Урок по теме "Какие слова называются местоимениями"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

elena-vasilevna-parshikova

Разработка урока в 6 классе по теме "Какие слова называются местоимениями" по учебнику М.М. Разумовской

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи»

Тема урока: «Какие слова называются местоимениями» *********
Цель урока:

Знать: основные признаки местоимения как части.
Уметь: определять  признаки местоимений,
 находить местоимения в тексте, определять роль местоимений в тексте; правильно их употреблять в речи.

Воспитывать: интерес к предмету.
Тип урока: усвоения новых знаний
Технология: критическое мышление
Оборудование: проектор, раздаточный материал, учебник для 6 класса под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта

ХОД УРОКА

1. Объяснение новой темы

Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы с вами продолжаем изучать раздел «Морфология». Откройте тетради и запишите число и тему.
 Стадия «Вызов» . Тема «Вместо имени». Как иначе сформулируем тему?- «Какие слова называются местоимениями» *********

      Я О СЕБЕ ТАКОГО МНЕНИЯ:

ОГРОМНА РОЛЬ МЕСТОИМЕНИЯ!                    

 Я ДЕЛУ ОТДАЮСЬ СПОЛНА -

      Я ЗАМЕНЯЮ  ИМЕНА!

- Для того чтобы хорошо усвоить тему, нам с вами придется отправиться в путешествие.

Целеполагание.
-А какова будет цель нашего путешествия? (Учащиеся ставят цели урока) 
-Чтобы путешествие было более эффективным, мы с вами сначала заведем «Бортовой журнал».

-Запишите в тетради: «Бортовой журнал» и постройте таблицу на половину страницы. Впишите в левую часть журнала все, что вам известно по нашей теме. (3 минуты)

^ Что мне известно по данной теме


Что узнал (а)

                                                     Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Местоимения изменяются по падежам, родам и числам.

^ В предложении бывают подлежащими, дополнениями и определениями.


Стадия «Осмысление»
Учитель: теперь давайте проанализируем выполненную вами работу (опрос учащихся). 
- А теперь их сравним  с тем, что нам нужно узнать сегодня о местоимении: откройте учебники на странице 164, прочитайте текст упражнения 646. Впишите недостающий материал. (
5 минут)

- А как вы думаете, какую синтаксическую роль могут выполнять местоимения? ( Подлежащее, определение, дополнение). Вписать в бортовой журнал.

2.Практикум

2.1.Мы продолжаем путешествие и переносимся вместе с Алисой в страну чудес. Я сейчас буду читать вам фрагмент из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес». В этом стихотворении много местоимений, а ваша задача выписать их (1 ученик работает у доски)(5 минут).

Я знаю, с ней ты говорил
И с ним, конечно, тоже. 
Она сказала: «Очень мил,
Но плавать он не может».
Здесь побывали та и тот
(Что знают все на свете).
Но, если б делу дали ход,
Вы были бы в ответе.

-Наше путешествие продолжается, и мы с вами переносимся в лабиринты

русского языкознания.

2.2.Возьмите лежащие на столе путевые листы и впишите в них необходимую информацию, чтобы мы могли двигаться дальше. А эта информация – местоимения. (Самостоятельная работа - 5 минут). Подпишите путевой лист и положите на край стола. А разведчик в лице дежурного пройдет и незаметно соберет работы.

Путевой лист №1
Вставьте вместо пропусков местоимения.
1.Когда в товарищах согласья нет, На лад .... дело не пойдет, И выйдет из .... не дело, только мука. (то, него)
2. Жил-был старик, и было у ….. три сына. Младшего …. Иванушкой-дурачком звали. ( него, все)
3. Пустил стрелу старший брат. Упала …… на боярский двор, и подняла ….. боярская дочь. Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ….. купеческая дочь. (она, ее, ее)
4. В давние времена жил в одном городе портной. Придёт к ….. заказчик, принесёт два аршина сукна и скажет: - Эй, портной! Сшей-ка ….. хороший бешмет. Посмотрит портной: мало сукна на бешмет. А всё-таки не откажется. А заказчик и не поблагодарит …… . (нему, мне, его)

Путевой лист №2
Вставьте вместо пропусков местоимения.
1. Жил в одной деревне старик с двумя сыновьями. Пришла …. пора помирать. Позвал …… сыновей и говорит: - Мои дорогие дети, я оставляю ….. наследство. Но не наследством ….. будете богаты. Дороже денег, дороже добра три совета. Будете …. помнить - проживёте в достатке всю жизнь. ( ему, он, вам, вы, их) 
2. Когда-то в одном ауле жил-был дровосек. Приехал …. однажды в лес. Рубит дрова, песни поёт. Вдруг из тёмной чащобы вышел к …. навстречу леший. ( он,нему)
3. Тяжело …. было растить и кормить детей, но …. всех …. и вырастил, и выкормил, и обучил. Все …. стали искусными, умелыми и ловкими. (ему, он, их, они)
4. К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, цены не зная .... ,
Невежда про .... свой толк все к худу клонит. (ей, нее)

-
Продолжаем путешествие по лабиринтам русского языкознания. Чтобы там не заблудиться ,заглянем в наш путеводитель – учебник на стр.294-295, прочтите статью «Возьмите на заметку» (проводником будет Сытина Корина).Какое слово заменено местоимением? Каким?

2.3. Творческие задания.

 Исправьте текст: замените повторяющиеся имена существительные подходящими местоимениями.

Барсук – осторожный зверь. Охотится барсук ночью. Поэтому днем увидеть барсука нелегко. Норы барсука глубокие.

2.4.Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях (на интерактивной доске). Запишите предложения в исправленном виде. Можно работать в парах.(5 минут)

1.Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру.

2.Гусь среди их был самый старый и степенный.

3.Мы ходили на пруд, где росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.

4.Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. 

-И в конце нашего путешествия я хочу обратить ваше внимание на неограниченные возможности местоимений при составлении различных головоломок.

2.5.Устное упражнение.
1. Какие два местоимения мешают движению на дорогах?

2.Сколько личных местоимений в слове семья?

3. Из какого местоимения, если к нему прибавить «сто», можно испечь пирог?

4.За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов?

5. Когда руки бывают чистыми?
 3.Стадия «Рефлексия»
- Итак, что вы узнали во время нашего путешествия?
- Остались ли у вас вопросы по данной теме? 
- Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?
- Что было трудным? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?

^ Домашнее задание: 1.Параграф 55, упр.650, стр.295


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Как называть бинарные соединения"

Методическое сопровождение урока в 8 классе "Названия веществ"...

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Какие слова называются синонимами

Учебная презентация: новый материал+ тренажёры...

Урок по теме "Какие слова называются местоимениями" презентация

Презентация к уроку в 6 классе по теме "Какие слова называются местоимениями" по учебнику М.М. Разумовской...

Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс

Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...

Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием &laq...

Мастер – класс "Мяч бросай – слово называй!"

Мастер – класс"Мяч бросай – слово называй!"  Подготовили  учителя – логопедыКравченко Ю.В.Шарова Н.В....