Деловая игра "Язык Петербурга: живой и нормативный"
учебно-методический материал по русскому языку (7, 8, 9, 10 класс) на тему

Мелешенко Ирина Евгеньевна лицей 488

 Во время деловой игры рассматривается проблема сохранения чистоты русского языка, его лексического богатства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_yazyk_peterburga_avtosohranennyy.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого внеклассного мероприятия по предмету.

Деловая игра «Язык Петербурга: живой и нормативный» для учащихся 7-10 классов

Ушакова Ольга Андреевна, Мелешенко Ирина Евгеньевна,

 учителя русского языка и литературы

 ГБОУ лицея 488 Выборгского района  Санкт – Петербурга

Дата проведения урока: 10.01.2014г.

Тема: «Язык Петербурга: живой и нормативный»

Место мероприятия в системе внеклассных мероприятий:

Тип занятия: деловая игра

Цель мероприятия:

Задачи:

  1. развивать творческие способности и заинтересованность учащихся в приобретении новых знаний;
  2. закрепить умения работы с элементами исследования, публичного выступления, навыки обработки информации из разных источников;
  3. воспитывать художественный вкус, уважение к человеку труда, толерантность учащихся.

Форма: конкурс между учащимися, с использованием мультимедийных презентаций.

Методы: индивидуальный подход, использование ТСО.

Технология: технология личностно – ориентированного образования, компьютерные технологии, технология воросно – ответного единства.

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, самостоятельная.

Продолжительность урока: 50 минут.

Возрастная категория: 7, 10 классы

УУД:

  • личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения);
  • познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме);
  • коммуникативные (владение монологической формой речи).

Оборудование: персональный компьютер (программа Power Pointмультимедийный проектор, экран для проектора, презентация (Приложение 1), листы бумаги для участников команд, призы для учащихся.


Ход конкурса

  1. Организационный момент:

проверяется готовность к конкурсу и присутствие всех участников.

  1. Сообщение темы и целей конкурса.

Учитель: Сегодня ученики 10В класса проведут деловую игру для учеников 7В класса.

Слово ведущей.

Ведущая: Добрый день! Мы рады видеть гостей и учеников нашего лицея на деловой игре «Язык Петербурга: живой и нормативный», в которой примут участие 2 команды учеников 7В класса. А проведут игру ученики 10 В класса.

Во время игры  семиклассники узнают:

  • что такое литературная норма;
  • как взаимосвязаны разговорный и нормативный языки;
  • какие процессы происходят сейчас в русском языке.

Сегодня участники команд ненадолго станут корректорами, редакторами, сотрудниками комитета по рекламе, выполнят несколько заданий и попробуют ответить на вопрос: какой должна быть речь петербуржца. Эксперты проверят правильность выполнения заданий, подсчитают баллы и назовут победителей.

  1. Ведущая: Для того чтобы оценить современное состояние языка, необходимо познакомиться с понятием литературной нормы. Слово ученице 10В класса.

Сообщение ученицы 10В класса «Нормы языка».

  1. Ведущий: Ребята, всегда ли вы следите за своей речью, общаясь между собой? Именно с этим связано первое задание для команд. Сейчас вам предстоит поработать телевизионными редакторами. Готовится выпуск новостей. Вы просматриваете видеозаписи, среди них вот этот репортаж из города Сочи.

Ученики 10В показывают сценку «Интервью» (приложение 2).

Сценка «Интервью».

Корреспондент. Э, э, э… Добрый день, мы ведем прямую трансляцию из Сочи.  Меньше, чем через месяц здесь начнется олимпиада, и мы, конечно, ..э, э, э… ждем побед от наших спортсменов. Сегодня у нас есть уникальный шанс пообщаться с участниками  соревнований и э, э, э… возможными зрителями. Здравствуйте, вы спортсменка? Можно задать вам вопрос? Что для вас важнее: победа или участие?

Спортсменка. Я всегда иду побеждать. Я понимаю, то что, если чё-то заколебало, то не надо париться. Надо думать, что какие–то как бы может это… того… ну, короче, помогут. Я как бы верю в себя и иду, короче, за победой побеждать.

Корреспондент. Здесь все понятно. Перейдем к следующему вопросу. Наши спортсмены сейчас усиленно тренируются. Как вы считаете, в чем залог успеха?

Болельщик. Главное… конечно же… прежде всего… во-первых…ну….держать себя в хорошей физической форме. ТортОв не трескать, крепкое кофе не пить, каждый день пробегать по тридцати килОметров и …

Спортсменка. И всегда идти за победой!

Корреспондент. Ясно. Спросим представителей сильного пола. На ваш взгляд, какой вид спорта самый красивый?

Молодой человек. Ну, короче, моя подруга типа балдеет от фигурного катания. Втирает мне…то что круто типа и ничего красивЕй быть не может. А мне, в натуре, ваще, по барабану. Я от тусовок тащусь.

Корреспондент. Красноречиво. Ну и последний вопрос я хочу задать всем.По пробуйте выразить одним словом ваше отношение к олимпиаде.

Спортсменка. Чё?

Болельщица. Четко, супер!

Молодой человек. А мне пофиг ваще.

Ведущая. Итак вы посмотрели сценку. Первое задание командам: найдите и исправьте все несоответствия литературным нормам языка, как лексическим, так и орфоэпическим. (Приложение 1, слайды 13-14).

Ассистенты раздают командам текст сценки.

Время на выполнение задания – 4 минуты.

Эксперты проверяют задание.

Ведущая. А у меня вопрос к участникам. Как поступить редактору новостей: выпускать или нет такой репортаж в эфир?

Слово предоставляется командам.

  1. Ведущая. Ребята, так как мы с вами живем в Петербурге, нас, прежде всего, интересуют процессы, происходящие в языке нашего города. Как складывалась литературная норма и формировался литературный язык? Чтобы понять это, необходимо совершить экскурсию в историю Петербурга.

Сообщение ученицы 10В класса об истории петербургского языка.

(Приложение 1, слайды 16-35; приложение 3, текст выступления)

  1. Ведущая. Представьте, что вы хотите стать корректорами в издательстве, выпускающем альбомы с фотографиями нашего города. Корректор должен быть очень грамотным. Для того чтобы получить эту работу, нужно выдержать экзамен: сделать подписи под фотографиями зданий, сооружений и ансамблей нашего города. Сейчас увидите их на экране.

(Приложение 1, слайды 36-47).

Ведущая. На выполнение работы отводится 4 минуты.

Эксперты собирают работы.

Ведущий. Сейчас участники команд смогут проверить себя. Посмотрите, какие подписи нужно было сделать под фотографиями.

  1. Петропавловский собор.
  2. Здание Главного штаба.
  3. Казанский собор.
  4. Исаакиевский собор.
  5. Александринский театр.
  6. Александровская колонна.
  7. Петропавловская крепость на Заячьем острове.
  8. Адмиралтейство.
  9. Ростральная колонна.
  10. Стрелка Васильевского острова.
  11. Зимний дворец.

(Приложение1, слайд 48).

Ведущая. У меня есть вопрос к участникам игры. Как произошло название Ростральная колонна? Почему это слово пишется именно так? Кто может ответить на этот вопрос?  (Ростр – это нос корабля. Традиции устанавливать ростральные колонны пришла из Древнего Рима: в честь морских побед прибивали к деревянной колонне носы вражеских кораблей). За полный ответ команда может получить дополнительный балл.

  1. Ведущий. К сожалению, мы встречаемся с нарушением нормы не только в разговорной речи, но и в рекламе, в СМИ, в объявлениях и т.д.

Сообщение ученика 10 класса о нарушениях нормы в рекламе, СМИ и т.д. (Приложение1, слайды 49-53)

  1. Ведущий. А теперь участникам команд предстоит поработать в комитете  по печати и сотрудничеству со средствами массовой информации и провести инспекцию наружной рекламы на улицах нашего города. Найдите ошибки и исправьте их. На выполнение задания  - 5 минут.

(Приложение1, слайды 55-60).

Эксперты собирают работы и проверяют их.

Ведущая. Пока эксперты работают, я прошу участников команд прокомментировать некоторые ответы.

Задание для 1-ой команды.

(Приложение 1, слайд 55).

Задание для 2-ой команды. (Приложение 1, слайд 5).

  1. Ведущая. Теперь командам предстоит написать синквейн. Напомним правила написания синквейна. Синквейн состоит из пяти строк. Первая строка слово или словосочетание, о котором пойдет речь далее; вторая -  два определения, выражающие главную мысль; третья строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; четвертая – фраза, выражающая отношение к теме; пятая – заключение в форме существительного или словосочетания. Тема нашего синквейна – первое слово – «норма». Эксперты сейчас раздадут примеры синквейна . (приложение 3). На выполнение задания отводится 5 минут.

(Приложение1, слайд 60).

Ведущая. Прошу учащихся прочитать синквейны (приложение5), а экспертов оценить работы ребят.

А теперь я предлагаю прочитать синквейн, составленный учениками10 класса.

(Приложение1, слайд 61, синквейн воспроизводится по щелчку).

  1. Ведущая. Наш город часто называют культурной столицей России. Да, великолепная архитектура нашего города, памятники, богатейшие музейные коллекции, несомненно, оправдывают это название. Но всегда ли речь петербуржцев соответствует этому статусу? Разве мы не слышим на улице речь, изобилующую жаргонными словечками, ненормативной лексикой, словами с неправильным ударением, речь грубую и отрывистую? А ведь о нашем городе судят не только по его памятникам, музеям и архитектурным ансамблям.

(Приложение 1, слайд 62, 63).

Ведущий. Представьте, что вы участвуете в создании книги о современном состоянии русского языка. Вам поручено написать вступительное слово, обращение к жителям нашего города. Вам нужно ответить на вопрос: какой должна быть речь петербуржца. Как вы считаете? Напишите краткое яркое высказывание из 3-5 предложений. Это последнее задание для команд. У вас 5 минут. А гостям мы предлагаем посмотреть фотографии нашего удивительного города.

(Приложение 1, слайд 64 – 88).

Ведущая. Ребята, прочитайте свои работы. Слово предоставляется командам. (Приложение 6).

Эксперты собирают работы.

Ведущая. Дорогие ребята и уважаемые гости, игра подходит к концу. Нам кажется, что она была не только интересной, но и полезной, так как проблема языковой культуры, сохранения чистоты русского языка в наше время очень актуальна.

Языковая культура – часть общей культуры человека. О человеке судят не только по тому, как он выглядит, но и по тому, как он говорит. Мы рады, что вы написали прекрасные высказывания о том, какой должна быть речь петербуржца, жителям культурной столицы. Значит, вы задумались о том, как вы говорите, как должен говорить культурный человек.

Спасибо за работу. Прошу экспертов объявить результаты.

  1. Ведущая. Поздравляем всех участников игры, потому что сегодня нет проигравших. Участникам вручают призы.

(Приложение 1, слайд 89)


Приложение 2.

Сценка «Интервью».

Корреспондент. Э, э, э… Добрый день, мы ведем прямую трансляцию из Сочи.  Меньше, чем через месяц здесь начнется олимпиада, и мы, конечно, ..э, э, э… ждем побед от наших спортсменов. Сегодня у нас есть уникальный шанс пообщаться с участниками  соревнований и э, э, э… возможными зрителями. Здравствуйте, вы спортсменка? Можно задать вам вопрос? Что для вас важнее: победа или участие?

Спортсменка. Я всегда иду побеждать. Я понимаю, то что, если чё-то заколебало, то не надо париться. Надо думать, что какие–то как бы может это… того… ну, короче, помогут. Я как бы верю в себя и иду, короче, за победой побеждать.

Корреспондент. Здесь все понятно. Перейдем к следующему вопросу. Наши спортсмены сейчас усиленно тренируются. Как вы считаете, в чем залог успеха?

Болельщик. Главное… конечно же… прежде всего… во-первых…ну….держать себя в хорошей физической форме. ТортОв не трескать, крепкое кофе не пить, каждый день пробегать по тридцати килОметров и …

Спортсменка. И всегда идти за победой!

Корреспондент. Ясно. Спросим представителей сильного пола. На ваш взгляд, какой вид спорта самый красивый?

Молодой человек. Ну, короче, моя подруга типа балдеет от фигурного катания. Втирает мне…то что круто типа и ничего красивЕй быть не может. А мне, в натуре, ваще, по барабану. Я от тусовок тащусь.

Корреспондент. Красноречиво. Ну и последний вопрос я хочу задать всем.По пробуйте выразить одним словом ваше отношение к олимпиаде.

Спортсменка. Чё?

Болельщица. Четко, супер!

Молодой человек. А мне пофиг ваще.


Приложение 3.

Краткая история языка Петербурга. Век XVIII-век XXI

        Петербург был изначально многонациональным, многоязычным городом, в который съезжались люди из разных земель. Речь петербуржцев складывалась на пустом месте, росла и развивалась вместе с городом. Ее можно смело назвать сверстницей города на Неве.

Язык Петербурга берет свои истоки в начале 18 века, а если быть чуть точнее – в 1703 году, когда был основан город. Петровское время формирует свой особенный язык – язык столицы. Проводится реформа алфавита. Развивается журналистика: Петр Великий требует от делового, официального языка простоты и точности выражений. Однако речь петербуржцев остается стилистически пестрой: «славянские слова» соседствуют с живыми разговорными выражениями, например: в 1717г.  появляется учебник «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», в котором авторы советуют юным в обществе не ковырять «перстом в носу», не ходить «рот разиня… яко ленивый осел». Кроме того, происходит заимствование иноязычных слов: из голландского и немецкого языка (морская и военная терминология), а благодаря женщинам – из французского языка.

В XVIII веке Петербург становится крупнейшим центром науки и просвещения: возникают домашние библиотеки, открываются первые женские учебные дворянские заведения, создается Российская Академия, которая начинает издавать словари русского языка, вырабатывается язык науки, развивается русская литература, с театральных подмостков звучит нормативная речь, появляются переводные произведения, вносящие свой вклад в развитие языка. М.В. Ломоносов создает первую русскую грамматику, поднимается вопрос проведения реформы русского языка.

Вывод: язык Петербурга XVIII века отличается, с одной стороны, с одной стороны, стилистической пестротой, с другой – стремлением к нормативности.

В XIX веке происходит спор карамзинистов – последователей писателя и историка Н.М. Карамзина, желающих создать простой язык, включающий иноязычные, новые и старинные слова, и шишковистов – последователей министра народного просвещения адмирала А.С. Шишкова, радеющих за сохранение старославянизмов.  Шишков, например, предлагал говорить «шарокат» вместо «бильярда», «тихогромы» вместо «фортепьяно», «мокроступы» вместо «галоши». Споры карамзинистов и шишковистов оказали большое влияние на формирование петербургского языка.

Особый вклад в развитие языка вносят писатели (Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Некрасов); отдельно необходимо отметить Пушкина, создавшего в целом систему современного литературного языка.

Язык Петербурга создавали также и представители всех сословий. Знать, офицеры вводят в употребление слова, заимствованные из немецкого, голландского, английского и французского языков. Чиновники приносят в язык петербуржцев канцеляризмы. Куцы – воровской жаргон и особенности говора тех мест, из которых они приехали в столицу: Псковской, Новгородской и др. губерний.

Кроме того, в 60-е годы XIX в. Сформировался язык периодической печати («газетный язык»), благодаря которому появляются новые термины и понятия, большей частью заимствованные, вводится в литературный язык интернациональная лексика.

Вывод. Языковой портрет Петербурга XIX века характеризуется разноликостью, стилевым разнообразием и в то же время утверждением норм единого литературного языка.

ХХ век – век многочисленных, не виданных ранее преступлений против человечества  человечности: мировые войны, революции гражданские войны, тоталитарный режим, нарушающий элементарные права человека, массовые репрессии и эмиграция. Это век смены носителей языка: подвергаются репрессиям и расстрелам представители интеллигенции, город заполняет революционно настроенное население.

В ХХ веке происходит так называемая культурная революция, разрушительно воздействующая на русский язык. Появляются повсеместно используемые шаблонные обороты, распространяются сокращения, во всеобщее употребление входят заимствования, канцелярские обороты, эвфемизмы – слова, скрывающие истинный смысл и «революционные» или «надутые» фразы, в разговорную речь проникают слова из уголовного жаргона. «Смягчаются литературные нормы», все сильнее понижается уровень культуры носителей языка. Именно в этот период появляется осознание того, что язык Петербурга перестает существовать.

В 60-е годы ХХ века ситуация меняется. Несотря на то, что началась вторая волна переселения в Ленинград, когда деревня массово переехала в город, уникальный менталитет нашего города приобщал приезжих к культуре, влиял на их речь. Повысился общий уровень культуры горожан, постепенно сглаживались крайности первой половины ХХ века. Огромные очереди за книгами, аншлаги в театрах – лучшее подтверждение массового культурного подъема. Именно в эти годы Ленинград стал хранителем традиций литературного языка, тогда и сложилось представление об особой культуре и речи ленинградцев.

В конце 80-х – 90-е годы ситуация изменилась. Слова, употребить которые постыдились бы ранее, теперь приобретают «права гражданства». Отменяются вековые заповеди и табу, происходит «смягчение литературной нормы». Начитает формироваться так называемый общий жаргон, который используется даже носителями литературного языка, разумеется, за редким исключением.

Вывод. Таким образом, с развалом страны, изменениями, затронувшими экономику, политику и культуру, не могло не произойти изменение роли языка в жизни города и в сознании самих петербуржцев. Говорить теперь стали резко, отрывисто, глотая окончания, «нормой» становится не соблюдение нормы, а ее нарушение.

В XXI веке, по мнению ученых – лингвистов, такого явления, как петербургский язык, к сожалению, уже почти не существует. Общие тенденции, характерные для русского языка, отражаются и в языке жителей Северной столицы. Происходит упрощение языка и сокращение слов, речь заполоняют слова – паразиты. Молодежный и компьютерный сленг, жаргонизмы, англицизмы, ненормативная лексика переходит в повседневную речь. Все чаще используют латинскую азбуку при написании русских слов и пренебрегают нормами орфографии и пунктуации в СМИ и рекламе.

        


Приложение 4.

Примеры синквейна для участников  конкурса.

Культура.

Информационная, современная.

Создается, почитается, обсуждается.

Когда погибает культура, погибает и народ.

Искусство.

Искусство.

Литературное, изобразительное.

Требует, проявляет, впечатляет.

Всякое искусство есть подражание природе.

Умение.

Приложение 5.

Синквейн учеников 7В класса

Норма.

Образцовая, необходимая.

Соблюдать, выполнять, придерживаться.

Обязан соблюдать каждый.

Правило.

Приложение 6.

Работа учеников 7В класса.

Какой должна быть речь настоящего петербуржца? (Обращение к жителям города).

        Дорогие жители Санкт-Петербурга – культурной столицы России. Наша речь последнее время становится все хуже и безграмотнее. Ее заполняют жаргонизмы, грубые, просторечные и иноязычные слова. Но мы можем защитить наш язык. Давайте же будем следить за своей речью, говорить правильно, как петербуржцы!

Приложение 7.

Буклет – программка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка деловый игры по теме "Клетка - элементарная единица живого" с использованием активных методов обучения

В методической разработке по теме "Клетка - элементарная единица живого" приведены 2 варианта деловых игр с использованием активных методов обучения - дискуссий, упражнений-энергизаторов, коопера...

Петербург – живой учебник литературы, город литературных героев

Аннотация на исследовательскую  работу«Петербург – живой учебник литературы, город литературных героев»суворовца 10 класса Румянцева Игоря      Румянцев Игорь в работе поднима...

Урок-игра для 5-х классов по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему:«Город в котором мы живем».

Урок для закрепления материала, изучаемого в 5 классе. (Прилогается презентация)...

Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс

Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? ...

"Город в котором я живу. Силуэты Санкт-Петербурга"

В программе 8 класса по изобразительному искусству (УМК под редакцией Неменского Б.М.) есть тема «Художник-дизайн-архитектура», которая расчитана на 4 часа преподавания. Первым часом этой ...

Статья на тему: "Живая газета" - памятные даты в истории Санкт-Петербурга"

В статье рассказывается о создании проекта "Живая газета" - главные события в истории ( политике, театре, литературе, науке) Санкт-Петербурга с момента основания  города до наших дней. ...