Технологическая карта урока по теме "Синонимы" и презентация 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Стебенева Татьяна Николаевна

По учебнику М.М. Разумовской 5 класс. Урок по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinonimy_5_klass.doc57 КБ
Файл prezentatsiya_sinonimy.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель  Стебенева Татьяна Николаевна

Предмет: Русский язык

Класс 5

Тема урока: Синонимы

УМК: «Русский язык 5 класс». Учебник под ред. М. М. Разумовской. Издательство «Дрофа», Москва, 2013

Цели деятельности педагога

Дать понятие синонимов и о их роли в речи, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка, с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, в группах сменного состава

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, классная доска, учебники, раздаточный материал

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Синонимы

                                                                                                                                                                                         

Организационная структура урока

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Цель: включение в деловой ритм

 - Начнём наш урок. Записываем в тетрадях число, классная работа

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель: создание проблемной ситуации

1-5 слайды

- Я показываю слайды, а вы выбираете слово, которое соответствует слайду, и отправляете в дом.

- Что общего у этих слов? Как такие слова называются? Запишите тему урока.

Ученики в домик по порядку заключают слова: изба, хата, юрта, чум, вигвам

Ученики говорят, что эти слова близки по лексическому значению (дом), что это синонимы.

Записывают тему урока в тетради

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Регулятивные: на конкретном материале находить и ставить учебную проблему

Коммуникативные: слушают, формулируют собственные мысли

3.Целеполагание

Цель: определение цели урока

- Какую цель мы сегодня поставим перед собой, говоря о синонимах?

Записываю на доске:

Синонимы?

Роль?

- Что такое синоним?

- Какую роль играют синонимы в речи?

Записывают в тетради:

Синонимы?

Роль?

Личностные: желают приобретать новые знания

Регулятивные: освоение учебной деятельности в умственной форме

4. Этап изучения нового учебного материала

1)Цель: наблюдение за языковым материалом. Эвристическая беседа

- Для начала предлагаю послушать отрывок из сказки русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…»

6 слайд

Читаю текст:

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

 -Эй, ты, косой, ты и волка не боишься?

 - И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

 Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

- Назовите слова движения в первом предложении, характеризующие зайцев в лесу. Запишите их в тетради через запятую.

- Что это за части речи? Близки ли они по лексическому значению? Но в чём их отличие?

- Над глаголами поставьте цифры 1, 2, 3 в зависимости усиления действия.

- Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? Запишите в тетради эти слова.

- Близки ли эти слова по лексическому значению и в чём их различие. Какие это части речи?

- Над глаголами поставьте цифры 1, 2, 3 в зависимости усиления действия.

- Каким словами автор назвал главного героя? Запишите в тетради, указав части речи.

- Почему слово «заяц» в первом предложении автор заменяет на слово «косой» во втором?

-Итак, перед нами три группы слов. Какими признаками характеризуется каждая группа.

На стр.85 учебника прочитайте правило.

Синонимы в переводе с греческого языка «одноимённые»

Работают фронтально.

Слушают текст.

Под руководством учителя устанавливают сходства и различия синонимов

Записывают: собрались, сбежались, приплелись.

Говорят, что это глаголы, близкие по лексическому значению, но отличие есть: молодые, сильные зайчата сбежались (быстро), зайцы собрались (не торопясь), старые, слабые приплелись (медленно, еле-еле). Действие движения одно, но выполнено по-разному.

Записывают: хихикнули, засмеялись, улыбнулись.

Говорят, что это глаголы, близкие по лексическому значению, но есть отличия: хихикнули (один раз), засмеялись (громко), улыбнулись (слегка).

Говорят: заяц, косой (сущ.)

Говорят, чтоб избежать речевого повтора.

Отвечают, что близкие по смыслу, но есть различия в употреблении и одной части речи. Это синонимы.

Читают правило в учебнике.

Познавательные: извлекают новую информацию, основываясь на учебную ситуацию и личный опыт.

Регулятивные: выстраивают алгоритм дальнейшей работы

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Коммуникативные: строят совместную учебную деятельность с учителем, доказывают правильность своего выбора и принятого решения

Коммуникативные: преодоления застенчивости

 2) Цель: знакомство со «Словарём синонимов».

- В чём разница синонимов: изба, хата, юрта, чум, вигвам?

Назовите слово, которое для всех народов мира общеупотребительное.

- Если у вас небольшой словарный запас и вы не можете подобрать синоним, то обращаетесь к «Словарю синонимов» (демонстрация словаря и нахождение синонимов к слову «дом»

Ученики формулируют свои мысли, при необходимости обосновывают свою точку зрения. Устанавливают, что разница в том, что люди разных национальностей дом называют по-разному.

Познавательные:  выстраивают логические цепи рассуждений                        Регулятивные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.          Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретной учебно-познавательной задачи, высказывают и обосновывают свою точку зрения

5. Закрепление знаний

Цель: индивидуально-групповая работа для закрепления полученных знаний

30 учащихся разделены на 6 групп. 3 варианта:

1, 2 группы «Переводчик»

Задание: Замените подчёркнутое слово синонимом и запишите новые предложения в тетради.

В лесу мы увидели рыжую плутовку. В зоопарке живёт гиппопотам по имени Кеша. Косолапый вышел из чащи на опушку леса.

3, 4 группы

Задание: Вставьте в предложения слова в нужной форме, выбрав из пары синонимов. Предложения запишите в тетради.

1)Партизаны отразили все … противника. Вся природа ждала … весны. (атака, пробуждение)

2)Учитель регулярно проводил … с родителями. Костя оплатил … по телефону. (разговор, беседа)

5, 6 группы «Редактор»

Задание: Замените речевые повторы синонимами, используя слова для справок.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Слова для справок: пугливый, трусливый, боязливый.

Учащиеся работают индивидуально, потом пересаживаются за столы 1,2,3,4,5,6 и сличают записи.

Работают письменно сначала индивидуально, потом в группах сменного состава. Высказывают свою точку зрения.

Регулятивные:           выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме, корректируют.         Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретной учебно-познавательной задачи, высказывают свою точку зрения

7. Домашнее задание

Цель: отработка навыков

8 слайд

Послушайте отрывок из рассказа Л. Каминского «Самая невероятная история»:

- Пятый «А», внимание! Пожалуйста, возьмите ручки в ваши ручки и запишите тему домашнего сочинения. Кто там тяжело вздыхает? Успокойтесь, пожалуйста! Мы с вами уже давно ничего не сочиняли. Кстати, кто нам назовёт синонимы к слову «сочинять»?

-Какие синонимы вы назовете?

9 слайд

Пятый «А» оживился:

- Выдумывать! Фантазировать! Заливать! Вешать лапшу на уши!

- Прекрасно! Между прочим, вы не забыли, какой завтра день? Правильно, первое апреля! Самый подходящий день, чтобы выдумывать, заливать и это, как вы сказали, вешать лапшу… Тема сочинения соответствующая: «Моя невероятная встреча».

- Какие из синонимов к слову «сочинять» можно употреблять только в разговорной речи?

- Запишите дом.задание, используя в тексте синонимы.

Записывают домашнее задание в дневник

Познавательные: осуществляют анализ информации

8. Рефлексия

Цель: подвести итоги

- Подведём итоги.

Что такое синонимы? Какую роль выполняют в речи?

Добились ли мы сегодня поставленной цели?

10 слайд

- В тетради письменно продолжите предложения:

На уроке я узнал...

Я умею…

Затрудняюсь…

Записывают ответы на вопросы в произвольной форме

Читают записи (по желанию)

Регулятивные: оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение.

Личностные: формируют адекватную мотивацию учебной деятельности, понимают значение знаний для человека


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синонимы урок русского языка в 5 классе Презентацию выполнила Стебенева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №523 Колпинского района Санкт-Петербурга 2015 год

Слайд 7

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… - Эй, ты, косой, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

Слайд 8

В лесу мы увидели рыжую плутовку . В зоопарке живёт гиппопотам по имени Кеша. Косолапый вышел из чащи на опушку леса.

Слайд 9

Партизаны отразили все … противника. Вся природа ждала … весны. 2. Учитель регулярно проводил … с родителями. Костя оплатил на почте … по телефону.

Слайд 10

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Слайд 11

- Пятый «А», внимание! Пожалуйста, возьмите ручки в ваши ручки и запишите тему домашнего сочинения. Кто там тяжело вздыхает? Успокойтесь, пожалуйста! Мы с вами уже давно ничего не сочиняли. Кстати, кто нам назовёт синонимы к слову «сочинять»?

Слайд 12

Пятый «А» оживился: - Выдумывать! Фантазировать! Заливать! Вешать лапшу на уши! - Прекрасно! Между прочим, вы не забыли, какой завтра день? Правильно, первое апреля! Самый подходящий день, чтобы выдумывать, заливать и это, как вы сказали, вешать лапшу… Тема сочинения соответствующая: «Моя невероятная встреча».

Слайд 13

На уроке я узнал… Я умею… Затрудняюсь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" с презентацией. Урок по ФГОС.

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" с презентацией. Урок по ФГОС. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов де...

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс "Графика.Алфавит" с презентацией и маршрутным листом

Технологическая карта составлена с учетом всех требований ФГОС ООО. Используются различные методы и формы урока. Используютя новые приемы: синквейн, кластер, "толтые и тонкие вопросы"...

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"

«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: Умножение десятичных дробей. Презентация к уроку: Умножение десятичных дробей

Особенности урока: урок — путешествие, прослеживается межпредметная связь с географией, экологией; практическая направленность заданий, показывает, где могут пригодиться знания математики; подоб...

Технологическая карта урока "Смешанные числа" 5 класс + презентация+самостоятельные работы

Данная разработка урока по математике в 5 классе представлена технологичской картой урока по теме "Смешанные числа", презентацией, комплектом самостоятельных работ...