Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Фролова Светлана Валентиновна

Урок изучения нового материала. Помогает развивать активную познавательную деятельность учащихся. Применяются различные формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Цель:

обучающий аспект:

- уметь делать морфемный разбор, определять часть речи;

- понять правило правописания -о/-е в окончаниях существительных после шипящих и ц ; 

- научить правильно писать  О - и Е – в окончаниях существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной;

- уметь видеть орфограмму и её опознавательные признаки в тексте;

развивающий аспект:

- развивать  мышление   (уметь анализировать, выделять сходства и различия, обобщать);

- развивать монологическую речь (уметь аргументировать свою точку зрения);

- развивать коммуникативные способности (уметь работать в парах);

воспитывающий аспект:

- воспитывать положительное отношение к учению, уважительное отношение к самому себе и другому человеку;

- воспитывать любовь к Родине (путём включения в материал урока скороговорок, текстов на данную тематику)

Этапы урока:

- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

- усвоение новых знаний и новых способов деятельности.

- первичная проверка понимания.

- итог  на рефлексивной основе.

 

Ход урока

  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Открыли тетради, записали число, классная работа.

1 этап. «Скороговорка»

Посмотрите на доску. На ней записано предложение.

Чешуя у щучки, щетинки у чушки.

Что это?  (скороговорка)

- Где мы встречались со скороговорками? (на риторике, вна уроках литературы)Наш урок я хочу начать со скороговорки.

- Зачем вообще нужны скороговорки?

- Попробуйте  её правильно произнести.

- На какие согласные эта скороговорка?

- Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)

Скороговорка связана с темой нашего урока. Мы сегодня будем говорить о шипящих и правописании после них гласных О-Ё в окончаниях существительных.

- Запишите тему урока «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Посмотрите внимательно на тему, какие слова-подсказки помогут нам понять задачу нашего урока. Что мы должны будем узнать? Чему научиться? Посмотрите на формулировку темы и определите   задачи  урока, используя начало предложений:

Задачи урока:

- узнать ………………..

- научиться …………….....

2 этап «Собери слово»

- А теперь я предлагаю вам поиграть.  Но для этого мы должны вспомнить, что такое морфема? (значимая часть слова)

- Перечислите морфемы. (Окончание, корень, приставка, суффикс)

- Не забудьте про основу. Что она включает?

Сейчас мы будем работать в парах.  На ваших столах карточки с морфемами. Вы должны собрать из них слова. Выделить в них морфемы. Определить часть речи. Именно по этим критериям будет оцениваться правильность выполненной работы. Критерии оценивания прописаны в ваших оценочных листах. Учитывается:

1. Слова собраны правильно

2. Морфемы выделены верно.

3. Верно определена часть речи

Слова разрезаны на морфемы.

Рас-чёс-к-а     под-чёрк-ива-ть     про-жор-лив-ый    при-чёс-к-а    по-щёлк-а-ть     шёлк-ов-ый,

Шёрст-к-а    на-шёпт-ыва-ть    жёрд-очк-а,    пчёл-к-а     шалаш-ом.

Вы работаете в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

  1. Давать высказаться товарищу;
  2. Прислушиваться к мнению друг друга;
  3. Работать вместе.
  4. Продумать, кто будет представлять материал.

Помните, что вашу работу будут оценивать другие ребята.

- Каждая пара выходит к доске и защищает свою работу. Остальные внимательно слушают, и одна из групп будет оценивать по предложенным критериям. Время – 3 минуты.

На столах лежат оценочные карточки. Слушайте внимательно, как оценить.

Расчёска     подчёркивать     прожорливый    причёска    пощёлкать     шёлковый,

Шёрстка    нашёптывать    жёрдочка,    пчёлка     шалашом.

- Скажите, что объединяет все эти слова? Какая орфограмма встретилась во всех этих словах? 

- Что за орфограмма скрывается в этих словах? Где она находится?  (о-ё после шипящих в корне)

Посмотрите внимательно, все ли слова подходят под это правило? Нет ли лишнего? (нет, лишнее слово – шалашом) 

- Почему оно лишнее?

- Значит буквы О-Е после шипящих могут стоять не только в корне, но и в окончании.

 - Почему в этом слове  мы не можем для выбора гласной применить то же правило?

(Гласная находится не в корне, ударение падает, но пишем О, а не Ё)

2. Усвоение новых знаний и новых способов деятельности. Объяснение нового материала.

-  Давайте  попробуем разобраться в новом для нас материале.. Посмотрите на доску. В два столбика записаны слова.

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях пишется О, в каких-Е?

На доске изображена таблица.

  • борщом            
  • борцов    
  • дворцом            
  •  кольцо
  • межой              
  • лапшой
  • ключом
  • товарищем          
  •   горцев
  • полотенцем          
  •  сердце
  • репортажем          
  • юношей
  • встреч..й

Какой частью речи являются данные слова? (Имена существительные)

- В какой части слова выделены буквы О и Е? (В окончании)

•        После каких согласных стоят эти буквы? (После шипящих и Ц)

•        Определите  ударение в словах?

Выводы из наблюдений.

- Сделайте вывод: от чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?

- Попробуйте сформулировать  правило.

- Давайте теперь прочитаем  правило в учебнике. Точно  ли мы  его сформулировали . Учебник с.76, п. 99.

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу и самостоятельно составить алгоритм, т. е. порядок действий при определении того, какую гласную нужно писать. Эту работу вы также делаете в парах. Не забывайте про правила работы в парах. На эту работу вам даётся 4 минуты.

- А теперь каждая группа повесит лист со своим алгоритмом на доску. И мы попытаемся определить, чей же алгоритм точнее.

Чтобы вам было легче, я тоже подготовила свой алгоритм. У меня он состоит из  5 пунктов

Карточка-информатор:

1. Определи часть речи

2. Поставь ударение.

3. Выдели окончание

4. Выдели основу, обрати внимание на букву, которой оканчивается основа.

5. Сделай вывод о написании; если гласная под ударение – пиши О., если без ударения – Ё.

 Сравните, алгоритм вам кажется более полным?  Критерии оценивания написаны в ваших оценочных листах.

3.Первичная проверка понимания.

Теперь у нас есть алгоритм, и мы можем потренироваться в определении гласной в окончаниях существительных после шипящих.

Задание 1

- Я читаю слова, вы слушаете и по цепочке (на слух) объясняете  выбор гласной в окончании ( о или е).

Храбрец..м , встреч..й,  ключ..м,          чертеж..м,  каланч..й, гребц..в,  удач..й ,  плащ..м,  . сторож..м,   свечой, мудрец..в, пейзаж..м,

 Задание 2

- А теперь мы запишем словосочетания на нашу орфограмму. Для того, чтобы мы могли проверить, один человек пишет на доске (но закрыт от вас), а  остальные пишут в тетрадях. Обратите внимание на правильность оформления орфограммы. Запишем вместе со мной примеры.

Золотым ключом,  говорить со сторожем….

Продолжайте. К доске пойдёт ……

Следить за синицей, играть с малышом, идти  со свечой, летали  над рощей, острым мечом,  за большой лужей, угостить калачом, восхищаться пейзажем, укрыться  плащом, открыть ключом .

- Эту работу мы проверим способом взаимопроверки.  Поменялись тетрадями. Давайте посмотрим на выполнение этого задания на доске.  Пользуясь критериями, оцените работу вашего товарища. Исправили ошибки, если есть.

- В каком слове у тебя ошибка? Кто может объяснить, почему здесь пишется другая гласная. Выставите количество баллов своему товарищу в его оценочный лист.

 5 баллов - нет ошибок

 4 балла -1-2  ошибка

3 балла - две или три ошибки

2 балла - четыре и больше

Задание 3

Продолжим нашу работу. Давайте прочитаем текст. О чем он? Какова его тема?

Задача -  найти  в этом тексте слова на изучаемую нами орфограмму. «Гласные  о или е после шипящих в окончаниях существительных»  и выпишите их в два столбика, выделяя изученную орфограмму.

о

е

Я всей душой привязан к родине. Мне всё дорого. Нельзя не восхищаться русским пейзажем.  

Я восхищаюсь и первым ландышем, и маленьким стрижом, и носатым грачом, который ходит вдоль дорог.

По пшеничному полю  прохожу я узкою межой и любуюсь. Ранним утром выйдет  из-за облаков солнце, пробежит  лучом по полям,  раскрасит их.

Вот длинной вереницей тянутся  гуси к ближнему озеру. Розовая чайка взлетит  в небо бесшумной свечой. У озера построен шалаш. Рядом с шалашом стоят    клены. Любуешься каждым деревцем. Наклоняешься над  ключом и пьёшь ледяную воду.

Ты видишь эту красоту и осознаёшь, как чудесна  твоя земля. Любовь к Родине согревает тебя.  Лишь за рубежом ты понимаешь истинный смысл пословицы «Каждому свой край сладок». И болеешь за Родину всем  сердцем.

о

е

Душой, стрижом, грачом, межой, лучом, свечой, шалашом, ключом, рубежом

Пейзажем, ландышем, солнце, вереницей, деревцем, сердцем

Эту работу мы проверим методом самопроверки. Посмотрите на доску. В оценочных листах у вас есть критерии оценки этого задания. Поставьте себе количество баллов в соответствии с этими критериями.

15 слов  - 5 баллов,

12-14 слов – 4 балла,

8 - 11 – 3 балла.

Давайте подведём итог. Посчитайте свои баллы. А теперь пользуясь шкалой, переведите их в оценку.

4. Подведение итогов занятия на рефлексивной основе.

Рефлексия:

Сегодня на уроке

img3.JPG (1957 bytes)

узнал…

научился,

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Удалось ли нам их решить. Продолжите предложения.

Что было самым интересным?

5.Домашнее задание.    

Д. З. п. 99, упр. 556

Фамилия_________________                                                       Класс__________________

Лист оценивания

«Собери слово»

1. Слова собраны правильно

2. Морфемы выделены верно.

3. Верно определена часть речи

нет ошибок  - 3 балла

одна ошибка -2 балла

две ошибки  - 1 балл  

«Создай свой алгоритм»

нет ошибок  - 5 баллов:

одна ошибка -4 балла

две ошибки  - 3  балла  

три  ошибка -2 балла

четыре  ошибки  - 1 балл  

Словосочетания. «Напиши правильно букву».

5 баллов -нет ошибок

 4 балла -1-2  ошибка

3 балла - две или три ошибки

2 балла - четыре и больше

Работа с текстом «Найди слова»

Посчитай количество правильно выписанных слов.

15 слов  - 5 баллов,

12-14 слов – 4 балла,

8 - 11 – 3 балла.

Перевод баллов в оценку

«5»- 17- 18 баллов

«4»  -  14- 16  баллов

«3» 10-13 баллов

«2» - 9 и менее


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Чешуя у щучки, щетинки у чушки. Шипящие - ж,ш,ч,щ ,ц

Слайд 3

Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Слайд 4

Задачи урока: узнать ……………….. - научиться ……………...

Слайд 5

1. Собрать слова. 2. Выделить в них морфемы. 3. Определить часть речи.

Слайд 6

правила работы в парах работать вместе; давать высказаться товарищу; прислушиваться к мнению друг друга; договориться, кто будет представлять материал.

Слайд 7

бор щ ом бор ц ов двор ц ом коль ц о ме ж ой лап ш ой клю ч ом товари щ ем гор ц ев полотен ц ем серд ц е репорта ж ем юно ш ей встре ч ей

Слайд 8

бор щ оʹм бор ц оʹв двор ц оʹм коль ц оʹ ме ж оʹй лап ш оʹй клю ч оʹм товаʹри щ ем гоʹр ц ев полотеʹн ц ем сеʹрд ц е репортаʹ ж ем юʹно ш ей встрʹе ч ей

Слайд 9

Алгоритм 1 . Определи часть речи. 2. Поставь ударение. 3. Выдели окончание. 4. Выдели основу, обрати внимание на букву, которой оканчивается основа. 5. Сделай вывод о написании гласной: под ударением - пиши О , без ударения – Ё.

Слайд 10

Я всей душой привязан к родине. Мне всё дорого. Нельзя не восхищаться русским пейзажем. Я восхищаюсь и первым ландышем, и маленьким стрижом, и деловитым грачом, который ходит вдоль дорог. По пшеничному полю прохожу я узкою межой и любуюсь. Ранним утром выйдет из-за облаков солнце, пробежит лучом по полям, раскрасит их. Вот длинной вереницей тянутся гуси к ближнему озеру. Розовая чайка взлетит в небо бесшумной свечой. У озера построен шалаш. Рядом с шалашом стоят клены. Любуешься каждым деревцем. Наклоняешься над ключом и пьёшь ледяную воду. Ты видишь эту красоту и осознаёшь, как чудесна твоя земля. Любовь к Родине согревает тебя. Лишь за рубежом ты понимаешь истинный смысл пословицы «Каждому свой край сладок». И болеешь за Родину всем сердцем.

Слайд 11

о е Найти в тексте слова на изучаемую нами орфограмму «Гласные о или е после шипящих в окончаниях существительных» и выписать их в два столбика, выделяя изученную орфограмму.

Слайд 12

Я всей душой привязан к родине. Мне всё дорого. Нельзя не восхищаться русским пейзажем. Я восхищаюсь и первым ландышем, и маленьким стрижом, и деловитым грачом, который ходит вдоль дорог. По пшеничному полю прохожу я узкою межой и любуюсь. Ранним утром выйдет из-за облаков солнце, пробежит лучом по полям, раскрасит их. Вот длинной вереницей тянутся гуси к ближнему озеру. Розовая чайка взлетит в небо бесшумной свечой. У озера построен шалаш. Рядом с шалашом стоят клены. Любуешься каждым деревцем. Наклоняешься над ключом и пьёшь ледяную воду. Ты видишь эту красоту и осознаёшь, как чудесна твоя земля. Любовь к Родине согревает тебя. Лишь за рубежом ты понимаешь истинный смысл пословицы «Каждому свой край сладок». И болеешь за Родину всем сердцем.

Слайд 13

о е Ду ш ой, стри ж ом, гра ч ом, ме ж ой, лу ч ом, све ч ой, шала ш ом, клю ч ом, рубе ж ом Пейза ж ем , ланды ш ем , солн ц е , верени ц ей , дерев ц ем , серд ц ем

Слайд 14

Сегодня на уроке я узнал… научился… могу похвалить себя и своих одноклассни-ков за …

Слайд 15

Запишите задание на дом! П. 99, упр . 556 стр . 76 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

Урок по теме "Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных". 5 класс

Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необхо...

Конспект урока "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

Конспект урока изучения нового материала в 5 классе с использованием перфопапок....

План-конспект урока по ФГОС на тему: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Урок для 6-го класса с разработкой технологической карты по данной теме...

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Повторение пройденного по теме: «Имя существительное»Деятельностная цель: организация работы в парах для открытия и закрепления нового материала.Планируемые результаты: учащиеся сформируют ...