Методическая разработка «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик-, -щик-»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Салохина Елена Николаевна

«Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик-, -щик-».

Данная методическая разработка поможет 1) формировать умения правильно употреблять буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-);

2) разработать алгоритм рассуждения, продолжить развитие умения графически обозначать изученную орфограмму;

3) развивать познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные умения, устную и письменную речь, обогатить словарный запас;

4) вызвать  чувство интереса к языку, чувство доброты и уважения к разным профессиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_chik.shchik.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема:«Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик-, -щик-»

Тип: изучение новой темы

Задачи: 1) формировать умения правильно употреблять буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-);

2) разработать алгоритм рассуждения, продолжить развитие умения графически обозначать изученную орфограмму;

3) развивать познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные умения, устную и письменную речь, обогатить словарный запас; 

4) вызвать  чувство интереса к языку, чувство доброты и уважения к разным профессиям.

Планируемые результаты

Предметные

- знать содержание понятия суффикс.

- определять выбор написания согласной - ч -и –щ – после согласных д,т,з,с,ж.

Метапредметные

регулятивные:- определять проблему и цель в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность.

- определять степень и способы достижения цели.

познавательные: -использовать изучающий вид чтения, сравнивать объекты.

-сравнивать, анализировать, доказывать, делать выводы.

-представлять информацию в виде алгоритма рассуждения.

- находить в учебниках и др. источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

коммуникативные:- излагать своё мнение, понимать позицию другого, корректировать своё мнение под воздействием контраргументов.

- Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

- Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Личностные

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.

3. Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям разных профессий.

Межпредметные связи: преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения), анализировать, сравнивать, делать выводы.

Ресурсы урока: учебник Л.М.Рыбченковой, ч 1 (параграф 30), рабочая тетрадь, видео - урок РЭШ № 47.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Проверка домашнего задания ( правило устно), выполнение орфографической работы по учебнику с взаимопроверкой.

Работа с эпиграфом к уроку.

Зачитывается эпиграф к уроку: «Для своих писательских надобностей я давно уже назвал суффикс словотвором». С. Югов.

 -Почему писатель дал такое наименование суффиксу?

-Сам же он объясняет это таким образом: «Так мне явственнее, зримее, что ли, становится его поистине изумительная работа в языке: творить новые слова».

-Мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов. Этим морфемам доверена трудная, но интересная работа, так как они образуют новые слова, тем самым обогащают наш язык.

Приветствие учителя.

Выполнение орфографической работы. Взаимопроверка. Оценивание работы.

-Суффиксы служат для образования новых слов.

Мотивация познавательной деятельности

Создание проблемной ситуации.

-От данных слов образуйте названия лиц по профессии и запишите слова парами:

резать

барабан

разносить

сварить

-Произнесите концовки образованных слов. Сравните с написанием. Что необычного вы заметили? Какую орфографическую проблему вы обнаружили в суффиксе? Покажите графически эту часть слова. Какой опознавательный признак орфограмм-согласных букв в данных словах? Обозначьте его знаком суффикс.  Подчеркните букву-орфограмму одной чертой.

Сформулируйте основной вопрос урока. Проверьте себя.  

-Какова будет тема сегодняшнего урока?

-Попробуйте сформулировать цель урока.

   

Резать-резчик

    Барабан-барабанщик

Разносить-разносчик

Сварить-сварщик

-Суффиксы произносятся одинаково, но пишутся по-разному.

-Когда пишется буква ч, а когда щ в суффиксе существительных –чик- /-щик-

-Тема урока «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)»

-Цель урока Выяснить, в каких случаях буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-).

Организация познавательной деятельности

Решение проблемы, открытие новых знаний.

- Есть ли у вас какие-нибудь предположения по поводу выбора букв ч и щ в суффиксе -чик-(–щик-)?

- Ребята, давайте попробуем вывести правило выбора букв ч и щ в суффиксе -чик-(–щик-). Выполняем упр.232(устно) в парах. Посмотрите, после каких согласных пишется буква ч в суффиксе -чик-(–щик-)? Сделайте вывод. Назовите основное условие выбора букв ч и щ в суффиксе существительных –чик- (–щик-).

 -Проверка с правилом в учебнике.

-Вернёмся к нашим словам и проверим написание ч и щ в суффиксе –чик- (–щик-): резчик, барабанщик, разносчик, сварщик. Подчеркните двумя чертами основное условие выбора букв ч и щ в суффиксе –чик- (–щик-).

Просмотр видео - урока РЭШ №47

  1. Организует письменное выполнение задания упр.233
  2. Организует выполнение работы на закрепление умения выделять суффиксы –чик-, -щик- и определять алгоритм выбора.  Выполнение упражнение 234. (Самооценка)

Предположения учащихся

Учащиеся самостоятельно формулируют правило и сравнивают его с формулировкой в учебнике.

Проверяют самостоятельно сформулированное правило с правилом учебнике.

Проверка написания ч и щ в суффиксе –чик- (–щик-): резчик, барабанщик, разносчик, сварщик.

Письменно выполняют упражнение, делают графический комментарий, осуществляют взаимопроверку работ.

Используя, алгоритм рассуждения, выполняют задание.

Выполняя упражнение, применяют ранее полученные знания.

Подведение итогов

- Какой эпиграф был к уроку? Какая удивительная особенность у суффикса -чик-(–щик-)?

-Какова была цель урока? Достигнута ли она?

-Вспомните правило.

-Что ещё нового узнали на уроке?

-Назовите ключевые слова урока.

  1. Домашнее задание: Правило на стр. 105.Упр. 235.

Вспоминают эпиграф к уроку,

цель урока,

изученное правило,

Называют ключевые слова урока.

Дополнительный материал: Игра в парах

Правила игры: Ученики слушают текст и записывают слова в колонки: -чик- или –щик-. Какая пара правильно и быстро распределит слова.

Задание: Какие профессии пришлось освоить герою рассказа?

Однажды я получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговорщиков и узнать об их тайных планах. Много сил и времени пришлось затратить мне для выполнения задания: сначала я рыл яму экскаватором, бетонировал фундамент, клал стены из кирпича, затем поднимал грузы подъемным краном, выгружал строительные материалы, укладывал асфальт, резал, смазывал.  Вскоре выяснилось, что заговорщики были просто строителями, а в их тайные планы входило возведение новой школы.

-Какая профессия была у героя?(разведчик)

Диагностика достижения планируемых результатов: Словарная работа по изученной теме ( на втором уроке, так как на изучение данной темы запланировано 2 урока)

Дополнительные творческие задания: Объясните лексическое значение данных слов и выбор букв ч и щ в суффиксе существительных, применяя алгоритм рассуждения:

Аппарат...ик, сортиров…ик, обход…ик, расфасов…ик, портфель…ик, воз…ик, регулиров…ик, спор…ик, стакан…ик, пулемёт…ик, перепис…ик, суп…ик, буриль…ик, счёт…ик, уголь…ик, костюм…ик, надсмотр…ик, часов…ик, захват…ик, домен…ик.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

1) тренировка мыслительных операций;

2) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

3) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.                                                                                                              

1) велось наблюдение за материалом, где возникло затруднение. Сопоставляя примеры, записанные в тетради, учащиеся делали выводы об условии выбора орфограмм;

2) учащиеся выявляли причину затруднения.

На втором уроке углубить знания по теме, добавив творческое задание. Например, создание сказки.

«Жили-были суффиксы  -ЧИК- и –ЩИК-, разводили  вместе  пчел  на  пасеке.  Дело в том, что оба любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: «Д-Т-З-С-Ж,Д-Т-З-С-Ж». Суффикс –ЩИК-  убегал от них в слезах. А вот его брата пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только – ЧИК -,  а  - ЩИК- будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор – ЩИК - обходит пасеку стороной. Как только услышит» Д-Т-З-С-Ж» - бежит со всех ног прочь».

Я считаю, что цели урока достигнуты. Новые знания не давались в готовом виде. Учащиеся «открывали» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направлял эту деятельность и подводил итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.

    Таким образом, в процесс обучения эффективно включались все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, алгоритм рассуждения, операции самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.  Одновременно предполагаемая технология обучения существенно увеличивала прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки учащихся, так как обеспечивала прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний.

 «Открытие» нового знания осуществлялось через предложенную учителем систему вопросов и заданий, подводящих учащихся к самостоятельному открытию нового. Первичное закрепление обеспечивало прохождение этапа внешней речи – учащиеся проговаривали вслух и одновременно выполняли в письменной и устной форме установленные алгоритмы действий. В обучающей самостоятельной работе действия уже не сопровождались речью. Алгоритмы действия учащиеся проговаривали «про себя» (внутренняя речь).  

      Разноуровневые задания позволили каждому учащемуся на своем уровне справиться с заданиями.                

При выполнении задания в парах учащиеся, которые обычно ведут себя на уроке пассивно, были заняты работой, старались на своём уровне справиться с заданием.

Выполнила: учитель русского языка и литературы ГБОУ Школы №385 г Санкт – Петербург Салохина Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА урока на тему “Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик-“.

Класс 6Тема и номер в теме  Гласные в суффиксах имён существительных –ек- и –ик-. (1-ый  урок)Базовый учебник Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Бара...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)»

Тема урока «Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-)» Тип урока  изучение новой темыЦели:Образовательная формировать умения правильно употреблять буквы ч и щ в с...

Методическая разработка урока по русскому языку «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»

Класс: 5г.Тема: «Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных единственного числа»Цель урока: повторить склонения имён существительных; тренировать навык правильного написания &nd...