Описательный оборот
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Сергеева Галина Алексеевна

 Использавание описательных оборотов в речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл употребление в речи20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Описательный оборот»  6класс  русский язык

Цели урока:

        Формирование у учащихся языковых познавательных компетенций посредством расширения знаний о лексических средствах связи, в частности об описательном обороте, его назначении.

    Формирование предметных компетенций в обнаружении описательных оборотов в текстах, применении и составлении их, в умении сцеплять предложения при помощи нового лексического средства связи предложений и составлении текстов с использованием описательных оборотов с целью избежания  повторов одних и тех же слов.

  Формирование  коммуникативных компетенций через общение учащихся друг с другом, умение слышать и слушать учителя и одноклассников, делиться впечатлениями, работать в группе;

   Формирование  интеллектуальных компетенций через соотнесение темы урока с литературным материалом по творчеству А.С. Пушкина, знакомого учащимся с 5-го класса.

Ход урока:

     1 Организационный момент.

     2 Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя:

      Сегодня у нас урок развития речи. Нам предстоит работать с текстами. Поэтому первый мой вопрос к вам следующий:

                Что делает текст текстом? (связь предложений по смыслу и грамматически)

                 Какие средства связи предложений в тексте вы уже знаете? Вспомним и назовем их ( лексические  повторы, синонимы, антонимы, однокоренные слова, родо-видовые слова)

Сегодня мы продолжим  работу над общей темой «Лексические средства связи предложений в тексте». А тему нашего урока мы сформулируем позднее, когда познакомимся  с новым лексическим средством связи.

3. Актуализация опорных знаний с плавным переходом к новой теме.

Работа с карточкой – заданием. (работа в парах) карточка на каждом столе.

      (текст «Зима в лесу» смотри в приложении)

      Какими лексическими средствами сцепляются предложения в тексте?

    А в двух последних?  ( слово »снег» заменено сочетаниями слов «серебристое пуховое одеяло» и «белые пушистые шапки»

Работа с учебником «Русская речь»: № 229 и 231 (учебники взяли в библиотеке по одному на парту)

                          (ребята приходят к выводу, что предложения могут быть связаны при помощи сочетания слов, которые заменяют слово, чтобы оно не повторялось) – выход на тему урока.

  Делаем запись в тетрадях и на экране через проектор:

                     Описательный оборот – это сочетание слов, образуемое для замены какого-либо слова, наименования.

                   В литературе мы его называем перифразой( от греческого- окольная речь, пересказ

                Состав описательного оборота – не менее 2-х слов

                Назначение: 1.избежать повторения одного и того же слова.

4. Закрепление нового материала.

         1. Усложним задание. До сих пор вы находили описательные обороты , которые связывали два предложения. Попробуем найти описательный оборот  в тексте.   Я приглашаю вас в «Страну необычных загадок». На доске демонстрируются отрывки из литературных произведений – смотреть в приложении.

     Найдите описательные обороты и догадайтесь, какие слова они заменяют, о ком или о чем идет речь.

«Страна» довольна вами и просит помощи.

            Ученики начальной школы писали сочинение и допустили речевые ошибки: в предложениях неоднократно повторялись одни и те же слова. Учитель ребят обращается к вам: помогите им придумать описательные обороты к повторяющимся словам, чтобы избежать повторений.

Вот эти слова : -подснежник     -роса         -небо      -лето.

(учащиеся работают в парах)

«Страна необычных загадок прощается с вами. А мы продолжаем трудиться дальше.

Как вы думаете, только ли во избежание повтора слов используется описательный оборот? Попробуем разобраться в этом.

               Задание  №233 «Русская речь» Выбрать для связи предложений наиболее уместный описательный оборот.

             Почему выбрали именно этот? ( ученики с помощью учителя приходят к выводу, что описательные обороты делают более выразительным образ, дополняют его характеристику)

              На экране и в тетрадях делаем запись: 2 значение оборота :создание выразительного образа, дополнение характеристики.

 На доске через проектор –текст:

          Однажды на улице мы нашли котенка. …жалобно мяукал и дрожал, и мы взяли его домой. Скоро…подрос. Ах! Что он творил! Бегал, играл с нами, иногда рвал обои и царапал мебель. И все-таки мы так привязались к… Все рады, что в доме появился…

 Задание.

               Попробуйте на месте многоточий подобрать описательные обороты, чтобы они характеризовали котенка, исходя из содержания предложений. Запишите в тетради через запятую эти описательные обороты.

                       (всеобщий любимец, член семьи, любимец семьи и т.д.)

   А какое значение имеют эти описательные обороты?

(ребята приходят к выводу, что в этих описат.оборотах выражено отношение к животному)

Вот вам еще одно назначение описательных оборотов. Запись на экране и в тетради:

3. Выражение отношения автора или персонажа к предмету или явлению.

А теперь я приглашаю вас на встречу с другим котом:

                                У Лукоморья дуб зеленый,

                                Златая цепь на дубе том,…(дети продолжают  до…-«сказку говорит»)

Откуда этот отрывок?

А теперь я приглашаю вас  в» Страну пушкинских сказок»

Работа в группах. Создается 5 групп, в каждой –руководитель(помощник учителя), определяющий тех, кто будет отвечать. В карточках –заданиях отрывки из сказок Пушкина. (каждой группе – своя сказка)

Задания (через проектор на доску)

1.определить сказку.

2.подготовиться к выразительному чтению

3.найти на стенде иллюстрации к своим сказкам

4. найти в отрывке описательные обороты и определить их назначение( какие предметы или названия заменяют ? Что характеризуют? Выражают ли отношение кого-то  к чему-либо?)

А  теперь самое главное:

 Придумайте 5-6 предложений по вашей сказке (может быть по содержанию или какому-либо эпизоду), чтобы был включен в текст один из описательных оборотов (из отрывков) как лексическое средство связи предложений.

(ребята совместно продумывают текст с записью на  черновике)

Чтение сочинений-миниатюр, составленных общими усилиями в группах.

Домашнее задание:  написать сочинение «Моя любимая сказка А.С. Пушкина».

Условие: ввести не менее двух описательных оборотов.

Урок   развития речи

на тему:

«ОПИСАТЕЛЬНЫЙ

ОБОРОТ»

(6 класс)

           Учитель Сергеева Г.А.

            СОШ №262

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Чтобы оборот не взял в оборот"

В статье поднимается вопрос о разграничении причастных и деепрчастных оборотов....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Урок русского языка в 7 классе по БМТ "Деепричастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе создан по блочно-модульной технологии и представляет собой модуль №2 по теме "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"...

Открытый урок в 6 классе по теме "Описательный оборот"

Данный урок относится к урокам развития речи, продолжает знакомство с лексическими средствами связи. В качестве музыкального сопровождения использована музыка Сен-Санса "Слоны" и "Марш львов" из цикла...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Описательный оборот"

Данный урок является логическим продолжением темы "Текст" в 6 классе и имеет большое значение для совершенствования у учащихся умений и навыков учащихся работы над текстом. Включает в себя методы ИКТ ...

Описательный оборот there is\there are

Практическое упражнение на отработку темы "Описательный обоот"....

Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Лексические средства связи. Описательный оборот"

Урок развития речи включает в себя конспект, презентацию и музыкальные произведения, используемые на уроке...