Словосочетание
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Демидова Надежда Александровна

Словосочетание - одна из важнейших тем в изучении синтаксиса, поэтому именно в 5 классе большое место уделяется этой теме. Урок отличается обилием заданий: от нахождения словосочетания в предложении до собственных творений на основе выписанных тропов из художественных произведений. Нельзя не отметить, что без игры в 5 классе никак нельзя: эта технология занимает центральное место в уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sls.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изучения нового материала в 5 классе «Словосочетание»

Цели урока:

  • дать понятие словосочетания; научить отличать словосочетание от слова;
  • повторять знания учащихся за курс начальной школы;  
  • находить главное и зависимое слово;
  • развивать творческие способности учащихся
  • воспитание любви и уважения к родному краю.
  • прививать любовь к родному языку к родной природе.

Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осенней песни»  Петра Ильича Чайковского.

Прослушайте фрагмент песни и ответьте на вопрос:

- Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка?

- Ребята, а как вы думаете, почему  чувства грусти, печали?

Сообщение темы и целей урока.

Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему парку, полюбоваться красотой родной природы, её богатством и щедростью, а также повторить те сведения о русском языке, с которыми вы познакомились в начальной школе, продолжить работу над словосочетанием.

Работа с эпиграфом.                              

Обратите внимание на эпиграф урока, давайте его запишем.

Люблю я пышное

природы увяданье.

А.С.Пушкин

Синтаксическая минутка.

Разберём это предложение по членам.

Орфографическая разминка.                            

Начнем нашу прогулку с орфографической разминки, которая называется «Урожайная полянка».

Я вам загадываю загадку, а вы записываете отгадку и выделяете орфограммы.

1.    Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.             КАРТОФЕЛЬ

2.    Сто одежек и все без застежек.                                   КАПУСТА

3.    Маленький, горький, луку брат.                                 ЧЕСНОК

4.    Ни окошек, ни дверей, а полна горница людей.          ОГУРЕЦ

5.    Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный.       АРБУЗ

6.    Лежит хрюшка – Желтое брюшко.                              КАБАЧОК

7.    В поле тычинка – Золотая вершинка.                          РОЖЬ

8.    Сама в земле, а коса на улице.                                    МОРКОВЬ

9.    Родились у матушки

Сто четыре дочки:

У каждой дочки –

Румяные щечки,

На косе – листочки.                                                          ЯБЛОКО

10 Красна в землю вросла.                                                СВЁКЛА

Работа над словом.

Ребята, обратите внимание на слово свёкла.

- Как мы произносим это слово?

- А как наши бабушки называют свёклу?

- А вы любите кушать свёклу?

Свёклу нужно употреблять в пищу. Она содержит много витаминов, углеводов, кальций. Потребление свёклы плодотворно влияет на наши кости и зубы, а кто плохо ест, у того и кариес образуется, и тот плохо растет. А так же  свёкла очищает организм, защищает от рака.

Какая свёкла? (красная, вкусная…..)

Записываю в первый столбик

Что мы можем сказать о свёкле? (растёт на грядке)

Записываю в разные столбики

Мы что делаем со свёклой? (поливаем и едим)

Записываю в разные столбики

 - Почему я разнесла записи в разные столбики? (словосочетания и не словосочетания)

Итак, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (цель)

- Почему так назвали? () Термин словосочетание по своему происхождению связан со словами чёт – «чётное число» и чета – «два». Это не случайно: слс состоит из двух частей – главной и зависимой. Но не все сочетания двух слов могут быть слс. Что не может быть им? (запишем в табличку

Является словосочетанием

Не является словосочетанием

  1. _________________________________

_______________________________________

_______________________________________

       

  1. _________________________________

_______________________________________

_______________________________________

  1. _________________________________

_______________________________________

_______________________________________

  1. _______________________________

________________________________________

  1. _______________________________

________________________________________

  1. _______________________________

________________________________________

).

Является словосочетанием

Не является словосочетанием

  1. Есть главное слово – от которого задаётся вопрос
  2. Есть зависимое слово – к которому задаётся вопрос
  3. Между словами смысловая и грамматическая связь
  1. Главные члены предложения
  2. Однородные члены предложения
  3. Сочетание предлога со словами

Физкультминутка

А теперь тихо встали. Поднимите руки вверх.

Представьте кисти рук – это наши листочки.

Помашите ими, пожалуйста.

Ну, настоящий листопад.

А теперь кленовые листочки ложатся на землю.

Опускаем плавно руки. Молодцы. Тихо садитесь.

Повторение и закрепление изученного материала.

- Вспомните, что вы узнали о словосочетании? Расскажите друг другу.

На листочках найдите верное утверждение.

  1. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, действие.
  2. Слова в словосочетании равноправны.
  3. Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.
  4. Главное слово может быть выражено только именем существительным.
  5. Зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически.
  6. От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
  7. Грамматическая связь выражается всегда с помощью предлога
  8. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.

  1. Поучимся находить словосочетания. Упр.132. выпишем только словосочетания и обозначим главное слово.
  2. А теперь поучимся находить смысловые и грамматические связи между словами в слс. Упр.128.

В это время карточка

От чего зависит выбор буквы в окончании? Составьте словосочетания, чтобы было понятно, какое окончание надо написать.

                                                         Какой?                           Какую?

                                                        ↓¯¯¯¯¯¯×                    ↓¯¯¯¯¯¯¯×

ОБРАЗЕЦ. Летн (-ей/ -юю) – летн│ей│ порой, в летн│юю│ пору

Зимн (-ей/-юю)

Могуч (-ей/-юю)

Неуклюж (-им/-ем)

Дремуч (-им/-ем)

  1. Поучимся составлять словосочетания из двух слов, связывая их по смыслу и грамматически. Составьте и запишите словосочетание, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте смысловую и грамматическую связь между словами в словосочетании. Какие орфографические правила мы вспомнили, выполняя это упражнение?

                                                              ׯ¯¯¯¯¯¯¯↓

ОБРАЗЕЦ. Сп…шить, праз…ник – спешить ∕на\ праздник□

Погл…щение, влага –…………………………………………………………………………………

Ст…ять, очередь – …………………………………………………………………………………….

Разв…ваться, ветер –………………………………………………………………………………….

Пос…деть, горе –  ……………………………………………………………………………………

Пос…деть, п…ляна –………………………………………………………………………………….

Ч…дес…ный, д…лина –………………………………………………………………………………

Учас…ник, выст…вка – ………………………………………………………………………………

Блеснуть, (с)права –…………………………………………………………………………………...

Пок…за(т,ть)ся, (в)низу – …………………………………………………………………………….

Карточка

Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу существительные. Запишите получившиеся словосочетания.

Сформулировать (правило, орфограмму, вопрос); сказать (правду, пример, автора, вопрос, добрые слова, своё имя); назвать (правду, пример, автора, вопрос, добрые слова, своё имя); надеть (пальто, костюм, брата, ребёнка); одеть ( пальто, костюм, брата, ребёнка)

  1. Учимся составлять слс, используя главное слово и вопрос. Упр.130.

В это время карточка 1

Допишите словосочетания, обозначьте средства грамматической связи между словами

                                                                ____

ОБРАЗЕЦ: надеяться (на кого?) ∕на\ друз│ей │

Недоволен (чем?) …………………………………………………………………………

Разоч…рован (в чём?) ……………………………………………………………………

Нагр…ждён (чем?) …………………………………………………………………………

Удостоен (чего?) …………………………………………………………………………

Верить (чему? кому?)………………………………………………………………………………….

Вера (во что? в кого?) ………………………………………………………………………………

Интер…соваться (чем?)……………………………………………………………………………….

Интерес (к чему?) ………………………………………………………………………………..

карточка 2

К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите получившиеся словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте крестиком главное слово, к зависимому задайте вопрос.

                            Что?                

                         ×¯¯¯¯¯↓

ОБРАЗЕЦ:    играть роль

Произвести

Про…вить

Од…ржать

Пот…рпеть

Закадычный

Заклятый

забота

победа

поражение

друг

враг

впеч…тление

  1. Задание по вариантам (у доски по одному ученику с каждого варианта).

( Выписать по 4 словосочетания из стихотворений согласно схемам)

 Сущ., + сущ.,                      сущ., + прил.,                             гл., + сущ.,

- Какие словосочетания могут быть в речи средством выразительности?

- Как называют такие прилагательные, которые ярко, образно передают чувства?

Запишите только те, которые придадут речи образность, выразительность.

1 вариант

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

2 вариант

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

  1. Поэтическая полянка.

 Из предложенных словосочетаний дома нужно сочинить стихотворение об осени или написать мини-сочинение, нарисовать картину.

  1. Игра «Четвёртый лишний» (в парах). В каждой группе подчеркните лишнее словосочетание. Устно объясните свой выбор. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
  1. Фу…больный ма..ч, т..лантливый тренер, тренер по фу…болу, хо…ейная форма;
  2. Отправились на во…зал, собрал рю…зак, приехали (из)далека, б…седовать с туристами;
  3. Синт..ксические понятия, правила пунктуации, знаки пр…пинания, ед…ница языка.

Рефлексия. Что нового узнали на прогулке по осеннему парку? Чему научились? (музыка)

Использованная литература:

http://sidschool.ucoz.ru/load/urok_russkogo_jazyka_v_5_klasse_po_teme_quotslovosochetaniequot/5-1-0-8

http://lib2.podelise.ru/docs/94600/index-10253-36.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

"Словосочетание. Как устроено словосочетание?"

Методическая разработка  урока по русскому языку в 5 классе. Презентация. Технологическая карта урока. Раздаточный материал. Анализ урока....

Виды словосочетаний, разбор словосочетаний

Лаконичный сосредоточенный материал...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...