Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 5 кл
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Абдорина Марина Ивановна

Разработка урока с использованием слайдов, заданий творческого направления, инсценирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_1.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 5 классе

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цели:

1) Обучающая – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном: повторение грамматических признаков имени прилагательного; введение новых грамматических признаков (краткая и полная формы, принципы деления на группы по значениям); закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи.

2) Развивающая – наблюдение за выразительным использованием имен прилагательных в предложениях, словосочетаниях; развитие речи, мышления, памяти.

3) Воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, бережного отношения к природе; работа по сплочению детского коллектива.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступление. Подготовка к изучению темы.

а) Чтение стихотворения.

                                Слайд №1

    Со мною ваша речь красива и точна

    Когда же нет меня – она, увы, бедна.

    Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

    Соцветьем дивных слов определю я!

 - Догадались, о чем идет речь в этом стихотворении?

 - В каком разделе изучается имя прилагательное?

 - Для чего служит имя прилагательное? Какова его функция в нашей речи?

б) Об этом сказано в следующем четверостишии:

                                Слайд №2

    Определяю я предметы.

    Они со мной всегда приметны.

    Я украшаю вашу речь,

    Меня вам надо знать, беречь!

- Что значит «определяю» я предметы?

3. Работа над новой темой.

- Какова тема нашего урока?

- Запишем тему в тетрадях.

                                   Слайд № 3

4. Инсценирование.

- В одном из четверостиший, с которыми мы познакомились в начале урока, говорится, что без имени прилагательного наша речь была бы скучна, бедна. А вот употребление одних и тех же имен прилагательных тоже не украшает нашу речь.

                                          Небо.

- Я во всех сочинениях голубое и безоблачное.

                                          Дорога.

- А ко мне привязалось слово «ровная».

                                          Сказка.

- Эх, друзья! Вам еще ничего, а я всегда интересная.

                                         Вместе (хором).

- Что тут будешь делать! Может нам ребята помогут.

- Давайте подберем к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные.

Запись в тетрадях.

Небо – голубое, безоблачное (светлое, красивое, темное, звездное).

Дорога – ровная (извилистая, дальняя).

Сказка – интересная (волшебная, поучительная).

5. Эпитеты.

- В литературе также используют сочетание слов, выразительных средств, для красочного, образного описания предметов.

- Как называется такое выразительное средство?

- Дайте определение эпитета.

- Какие эпитеты мы можем встретить, например, в сказках?

6. Описание картины природы.

                                             Слайд №4

- Потренируемся в описании картины природы.

- Задание следующее:

                                     1 группа составляет 2-3 предложения, используя для       описания как можно больше прилагательных;

                                     2 группа составляет словосочетания (прил. + сущ.).

7. Игра - физминутка.

- Отгадайте, кто или что это?

1) Бурый, мохнатый, полосатый.

2) Зеленый, сладкий, сахарный.

3) Спелое, круглое, сочное.

4) Хитрая, рыжая, пушистая.

5) Маленький, желтый, пушистый.

6) Умные, активные, дружелюбные.

8. Различие признаков имени прилагательных.

- По тому, какой именно признак обозначает имя прилагательное, их можно разделить на несколько групп.

                                           Слайд №5 (в картинках).

                                           Слайд №6.

- Имя прилагательное обозначает признак предмета по:

                                     1. цвету;

                                     2. форме;

                                     3. вкусу;

                                     4. запаху;

                                     5. размеру;

                                     6. материалу, из которого сделан предмет;

                                     7. скорости;

                                     8. принадлежности кому-либо, чему-либо;

                                     9. характерным особенностям личности человека,    

                                         животного, растения.

- К каким словам, к какой части речи «прилагаются», присоединяются имена прилагательные?

- Составьте и запишите два словосочетания, используя любые из признаков по схеме:

     прилагательное + существительное

- Обозначьте главное слово.

- Запишите словосочетание красный от мороза.

- Какой признак обозначает имя прилагательное?

- Обозначьте главное слово.

- Какой вывод можно сделать?

- Составьте и запишите еще одно словосочетание, в котором имя прилагательное будет являться главным словом.

                                            Проверка.

9. Систематизация знаний об имени прилагательном.

- Итак, давайте определим общее грамматическое значение имени прилагательного.

1) Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?

                                            Слайд №7

Например: какой? пушистый;

                     каков? пушист;

                     чей? заячий.

Задание на закрепление (устно).

- Я называю прилагательное в полной форме, вы ставите его в краткую форму.

                        порывистый (порывист)

                        колючий (колюч)

                        ослепительный (ослепителен)

                        бодрый (бодр)

                        морской –

                        зимний

Вывод.

- Образуем от существительных прилагательные, отвечающие на вопрос чей?

                        лев (львиный)

                        медведь (медвежий)

                        птица (птичий)

2) Морфологические признаки.

- Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания.

1 группа – черемуха душистая

2 группа – небо ясное

Проверка.

                                              Слайд № 8

- Изменилось ли прилагательное?

(Да, точно так же, как существительное)

Вывод:

- Значит, имя прилагательное изменяется по падежам.

- А какая часть речи помогает определить падеж? (Существительное)

- Какие морфологические признаки можно определить у существительного?

(Род, число)

- Определить род и число существительного. (Только в И.п.)

- Могут ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются)

- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?

- Сделаем вывод: прилагательное изменяется по числам, падежам и в единственном числе – по родам. Прилагательные согласуются с именами существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже.

3) Синтаксическая роль.

- Какова синтаксическая роль имени прилагательного в предложении?

                                        (Работа у доски.)

Земля покрыта мягким зеленым мхом.

- Найдите прилагательные.

- Это полные или краткие прилагательные?

- Какими членами предложения они являются?

- Подчеркните.

Старый дуб высок и могуч.

- Найдите прилагательные.

- Это полные или краткие прилагательные?

- Какими членами предложения они являются?

- Подчеркните.

Работа с учебником (Упр. 566).

10. Рефлексия.

а) Тест (работа в парах).

                                    Слайд №9.

б) Вопросы.

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание

      Правило, с. 228

      1 гр. – Упр. 567

      2 гр. – Упр. 569

Штормы и ветры нам не страшны.

Ждут берега нас родной стороны

Пусть бури и ветры с тобой верный друг,

И помощь протянут тебе сорок рук.

Будь смел и отважен –

Прочти много книг,

В большом море знаний

Плыви, ученик.

К заветной мечте и чудесной земле.

В нагруженном знаниями корабле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...