Буквы гласных в суффиксах имён существительных ­ек­, ­ик­.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Николаева Ольга Анатольевна

Урок русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

                               Николаева О.А.

учитель русского языка и литературы  1 квалификационной категории

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 38» Ново-Савиновского района г. Казани.

                                        Урок русского языка в 5 классе.

Тема:        Буквы гласных в суффиксах имён существительных ­ек­, ­ик­.

Телефон (сотовый)    89272409191

Телефон (домашний) (843)525246

Электронная почта : foxproff@rambler.ru

Тема:         Буквы гласных в суффиксах имён существительных ­ек­, ­ик­.

Тип урока.    Урок открытия нового знания

                  Цели как деятельность учеников:

М/п: преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

ЛР: видеть в словах орфограмму­букву е, и  в суффиксах существительных, писать слова с этой орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы

Ход урока

  1. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

  1. Языковая разминка.

Самодиктант.

– Подберите по 2–3 примера имён существительных, образованных следующими способами:

– бессуффиксным;

– приставочным;

– сложением;

– сложно­суффиксальным.

Взаимопроверка. Вопросы по выполненной работе.

– Назовите имена существительные из домашнего упр. 346, образованные суффиксальным способом и назовите производящие для них слова.

 (озерка-озеро, , прогулка-прогуляться, птичками-птицы, скачок-скакать)

- какие вопросы подготовили, опираясь на домашнее правило «способы образования имен существительных»

  1. Постановка проблемы урока

             Слайд 2.

       На слайде (доске) представлено предложение:

        Поешь же, миленький дружочек!

        Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

– Найдите существительные с ласкательным значением.

  -Выпишите эти слова. Каким способом они образованы? Выделите в них суффикс.

– Какую особенность суффиксов заметили? (Разные буквы гласных в суффиксе.)

– Какой возникает вопрос?

Ученики формулируют вопрос, сравнивают его с формулировкой на слайде.

(когда в суффиксах существительных –ек-  и –ик- пишется е, а когда –и?)

Слайд 3.

- Обсудите в парах. Какую закономерность можно наблюдать в выборе буквы в суффиксах -ек, -ик?

замочек – замочка                  ключик - ключика

клубочек – клубочка              зайчик - зайчика

носочек – носочка                   бантик – бантика

-Проверьте себя.

Слайд 4.

-Сделайте вывод.

В каких случаях пишется буква е, а в каких буква и в суффиксах -ек-, -ик-? 

– Сравните свои наблюдения с размышлениями Вити Перестукина из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Каким вопросом можно дополнить ваши формулировки? (Какую букву нужно написать в суффиксе …?)

-фрагмент из мультфильма «В стране невыученных уроков.»

            4.Открытие новых знаний.

- сформулируйте правило в на основе предложенного в мультфильме приёма и сравните с правилом в учебнике.

-Чтение текста правила в рамке (стр.12)

– Назовите условия выбора орфограммы­буквы е, и в суффиксах имён существительных ­ек, ­ик. (Суффикс, наличие/отсутствие буквы в других формах.)

            – Как графически обозначается орфограмма? (подчеркивается одной чертой)

– Объясните все графические обозначения в словах, приведённых в правиле.

   (одной чертой подчеркнута орфограмма, двумя – наличие/отсутствие буквы)

– Составьте схему правила или его графическую модель

(лучшая схема записывается на доске).

        Ик        –        Ика

Ек        –         X кА

           Слайд 5.

     – Разработайте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно написать     суффиксы ­ек, ­ик у существительных» (в парах) и сравните с образцом.

                            (  - Измени слово по падежам (просклоняй).

                               -Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе.

                               - Если выпадает, пиши ­ек. Если сохраняется, пиши ­ик.)

  1. Развитие учебно­языковых и орфографических умений.

Упр. 348 (выборочное списывание) – развивается умение находить слова с изученной орфограммой, обозначать условия выбора орфограммы.

– Как нужно действовать, чтобы найти слова с нужной орфограммой – буквой е, и в суффиксах существительных ­ек, ­ик? (Установить их производящие слова.)

– Назовите лишние слова. (Заливчик, колокольчик, костюмчик.)

– Почему в этих словах нет суффикса ­ик? (Здесь суффикс ­чик.)

– В каких словах два суффикса? (Дождичек, от дождик – дождь; уголёчек, от уголёк – уголь.)

– Какое явление можно обнаружить при образовании некоторых имён существительных? (Чередование звуков.)

- Приведите примеры. (Мешочек, платочек, дождичек, уголёчек.)

 

Самостоятельное выполнение с графическим обозначением условий выбора орфограмм.

Упр. 349 (осложнённое распределительное списывание) – развивается умение писать слова с изученной орфограммой, распределяя их по группам в зависимости от характера буквы в суффиксе.

Самопроверка по записям на доске. (Два ученика работают на оборотных сторонах доски.)

Упр. 351 (осложнённое списывание) – развивается умение писать слова с изученной орфограммой в составе предложений (наряду с другими видами орфограмм).

  1. Итог урока.

– Назовите ключевые слова урока.

– Задайте вопросы по теме урока на основе ключевых слов.

            – С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

  1. Домашнее задание.

             1. Правило в рамке уметь передать в виде схемы.

             2. Упр. 352.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных"

В данной перфокарте есть слова для проверки знаний в 6 классе  по теме "Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных", 2 варианта....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА урока на тему “Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик-“.

Класс 6Тема и номер в теме  Гласные в суффиксах имён существительных –ек- и –ик-. (1-ый  урок)Базовый учебник Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Бара...

ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Повторение в 10 классе "Гласные в суффиксах имён существительных"....

Гласные в суффиксах имён существительных –ек и -ик

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (по УМК под ред. А. Д. Шмелёва)Тема урока: Гласные в суффиксах имён существительных –ек и -ик...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)»

Тема урока «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)» Тип урока  изучение новой темыЦели:Образовательная формировать умения правильно употреблять буквы ч и щ в с...

Методическая разработка «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик-, -щик-»

laquo;Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик-, -щик-».Данная методическая разработка поможет 1) формировать умения правильно употреблять буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -ч...