Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Урок написания сжатого изложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-napisanie_szhatogo_izlozheniya.docx14.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

9 класс

Тема: Подготовка к написанию сжатого изложения в

            формате ОГЭ

     Цель:

подготовка к написанию сжатого изложения,

Задачи:

отрабатывать навыки написания сжатого изложения,

научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания,

обогащать словарный запас, совершенствовать устную и письменную речь,

воспитывать потребность в правильной и грамотной речи.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Сядьте те , кто доволен своей домашней работой.

- А что тебя огорчило?

- Чем ты не доволен?

II. Постановка целей урока. Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.

- Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.

- Итак, что такое текст?

- Какие виды связи предложений в тексте вам известны?

- Что такое тема текста?

- На какие группы стилей делится наша речь?

- Что такое идея текста?

- Когда, где, при каких обстоятельствах мы используем разговорный стиль?

- Назовите книжные стили и суть их употребления?

- Как различают типы речи?

- Как вы понимаете слово "сжатый"?

- Каково, по-вашему, значение этого слова?

(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

- Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них?

1. Исключение:

- исключение повторов;

- исключение одного или нескольких из синонимов;

- исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена сложноподчинённого предложения простым;

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением.)

III. Подготовка к написанию изложения.

- Давайте вспомним, каков алгоритм работы сжатия текста на экзамене? 

(- Первое прослушивание текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

- Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).

- Второе прослушивание текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

- Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.

- Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию.

- Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.

V.Приступим к работе на черновике.

V1.Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...