Русский язык. 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Мешкова Елена Анатольевна

В разработке рабочей прграммы по русскому языку для 9 класса указаны основные изучаемые темы, умения и навыки учащихся, тематический план, критерии оценок за письменные работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 276 Красносельского района города Санкт-Петербурга

(ГБОУ СОШ № 276 Санкт-Петербурга)

«Рекомендовано к утверждению»

Председатель МО

_____________/___________/

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 276

г. Санкт-Петербурга

_____________/………………./

ФИО

 «__»____________20___г.

Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ № 276

 г. Санкт-Петербурга  

_____________/Е.А.Ненахов/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по русскому языку 9 «В» класса

Разработана учителем ГБОУ СОШ № 276

I категории

(квалификационная категория)

Мешковой Е.А.

 (фамилия, имя, отчество)

2015 – 2016 учебный год

1) Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

1.        Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного)   общего   образования)   по   образовательным   областям,  утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья4).

4. Учебный план МОУ СОШ №276 на 2015-1016 учебный год.

1.2.В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.  Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

1.3. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
  • Обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • Овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
  • Формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

           - Освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

1.4.        Учебный предмет «Русский язык» составляет важную часть образовательной области «Филология».

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68  учебных часов для обязательного изучения русского языка в 9 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю (13 часов развития речи).

  При изучении синтаксических явлений, опоре на синтаксические знания и умения в собственной речи учащиеся используют не только синтаксические знания о языке, но и обращаются к знаниям о мире, к знаниям о ситуации общения, выходят за узкие рамки анализа закодированной исключительно синтаксическими средствами информации. Соотнесенность синтаксических единиц с внеязыковой действительностью активизирует познавательную деятельность учеников(восприятие, память, воображение, внимание, мышление; мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация).

1.5.  Общая характеристика учебного коллектива. 9 «В» класс изначально был очень слабым, дети пришли из разных школ с удовлетворительными оценками, хотя истинная оценка у многих неуд. Часто бывают не готовы к урокам, уровень развития очень низкий, дополнительный материала к урокам используют отдельные учащиеся, можно отметить Кучерявых Аделину, Перминова Игоря, Набиева Эмиля, Кишеня Иру. Не в полную силу учатся Котов Кирилл, Писчасов Даня, Стрельчук Никита, плохо готовятся Базоян Артем, Веньяминов Кирилл, Ценцеря Никита, Адамов Елисей. Много времени приходится отводить на объяснения и проверку домашнего задания. Самостоятельно дети готовятся плохо.

1.6. Изменений в примерную программу не вносилось.

1.7.   При изучении предмета используется учебник: М.М.Разумовская и др. Русский язык. 9 класс. М., Дрофа, 2011.

Главным, на чем построили авторы учебник, является текст. Тексты, представленные в книге, разнообразны по жанру и тематической направленности, доступны для обучающихся по содержанию. Имеют  высокую познавательную и воспитательную ценность. Их использование позволяет обеспечить реализацию как внутри предметных, так и межпредметных  связей, предполагает проверку лингвистических знаний и умений на разных уровнях. Поэтому большинство упражнений учебника - это комплексная работа с текстом, в ходе которой обучающиеся  должны определять тему текста, основные мысли, находить ключевые слова, определять тип речи и стиль текста, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю, находить в тексте языковые средства, с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами. Тексты представлены в малых объемах, их можно  проанализировать  в течение урока. К ним  даются  творческие  задания разноуровневого плана, что позволяет успешно осуществлять дифференцированную работу. В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки обучающихся.

 Многие упражнения содержат задания, предлагающие определить значение слова, подобрать синонимы, антонимы, определить стилистическую окраску слова, выявить слова необщеупотребительной лексики, архаизмы, историзмы, неологизмы. Задания формируются таким образом, чтобы побудить  обучающихся к активизации мыслительной деятельности. 

Одним словом, решается комплекс задач, что позволяет обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ.

 Для того чтобы подготовка к экзамену не носила «авральный» характер, планирую систематически   осуществлять эту работу на уроках. Материалы для подготовки к  ОГЭ будут даваться дозированно: в соответствии с заданиями частей А, В и С, чтобы иметь возможность отрабатывать конкретные навыки работы с текстами по орфографии и пунктуации, по культуре речи и стилистике, по анализу текста. Вариативность и дифференцированность этих упражнений позволяют отработать разнообразные умения и навыки с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Кроме этого, контрольные  уроки за полугодие и годовую планирую провести в форме ГИА.

1.8.   Технологии, используемые в работе:

  • Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
  • ИКТ
  • Обучение в сотрудничестве
  • Исследовательские методы обучения

Языковая компетентность: владение лексическими и грамматическими средствами языка на уровне нормы-орфоэпической, лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Коммуникативная компетентность: владение специальными   речеведческими знаниями  и умениями применять их к анализу и конструктированию текста.

Лингвистическая компетентность: знания о системе языка, умение применять эти знания в работе с языковым материалом.

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи обучающихся. Развитие речи обучающихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

1.9 Виды и формы контроля. В планировании предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые задания, проверочные работы, диктанты, изложения и сочинения различных видов,.комплексный анализ текста.

Количество контрольных работ-14 ;   представлено:  диктантов_7 сочинений ___1__, изложений___1____ ,  тестовых заданий_4____, _комплексный анализ текста 1.

      Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании контрольных     работ.

Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать ФГОС и основным требованиям к умениям и навыкам обучающихся 9 класса, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся».                                                                                              

 Межпредметные связи на уроках русского языка. В школе изучается   русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т. п.).

Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое, член предложения и т. д.). Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь;  при занятиях музыкой — со звуком, тембром, интонацией.

Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели обучающиеся на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом обучающиеся  учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание обучающимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

В процессе обучения будут испольваться:

-сборники тестовых заданий;

-занимательный материал по русскому языку;

-цифровые образовательные ресурсы;

-презентации

Всего часов:     68               (2 часа в неделю)

Уроков развития речи:  13 час.

1.10. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года.

Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект), создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога и диалога; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

2. Содержание

  1. Русский язык-национальный язык русского народа(1ч.) 

Знать: формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования.

Уметь: создавать собственные высказывания на лингвистические темы.

Применять в практике устного речевого общения с целью развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

  1. Повторение изученного в 5-8 классах (2ч).

Стили речи. Особенности фонетики, графики, орфографии. Лексика, Морфология. Словообразование. Пунктуация. Синтаксис. Способы сокращения текста. Типы речи. Жанры публицистики.

Знать: особенности стилей и типов речи, звуков, правописание слов, разнообразие     лексического состава русского языка, морфемы, образование слов, особенности морлогии и синтаксиса, верную постановку знаков препинания, способы сжатия текста, жанры публицистики.  

Уметь: различать стили и типы  речи,  тему, основную мысль текста, создавать собственное высказывание, определять особенности звуков, морфемы, образование слов,  особенности морфологии и синтаксиса,  особенности жанров публицистики, извлекать необходимую информацию из текста, понимать его коммуникативную цель, создавать текст публицистического характера,  применять все способы компрессии, сохранять микротемы,  правильно писать слова и ставить нужные знаки препинания, объяснять разнообразие  лексического состава русского языка.

Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного  языка, для определения лексического значения слов, морфем, способов образования слов, для выявления  особенностей морфологии и синтаксиса, верного написания слов и постановки знаков препинания, для работы  с текстом.

Контрольные мероприятия:  диктант.

  1. Сложное предложение (2ч.)

Виды предложений. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений.

Знать: виды и типы предложений, средства связи частей сложных предложений, пунктуационное оформление их.

Уметь : разграничивать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений, определять средства связи частей сложных предложений, пунктуационно оформлять их.

Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного  языка.

Контрольные мероприятия: контрольный диктант.

4. Сложносочиненные предложения (2ч.)

Понятие о сложносочиненном предложении. Виды сложносочиненного предложения. Художественный стиль и язык художественной литературы.

 Знать: грамматические признаки, строение сложносочиненных предложений, группы сочинительных союзов по значению, их роль в предложении, разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения, особенности художественного стиля и  языка художественной литературы.

Уметь: различать простые и сложные предложения, определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненных предложений, связанными соединительными, разделительными и противительными союзами, пунктуационно оформлять их, определять и различать художественный стиль и  язык художественной литературы.

Применять знания для определения видов сложносочиненных предложений,  выявлений  отношений между частями предложений, верной расстановки знаков препинания, для создания связного текста с учетом норм русского литературного  языка.

Контрольные мероприятия: тестовые задания ,диктант.

5. Сложноподчиненные предложения (29ч.)

 Понятие о сложноподчиненном предложении. Обучающее сочинение на лингвистическую тему(С 2.1). Виды сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные  предложения с придаточными определительными. Местоименно- соотносительные придаточные. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными  обстоятельственными. Придаточные  обстоятельственные места. Текст. Строение    текста. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными времени. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными сравнения. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными образа действия и степени.  Путевые заметки. Понятие о жанре. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными  цели. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными условия. Сложноподчиненные  предложения  с придаточными причины и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными. Рецензия. Понятие о жанре. Сложноподчиненные  предложения  с несколькими придаточными; знаки препинания при них. Эссе. Понятие о жанре.

Знать: основные группы  сложноподчиненных предложений по значению и союзам, особенности  придаточных определительных, изъяснительных, обстоятельственных  по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, синтаксическую функцию союзного слова,  интонационное  и пунктуационное оформление сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных, структуру  построения сочинения- рассуждения на лингвистическую тему,  строения текста, способы сжатия текста, понятие о рецензии   и эссе.

 Уметь: определять группы сложноподчиненных предложений по значению и союзам,  находить главное и придаточное; различать омонимичные подчинительные союзы и союзные слова; определять значение  и признаки придаточных, пунктуационно оформлять предложения, писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, строить текст разных жанров.

Применять знания для определения видов сложноподчиненных предложений,  выявлений  отношений между частями предложений, верной расстановки знаков препинания, для создания связного текста с учетом норм русского литературного  языка.

Контрольные мероприятия: тестовые задания, изложение,  проверочная работа, контрольный диктант

6. Бессоюзные сложные предложения( 13ч.)

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.  Изложение с элементами сочинения. Бессоюзные сложные предложени со значением причины, пояснения, дополнения. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления времени или  условия,  следствия и сравнения. Сжатое изложение. Деловая речь. Написание деловых бумаг.  

 Знать: особенности бессоюзных сложных предложений; условия постановки запятой и точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях, способы сжатия текста, виды деловых бумаг и их оформление.  

Уметь: определять смысловые отношения между частями бессозного сложного предложения, правильно ставить знаки препинания и обосновывать условия их выбора, применять способы сжатия текста и правильно оформлять деловые бумаги.

Применять знания для определений типов предложений, для написания изложения и деловых бумаг 

Контрольные мероприятия: изложения, тестовые задания, проверочная работа

7. Сложные предложения с различными видами связи (5ч).

Сложные предложения с различными видаи связи.

Знать: структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи.

Уметь определять особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, расставлять нужные знаки препинания.

Применять сложные предложения с различными видами связи в речи.

Контрольные мероприятия: тестовые задания

8. Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (3ч.).  Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

Знать: особенности разделов о языке, правописание слов и пунктуационное оформление предложений, анализ текста.  

Уметь: обнаруживать орфограммы,  объяснять их правописание; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию знаков препинания в предложениях, анализировать текст, безошибочно писать контрольную работу.

Применять  в практике устного и письменного речевого общения.

Контрольные мероприятия: тестовые задания, изложение, диктанты.

3. Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Контрольные мероприятия

Количество часов

1

Международное значение русского языка.

1

2

Повторение изученного в 5-8 классах

2

Контрольный диктант

 Анализ

1

3

Сложное предложение. Культура речи        

2

 Контрольный диктант.

1

4

Сложносочиненные предложения

2

Контрольный диктант

1

5

Сложноподчиненные предложения

29

1) Тестовые задания

2) Диктант

3) Изложение

4) Сочинение

 

2

2

1

1

6

Бессоюзные сложные предложения

13

1) Тестовые задания

2)Комплексный анализ текста.

1

1

7

Сложные предложения с различными видами связи

5

1) Тестовые задания

2)Диктант.

1

1

8

Повторение изученного в 5-9 классах

3

1) Тестовые задания

1

9

Развитие речи

13

1) Рецензия

1

4. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 9 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями    и    навыками:

Знать:

  • Роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • Смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • Основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • Особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • Признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • Основные единицы языка, их признаки;
  • Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

Уметь:

  • Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

Аудирование и чтение

  • Адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • Читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

Говорение и письмо

  • Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • Создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • Владеть различными видами монолога и диалога;
  • Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • Соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • Развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • Удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
  • Увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • Использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

5. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

по русскому языку

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

I. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовка ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса — 100—ПО, для VII класса — ПО—120, для VIII класса— 120—150, для IX класса— 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15—20, для VI класса — 20—25, для VII класса— 25 — 30, для VIII класса — 30—35, для IX класса — 35—40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм, в VII классе — 20 различных орфограмм и 4 — 5 пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в IX классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах — не более 7 слов, в VIII—IX классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объект текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. в переносе слов;
  2. на правила, которые не включены в школьную программу;
  3. на еще не изученные правила;
  4. в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не
    проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. в исключениях из правил;
  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. в написании ы и и после приставок;
  6. в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
  7. в собственных именах нерусского происхождения;
  8. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  9. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку.  Таким пределом являются для оценки  «4»

2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом « 1».

III. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе — 100—150 слов, в VI классе — 150—200, в VII классе — 200 — 250, в VIII классе — 250^-350, в IX классе — 350— 450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в

VIII        и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем,
что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5—1,0 страницы, в VI классе — 1,0—1,5, в VII классе — 1,5—2,0, в VIII классе — 2,0 — 3,0, в

IX        классе — 3,0—4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем, ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.        Содержание работы полностью соответствует теме.

2.        Фактические ошибки отсутствуют.

3.        Содержание излагается последовательно.

4.        Работа  отличается  богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических    конструкций, точностью словоупотребления.

5.        Достигнуто       стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета

 Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

1.        Содержание   работы   в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.        Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.        Имеются незначительные нарушения  последовательности в изложении мыслей.

4.        Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.        Стиль работы отличается единством   и   достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.        В работе допущены существенные отклонения от  темы.

2.        Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.        Допущены отдельные нарушения  последовательности изложения.

4.        Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические    конструкции, встречается   неправильное словоупотребление.

5.        Стиль работы не отличается единством, речь недо
статочно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании   и   5   речевых недочетов

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1.        Работа не соответствует  теме.

2.        Допущено много фактических неточностей.

3.        Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты  случаи неправильного словоупотребления.

4.        Крайне   беден   словарь, работа написана короткими однотипными предложениями  со  слабо  выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.        Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 'орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать  самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить

из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2 — 3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  1. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  2. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

IV. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку.  При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

V. ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Календарно-тематическое планирование уроков  русского языка

 9 «В» класса

На 2015 - 2016

учебный год.

Учитель: Мешкова

Елена Анатольевна

№п/п

Тема урока.Контроль

Характеристика

деятельности учащихся

страницы учебника

Дата

(то, что делают дети

 – задачи урока)

страницы

рабочей тетради

 

фактическая

планируемая

I четверть

1

Русский язык -национальный язык русского народа.

Групповая работа стекстом.

 

 

 

2

Рр.Повторение:типы и стили речи.

Сам. Работа с текстом,таблицей.

 

 

 

3

Повторение: синтаксис и пунктуация

Синтаксический разбор предложений.

19-21

 

 

4

Повторение: орфография

Словарный диктант,упр из учебника.

22-24

 

 

5

К.р.№1, диктант с грамматическим заданием

Диктант с грамматическим заданием.

 

 

 

6

Типы сложных предложений.

Выборочный диктант.Комментированное письмо.

36-38

 

 

7

Средства связи между частями.

Синтаксический разбор предложений.

 

 

 

8

Рр. Жанры публицистики.

Индивидуальная работа по составлению документов.

 

 

 

9

Сложносочиненное предложение.Знаки препинания.

Объяснительный диктант. Построение схем ССП.

49-50

 

 

10

Использование ссп в тексте.

Работа с деформированным текстом.

51-52

 

 

11

Сложноподчиненные предложения.

Групповая работа с деформированным текстом.

54

 

 

12

Виды сложноподчиненных предложений.

Работа с таблицей. Упражнения из учебника.

76-80

 

 

13

Виды сложноподчиненных предложений.

Фронтальный опрос.Тренировочные задания.

81-83

 

 

14

К.р. № 2. Контрольный диктант.

Письменная работа.(Диктант)

 

 

 

15

Анализ контрольного диктанта.Виды сложных предложений.

Работа над ошибками. Составелние схем СПП.

 

 

 

16

Рр.Художественный стиль.

Создание собственных текстов в заданном стиле.

 

 

 

17

Виды придаточных предложений.

Тренировочные упражнения. Составелние схем.

84-87

 

 

18

Виды придаточных предложений.

Тренировочные упражнения. Составелние схем.

 

 

 

 

 

II четверть

 

 

 

 

Р.р. Изложение с элементами сочинения.

Работа с текстом изложения.  

 

 

 

 

Местоименно-соотносительные предложения.

Работа с упр из учебникаИспользование видеоматер

91

 

 

1

СПП с придаточным оределительным.

Синтаксический разбор предложений.

94

 

 

2

СПП с изъяснительным придаточным.

Индивидуальная работа по составлению документов.

95

 

 

3

Роль указательных слов в изъяснительном  придаточном.

Анализ синтаксических конструкций.

96-98

 

 

4

Изъяснительные придаточные.

Самостоятельная работа.Построение схем.

99

 

 

5

Р.р. Эссе: понятие о жанре.

Конструирование предложений .Составление эссе.

 

 

 

6

Контрольная работ №3. Тест.

Решение тестовых заданий.

 

 

 

7

СПП с обстоятельственными придаточными.

Работа с таблицей. Упражнения из учебника.

102-103

 

 

8

СПП с придаточными места и времени

Сюставление предложений по данным схемам.

111-114

 

 

9

СПП с придаточными сравнения

Схематический диктант.Тренировочные упражнения.

118-121

 

 

10

СПП с придаточными образа действия.

Анализ синтаксических конструкций.

126-128

 

 

11

Р.р. Контрольная работа № 4. Изложение с элементами сочинения.

Творческая письменная работа.

 

 

 

12

Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками. Составелние схем СПП.

 

 

 

13

 

III четверть

 

 

 

14

Р.р. Путевые заметки.

Творческая письменная работа по заданной теме.

131-135

 

 

 

СПП с придаточными  цели.

Конструирование предложений. Построение схем.

137-139

 

 

1

СПП с придаточными условия.

Составление синтаксических моделей.

140-143

 

 

2

СПП с придаточными причины и следствия.

Объяснительный диктант. Построение схем СПП.

 

 

 

3

СПП с придаточными уступительными.

Конструирование предложений. Построение схем.

147-149

 

 

4

СПП с обстоятельственными придаточными. Обобщение.

Проверочный графический диктант.

150-151

 

 

5

Виды сложноподчиненных предложений в русском языке.

Семинарское занятие.

 

 

 

6

Обобщение изученного материала по теме СПП.

Использование видеоматериалов.

 

 

 

7

Р.р. Рецензия. Понятие о жанре.

Работа над составлением рецензии на книгу.

154

 

 

8

Контрольная работ № 5 по теме СПП. Тест.

Работа над тестовыми заданиями.

 

 

 

9

Р.р. Рецензия.

Построение научной рецензии. Словарная работа.

162-164

 

 

10

Контрольная работа № 6. Диктант с грамматическим заданием.

Письменная работа.(Диктант)

 

 

 

11

Анализ контрольного диктанта.Понятие о СПП с несколькими придаточными.

Работа над ошибками. Орфографический диктант.

166-168

 

 

12

СПП с несколькими придаточными.

Анализ синтаксических конструкций.

169-170

 

 

13

Р.р. Творческая работа по тексту изложения.

Письменная работа.

 

 

 

14

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Анализ синтаксических конструкций.

173-174

 

 

15

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Объяснительный диктант. Построение схем.

175-176

 

 

16

Контрольная работа № 7. Р.р.Рецензия.

Письменная работа.

 

 

 

17

Р.р. Деловая речь.

Работа с текстами и документами.

180-181

 

 

18

Контрольная работа № 8. СПП с несколькими придаточными. Тест.

Тест с грамматическим заданием.

 

 

 

19

Анализ контрольного теста.

Работа над ошибками. Орфографический диктант.

 

 

 

20

 

IV четверть

 

 

 

21

Понятие о бессоюзном предложении. (БСП).

Лингвистический анализ текста.

188-190

 

 

 

БСП со значением перечисления.

Конструирование предложений. Построение схем.

191-194

 

 

1

БСП со значение причины, пояснения и дополнения.

Объяснительный диктант. Работа с упражнениями.

195-197

 

 

2

Знаки препинания в БСП. Постановка двоеточия.

Тестовые задания. Орфографическая работа

198-199

 

 

3

БСП со значеним противопоставления, времени или условия.

Конструирование предложений. Построение схем.

201-203

 

 

4

Знаки препинания в БСП. Постановка тире.

Тестовые задания. Орфографическая работа

204-205

 

 

5

Р.р. Сочинение по репродукции.

Работа над сочинением.

 

 

 

6

Контрольная работа № 10. Комплексный анализ текста.

Работа с художественным текстом.

 

 

 

7

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Работа с художественным текстом.

214-216

 

 

8

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Конструирование предложений. Построение схем.

217-218

 

 

9

Контрольная работа № 11. Сложные предложения с разными видами связи.

Диктант с грамматическим заданием.

219-220

 

 

10

Анализ контрольной работы. Повторение орфографии.

Работа над ошибками.

222-226

 

 

11

Период.Языковые особенности периода.

Работа с поэтическим текстом. Анализ текста

 

 

 

12

Контрольная работа № 12. Изложение с элементами сочинения.

Творческая письменная работа.

228-229

 

 

13

Р.р. Повторение. Анализ языковых единиц.

Комплексный анализ текста.

230-233

 

 

14

Итоговое повторение. Повторение орфографии.

Решение тестовых заданий.

 

 

 

15

Контрольная работа № 13. Тестирование по итогам года.

Решение тестовых заданий.

 

 

 

16

Итоговое повторение. Заключительный урок.

Работа над ошибками.

 

 

 

 


7. Основная литература:

1. Поурочные планы по учебнику. М.М. Разумовская,С.И. Львовой, В.И. Капинос.- .- М.: Дрофа, 2011.

2. Русский язык. 9кл.:учебник для общеобразоват. учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Лекант.- М.: Дрофа, 2011.

3. Т.А. Костяева. Тесты, проверочные контрольные работы по русс кому языку. 9 класс.- М.: Просвещение, 2001.

4. Г.А. Богданова. Уроки русского языка: из опыта работы.- М.: Просвещение,1996.

5.Тесты. Подготовка к ОГЭ.- М.: Дрофа, 2016.


Дополнительная литература:

1. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. – М.. 1990.

2. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.

3. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 2005.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Русский язык: электронный репетитор (система обучающих тестов). URL :

www. gmcit.murmansk.ru/text/bit/1998/3 2/4/htm

2 Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009. URL :www.labirint.ru/software/135117/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....