Гласные в суффиксах имён существительных –ек и -ик
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Резанова  Любовь Сергеевна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (по УМК под ред. А. Д. Шмелёва)

Тема урока: Гласные в суффиксах имён существительных –ек и -ик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_kl_-ek_i_-ik.rar2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (по УМК под ред. А. Д. Шмелёва)

Тема урока: Гласные в суффиксах имён существительных –ек и -ик

Цель: знакомство с орфограммой «Гласные в суффиксах имён существительных –ек и –ик», совершенствование орфографической грамотности учащихся

Планируемые результаты в ходе урока:

Предметные: знакомство с орфограммой «Гласные в суффиксах имён существительных –ек и –ик», совершенствование орфографической грамотности учащихся.

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится подтверждать аргументы фактами.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Наглядно-демонстрационные материалы: презентация, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»

п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

2.

Мотивация. Актуализация опорных знаний

  1. Приём «Найди верное утверждение»

Учитель читает утверждения (на слайдах)

1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

3. Имена существительные изменяются только по родам.

4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.

5. Число – непостоянный признак имени существительного.

6. Имя существительное прогулка образовано суффиксальным способом.

7. Суффикс служит для образования новых слов.

8. Суффикс стоит перед корнем.

9. В слове прогулка суффикс –к (а).

2. Организовывает взаимопроверку

1. Слушают утверждения, записывают ответы в тетрадях: рядом с верными утверждениями  ставят «+», с неверными – «-».

  1. Осуществляют взаимопроверку в паре, оценивают работу друг друга.

3.

Выявление места и причины затруднения

 Организовывает деятельность учащихся с целью выявления места и причины затруднения.

Организовывает просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»

- Ребята, а вы сможете помочь Вите Перестукину?

Почему у вас возникли затруднения?

Смотрят фрагмент мультфильма, отвечают на вопросы учителя

4.

Определение темы урока.

Целеполагание

Организовывает вывод темы  и целеполагание.

- Предположите, какая тема нашего урока.

- Запишите в тетрадь.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Высказывают свои предположения.

Записывают тему.

Формулируют цели урока.

5.

 Открытие нового знания

Организовывает деятельность учащихся по изучению нового материала.

Организовывает просмотр продолжения фрагмента мультфильма.

- Над какой орфограммой работал Виктор Перестукин?

- Как он решил поставленную задачу?

- Попробуйте сформулировать правило, которое применял Витя.

- Проверьте своё правило с правилом в учебнике на стр. 162.

- Разработайте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы ­ек, ­ик у существительных» (коллективно)

Смотрят фрагмент мультфильма

Анализируют просмотренный фрагмент

Формулируют правило

Читают правило, сравнивают, делают выводы

Вырабатывают алгоритм. Сравнивают с образцом:

1) Измени слово по падежам (просклоняй).

2) Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе.

3) Если выпадает, пиши ­ек. Если сохраняется, пиши ­ик.

 6

Первичное закрепление

Организовывает работу по закреплению изученного

Фотодиктант

Задание: записать детёнышей животных, показанных на слайдах, объяснить выбор гласных и и е в суфф. сущ, используя алгоритм.

Записывают слова, обосновывают свой выбор, проговаривают алгоритм.

7

Физкультминутка

Включает видео

Выполняют упражнения

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  1. Организовывает работу над словами на изучаемую орфограмму

Задание: записать, вставить буквы (слайд)

  1. Организовывает самопроверку (слайд)

Работают самостоятельно. Проверяют себя, сверив со слайдом

9.

Включение в систему знаний и повторение

Организовывает работу над упр.  101 (стр. 163)

Работают над упр. 163

Самостоятельная работа

10.

Рефлексия

- Над какой орфограммой вы сегодня работали?

- Оцените свои знания по теме уроке: если вы усвоили правило, поставьте +, если нет – знак -.

Оценивают свои знания

11.

Задавание домашнего задания

Задаёт домашнее задание, комментирует.

Упр. 102, 103 (стр. 163), правило.

Записывают д. з.

12.

Подведение итогов

Учитель объявляет оценки учащимся,   даёт общую характеристику всему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА урока на тему “Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик-“.

Класс 6Тема и номер в теме  Гласные в суффиксах имён существительных –ек- и –ик-. (1-ый  урок)Базовый учебник Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Бара...

Правописание суффиксов имён существительных и прилагательных

Дидактический материал для подготовки ЕГЭ по русскому языку. Задание А 17...

ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Повторение в 10 классе "Гласные в суффиксах имён существительных"....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)»

Тема урока «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)» Тип урока  изучение новой темыЦели:Образовательная формировать умения правильно употреблять буквы ч и щ в с...