Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов
рабочая программа по русскому языку на тему

Сенчукова  Юлия Сергеевна

Рабочая программа основного общего образования учебного курса «Русский язык». Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.Срок освоения 5 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_5-9.docx98.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Одоевская  средняя общеобразовательная школа
Шарьинского муниципального района
Костромской области

Рассмотрено
на заседании РМО
учителей русского языка и литературы

        

Согласовано
заместитель директора по УВР
____________ Е.Н.Тюшина

Утверждено
директор школы
____________ О.Л.Сазанова

Рабочая программа основного общего образования

 учебного курса «Русский язык».

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

срок освоения 5 лет


1.Пояснительная записка

Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе следующих документов и материалов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года, приказа  Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
  • Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.
  • Учебный план Одоевской средней школы на текущий учебный год.
  • Программа для общеобразовательных учреждений:  Русский язык.. 5-9 классы. Авторы программы: В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Л.Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2010.

Цель:  курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

-  приобретение и систематизация знаний о родном языке;

  • овладение функциональной грамотностью;
  • расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
  • овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;
  • овладение орфографией и пунктуацией;
  • формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;
  • формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.

2.Общая характеристика учебного предмета

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Класс

Предмет

Содержание

Количество

часов

К.р.

Р.р.

Всего

5

Русский язык

О языке

2

Вводный курс

68

Орфография

1

7

Морфология и орфография

2

2

19

Синтаксис и пунктуация

3

4

30

Основной курс русского языка

92

Фонетика. Орфоэпия. Графика

1

4

Орфография

1

14

Морфемика. Орфография

2

6

33

Морфемика и словообразование

3

4

Лексикология. Фразеология

1

3

20

Систематизация и обобщение изученного в 5 классе

1

8

Итого:

15

11

170

6

Русский язык

Общие сведения о языке

1

Повторение изученного в 5 классе

1

1

3

Морфология. Части речи

2

Основной курс

173

Имя существительное

1

17

Глагол

4

8

35

Имя прилагательное

2

6

30

Имя числительное

2

1

15

Наречие

2

4

22

Местоимение

2

5

17

Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса

2

2

19

Итого:

15

25

204

7

Русский язык

Общие сведения о русском языке

1

Систематизация изученного в 5-6 классах

2

4

Причастие

2

11

30

Деепричастие

1

5

14

Служебные части речи

56

Предлог

1

4

11

Союз

1

4

16

Частица

1

12

Междометие. Звукоподражательные слова

2

4

Повторение и систематизация изученного в 7 классе

1

3

6

Итого:

7

29

136

8

Русский язык

Общие сведения о языке

2

Повторение изученного в 5–7 классах

1

2

6

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание

2

7

Главные члены предложения

1

4

10

Второстепенные члены предложения

1

1

8

Односоставные предложения

1

1

10

Простое осложнённое предложение

2

11

30

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

1

1

Итого:

7

21

102

9

Русский язык

Общие сведения о языке

3

Повторение изученного в 5-8 классах

3

4

Сложное предложение

1

ССП

1

2

6

СПП

1

7

14

Бессоюзное сложное предложение

1

2

5

СП с разными видами связи

1

2

3

Предложения с чужой речью

1

1

6

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах

2

2

Итого:

5

16

66

3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Цели обучения

 Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи обучения

Эти цели обусловливают следующие задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Формы обучения: урок-беседа, урок-лекция, урок-диалог, урок-зачет. Основные формы организации учебного процесса в 5 классе - традиционный урок. Преобладающие формы текущего контроля знаний и умений -  словарный диктант, диктант, сочинение, изложение, зачет, тест, проверочная работа

Методы и приёмы  обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  •  различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический,  речеведческий);
  •  виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
  •  составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
  •  наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Технологии обучения

Элементы: технология проблемного обучения, развивающее обучение, дифференциация, личностно-ориентированное обучение, проблемно-поисковое обучение, компьютерные технологии.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования.

5 класс

170 часа

6 класс

204 часа

7 класс

136 часов

8 класс

102 часа

9 класс

66 часов

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

4.Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

1)Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

I. Учащиеся должны знать/понимать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

II. К концу 5 класса учащиеся должны уметь:

· разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

· разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

·  соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределых изученного материала.

По орфографии:

·  находить в словах изученные орфограммы;

·  находить орфографические ошибки и исправлять их;

·  правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации:

·  находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи:

·  определять тему и основную мысль текста, его стиль.

· подробно и сжато  излагать повествовательные тексты ( втом числе с элементами  описания предметов, животных).

·  составлять простой план исходного и собственного текста.

·   Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

·   Совершенствовать содержание языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным языковым материалом).

· Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

·  Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

·   Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

2)Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен: 

знать/понимать:

- определения изученных в 6 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий;

- орфографические, пунктуационные правила; 

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АУДИРОВАНИЕ:

- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;

-  определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;

- вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
ЧТЕНИЕ:

- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания;

-   дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;

-   разбивать текст на составные части и составлять сложный план;

-   самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

-    прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);

- выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;
ГОВОРЕНИЕ:

-   пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;

-  подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты;

-сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

-   строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;

-   соблюдать последовательность и связность изложения;

ПИСЬМО:

- подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;

- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

-   строить письменные высказывания на заданную тему;

-   соблюдать последовательность и связность изложения;

-   собирать материал к сочинению и систематизировать его;

-   составлять сложный план и на его основе создавать текст;

-   использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

-   употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;

-  исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;

ТЕКСТ:

-   определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста;

- определять вид связи и средства связи предложений в тексте;

-  устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

-   проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

-   использовать транскрипцию;

-   правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;

-   пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

-   выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;

-   давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;

-   выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

-   различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

-   составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

-   давать комментарии к словообразовательному гнезду;

-  объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться слово образовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;

-  употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

-   толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

-   подбирать синонимы и антонимы;

-   выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;

-  пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);

- анализировать примеры использования слов в переносном значении;

- проводить лексический разбор слова;
МОРФОЛОГИЯ:

-  указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;

-   уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

-   опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;

ОРФОГРАФИЯ:

- обнаруживать  изученные орфограммы  и объяснять  написание соответствующих слов;

-объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;

-  свободно пользоваться орфографическим словарем;

- владеть приемом поморфемного письма;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

-  составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

-   анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

-   определять синтаксическую роль изученных частей речи;

-   правильно применять изученные пунктуационные правила;

-  устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения;

-   строить пунктуационные схемы предложений;

-   самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

3)Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

            В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать: 

-     роль русского языка как национального языка русского народа,

-     государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

-     смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог;

-     сфера и ситуация     речевого общения;

-     основные признаки разговорной речи, научного, публицистического стилей, языка художественной литературы;

-     признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

-     основные единицы языка, их признаки; 

-     основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,  лексические, орфографические, пунктуационные);

-     нормы речевого этикета;

уметь:

-     различать разговорную речь, научный, публицистический стили, язык художественной литературы;

-     определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

-     опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

-     объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

-     адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;

-     читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения;

-     извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

-     свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

-     воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

-     создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, дневниковые записи);

-     осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

-     владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (обмен мнениями);

-     свободно, правильно излагать свои мысли в устной  и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

-     адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

-     соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;

-     соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

-     соблюдать нормы русского речевого этикета;

-     осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,

-     исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-     осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

-     развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

-     увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка  как средства получения знаний по другим учебным предметам.

4)Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны: 

 знать/понимать 

-определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил,

-обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:    

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной раз новидности языка;

- рецензировать устный ответ учащегося;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- отвечать на вопросы по содержанию текста;

-  слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

-  прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпи графа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

-  пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкции по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

-  адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказывать фрагмент прослушанного текста;

-  пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

-  создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравни тельную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция,  риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

ТЕКСТ:

-  находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

-  распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

-  пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

-  находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, осно ванные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

-  опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

-  объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

-  различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

-  правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

-правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при про ведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

5)Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате изучения русского языка в 9 классе основной школы ученик должен знать

1.  изученные разделы науки о языке;

2.  смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

3.  основные единицы языка, их признаки;

4.  основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

Уметь

5.  объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

6.  определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

7.  опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

8.  адекватно понимать информацию устного сообщения;

9.  читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

10.  воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

11.  осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

12. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

13. свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

14.  соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

15.  соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

16.  соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

17.  владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

18.   извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

6)ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

5.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5 класс

Введение. Общие сведения о языке

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Наука о русском   языке, ее основные разделы. Роль языка в жизни общества.

ВВОДНЫЙ КУРС

Орфография

Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.

Морфология и орфография

Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи.

Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные.

Правописание падежных окончаний.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.

Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Глагол. Морфологические признаки глагола. Правописание гласных перед суффиксом -л - в окончании глаголов. Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа. Глаголы с ться и тся.

Наречие. Различение наречий по вопросу. Правописание наиболее употребительных наречий по списку.

Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др. Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных местоимениях.

Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными.

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.

Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами.

Синтаксис и пунктуация

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Предложения. Грамматическая основа предложения. Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже). Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство). Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами. Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложении с обращением. Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому). Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.

ОСНОВНОЙ КУРС

Понятие о литературном языке

Литературный язык- основа русского национального языка. Нормы литературного языка.

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия

Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Слог.

Правила переноса слов. Ударение. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука. Правописание безударных гласных в корне. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь.Значение букв я, ю, е, ё. Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих. Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и – ы послец.Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь.

Морфемика. Словообразование. Орфография

Понятие о морфемике. Основа слова и окончание. Корень слова. Приставки, суффиксы. Правописание сложных и сложносокращенных слов. Чередование звуков в корне слова. Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием гласных     а — о. Правописание корней с чередованием гласных е— и. Правописание согласных и гласных в приставках. Правописание приставок, оканчивающихся на з (с). Правописание   приставок   роз-    (рос-)   —   раз-(рас-). Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание приставок при- и пре-. Морфемные и словообразовательные словари русского языка.

Лексика и фразеология

Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Историзмы и архаизмы. Неологизмы. Заимствованные слова. Старославянизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы. Толковые словари русского языка.

Повторение

6 класс

Введение

Повторение изученного в 5 классе

Грамматика

Морфология

Понятие о морфологии

Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные части речи

Имя существительное

 Понятие о существительном. Морфологические признаки имени существительного. Правописание ь и ов–ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные. Правила суффикса –ен в существительных на –мя. Словообразование с помощью приставок, суффиксов. Правописание суффиксов -ик, -ек, -ок, -ек; -онк, -еньк после шипящих; -чик, -щик. Правописание не с именами существительными. Правописание сложных существительных.

Глагол

 Понятие о глаголе. Роль глагола в речи. Правописание не с глаголами. Инфинитив. Суффиксы, основа инфинитива. Возвратные глаголы. Правописание –ться, -тся. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Правописание корней –бир- - бер-,-мир- - мер-, - тир - -тер- и др. Наклонение, время  глагола. Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед –л, в глаголах прошедшего времени. Лицо и число глагола. Спряжение. Безличные глаголы. Словообразование глаголов.

Имя прилагательное

Понятие о прилагательное. Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Правописание падежных окончаний. Склонение полных прилагательных. Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих. Степени сравнения имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Правописание не с прилагательными. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Имя числительное

Понятие об имени числительном. Имена числительные простые, сложные и составные. Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входит числительные. Правописание мягкого знака в числительных. Количественные, собирательные, порядковые, дробные числительные. Правописание падежных окончаний имён числительных.

Наречие

Понятие о наречии как части речи. Основные группы наречий по значению. Степени сравнения. Словообразование. Правописание суффиксов –о - -е после шипящих. Правописание ни нн в наречиях на -о. Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-. Дефисной написание наречие с приставками по-, в-, (во-), а также наречий, образованных повтором слов. Слитное и раздельное написание наречий.

Имя состояния

Понятие об именах состояния. Признаки имён состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция – сказуемое в безличных предложениях.

Местоимение

Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение. Роль местоимений в речи. Разряды местоимений по значению и грамматическими свойствами. Личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, определительные, указательные местоимения. Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.

Повторение

7 класс

Общие сведения о языке

Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость.

Морфология

Причастие

Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой формы, их роль в предложении. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего). Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Словообразование действительных причастий. Правописание гласных   в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами -вш- и -ш-. Словообразование страдательных причастий. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание н в кратких формах страдательных причастий. Правописание гласных в причастиях перед нн и н. Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных. Правописание не с причастиями.

Деепричастие   

Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот. Выделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.     

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие 

Служебные части речи

Общее понятие о служебных частях речи.

Предлог

Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи. Разряды предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые и др. Многозначность предлогов. Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные. Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.). Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлоговв течение, в продолжение, вследствие.

Союз

Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях. Правописание    сочинительных    союзов    тоже, также, зато. Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении. Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные. Правописание составных подчинительных союзов. Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).

Частица

Понятие о частицах. Значение частиц. Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение). Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, -ка.

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные

Междометие

Понятие о междометии. Значение междометий в речи. Признаки междометий.

Знаки препинания при междометиях. Звукоподражательные слова.

Повторение

8 класс

Введение

Русский язык – родной язык

Повторение изученного в 5-7 классах

Синтаксис и пунктуация

Понятие о синтаксисе

 Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи.

Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования

Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные препинания. Сочетания знаков препинания.

Словосочетание

Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Цельные словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения. Грамматическая основа предложения. Простые и сложные предложения. Виды предложений по цели высказывания. По эмоциональной окраске.

Простое предложение

Основные виды простого предложения, Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Главные члены предложения. Подлежащие. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы, составное глагольное, составное именное. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Распространенные члены предложения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.

Односоставные предложения

 Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений. Синонимика двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений.

Полные  и неполные предложения

Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении.

Осложнённое предложение

Предложения с однородными членами

 Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных предложений. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

Предложения с обособленными членами

 Понятие об обособленных членах предложения. Общие условия обособления определений. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительным с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями

 Вводные слова. Интонация водности. Разряды вводных слов. Водные предложения. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями. Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Обращение. Роль обращений в речевом общении. Знаки препинания при обращении.

Слова-предложения (1ч).  Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи. Пунктуационное оформление слов-предложений.

Повторение

9 класс

Общие сведения о языке

Повторение изученного в 5-8 классах

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение

Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.

Сложносочиненное предложение

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.

Сложноподчинённое предложение

Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.

Сложное бессоюзное предложение

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.

Сложные предложения (СП) с разными видами связи

 Понятие о сложных предложениях с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах

Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография. Пунктуация. Синтаксис.

Повторение

6. Календарно – тематическое планирование

(смотри Приложение 1)

7. Описание УМК

Рабочая программа составлена на основе дидактического компонента государственного стандарта по русскому языку и авторской программы по русскому языку. 5-9 классы. Авторы программы: В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Л.Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2010.

Класс

Учебник

Рабочая тетрадь

Методическое пособие

5

Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: учеб. дляобщеобразоват.  учреждений /. Бабайцева В.В., Л.Д. Чеснокова. - 17-е изд.перераб.-М.: Дрофа, 2008.-319, [1] с.: ил.

Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой: Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-9 классы / Купалова А.Ю. и другие. - М: Дрофа, 2005.

«Русский язык. Практика 5 класс» под ред. Г.К. Лидман - Орловой. – М.: «Дрофа», 2007. – 284 с.

Никитина Е.И. «Русский язык. Русская речь 5 класс». – М.: «Дрофа», 2009. – с. 222.

6

Бабайцева В.В., Чеснокова «Русский язык. Теория 5 – 9 классы». – М.: «Дрофа», 2007. – 332 с.

Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2010

«Русский язык. Практика 6 класс» под ред. Г.К. Лидман - Орловой. – М.: «Дрофа», 2007. – 284 с.

Никитина Е.И. «Русский язык. Русская речь 6 класс». – М.: «Дрофа», 2009. – с. 222.

7

Бабайцева В.В.,  Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория.5-9 классы. - М.Дрофа,2006

Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика»5-9 классы. –        М.: Дрофа, 2005.

Русский язык. Практика.7 класс / Под ред. Пименовой С.Н.- М. Дрофа,2006

Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7класс. - М.Дрофа,2006

8

Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват.  учреждений /. Бабайцева В.В., Л.Д. Чеснокова. - 17-е изд. перераб.- М.: Дрофа, 2008.-319, [1] с.: ил.

Русский язык.8 класс. Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой / Авт.-сост. М.Е.Кривоплясова.- Волгоград: Учитель, 2005.-269с.

Русский язык. Практика .8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Ю.С. Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова  и др.; под ред. Ю.С. Пичугов.-14-е  изд., стереотип.- М.:Дрофа,2008.-268, [4]с.:ил.

Никитина ,Е.И. Русская речь: Учеб. Пособие по развитию связной речи для 8-9кл. общеобразоват. учреждений / Науч. ред. Бабайцева В.В.-М.:Просвещение,1995.-192с.:ил.

9

Русский язык. Практика .9кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Ю.С. Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова  и др.;под ред. Ю.С. Пичугов.-20-е  изд., стереотип.- М.:Дрофа,2013.-205, [3]с.:ил.

Русский язык.9класс.Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой /Авт.-сост. Т.И.Ермоленко.-Волгоград:Учитель,2005.-144с.

Русский язык. Практика. 9 класс,/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2005

Никитина ,Е.И. Русская речь: Учеб. Пособие по развитию связной речи для 8-9кл.общеобразоват. учреждений / Науч. ред. Бабайцева В.В.-М.:Просвещение,1995.-192с.:ил.

8.Описание учебно – материальной базы по предмету

1)Список технических средств

  1. Мультимедийный компьютер
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Средства телекоммуникации (электронная почта, выход в Интернет).
  4. Сканер.
  5. Принтер лазерный.
  6. Копировальный аппарат.
  7. Экран на штативе.
  8. Телевизор.

Эл.ресурсы

1.Русский язык. 1 С Репетитор. Весь школьный курс.

2.Русский язык. Справочник школьника. 5-11класс.

3.4000 заданий по русскому языку с 1 по 9 класс.

4. Русский язык. Готовимся к ОГЭ.

Таблицы

Русский язык 5 класс  

1.Разделительные Ь и Ъ.

2.Буквы   о-а  в корнях    -лаг-  -   -лож-,  -раст- (-ращ-)  -  -рос-.

3.Буквы и-ы после ц.

4.три склонения имён существительных.

5.Склонение имён существительных.

6.Безударные гласные в окончаниях прилагательных.

7.Правописание   –тся  и –ться  в глаголах.

8.Буквы е-и  в корнях с чередованием.

9.Определение спряжения глагола с безударным окончанием.

10.Спряжение глаголов.

11.Употребление ь на конце слов после шипящих.

12.Однородные члены предложения.

13.Члены предложения.

14.Прямая речь.

Русский язык 6 класс  

1.Чередующиеся гласные в корнях.

2.Гласные в приставках пре- и при-.

3.Не с существительными.

4.Не с прилагательными.

5.Дефисное написание сложных прилагательных.

6.Н и НН  в суффиксах имен прилагательных.

7.Разряды местоимений.

Русский язык 7 класс

1.Причастие как особая форма глагола.

2.Причастный оборот.

3.Действительные и страдательные причастия.

4.Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

5. Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.

6.Деепричастие как особая форма глагола.

7.Деепричастный оборот.

Русский язык 8 класс  

1.тире между подлежащим и сказуемым.

2.Союзы при однородных членах предложения.

3.Обобщающие слова при однородных членах.

4.Предложения с прямой речью.

5.Односоставные предложения.

6.Обособления обстоятельств.

7.Обособление определений.

Русский язык 9 класс  

1.Знаки препинания в ССП.

2.Знаки препинания в ССП.

3.ССП с несколькими придаточными .

4.Пунктуация в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью.

5.Знаки препинания в БСП.

6.Стили речи.

Словари

1. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся/ Лапатухин М.С., Е.В.Скорлуповская, Г.П. Снетова; Под ред. Ф.П.Филина.-М.:Просвещение,1981.-463с.  

2. Ушаков Д.Н.,Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. Школы.36-е изд.-М.: Просвещение ,1981.-224с

3. Грушников П.А. Орфографический словарик :Пособие для учащихся нач.классов.-15-е изд.-М.:Просвещение,1980.-80с.

4. Современный словарь иностранных слов. М.:- «Ладком»-1013.-704с.

5. Словообразовательный словарь русского языка.- М.:ООО «Стандарт»-2014.-768с.

6.Универсальный словарь русского языка. - Спб.: ИГ «Весь»,2010.-832с.

7. Е.А. Быстрова. Фразеологический словарь русского языка: ок. 1 000 единиц / Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: «Астрель»: АСТ, 2008. – 413, [3]c.

8. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2010, - 944с.

9.Толковый словарь русского языка с приложениями / Под ред. В. Бутромеева. – М: РИПОЛ классик, 2008. – 512 с. : ил. – (Карманный БЭС)

10. Ушаков, Д.Н. Орфографический словарь / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков. – 50-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 316, [4]с.

11.словарь синонимов и антонимов для школьников / сост. О.А. Михайлова. – Екатеринбург: У – Фактория, 2007. – 512 с.

12.Словарь иностранных слов для школьника / сост. Л.А. Субботина. - Екатеринбург: У – Фактория, 2007. – 496 с.

2) Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа».

http://www.philology.ru — «Филологический портал».

http://www.gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».

http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия «Википедия».

http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».

http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикой»

http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).

http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»),

http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова».

http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи.

http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку).

http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).

http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка

http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка», изучение русского языка в игровой форме.

http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование).

9.Описание видов контроля и учёта результатов

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

 Степень выполнения учащимсяобщих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Отметка

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.)задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубыеошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

2.полнота раскрытия темы;

3.правильность фактического материала;

4.последовательность и логичность изложения;

5.правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

-богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

-стилевое единство и выразительность речи;

-правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

 

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

10. Контрольно – измерительные материалы с критериями оценивания

(смотри Приложение 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой

Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об...

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения

состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения

содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...