Главные вкладки

    Лексика, стилистическая окраска слов
    материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

    Ульянова Мария Борисовна

    Стили речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon leksika.ppt1.28 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Лексика, стилистическая окраска слов Подготовка к ГИА по русскому языку

    Слайд 2

    Стили речи разговорный книжные художественный Официально-деловой публицистический научный

    Слайд 3

    Окраска слов нейтральная Стилистически окрашенное разговорное книжное просторечное

    Слайд 4

    высокого

    Слайд 5

    обман

    Слайд 6

    Сложно, непонятно

    Слайд 7

    овраг

    Слайд 8

    существующий

    Слайд 9

    Неправда, сказка, выдумка

    Слайд 10

    попался

    Слайд 11

    сумасшедший

    Слайд 12

    наказание

    Слайд 13

    Не могу

    Слайд 14

    Жалостливый, слабый

    Слайд 15

    подняв

    Слайд 16

    шум

    Слайд 17

    умер

    Слайд 18

    Спохватился, заволновался

    Слайд 19

    потихоньку

    Слайд 20

    хорошо

    Слайд 21

    отдельно

    Слайд 22

    крыша

    Слайд 23

    украинской

    Слайд 24

    грустное

    Слайд 25

    Охрана, наблюдение, обход

    Слайд 26

    жители

    Слайд 27

    обещание

    Слайд 28

    Модничали, важничали

    Слайд 29

    соучеников

    Слайд 30

    Замените слово ОЦЕПЕНЕВШИМ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана. застывшим

    Слайд 31

    Замените индивидуально-авторское слово БРЕШЕТ из этого предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Встряхивается запевала и понаддает: На дворе собака брешет, А хозяин пузо чешет. лает

    Слайд 32

    Замените слово БАРЫШ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. доход

    Слайд 33

    Замените слово ОСКУДЕВАЕТ из предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Случилось несчастье: он оскудевает и мертвеет на наших глазах. обедняется

    Слайд 34

    Замените слово ЗАКЛИНАЛА из этого предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Я просила его взмахнуть крылышками, заклинала спастись, повторяя на человеческом языке, наверное, то же самое, что непрерывно щебетала ему мать. Убеждала, уговаривала

    Слайд 35

    Замените слово ПОЗЛАЩЕННЫЕ из предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, в колеях которых, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты, и он был уверен, что не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии . позолоченные

    Слайд 36

    Замените слово ВОЗЗВАНИЕ из данного предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Однажды в «Последних Новостях» я напечатал коротенькое воззвание – просьбу помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжелое положение . обращение

    Слайд 37

    Замените слово УЗНИКОВ из предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Я разрушу все клетки и освобожу несчастных узников. заключённые

    Слайд 38

    Замените слово ОБВЕТШАЛЫЕ из этого предложения стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Он полюбил в ней все: каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые мраморные фасады зданий, оборванных смуглых детей, померанцевые рощи, «отцветающий лотос» – Венецию, статуи Латерана, осенний воздух, холодноватый и пьянящий, мерцание куполов над Римом, старинные холсты, ласкающее солнце и то множество плодотворных мыслей, которые рождала Италия в его сердце. старые

    Слайд 39

    Замените слово ЧЕРВЛЕНОМ из данного предложения стилистически нейтральным общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним. В 1776 году Козельску был присвоен герб, причем в указе императрицы Екатерины II сказано, что козельцы своей смертью засвидетельствовали верность и в память об их подвиге им полагается герб, на котором на «червленом поле, знаменующем кровопролитие, накрест расположенные пять серебряных щитов с черными крестами», свидетельствующие о храбрости и несчастной судьбе горожан, и «четыре златые креста», показывающие их верность. красным

    Слайд 40

    В каком из предложений присутствует разговорная лексика? 3 4 6 9 (3) Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового? (4) Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир… (6) Открыватели новых земель, первые популярные путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа… (9) Но ведь и духовное ничтожество, трусишка может дёрнуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. 4

    Слайд 41

    В каком из предложений присутствует общеупотребительная лексика? 4 7 9 18 (4) И ещё сказывают, что брал он за постой не только живую денежку, но и не брезговал ни освсом, ни нательным крестом. (7) Однако вскорости смекнули, что кузницу палили зря. (9) Правда был случай, имеющий самое непосредственное отношение к нашему повествованию, когда кузница в Малых Серпилках вдруг умолкла. (18) Как начнут с молотобойцем Ванюшкой отбивать – что соборная звонница: колоколят молотки на всевозможные голоса. 3

    Слайд 42

    В каком из предложений присутствует книжная лексика? 2 8 16 18 (2) «Всё у нас чужое, одно лишь время наше». (8) И не было на горизонте даже отдельных признаков грядущей научно-технической революции или хотя бы информационного бума. (16) Такое крохоборство скорее к лицу вечно спешащим трудягам, мечтающим выкроить наконец часок-другой, чтобы спокойно заняться настоящим делом. (18) Тот же Сенека утверждает, что большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в безделье и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, то надо. 2

    Слайд 43

    Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПРИМИТИВНЫЙ В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле. Простой, несложный по устройству, неискусно и грубо сделанный Низкий по степени развития, совершенства Недостаточно образованный, малокультурный Стоящий на низших ступенях развития, первобытный 3

    Слайд 44

    Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово БУМ И не было на горизонте даже отдельных признаков грядущей научно-технической революции или хотя бы информационного бума. Шумиха, оживление Гимнастический снаряд Ускоренный рост производства Ажиотаж 1

    Слайд 45

    Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово НЕМОЩНЫЙ Библия сообщает нам, что совесть может быть непорочной, доброй, чистой, а может быть немощной, осквернённой, порочной и даже сожжённой Дряхлый Больной Слабый Беспомощный 3

    Слайд 46

    Укажите предложение(я), в котором(ых) используются антонимы 9 12, 13 17, 18 20 (9) И моё страстное желание присоединиться ко всем, быть как все не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого. (12) (13) А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души! Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета. (17) (18) Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым расположением солнечных пятен. Только в четвёртом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лил дождь. (20) И тогда оказалось, я напрасно стерёг домашний уют, где три года хранился непромокаемый плащ: при встрече с первым дождём мой плащ промок. 3

    Слайд 47

    Из предложения выпишите контекстные антонимы Если любой школьник вам скажет, что сорок пять минут порой тянутся целую вечность, то пожившие люди утверждают, будто не замечают, как пролетают целые годы, и объяснить это современная наука не в состоянии. Школьник – пожившие люди Тянутся – пролетают Сорок пять минут - годы

    Слайд 48

    Замените слово СТРАСТНЫЙ из предложения стилистически нейтральным И моё страстное желание присоединиться ко всем, быть как все не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого. большое

    Слайд 49

    Выпишите фразеологический оборот Люди решили, что ночью никто не отличит молоко от воды, и без зазрения совести лили в бассейн обыкновенную воду. Без зазрения совести


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Лексико-стилистическое своеобразие политических речей Маргарет Тэтчер"

    В условиях глобального развития многообразных видов СМИ роль живого слова политического деятеля возросла. Аудитория становится многомиллионной, увеличивается и ответственность оратора за произносимое ...

    Лексико-стилистический анализ рассказа в. Солоухина "Кувшинка"

    Учитель проводит детальный анализ сложно- синтаксических конструкций  данного рассказа....

    Урок-практикум в 10 классе. Цель: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.

    Задачи урока: повторение  и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.Развивающие: с помощью разнообразных  упражнений развивать у учащихся логическ...

    Технологическая карта урока "Стилистическая окраска фразеологизмов". УМК А.Д.Шмелева, 6 класс

    Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, был проведен в рамках районного семинара ЗДУВР на базе МБОУ Яснинская СОШ №2....

    Лексика, стилистическая окраска слов

    Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание № 6...