеют собирать материал для творческих работ, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям и мечтам в по-

 ступках реальных людей, а также умению интересно рассказывать. Это влечет за собой снижение качества знаний и уровня обученности учащихся.

На уроках русского языка учащиеся не активны и отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей, не могут дать оценки своей работы и товарищей.

             Долголетний опыт работы показал, что поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах.    Традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, так как работа на уроках проводится в основном  на среднего ученика, сильное и слабое звено упускается, талантливые дети не развиваются, в результате - успеваемость и качество знаний учащихся недостаточно высокие. Поэтому я в своей работе применяю дифференцированный подход в обучении, учитывая индивидуальные способности учащихся.

             Если труд непосилен, он угнетающе действует на психику, дети теряют веру в себя и часто вообще отказываются выполнять даже посильную работу. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание - лень. Увеличение тренировочных упражнений на уроке, использование разных их видов не решает проблему обучения «слабых», нужна другая форма работы.

Если учитель ориентируется на уроке на средних и слабых учеников, это ведет к снижению уровня преподавания, сдерживает развитие познавательных способностей наиболее сильной группы школьников. Они теряют интерес к учению, который требует от них умственного напряжения.

             Положительного результата в учебно-воспитательном процессе можно добиться, учитывая индивидуальные способности и возможности каждого ученика. А так как уровень  знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаков, то на уроке  необходим особый подход в обучении.

            

             Дифференцированный подход к обучению осуществляется наряду с фронтальным обучением и способствует глубокому усвоению учебного материала всеми учащимися и развитию их умственных способностей в соответствии с их возможностями.

       Дифференцированный подход – это основа индивидуально  ориентированной системы обучения, позволяющей учитывать  индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

            Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

             

     В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:

  • по образовательным целям;
  • по уровням выполнения заданий;
  • по времени обучения, времени выполнения заданий;
  • по содержанию обучения;
  • по последовательности учебного материала;
  • по структуре учебного материала;
  • по подходам к обучению;
  • по видам учебной деятельности;
  • по способам применения заданий;
  • по оценке деятельности.

             Таким образом, дифференцированное обучение - это такое построение системы обучения, при котором учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее гомогенные (относительно однородные) группы (либо в малые группы внутри класса - внутренняя дифференциация, либо в целые классы, даже школы - внешняя дифференциация) для отдельного обучения (постоянно или временно) по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам.  Этот подход гарантирует усвоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности.

Выделяют две основные формы организации дифференцированного обучения: внутреннюю и внешнюю дифференциации.

             Внешняя дифференциация обучения — это основная форма дифференцированного обучения учащихся, которая предполагает создание относительно стабильных групп и профильных классов, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются. Стабильные группы профильных классов учащихся формируются на основе определенных критериев, таких, как познавательные интересы, общие и специальные способности, достигнутые в обучении результаты и успеваемость, проектируемая профессиональная деятельность и т.д.

             Сущность внешней дифференциации обучения заключается в такой направленной специализации образования, в области устойчивых познавательных интересов, склонностей и  способностей учащихся с целью создания условий для их максимально-индивидуального развития.  Методы обучения учащихся имеют специфику, связанную с интересами, склонностями и способностями учеников к избранным ими предметам.  Эта специфика выражается:

  • в большем объеме самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой при изучении нового материала, решении задач, выполнении экспериментальных и творческих заданий;
  •  введение лекционно-семинарской системы преподавания, введения тематических зачетов и укрупнения блоков усвоения учебного материала;
  • в усилении  индивидуальной работы учителя с учащимися (на уроках и во внеурочное время);
  • в создании  особой атмосферы доверия, сотрудничества, настроя на учение, длительную умственную деятельность и труд.

Характерной особенностью работы в этих классах является перенос центра тяжести с обучения на учение как самостоятельную проработку и усвоение информации, овладение учебными умениями и навыками. Учитель оказывается уже не единственным и даже не основным источником информации, а, прежде всего, организатором самостоятельной работы учащихся и их консультантом.

Внутренняя дифференциация представляет собой различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс), подобранной по случайным признакам. Эта форма основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся.  Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.

Особенность внутренней дифференциации на современном этапе - ее направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении (что традиционно для школы), но и на одаренных детей. Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей учащихся (дифференцированный подход), так и в системе уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения.

Традиционно сущность внутренней дифференциации состояла в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т.д.  Как правило,  выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих – очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многим факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Нельзя не согласиться с известным психологом Н.А.Менчинской  в том, что «эффект обучения зависит не толь от содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников»1.

Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы (варианты) по уровню обученности.  Еще К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой. Он писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение».2

               Характерные особенности групп (вариантов) и задачи по работе с ними:

                1 вариант-  учащиеся  с высокой   успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний , высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются  от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности.  Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.

Цель обучения - воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.

2 вариант–учащиеся  со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников и постепенного перехода части из них на работу по 1 варианту.

Цель обучения - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

3 вариант–учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, не говорят, плохо запоминают и т.д.)

Цель обучения - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока I и 2 варианты работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно.

Значительную трудность для учителей при подготовке к дифференцированной работе представляет 3 группа школьников - дети со стойкой пониженной успеваемостью. Работа с этими учащимися представляет для учителя наибольшую трудность. Здесь главная задача - развитие умственных способностей. Необходимо постепенно учить ребят сравнивать явления, находить черты общего и различия, сопоставляя, обобщая, находить главное. В работе с ними широко применяется письменные инструкции-алгоритмы, образцы рассуждений, таблицы. Особенно важна работа по развитию речи, так как запас слов у них беден, конструкции предложений примитивны.

Необходимы постоянные упражнения в связных высказываниях (по данному плану, схеме, опорным словам). Объяснение нового материала должно быть более детализированным, развернутым, опираться на наглядность, практическую деятельность ребят. Учитывая особенности памяти этих детей, необходимо постоянно возвращаться к изученному правилу, повторять его, доведя до автоматизма. Работа е этой группой требует большого терпения, тактичности со стороны учителя, так как продвижения и успехи этих детей чрезвычайно медленны.

У слабоуспевающих учащихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма, вычислений. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина.

Учителю необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке.  Рекомендуется сделать акцент на более тесную связь обучения с жизненным опытом этих школьников, который у них нередко шире, чем у других, то есть, попробовать вовлечь их в экспериментальную, практическую работу, которая их интересует больше, чем теоретические знания.  Учащимися нужно  управлять, поддерживать внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения в трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в усвоении.  Необходимо оказывать дифференцируемую помощь слабоуспевающим по выполнению тех же самых упражнений, которые делает большинство, а также быть для школьников консультантом при выполнении заданий, предлагать самим стать своими помощниками.

В педагогике разработана система методов и приемов работы, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.  Применяются  различные виды дифференцированной помощи:

1)  Работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания.

2) Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

3) Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.

4) Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.

5) Использование слабыми учащимися при ответе составленным дома планом изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.

6) Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.

7) Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.

8) Предоставление времени для подготовки к ответу у доски (краткая запись, использование наглядных пособий).

9) Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.

10) Указание правила, на которое опирается задание.

11) Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).

12) Указание алгоритма выполнения задания.

13) Указание аналогичного задания, выполненного раньше.

14)Объяснение хода выполнения подобного задания.

15) Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

16) Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

17) Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.

18) Выдача ответа или результата выполнения задания.

19) Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

20) Постановка наводящих вопросов.

Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат: дети ждут с нетерпением таких уроков, сильные подбирают ценный дополнительный материал из научно-популярной, энциклопедической и другой литературы не только к изучаемым темам, но и идут с опережением.

Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо соблюдение некоторых условий. Это и разноуровневая  деятельность на уроках.

       Что нужно учитывать, дифференцируя работу с учащимися?

* Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.

* Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения.

*Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.        

  Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый решает их на своем уровне.

Класс делится на разные уровни. Дети в каждой группе выполняют свои задания, но при проверке их – слушают в каждой группе  друг друга, ставят задачу - подобное задание будет домашним (например, для 2 варианта или всем), перед каждым заданием конкретно ставить задачи и подводить итоги.

При организации работ по группам важно установить доверительные отношения, использование авторитарного стиля вызывает недоверие учеников к учителю, боязнь.

Развивать устойчивое внимание, так как нужно быстро переключаться от одного вида работ к другому (по вариантам).

Формировать навыки самостоятельной работы и ответственность за результаты своей работы (выход на результат обязательно), что поможет обрести уверенность в своих силах.

Использование технологии дифференцированного обучения заставляет пересмотреть   основные требования к организации уроков русского языка. 

-Тема, место урока в теме.

- Постановка конкретных задач урока по теме.

- Работа на каждом уроке со словом, словосочетанием, предложением, текстом.

- Соответствие объема самостоятельной работы на уроке.

- Работа со словарями.

- Четкое распределение на уроке времени.

- Оценка за соответствующий выполненный объем работы (в устной форме, поурочным баллом).

- Разноуровневое  домашнее задание (по выбору, в соответствии с учебными возможностями).

- Организация самопроверки, взаимопроверки самостоятельно выполненных работ.

- Достаточное использование наглядности, опорных схем, таблиц, технических средств, компьютерных технологий.

- Систематическая организация повторения учебного материала.

- Разнообразие видов заданий на уроках.

Дифференциация может осуществляться:

  • по объему и содержанию работы
  • по приемам и степени самостоятельности
  • при закреплении
  • при повторении
  • при объяснении нового материала (в определенных случаях)

В любом случае перед учащимися ставится единая познавательная задача, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и учебным возможностям. Но все контрольные, срезовые (в том числе итоговые работы по развитию речи) едины для всех вариантов.

Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке может быть различным. Примерную схему урока можно представить следующим образом.

       Структура урока дифференцированного обучения

 

Этапы урока

Класс

(группа)

Содержание работы

Время

1

Весь класс

Совместная постановка цели, задач урока.

2 мин.

2

Весь класс

Лингвистическая разминка (синонимы, антонимы и т.д.; игры, другая словарная работа).

3 мин.

3

1,2,3 группы

Дифференцированное повторение необходимого материала. (Проверка домашнего задания, опорное повторение для нового материала: правило с примерами, объяснением).

7 мин.

4

Весь класс

Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение.

7 мин

5

Весь класс;1,2,3 группы

Образец ответа, рассуждение по схеме-опоре, графическое обозначение, тренировочные примеры или Дифференцированное закрепление (повторное объяснение для 3 группы в случае необходимости).

5 мин.

6

1,2,3 группы

Закрепительные упражнения (индивидуальная работа учителя с 3 группой). Проверка работы каждой группы с участием остальных.

8 мин.

7

Весь класс

Общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная работа, диктант, работа с перфокартой и т. д.

8 мин.

8

Весь класс

Организация проверки задания (само/взаимопроверка и т.д.)

2 мин.

9

1,2,3 группы

Дифференцированное домашнее задание.

3 мин.

На всех этапах отрабатывать орфографию, пунктуацию, речь. Перед каждым  заданием четко ставить задачу и подводить итог. На каждом уроке использовать связные тексты.

Тема урока: Вводные предложения и знаки препинания при них.

Цель (основная): формировать умения находить и составлять предложения с вводными предложениями, различать вводные предложения и вводные слова.

На каждом уроке идет попутное повторение.

1. Орг.момент.

2. Словарная работа.

На данном уроке повторяем правописание на «з» и «с» (в тетради с печатной основой). После предварительного повторения по схеме-опоре 1, 2 группа распределяют слова в два столбика. В левый – слова с приставкой на «з», в правый – с приставкой на «с». 3 группа – вставляют буквы. (1 человек у доски, затем осуществляется проверка работы).

3. Лексическая работа.

Знакомство с новыми словами: симфония, транслировать, лауреат, (слова записываются на доске или табличках). После лексического объяснения значения слов, слова записываются в тетрадь, а чтобы лучше запомнить правописание данных слов, выполняется задание:

1 группа - составить предложения с однородными членами, с обращением или…

2 группа - составить любые предложения.

3 группа – придумать словосочетания.

Проверка устно. (3 человека – по одному из каждой группы)

4. Проверка Д/З:

1 группа – составить с данными вводными словами предложения, индивидуальные задания: сильным - составить связный текст-рассуждение, используя вводные слова.

2 группа, 3 группа – на доске схемы предложений со знаками (самопроверка)

(Пока 1 группу все слушают, один человек у доски, другой выписывает вводные слова и определяет их значения.

Далее 2 группа – 3 группа осуществляют самопроверку, ошибки исправляют.

1 группа записывает предложение, объясняет, расставляет знаки.

Подводится итог. )

5. Основная часть.

1) Работа с текстом сначала проводится устно с целым классом, далее учащиеся получают письменное задание по тексту.

1 группа – выписать предложения с вводными словами, 2 группа – выписать определенную часть, 3 группа – слова с пропущенными буквами (1 человек у доски)

Проверка: 1 группа – устно, а 2 подключается, так как эти предложения у них встречались, 3 группа слушает. Затем проверка у доски 3 группы.

           2) Объяснение нового строится по общим правилам - идет наблюдение, делаются выводы и объяснения.

3) Закрепление.

Упр.273 (вместе начинают) далее 2-3 заканчивают.

1 группа составляет предложение, чтобы данное выражение стало вводным предложением.

Проверка 1 группы устно.

2 группа – самопроверка (или схемы на доске)

6. Рефлексия урока.

7. Д/З также дифференцированное.

Как уже было выше сказано, 1 группа выполняет задания повышенной сложности, но среди сильных ребят есть одаренные, имеющие более высокий уровень подготовки по предмету. Работать с такими детьми считаю обязательным, чтобы не снижать их деловую активность, умственную работоспособность, а также для совершенствования учебных навыков, поэтому даю им задания творческого характера.

Тема урока :  Не  с  наречиями  на  - о (-е)

Цели урока:

Сформировать умения и навыки слитного и раздельного  написания НЕ с наречиями  на  -о (-е); составлять предложения, глее НЕ с разными частями речи.

Развивать умения составлять учебное сообщение по учебной теме, опорный конспект.

Воспитывать у учащихся потребность мыслить, желание добиться успеха в работе.

ХОД УРОКА.

Орг. момент.

Каждый урок – это урок полученных знаний, поэтому работать на уроке нужно  внимательно, дружно, уверенно.

Словарная текстовая работа, подготавливающая к активному усвоению знаний по теме урока.

( тексты на партах, учащиеся работают по вариантам)

I вариант – задания для сильных;

II вариант – для сильных.

Актуализация опорных знаний.

почему включили слова в ответы текста соприкасаться, багровый, кампания, витамины?

какие слова из домашнего упражнения вы включили бы в содержание 2 блока текста?

есть ли в содержании текста слова, которые относятся к той части речи, которую мы сейчас изучаем?

как вы определили, что эти слова – наречия?

   Сегодня на уроке мы снова узнаем из истории слов наречий.

   Сильные ученики рассказывают об образовании слов мельком, пешком, вдребезги.

                Перечислите основные способы образования наречий?

                Как образовались наречия, записанные на доске?

ДОНЕЛЬЗЯ, НАСОВСЕМ, НЕКУДА, НИОТКУДА, КОЕ-КАК, НЕЛЕГКО.

Сообщение темы урока. (тема на слайде)

Вместе с учащимися определяем цели урока., цели дальнейшей работы – научиться грамотно писать НЕ с наречиями, составлять предложения.(слайд)

 Усвоение этого материала не вызовет затруднения, если обратите внимание на таблицу:  (слайд)

Небрежный – небрежно                                 не высоко, а низко

Невысокий – невысоко                                  отнюдь не высоко

Как вы озаглавите таблицу?

Сравните таблицу «Не с наречиями на –о (-е)» И ТЕ ЖЕ ТЕМЫ, КОТОРЫЕ ПОВТОРИЛИ К СЕГОДНЯШНЕМУ УРОКУ («Не с сущ. и прил.») К какому выводу нас приводит?

 (правило такое же )        

Составим учебное сообщение «Не с сущ,  прил, , нареч. На –о (-е)»

Запись в тетради краткого опорного конспекта.

   СЛИТНО                                                     РАЗДЕЛЬНО

1.не употребляется без не                               1.есть противопоставление

2.нет противопоставления                              2. есть слова никогда, ничуть…

3.нет слов отнюдь, вовсе…

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

Чтение параграфа 14.

IV. Применение новых знаний.

Выполнение заданий по вариантам.

I вариант – задания для сильных;  упр.103 (1,2,3)

II вариант – для сильных.  УПР 103 (4,5)

СИЛЬНЫЕ УПР 107 И ГОТОВЯТ ВЫВОД: В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕТ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ПРИ НЕ С НАРЕЧИЯМИ.

      Работа у доски  (слабые)

Поздняя осень. Небо хмурится, Солнышко иногда пробивается сквозь тучи, но светит далеко нерадостно. И на душе не весело, а грустно.

      Работа у доски  (слабые)

Сравнить два предложения.

1.В незнакомом месте ныряйте неглубоко.

2. Озеро около нашей деревни неглубоко.

Сильные – творческое задание по учебнику. Упр.104. (!ч.,2ч.)

Выборочная проверка выполнения творческих заданий.

V. Итог урока.

 Усвоили новую тему? Ответить используя не с наречиями. (нетрудно, нелегко на уроке, )

VI. Сообщение о домашнем задании.

       Параграф 14, упр.108 слабым,

Текст с заданиями сильным.

1 Текст: исправьте ошибки, где необходимо

1) говорить не уверенно, 2) дома не освещены, 3) неробкий, а смелый

4) платье  вовсе неузко,5) нерешенные мною вопросы, 6) крайне неудачное выступление, 7) остановился неожиданно.

      Дифференцированный подход к обучению даёт  положительные результаты:

  • уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически  трудно учиться в рамках обычной программы;
  • решается проблема неуспеваемости, потому что каждый ребенок учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;
  • становится реальностью усвоение каждым образовательного минимума.

Используя дифференцированный подход в обучении, я заметила динамику развития учащихся по следующим показателям:

  • интерес к учению;
  • поиск познавательной деятельности;
  • развитие общения друг с другом;
  • взаимообучение и самообучение;
  • любовь к родному языку.

 За последние годы моей работы  значительно выросли уровень обученности и качество знаний. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

     1. Лаврентьев В.В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением.//Завуч №1 2005.

     2. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе .М. 1998.

     3. Рыжова В.Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников.// Завуч №8 2003

    4.Селевко Т.В. Современные образовательные технологии. М 1998.

  1. Скрипченко Т.И. Использование внутриклассной дифференциации как средства диагностики учебного процесса.// Завуч №8 2005
  2. Фролова Т.Я. Организация дифференцированного подхода при обучении правилосообразным  действиям. //Русский язык в школе №5 2003

      7. Щипулина Л.И.Управление процессом дифференцированного обучения в основной общеобразовательной школе адаптивного типа.//Завуч №6 2007.

       8. Яренкова Т.Н. Задания для дифференцированного подхода. //Русский язык в школе №3  2005

     

                                                                                         

Задания для дифференцированного подхода

Первое упражнение даётся для сильных учащихся; второе – для средних; третье – для слабых.

Тема «Буквы з и с на конце приставок»

1. Найдите лишнее слово:

низкий, низвергать, ниспадать;

расчет, растут, раздать;

сжать, здание, здравница;

воззвание, восстание, восток.

2. Выпишите слова, в которых приставки меняют написание в зависимости от того, перед какой буквой в слове они стоят.

Объединил друзей, оттолкнулся руками, сбиться с пути, беззвучно плачет, расстилается по земле, съезжает далеко, рассчитывать время, испечь пирог, сделать хорошо, бесшумный мотор.

3. Вставьте буквы, графически объясните их написание.

Во..глас, ра..писание, бе..шумный, ра..жигать, и..кусить, ра..пилить, и..лучать, в..дыхать, в..крикнул.

Тема «Буквы ё – о после шипящих»   ( 7 класс)

1. а) Составьте текст, используя в нем слова с буквами ё и о после шипящих  в разных частях речи и морфемах.

б) Составьте текст, в котором необходимо выбрать правильное написание слов с буквами ё и о после шипящих.

2. Вставьте пропущенные буквы, сгруппируйте слова разными способами.

Береж..т, снеж..к, галч..нок, с мяч..м, реш..нный, беж..вый, испеч..т, свеж.., ещ.., ж..лудь, ж..нглер, чарующ.., ш..рох, больш..го, ш..в, овраж..к, плюш..вый, еж..вый, ш..колад, ноч..вка, ож..г руку, стаж..р, чащ..ба.

3. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание.

Ч..рный, стереж..т, щ..лочь, сильный ож..г, плащ..м, руч..нка, ш..ссе, с товарищ..м, свеж..го (хлеба), больш..й, кипяч..ное молоко, парч..вый капюш..н, груш..вый, лапш..й, расч..ска, полуш..пот.

Диагностика знаний

Задания первого уровня требуют воспроизведения материала;     второго - направлены на применение знаний и умений в новой ситуации;   задания третьего уровня рассчитаны на учеников, проявляющих самостоятельность.

Тема «Лексика»    ( 6 класс)

I уровень:

1) Распределите слова по группам:   в первую группу выпишите заимствованные слова, во вторую – устаревшие.

Император,  караван,  километр, конка,  кольраби, акварель,  приказчик,  праздник,  светлица,  роскошь,  биография,   лапоть,  гамма,   грузовик.

2) Приведите примеры профессиональных слов.  К одному из слов сделайте словарную помету.

3) Подберите синонимы к словам   темнота,  страна,  пурга и антонимы к словам вспыльчивый,   свежий,  ночной.

II уровень

1) Найдите омонимы:

скосил  траву  -  скосил глаза;

графин  из стекла  -  вода стекла;

клуб дыма – новый клуб;

печь пироги – русская печь;

побелил потолок – потолок картошку;

лечу зверей – лечу в Москву.

2) Подберите синонимы и антонимы к прилагательным, учитывая лексическое значение слов: свежий (ветер, краска); мягкий (хлеб, характер); сладкое  (яблоко, высказывание).

III уровень

1) Замените словами  - синонимами фразеологические обороты: носить на руках,  Фома неверующий,  водить за нос,   в час по чайной ложке.

2) запишите фразеологические обороты, в которых встречаются  числительные или имена собственные.

3) Найдите в произведениях Н.Некрасова («Крестьянские дети»),  М.Лермонтова («Бородино»),  К.Симонова («Сын артиллериста»)  фразеологические обороты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках русского языка.

Урок по теме:"Сложное предложение. Виды связи между частями СП". Разработан на основе УДО. Использование этой технологии позволяет существенно повысить положительную мотивацию учения у детей, сделать ...

Особенности дифференцированного обучения на уроках русского языка в вечерней школе

В вечерней школе наряду с уроками существует  специфическая форма организации учебной работы – индивидуальные консультации,  в процессе которых осуществляется  ...

Дифференцированное обучение на уроках русского языка в средней школе

Методическая разработка содержит теоретические и практические рекомендации по организации дифференцированного обучения русскому языку на уроках в среднем звене....

Доклад "Дифференцированный подход на уроках русского языка в основной школе"

Обобщение педагогического опыта по применямой технологии дифференцированного подхода...

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы.

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей и  умений.  Как...

мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...